Когда следует проводить экспертный опрос? — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Когда следует проводить экспертный опрос?

2018-01-14 206
Когда следует проводить экспертный опрос? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интервью как вид опроса.

Интервью как специфический вид опроса применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов с целью уяснения области исследования и формализации вопросов и ответов по анкете, пополнения данных из массовой статистики, а также опроса специалистов, экспертов. Используется интервью и как самостоятельный метод сбора информации в случаях, когда не требуется больших выборок. Кроме того, оно применяется как вид пилотажного пробного исследования при организации выборки на предприятиях сложной структуры или при исследовании духовного производства (театр, творческий коллектив, научный центр).


Интервью отличается от анкетирования тем, что вопросник(бланк) интервьюер заполняет по ответам респондентов. При этом могут использоваться не только непосредственная фиксация ответов интервьюером, но и технические средства: телефон, диктофон, магнитофон, видеокамера. Нередко прибегают к помощи ассистента, когда социолог ведет беседу, а ассистент - запись.

Различают виды интервью, используя разные основания для их классификации. По степени формализованности (как главному основанию) выделяют несколько их видов - от полностью свободной беседы с респондентом до формализованной процедуры опроса.


При свободном ("клиническом", "психоаналитическом") интервью планируется только тема, направление беседы. Интервью проводится без заранее подготовленного опросника или подготовительного плана. Предполагается свобода интервьюера, в качестве которого нередко выступает сам социолог, исследователь.


Глубинные интервью предполагают обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга вопросов. Однако их последовательность и формулировка не закрепляются в единообразной форме. С помощью глубинного интервью проводят зондаж общественного мнения относительно определенного круга вопросов при изучении мотивов и ориентаций опрашиваемых в разведывательном исследовании.


Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий и причин. Степень стандартизации по сравнению с ранее рассмотренными видами интервью повышается. Все вопросы, включенные в план интервью,

обязательны для интервьюера, хотя их последовательность и формулировки могут меняться.

 

Интервью с открытыми вопросами предполагает строго обязательную их последовательность и точную формулировку. Интервьюер просто воспроизводит их без каких-либо изменений. Ответы респондентов в свободной форме записываются интервьюером(иногда прибегают к стенографии или магнитофонной записи). В некоторых случаях интервьюер может кодировать ответы на вопросы, пользуясь схемой классификации ответов(кодификатором).Этот вид интервью применяют при опросах экспертов, телефонных опросах, а также в пробных исследованиях.

Формализованное (стандартизованное) интервью является самой распространенной разновидностью этого вида опроса, по существу, напоминающей анкетирование в присутствии анкетера. В нем поведение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией по его заполнению. Интервьюер неукоснительно придерживается формулировок вопросов и их последовательности. В формализованном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. Применяются карточки с закрытыми вопросами. Беседа ведется в устном, разговорном стиле.

В практике социологических исследований применяется и опрос с помощью машины, компьютера и др., что также, естественно, подразумевает определенную степень стандартизации.

 

Экспертный опрос.

Экспертный опрос – это сбор первичных данных, основанный на использовании опыта, знаний и интуиции экспертов в исследуемых областях.

Эксперты – специалисты, которым известны специфические стороны изучаемого явления. В большинстве случаев экспертные интервью проводятся с представителями исполнительной и законодательной власти регионов, журналистами региональных СМИ, учеными, работниками вузов и научно-исследовательских организаций, сотрудниками негосударственных, частных экспертных или консультационных структур, членами экспертных советов и т.д.

Опрос экспертов имеет свои особенности, отличающие его от массовых опросов.

Для проведения опроса интервьюер должен обладать достаточной компетентностью в изучаемом предмете, а также знать терминологию, используемую профессионалами при обсуждении вопросов по теме исследования. Важно сохранять деликатность и вежливость. Необходимо акцентировать внимание на важности для исследования мнения каждого эксперта, тогда как в массовых опросах респондентам сообщают, что все полученные данные будут подвергнуты общей статистической обработке.

Как правило, в опросах экспертов используются открытые формулировки. Закрытые вопросы задаются крайне редко, обычно для уточнений или выяснения меры согласия с мнениями других участников опроса.

 

Социометрия Я.Морено.

(от лат. societas – общество и греч. metreo – измеряю) — широко используемый метод ”измерения” социальной привлекательности внутри групп, изобретенный австро-американским психологом и психиатром Якобом Морено. Метод предполагает применение опросов, в которых респонденты выстраиваются в порядке “привлекательности” и “непривлекательности” товарищей по группе как соучастников, коллег, в целом либо в определенном виде деятельности. По результатам межличностных выборов выстраивается диаграмма, называемая социограммой и показывающая социометрических “звезд” и “отверженных”, а также группы взаимной положительной оценки и социально “изолированные”.

 

Термин Социометрия возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на других. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я. (Дж). Л. Морено.

Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп;

Во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений;

В-третьих, социометрия называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода.

Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни.

Предметная область социометрии – эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная на основе взглядов К. Маркса, О. Конта и 3. Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения.

По Я.Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социологии микроскопии.

Микросоциология, – писал Морено – фактически возникла с появлением моей теории социальной микроскопии. В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии. Изучение первичных атомистических структур человеческих отношений рассматривалось Морено как предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований.

Суть общей теории социометрии состоит в утверждении того, что социометрические системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура).

Цель социометрической теории – сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира.

Современные социологические и социолого-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрии. Особым разделом прикладной социометрии является «социометрический театр» – метод группового тренинга, использующий закономерности группового межличностного взаимодействия.

Этот метод имеет две разновидности: социодрама - моделирование и проигрывание различных социальных ситуаций (управленческих, семейных и др.) и психодрама - моделирование и проигрывание различных ситуаций межличностного общения с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний.

 

 

Первый этап.

На этапе подготовки статистического наблюдения определяется цель, устанавливаются объект и единица наблюдения, разрабатываются инструментарий и программа наблюдения.

Общей целью статистического наблюдения является получение достоверной информации о тенденциях развития явлений и процессов для последующего принятия управленческих решений. Она должна быть конкретной и четкой. Нечетко поставленная цель может привести к сбору не тех данных, которые необходимы для решения конкретной задачи.

Цель определяет объект статистического наблюдения.

Объект наблюдения есть некоторая исследуемая статистическая совокупность или физических лиц (население, работники), или юридических лиц (предприятия, фирмы, учебные заведения), или физических единиц (производственное оборудование, средства передвижения и транспортировки, жилые дома), т.е. исследуемая статистическая совокупность состоит из отдельных единиц.

Единица наблюдения - это первичный элемент объекта статистического наблюдения, который является носителем признаков, подлежащих регистрации. Указание важнейших признаков позволяет установить границы исследуемой совокупности. Скажем, если необходимо провести исследование рентабельности полиграфических предприятий, то необходимо определить формы собственности этих предприятий, организационно-правовые основы, количество работников предприятия, объем реализации продукции, т.е. то, что отличает как государственные и негосударственные предприятия, так и малые и крупные предприятия. Только в этом случае мы получим достоверную статистическую информацию.

 

Программой наблюдения называют перечень вопросов, которые подлежат регистрации при проведении наблюдения. Чтобы программа наблюдения была научно обоснована и правильно составлена, к ней предъявляются следующие требования:

  • четкая и конкретная формулировка главной цели наблюдения;
  • определение места и времени наблюдения, где определяются критический момент (дата или интервал времени, по состоянию на который проводится регистрация признаков) и срок (период заполнения статистического формуляра);
  • выделение ряда наиболее существенных признаков объекта наблюдения;
  • комплексное определение типа, основных черт и свойств изучаемого явления;
  • вопросы, сформулированные в программе, не должны носить двусмысленный характер;
  • соблюдение логического принципа последовательности вопросов;
  • включение в программу вопросов контрольного характера для проверки собираемых статистических данных;
  • сочетание закрытых и открытых вопросов программы.

Второй этап

Все многообразие форм, видов и способов наблюдения можно представить следующим образом:

По форме организации статистического наблюдения: отчетность; специально организованное статистическое обследование - перепись; регистры.

По видам статистического наблюдения: а) по времени регистрации фактов (текущее или непрерывное; прерывное - периодическое, единовременное); б) по охвату единиц совокупности (сплошное; несплошное - основного массива, выборочное, монографическое).

По способам получения статистической информации: непосредственное наблюдение; документальный способ; опрос - экспедиционный, анкетный, явочный, корреспондентский, саморегистрация.

 

Формы статистического наблюдения:

Отчетность - официальный документ, который скрепляется подписями лиц, ответственных за предоставление и достоверность собранных сведений, и утверждается органами государственной статистики. Кроме годовой может иметь место ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная и квартальная отчетность. Отчетность может быть представлена по почте, телеграфу, телетайпу, факсу.

Перепись - наблюдение, повторяющееся через равные промежутки времени, задачей которого является не только определение численности и состава исследуемой совокупности, но и анализ количественных изменений в период между двумя обследованиями. Из всех переписей наиболее известны переписи населения.

Регистр - основан на системе отслеживания состояния переменных и постоянных показателей. В статистической практике различают регистры населения и регистры предприятий.

В настоящее время в России существует Единый государственный регистр предприятий всех форм собственности (ЕГРПО), информационный фонд которого содержит: регистровый код, сведения о территориальной и отраслевой принадлежности, форме подчиненности, виде собственности, справочные сведения и экономические показатели (среднесписочная численность работников; средства, направляемые на потребление; остаточная стоимость основных средств; балансовая прибыль или убыток; уставный фонд).

 

Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов.

Непрерывное (текущее) статистическое наблюдение - это систематическая регистрация фактов или явлений по мере их поступления с целью изучения их динамики. Например, регистрации актов гражданского состояния (рождения, браки, смерти), регистрация страховыми компаниями всех несчастных случаев и других неблагоприятных событий по мере их возникновения.

Видами прерывного наблюдения являются единовременное и периодическое.

Первое есть разовое сплошное наблюдение для сбора количественных характеристик явления или процесса в момент его исследования.

Периодическое наблюдение проводится через определенные промежутки времени по схожим программе и инструментарию. Например, периодическое исследование пассажиропотоков в общественном транспорте, периодическая регистрация цен производителей по отдельным товарам (один раз в месяц или в квартал).

 

По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает сплошным и несплошным.

Сплошное наблюдение охватывает все единицы исследуемой совокупности (например, общая перепись населения).

Несплошное наблюдение охватывает только часть исследуемой совокупности.

 

Третий этап

Собранный статистический материал должен пройти контроль. Как показывает практика, даже при четко организованном статистическом наблюдении встречаются погрешности и ошибки, которые требуют исправления. Поэтому целью этого этапа является как счетный, так и логический контроль полученных первичных данных. Расхождение между расчетным и действительным значениями исследуемой величины в статистике называют ошибкой наблюдения. В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации могут быть случайными и систематическими.

Случайные ошибки не имеют определенной направленности и возникают под действием случайных факторов (перестановка цифр, смещение строк и граф при заполнении статистического формуляра). При обобщении массового материала эти ошибки взаимопогашаются.

Систематические ошибки регистрации имеют определенную направленность, могут либо завышать, либо занижать конкретное значение показателя, что в итоге приводит к искажению действительного положения.

 

Эксперимент в социологии.

Эксперимент в социологии - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. В реальном эксперименте эта проверка проводится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он создает или находит определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие выдвинутой гипотезе.

Основными признаками социального эксперимента являются:

- активное вмешательство исследователя в систему изучаемых явлений;

- планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, возможная комбинация с другими факторами;

- планомерный контроль за всеми существенными детерминирующими факторами;

- эффекты изменения зависимых переменных должны быть измерены и однозначно сведены к влиянию независимых переменных (экспериментального фактора).

 

Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом:

1. Экспериментатор. Это обычно исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент.

2. Экспериментальный фактор (или независимая переменная) - условие или система условий, которые вводятся социологом. Независимая переменная должна быть, во-первых, управляемой, т.е. ее направление и интенсивность действия должны находиться в соответствии с программными установками; во-вторых, контролируемой, если ее качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента.

3. Экспериментальная ситуация - ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. В условия экспериментальной ситуации не включается экспериментальный фактор.

4. Экспериментальный объект - это группа лиц, согласившихся участвовать в экспериментальном исследовании

 

Проводимые в социологии эксперименты различаются: 1) по характеру объекта и предмета исследования; 2) по специфике поставленной задачи; 3) по характеру экспериментальной ситуации; 4) по логической структуре доказательства гипотезы.

  1. Характер объекта и предмета исследования: реальные (натуральные), на генетической совокупности, на выборочной совокупности, мысленные, на математической модели, эксперименты «экс-постфактум»;
  2. Специфика поставленной задач: теоретические и методические, прикладные, проективные, ретроспективные, однофакторные, многофакторные;
  3. Характер экспериментальной ситуации: контролируемые, неконтролируемые, лабораторные, полевые, активно направленные, естественные;
  4. Логическая структура доказательства: параллельные, последовательные.

Натурный (или полевой) эксперимент может быть контролируемым и неконтролируемым. В неконтролируемых экспериментах результат достигается путем достаточно большого числа повторных опытов, так, чтобы по теории вероятности неконтролируемые факторы взаимно погашались и не оказывали бы влияния на воздействие экспериментального фактора.

Контролируемый (валидный) эксперимент является попыткой получить относительно чистый эффект воздействия экспериментальной переменной. С этой целью предпринимается тщательное выравнивание прочих условий, которые могут исказить результат влияния экспериментального фактора.

 

Интервью как вид опроса.

Интервью как специфический вид опроса применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов с целью уяснения области исследования и формализации вопросов и ответов по анкете, пополнения данных из массовой статистики, а также опроса специалистов, экспертов. Используется интервью и как самостоятельный метод сбора информации в случаях, когда не требуется больших выборок. Кроме того, оно применяется как вид пилотажного пробного исследования при организации выборки на предприятиях сложной структуры или при исследовании духовного производства (театр, творческий коллектив, научный центр).


Интервью отличается от анкетирования тем, что вопросник(бланк) интервьюер заполняет по ответам респондентов. При этом могут использоваться не только непосредственная фиксация ответов интервьюером, но и технические средства: телефон, диктофон, магнитофон, видеокамера. Нередко прибегают к помощи ассистента, когда социолог ведет беседу, а ассистент - запись.

Различают виды интервью, используя разные основания для их классификации. По степени формализованности (как главному основанию) выделяют несколько их видов - от полностью свободной беседы с респондентом до формализованной процедуры опроса.


При свободном ("клиническом", "психоаналитическом") интервью планируется только тема, направление беседы. Интервью проводится без заранее подготовленного опросника или подготовительного плана. Предполагается свобода интервьюера, в качестве которого нередко выступает сам социолог, исследователь.


Глубинные интервью предполагают обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга вопросов. Однако их последовательность и формулировка не закрепляются в единообразной форме. С помощью глубинного интервью проводят зондаж общественного мнения относительно определенного круга вопросов при изучении мотивов и ориентаций опрашиваемых в разведывательном исследовании.


Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий и причин. Степень стандартизации по сравнению с ранее рассмотренными видами интервью повышается. Все вопросы, включенные в план интервью,

обязательны для интервьюера, хотя их последовательность и формулировки могут меняться.

 

Интервью с открытыми вопросами предполагает строго обязательную их последовательность и точную формулировку. Интервьюер просто воспроизводит их без каких-либо изменений. Ответы респондентов в свободной форме записываются интервьюером(иногда прибегают к стенографии или магнитофонной записи). В некоторых случаях интервьюер может кодировать ответы на вопросы, пользуясь схемой классификации ответов(кодификатором).Этот вид интервью применяют при опросах экспертов, телефонных опросах, а также в пробных исследованиях.

Формализованное (стандартизованное) интервью является самой распространенной разновидностью этого вида опроса, по существу, напоминающей анкетирование в присутствии анкетера. В нем поведение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией по его заполнению. Интервьюер неукоснительно придерживается формулировок вопросов и их последовательности. В формализованном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. Применяются карточки с закрытыми вопросами. Беседа ведется в устном, разговорном стиле.

В практике социологических исследований применяется и опрос с помощью машины, компьютера и др., что также, естественно, подразумевает определенную степень стандартизации.

 

Экспертный опрос.

Экспертный опрос – это сбор первичных данных, основанный на использовании опыта, знаний и интуиции экспертов в исследуемых областях.

Эксперты – специалисты, которым известны специфические стороны изучаемого явления. В большинстве случаев экспертные интервью проводятся с представителями исполнительной и законодательной власти регионов, журналистами региональных СМИ, учеными, работниками вузов и научно-исследовательских организаций, сотрудниками негосударственных, частных экспертных или консультационных структур, членами экспертных советов и т.д.

Опрос экспертов имеет свои особенности, отличающие его от массовых опросов.

Для проведения опроса интервьюер должен обладать достаточной компетентностью в изучаемом предмете, а также знать терминологию, используемую профессионалами при обсуждении вопросов по теме исследования. Важно сохранять деликатность и вежливость. Необходимо акцентировать внимание на важности для исследования мнения каждого эксперта, тогда как в массовых опросах респондентам сообщают, что все полученные данные будут подвергнуты общей статистической обработке.

Как правило, в опросах экспертов используются открытые формулировки. Закрытые вопросы задаются крайне редко, обычно для уточнений или выяснения меры согласия с мнениями других участников опроса.

 

Когда следует проводить экспертный опрос?

Метод применяется в случаях, когда отсутствуют другие способы сбора данных, удовлетворяющие целям исследования, а также когда объект обладает специфическими характеристиками, о которых знают только профессионалы. Примерами исследований такого рода, например, являются проекты, посвященные оценке объема высокотехнологичных и специализированных секторов рынка или латентных (скрытых) процессов. Такую информацию способен дать только специалист, методы массовых опросов оказываются неэффективными.

 

Методы экспертных оценок используются для прогнозирования событий будущего, если отсутствуют статистические данные, или их недостаточно. Экспертные оценки также применяются для количественного измерения таких событий, для которых не существует других способов измерения, например, при оценке важности целей и предпочтительности отдельных методов продвижения. В качестве эксперта выступает человек, который наиболее компетентен по изучаемой проблеме.

Как правило, экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.