Педагогические возможности семинарских занятий — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Педагогические возможности семинарских занятий

2018-01-14 467
Педагогические возможности семинарских занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Семинарские занятия получили свое название от латинского слова seminarium, что означает "рассадник".

Они проводились в древнегреческих и римских Школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений преподава­телей.

Семинар предназначен для углубленного изучения вопросов изучаемого предмета. Он дает возможность овла­деть умениями, навыками, точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, вести диалог, оппонировать.

Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы, и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно.

Основные задачи семинара:

- Помочь студентам глубоко овладеть изучаемым предметом,

- Способствовать развитию у студентов необходимых умений и навыков, научного мышления,

- Осуществлять в системе контроль за качеством подготовки, в целом, и по изучаемому предмету, в частности.

Семинарские занятия могут быть представлены тремя разновидностями: просеминар, собственно семинар и спецсеминар.

Семинарские занятия открывают большие возможности для активизации самостоятельной ра­боты студентов.

Они чаще всего являются продолжением лекционных форм обучения и служат для осмысления и более глубокого изучения теоретических проблем, а также отработки навыков использова­ния знаний.

Семинарское занятие дает студенту возможность:

- про­верить, уточнить, систематизировать знания,

- овладеть термино­логией и свободно ею оперировать,

- научиться точно и доказа­тельно выражать свои мысли на языке конкретной науки,

- анали­зировать факты, вести диалог, дискуссию, оппонировать.

Семи­нар призван укреплять интерес студента к науке и научным ис­следованиям, научить связывать научно-теоретические положе­ния с практической деятельностью.

В процессе подготовки к семинарупроисходит развитие умений самостоятельной работы:

- развиваются умения самостоятельного поиска,

- отбора и переработки информации.

Этому способствуют разные формы постановки заданий для подго­товки к занятию — количество вопросов и их формулировка, указание конкрет­ных источников, разделов, страниц — или предоставление студентам возможно­сти самостоятельного поиска.

На семинарском занятии происходит с тимулирование интеллектуальной деятельности студентов:активизация мнемической и мыслительной деятельности. Это зависит от формы организации занятий, от типа постановки заданий и вопросов на семинарах. Они могут стимулировать:

- репродуктивную активность: необходимость запомнить и точно воспроизве­сти определенный материал,

- продуктивную активность: аналитическую и обобщающую мыслительную деятельность студентов, критическое мышление при усвоении знаний.

В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной дея­тельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа: 1) репродуктивный и 2) продуктивный.

Репродуктивный тип организации занятия предполагает, прежде всего, активизацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал на основе материала лекций или учебников или первоисточников.

Преподаватель предъявляет определенные требования к степени точности воспроизведения, к возможности выражения знаний «своими словами», высказыванию собственного мнения и оценки.

Например репродуктивный характер занятию по психологии придает постановка вопросов следующего типа:

- Внимание и его виды;

- Понятие о памяти;

- Основные свойства характера.

Проведение семинарского занятия репродуктивного типа довольно традиционно в своей последовательности.

В начале семинара формулируются основные вопросы занятия, и студентам дается возможность устно раскрыть их содержание. При этом преподаватель может попросить определенных студентов раскрыть заданные вопросы или же спрашивать желающих.

После выслушивания развернутого ответа на вопрос преподаватель предоставляет другим студентам возможность дополнить, исправить, прокомментировать ответ, высказать собственное мнение.

Важными для преподавателя в данном случае являются умения управлять процессом обсуждения:

- умение соблюдать временной регламент;

- умение не стеснять при этом свободу обсуждения и выражения мнений;

- умение активизировать на занятии как можно большее число студентов;

- умение поставить конкретизирующие, наводящие вопросы в случае затруднения студентов в ответе на вопрос;

- умение стимулировать свободную речь студентов при ответах на вопросы (а не чтение конспекта);

- умение сделать выводы по рассмотренному вопросу.

Продуктивный тип организации семинарского занятия предполагает активизацию мысли­тельных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обоб­щить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. Такой характер занятию придает постановка вопросов следующего типа:

- Чем отличается…?;

- Что общего между…?;

- Какие механизмы...?;

- Выделите достоинства и недостатки...

При этом предполагается, что ответы на эти вопросы в явном виде в учебнике или лекции не даны.

В чем заключается главная отличительная особенность такого занятия? В том, что студентов не просят воспроизвести материал определенного источника (лекции, учебного пособия, первоисточника).

Студентам ставятся вопросы, активизирующие их мыслительную активность, предлагаются задания, ответы на которые в явном виде не представлены в источниках.

Основные функции семинара

 

На семинаре основную роль играет функция обобщения и си­стематизации знаний.

Главное в семинарском занятии не столько передача новой информации, сколько расширение, закрепление и углубление знаний, умений, навыков, способов их получения и применения.

Одной из основных функций семинара является раз­вивающая (развитие критического, творческого мышления, уме­ния убеждать, обосновывать, отстаивать свою точку зрения).

Вы­соко значение оценочной функции, поскольку в ходе обсужде­ния, дискуссий, споров формируются оценки, отношения, цен­ностные ориентации, что в конечном счете помогает усвоению системы гуманистических ценностей, определяющих становление личностного в человеке.

С воспитательной точки зрения семинар может оказаться даже более действенным средством по сравне­нию с лекцией, поскольку обратная связь между преподавателем и студентом теснее.

Организационно-ориентационная функция се­минара проявляется в направляемой преподавателем непосред­ственно или через методические пособия и рекомендации подго­товке студентов к семинарскому занятию: подбор источников информации, выбор методов ее обработки и т. д.

Процесс обсуж­дения проблем дает возможность участникам глубже познакомиться с проблематикой изучаемой науки, разнообразием точек зрения, обнаружить пробелы в своих знаниях, что соответственно стиму­лирует познавательные потребности. В этом проявляется мотивационная функция семинара.

Кроме того, семинар имеет свою спе­цифическую функцию — функцию контроля за содержательно­стью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы сту­дентов.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.