Собственность как социальный институт. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Собственность как социальный институт.

2018-01-14 349
Собственность как социальный институт. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Собственность как социальный институт.

Соц.инст-т – устойч.формы орг-ции вз/отн-ний м/д людьми, кот.склад-ся по поводу наиб.значимых соц.потр-тей. (Основа – соц.нормы)

Соб-ть – отн-я м/д людьми по поводу присвоения благ. (!земля!)

Личн.соб-ть – соб-ть на предметы личн.потр-я. (ЧС – т.при капит-ме)

Руссо, Гоббс, Локк

Формы измен-я соб-ти:

1. Нац-ция –Ч.и Об.соб-ть - гос.

2. Приватизация – Гос.и Об. – Ч.

3. Соц-ция – Г.и Ч.С. – Общ.(1ые декреты сов.вл-ти)

Интел.соб-ть – отн-я м/д людьми по поводу того, кому прин-т то или иное дух.благо

Инст-т обмена (т-р)

 

Социальные нормы и социальные ценности

Соц.к-ра – сов-ть норм и цен-тей, соед-ем кот.я/я вз/отн-я людей др.с др.

Соц.нормы (образцы пов-я):

1. правила пов-я

2. обычаи

3. ритуалы

4. привычки

5. з-ны

6. нравств.правила

!неабсолютны!

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Соц.цен-ти (цен.установки) – моральн., нравств.!иерархичны!

I.Элитарная(авангард), Массовая(униф.), Народная(уник.)

II.Доминир., Субк.(проф., половозр.), Контр.

Семья и брак в современном обществе.

Фамилистика

Семья – осн.на браке/родстве союз людей, ведущих совместн.дом.хоз-во

Ф-ции с.: соц-ция, эк.

Виды с.: моног.(нукл., расшир.) и полиг. (полигин. и полиандр.)

Ф-ции брака – упорядоч-е пол.связей (до - промискуитет)

I.Б(по возр.) – ранние, поздние + детск.браки

Б(по t) – пост., врем. + пробн.

Б(по месту жит-ва) – лок, дислок(гост) *гарем

Б(по полу) – гетеро, гомо

Б(по закл-ю) – по основанию, гражд/свет.

Б – откр, закр

- мистич.высота б.


Основные этапы развития социологической теории.

До развития социологии как отдельной самостоятельной науки, она формировалась в рамках философии. И здесь необходимо упомянуть такие имена как Томас Гоббс и Джон Локк (понятие общественного договора), Анн Тюрго и Мари Кондорсе (понятие социального прогресса).

Философия позитивизма подготовила появление социологии.

1839г – выход очередного тома «Курса позитивной философии» Огюста Конта, который считают манифестом возникновения социологии.

Становление социологии как самостоятельной науки начинается с конца 19-начала 20 века и связано с именами Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Карла Маркса и прочих.

1892 – появление 1 кафедры социологии в Чикагском университете.

1896 – 1 кафедра в Европе.Дюркгейм

20 век увидел профессионализацию социологии. Появляется профессия социолога. Первыми структурами, в которых стала востребована данная профессия, стали крупнейшие американские корпорации. После депрессии 1930-х социологические исследования начинают финансироваться государством.(Фонд Рузвельта)

1946 – М/н Ассоциация социологических исследований

Сегодня социология является основной наукой об обществе, она выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук

В настоящее время проводится целая система исследований на стыке социологии с другими науками, которые получили название социальных исследований (социально-экономические, социально-демографические, социально-политические и др.) Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими науками привели к появлению целого ряда отраслей в социологии — экономической социологии, индустриальной социологии (социологии труда), социологии образования, социологии культуры, социологии политики и др.

Социальные связи.

Социальные связи - это совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других, их воздействия друг на друга, это комплекс факторов, обеспечивающих совместную деятельность индивидов в социальных общностях, объединяя их в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию.

По уровню прочности:

1) Социальные контакты – случайные краткосрочные связи, возникающие между людьми по незначительным/случайным поводам. Любой актор в них легко заменим.

2) Социальные взаимодействия – более прочная связь, возникающая вследствие взаимной деятельности. Акторов нелегко заменить.

3) Социальные взаимоотношения – очень прочные связи, возникающие по значительным, устойчивым поводам.

Ведущее значение имеет социальное взаимодействие, которое отличается от социального контакта сопряженностью систем действий партнеров по отношению друг к другу. Возобновляемостью и устойчивым интересом к ответным действиям партнера, главным образом, что делает его главным предметом социологического анализа.

В зависимости от частоты и продолжительности существования контакты могут быть временными (мимолетными, преходящими) и устойчивыми (прочными).

В зависимости от того, кто заинтересован в контакте, контакты могут быть также формальными и неформальными. Формальные - если заинтересованность, которая привела к контакту, основана на потребностях коллектива, если она возникла в процессе реализации институционализированных интересов, а неформальные - основана на индивидуальных потребностях лица.

В зависимости от того, что лежит в основе заинтересованности, различают личностные и предметные контакты. Личностные выражают заинтересованность личностными чертами или положением партнера, а предметные - заинтересованность каким-то предметом, который имеется у партнера.

В зависимости от характера общения личностей, между которыми возникла социальная связь, социальные контакты могут быть непосредственными (прямыми) и опосредованными. Непосредственные - это контакты, устанавливаемые визуально, а опосредованные - через различные средства коммуникации (письмо, радио, телевидение и др.).

Современные субкультуры.

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых. Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.

Однако не все субкультуры своей отличительной чертой считают внешний вид. Очень многие современные течения делают особый акцент на моральных или политических убеждениях, которые широкой публике уже не продашь. Кроме того, существуют как ультрареакционные субкультуры, так и те, которые практически не отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, представители субкультур могут отличаться от других людей своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль жизни, уклад страны, моральные ценности.

Примеры субкультур: Хиппи, Панки, Гламур, Готы, Эмо, Хип-хоп, Рэгги и растафарай, Интернет-субкультуры, Скинхэды, Славянские субкультуры, Рокеры, Нью-эйдж, Аниме, Натуризм, Толкиенисты, Рэйверы.

 

 

Социальная стратификация.

Страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатель по четырём основным критериям: 1. уровень дохода, 2. доступ к полит. власти, 3. уровень образования, (4. социальный престиж занятия.) Понятие страты заменяет понятие социального класса. С середины 20 в: рассеивание социальных классов.

С точки зрения Питирима Сорокина, социальная стратификация - это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев, ее сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Порог бедности (Черта бедности, прожиточный минимум): мин. доход, приходящийся на душу населения, обеспечивающий соц. выживание человека

Масштаб бедности (уровень и коэффициент бедности): процентное отношение доли населения, живущей у порога бедности, ко всему населению.

Маргиналы (от lat. marginalis-вне общества, находящийся на краю): слои населения, находящиеся за пределами социальной лестницы или за чертой бедности, например нищие, бродяги, люмпен-пролетариат (тот, который даже не продаёт свой труд). Профессиональные нищие не являются маргиналами.

Маргинализация общества: болезнь современного общества, с ростом эффективности производства становится всё больше ненужных людей. Гл. причина маргинализации: потеря работы, социальная политика, ведущая к потери жилья àотсутствие документов. Личные факторы: развод, сиротство.

Основные причины стратификации:

1. гендерное разделение;

2. биологические факторы, как различия в способностях;

3. классовое деление, т.е. неравный доступ к ресурсам;

4. доступ или лишение экономических привилегий, политических прав и социальных льгот;

5. существование системы ценностей в соответствии с которой определяется важность видов деятельности.

Исторические типы стратификации:

1. Рабовладельческая - насилие

2. Кастовая – этн.разл-я

3. Сословная – юр.права

4. Классовая – соб-ть

Социальная мобильность.

- изменение положения в социальной структуре (П.Сорокин). Перемещение по социальной лестнице, изменение положения социальной структуры(относится как к отдельным людям, так и к социальным группам). Начало изучения социальной мобильности связано с именем П. Сорокина (1927г. «Социальная мобильность»).

Виды мобильности:

1) горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная – перемещение индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенных на одном и том же уровне, при этом социальное положение не меняется (смена конфессии, семьи, взглядов). Вертикальная – перемещение из одного социального пласта в другой (изменение соц.положения). В зависимости от направления вертикальной мобильности выделяют: а) восходящую мобильность (социальный подъём, повышение социального статуса), б) нисходящую (понижение социального статуса).

Индивидуальная и групповая.

3) интергенерационная (межпоколенная мобильность – изменение положения индивида в сравнении с положением родителей) и интрагенерационная (внутрипоколенная – изменение положения индивида по сравнению с его же предыдущим положением).

4)стихийная и организованная (перемещение по вертикали и горизонтали, управляемое государством). Может быть добровольной и недобровольной.

5)структурная – перемещение, связанное с изменением социальной структуры, вызванное изменениями в экономике и происходящее помимо воли и сознания индивидов и групп.

Факторы мобильности: брак, собственность, школа, служба/армия, церковь, политическая партия.

Объем – количество людей, переместившихся в вертикальном или горизонтальном направлении за установленную единицу времени

Дистанция мобильности - условная величина, на которую удалось переместиться индивиду или соц группе по соц. Лестнице.

 

Аномия и ее причины.

Понятие аномии специально введено французским социологом Эмилем Дюркгеймом для описания причин девиантного поведения. Дальнейшее развитие концепции связано с именем известного американского социолога Роберта Мертона.

Аномия - состояние общества, при котором наступает разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения, с другой. По определению российских исследователей, аномия — «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам».

Мертон считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.

Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов определенные социальные слои перестают чувствовать свою причастность к ним, происходит их отчуждение, новые нормы и ценности отвергаются членами этих групп, на их место приходят собственные нормы и ценности и соответственные методы их достижения (зачастую противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.

Чикагская школа

Особенности Чикагской школы социологии: 1) методика- анализ личности 2) государственный заказ 3) конкретика и прагматизм

Уильям Томас (1863—1947) - «Польский крестьянин в Европе и Америке», исследование случая (case-study). Теорема об определении ситуации: "Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям"

Флориан Знанецкий (1882—1958) Считал, что социология — наука о социальной организации, изучающая правила поведения, которые касаются активных взаимоотношений как между отдельными членами группы, так и между каждым её членом и всей группой в целом. Ядром социальной организации выступает социальный институт. Изменение общества трактуется как взаимодействие с окружающей средой. Общество меняется, приспосабливаясь к среде, человек — адаптируясь к обществу. Разработал концепцию социального действия: социальное действие — это поведение, которое стремится воздействовать на других людей. Два основных типа действия — приспособление и оппозиция.

В своих работах Знанецкий развивает концепцию социологии как частной науки о культуре и выделяет четыре основных раздела социологии, которые соответствуют четырём изучаемым наукой аспектам:

· социальные действия

· социальные отношения

· социальные личности (позднее термин заменён на социальная роль)

· социальные группы

«Социальные действия», «Исходные данные социологии», «Метод социологии», «Социальные отношения и социальные роли».

Роберт Парк (1864—1944) - Понимал социологию как науку о коллективном поведении. Общество — это организация социального контроля. Социальный контроль — общество символов, знаков и значений, которое преобразует коллективное поведение во взаимодействие. В работе «Город» рассмотрена проблема социальной экологии: социальная экология позволяет рассматривать город как своеобразную органическую целостность, обладающую структурой, закрепляющую функции за отдельными социальными институтами и группами. Центральная проблема социальной экологии — проблема равновесия и кризисов.

Уильям Огборн (1886—1959) Оказал большое влияние на внедрение психоанализа в американскую социологию. С него началась концепция технологического детерминизма. Доказывал, что урбанизация и индустриализация ведут к сокращению и распаду семьи. В 1930—1940-х активно занимался социологией науки и техники, исследовал последствия научно-технического прогресса для общества. Автор книг: «Социальные изменения» (1922), «Социальные эффекты авиации» (1946), «Справочник по социологии» (1947, в соавторстве), «Техника и международные отношения» (1949, редактор) и др.

Колумбийская школа

Пауль Лазарсфельд (1901—1976) - Качественные и количественные методы в социологии. Социологи изучают человека вообще, а методолог — социолога в работе. Требовал единства количественных и качественных методов, чтобы не разделять теорию и практику.

Основные работы:«Математическое мышление в социальных науках» (1954), «Личное влияние» (1955), «Анализ латентной структуры» (1968), «Выбор народа» (1969).

Якоб Леви Морено (1892—1974) - Основоположник нового направления на стыке социологии, психологии и философии — социометрия (теория измерения межличностных отношений, исследование малых групп). Социометрию можно назвать антипозитивизмом. Социальная реальность по Морено — это совпадение внешнего представления общества и социометрической матрицы.

«Театр спонтанности»,«Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе», «Психодрама».

П. Сорокин

Французская социологическая школа (Школа Дюркгейма)- одно из ведущих направлений французской социологии к. 19 - первой половине 20 в., основанное Э. Дюркгеймом. Теоретическим и методологическим фундаментом школы стал позитивистский социологизм Дюркгейма, основные положения которого следующие: выделение социальной действительности как специфической сферы бытия и деятельности, самостоятельной по отношению к биологической (природа) или психической (внутренний мир индивида) действительности, принципиально важной, интегративной при изучении человека; утверждение объективного, надиндивидуального характера общества, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения, его функционального характера; определение социологии как самостоятельной, объективной, позитивной науки о социальной действительности, интегрирующей в себя все антропологические науки.

Социологизм Французской социологической школы противостоял таким авторитетным социологическим направлениям, как католическая социология (рассматривавшая общество как определенное следствие реализации Божьего промысла и библейских заповедей), социологический номинализм (сводивший социум к совокупности индивидуальных действий и мотивов), биологический и психологический редукционизм (определявший социальную действительность исключительно биологическими или психическими факторами), утверждая объективный, надиндивидуальный характер социальных процессов (в наиболее радикальном виде `обожествляя` общество).

Деятельность Французской социологической школы как ведущего направления французской социологии начала века оказала существенное влияние не только на формирование современных представлений о природе общества и связанной с ним теоретической проблематики, но и на формирование антропологической науки в целом, во многом определила облик современного функционализма, неомарксистской социологии, повлияла на становление франкфуртской школы.

Основные положения

· С точки зрения Французской социологической школы общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.

· Общество необходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категориях социального (социальные факты — явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой).

· Сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и коллективное, последнее при этом проявляется в виде «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества.

· Функция культуры, в том числе и религии, заключается в том, чтобы через коллективные представления объединять общество

Школа Британской социальной антропологии. В силу практических потребностей Британской империи, социология в Британии занималась в основном изучением социоэтнографической проблематики. Это было необходимо для эффективного управления многочисленными колониями. и доминионами. Изучая этносоциологическую проблематику, социологи Лондонской школы экономики создали весьма плодотворное направление, которое впоследствии получило дальнейшее развитие в таких школах, как французский структурализм, теория социального обмена и др. Одним из первых создателей кафедры социологии Лондонского университета стал Эдвард Вестермарк (1862—1931), заложивший научные принципы социологического изучения различных этносов, на базе которых впоследствии сформировали свои концепции А. Р. Редклифф-Браун (1881— 1955) и Б. Малиновский (1886—1942).

Заслугой этой школы является формулирование принципов функционализма, определяющих возникновение и развитие социальных институтов в зависимости от потребности общества решать новые, все более сложные задачи, возникающие перед ним по мере развития. Этот подход впоследствии был детализирован и углублен структурным функционализмом, а также позволил выявить качественные различия между экономическими и социальными связями во взаимодействиях людей. Последнее направление затем развивалось в трудах Б. Ф. Скиннера, Д. Хоманса и П. Блау.

Немецкая школа социологии

Если для французской школы основными темами исследования были разделение труда, коллективное сознание и солидарность, религия и самоубийство, историческая динамика общества, то для представителей немецкой школы социологии таковыми являлись отчуждение труда, рациональность и бюрократия, эволюция капитализма и развитие общества, религия, социальные институты и общности, мотивация экономического поведения. Основные представители этой школы - выдающиеся немецкие ученые Г. Зиммель, Ф. Теннис и М. Вебер.

Франкфуртская школа была основана в 1930. В 1933 переехала в США. Основные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм. Методологические принципы:

1. Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов (в Дюркгеймовском смысле).

2. Приверженность к гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.

3. Акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях.

Направленность трудов ученых Франкфуртской школы — в основном на критику капиталистического общества.

Теория социальных систем.

Социальная система — целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.

Система при взаимодействии с внешней средой способна изменить отношения элементов, т. е. свою структуру, представляющую сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами системы.

Существенными характеристиками любой системы являются целостность и интеграция структурных элементов. Специфика социальной системы заключается в том, что ее элементами (компонентами) являются индивиды, группы, социальные общности, поведение которых детерминируется определенными социальными позициями (ролями).

Толкотт Парсонс (1902—1979) — американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии. - «О структуре социального действия», «К общей теории социального действия», «Система современных обществ».

Т. Парсонс рассматривает общество как систему, считая при этом, что любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям — адаптации, целедостижению, интеграцию и удержанию образца.

 

Разработал метатеорию — теорию действия, на её основе — теорию систем. Предложил структуру элементарного акта действия:

Агент (действующее лицо) = актор. Понимается не как организм, а как сознание, «Я».

«Цель» — такое будущее положение вещей, на которое ориентировано выполняемое действие.

Ситуация действия (она разбита на средства и условия). Средства контролируются, а условия нет.

Нормативная ориентация — ценностная оценка средств, которая накладывает ограничения.

Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).

Основные черты функционализма для самого общества таковы:

Общество рассматривается как система.

Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности её частей.

Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности её границ).

 

Основные функции, которые должны выполняться в любой социальной системе:

Адаптация — система адаптируется к условиям.

Достижение цели — достижение конкретных целей и мобилизация средств для получение результатов.

Интеграция — связь между элементами.

Воспроизводство образца (латентность) — запас внутренней прочности (для социальных систем) и возможность выдерживать напряжение между элементами.

 

Теорию дорабатывал Роберт Мертон (1910—2003) - Ввел в социологию понятие «ТСУ» (Теория среднего уровня). Альтернатива теории Парсонса. ТСУ — теории, ориентированные на ограниченный круг явлений и подкрепленные эмпирическими данными (например, изучение преступности дает материал для теории девиации). Основная теорема функционального анализа: «Точно также, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции — так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями»

Основными понятиями теории структурного функционализма Мертона являются «функция» и «дисфункция». Функции — по Мертону, те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде. Дисфункции — те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде. Три условия, входящие в требования функционального анализа Р.Мертона:

· Функциональное единство

· Функциональная универсальность

· Функциональная обязательность (принудительность)

Роберт Мертон выступил продолжателем Э. Дюркгейма, значительно дополнив его концепцию социальной аномии. «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И АНОМИЯ». «ЭФФЕКТ МАТВЕЯ В НАУКЕ». «ЯВНЫЕ И ЛАТЕНТНЫЕ ФУНКЦИИ».

Берталанфи (1901-1972) – автор идеи о необходимости системных и междисциплинарных подходов в науке. Первооснователь обобщённой системной концепции под названием «Общая теория систем». Постановщик системных задач - прежде всего, в сфере разработки математического аппарата описания типологически несходных систем. Исследователь изоморфизма законов в различных сегментах научного знания. Физические системы отличаются от живых образований тем что закрыты по отношению к внешней среде, тогда как живые организмы являются открытыми.

«Общая теория систем — Критический обзор»

Д. Белл

В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа:

· Доиндустриальное — определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия

· Индустриальное — определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма

· Постиндустриальное — определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет, как место их производства и накопления

 

Мануэль Кастельс (1942) – теория сетевого общества. «Информационный век: экономика, общество, культура». Формируется новое информационное общество, порождает глобальное и сетевое общество. Главное направление его научной деятельности, связано с рождением информационного общества и теми изменениями, которые принесла научно-техническая революция. Эти изменения, по мнению Кастельса, сравнимы с промышленной революцией и даже превосходят ее. Развивается спонтанно. Интернет имущие/интернет неимущие.

 

Элвин (Олвин) Тоффлер «Футуршок» «Третья Волна»

Ранний позитивизм.

Социология происходит из философии. Зарождение связано с позитивистами.

Позитивизм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Представители раннего позитивизма: О. Конт (основатель), Сен-Симон, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.

Сен-Симон (1760-1825) - «Индустриальная система», «Катехизис промышленников», «Новое христианство». Развитие социологии как науки. Основатель школы утопического социализма (предшествовавшее марксизму учение о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве). Сотрудничал с О. Контом, оказал влияние на Э. Дюркгейма, К. Маркса

Эволюционизм общества. Выделял три стадии развития общества (в зав-ти от типов знания): идеологическая, метафизическая, позитивная – с появлением индуст. об-ва (его термин) →появление отдельного многослойного класса (занятые в индуст. произ-ве), появление технологии (господство над природой), государство превращается из инструмента господства в инструмент просвещенного благосостояния, появляется управляемая от имени нового индуст. класса интеллект.элита, обладающая позитивным социологическим мышлением.

Однако до возникновения доброжелательного, элитарного варианта социализма неизбежен переходный период соц. расстройства ввиду перехода от религии к светскости. Позитивная, научная социология (соц. физика, как называет ее Сен-Симон) призвана помочь и ускорить переход к позитивной стадии.

О. Конт (1798-1857) - последователь Сен-Симона. Основоположник позитивизма. «Основание социологии», «Курс позитивной философии». Социология – позитивная философия. Наблюдение, накопление фактов. Образец позитивизма – естествознание. Социальная политика: философия – религия всего мира

Разделы социологии:

­ Соц. Статика. Учение об условиях существования общества (семья, церковь, государство)

­ Соц. Динамика. Учение об изменении социальных систем

­ Социальная политика. Программа соц. Действий

Закон 3-х стадий соц. динамики: т еологическая (познание мира через сверхъестественные силы), метафизическая (первосущности), позитивная (отказ от познания мира, накопления фактов).

Джеймс Милль (1773-1836) - «История британской индии», журнал «Филантроп». Концепция утилитаризма. Общая польза со стороны морали.

«Анализ феноменов человеческого духа». Ассоцианизм – знания сводятся к чувствам, а не к логике. Ассоциации – соединение смежных понятий через них. Принцип ассоциации идей. Слабости философии и ума. Этические концепции общества. Теория воспитания, социализации (проверял на своем сыне). Против концепции естественного права.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) – идея о том, что человеческое сознание – механизм.

«Система логики»: существуют общие законы логики. Индивидуальные отклонение – личный опыт. à Разделение опыта и категории. à Привнесение эмпирического элемента – анализ данных, опыта. Отверг идею опыта социологии.

Г. Спенсер (1820-1903) – основатель теории эволюционизма (социал-дарвинизм). Естественный отбор – интеграция материи в связанную разнородность из бессвязной однородности. Общество = организм (Органицизм - социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями природы)

Человек по природе асоциален. Институты социализации: домашние, обрядовые (этикет), политические, церковные, профессиональные и промышленные – помогают эволюционировать. Эволюция → социализация

«Основные начала», «Система синтетической философии» (принципы социологии – 1 том). Государство не должно вмешиваться в институт общества. Учение о соц.институтах.

Социология Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.Основные работы: «Социология и философия», «Самоубийство», «Метод социологии». Основатель социологического реализма. Основатель функционализма. Основатель социологии религии.

Социологизм – специфичность и автономность социальной реальности. Социальное объясняется лишь социальным.

Основа социальной жизни - социальный факт – всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него («принудительная сила»). При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. Отражается на всех членах общества.

Социальные факты следует рассматривать как вещи. Отличительный признак социального факта – принудительное воздействие на индивида. Демографические, социально-психологические факторы.

Дихотомия – разделение человека и общества. В человеке социальное/ коллективное преобладает над индивидуальным.

Дюркгейм разделил социологию на три основные отрасли:

1) Социальная морфология. Она исследует материальную основу общества (его форму, структуру), географическую основу жизни, народонаселение, объем и проч.

2) Социальная физиология. Она исследует жизненные проявления общества. Охватывает ряд частных социальных наук – социология религии, морали, эстетическая, юридическая и т. д.

3) Общая социология. Осуществляет теоретический синтез и устанавливает общие законы.

Социология П.А. Сорокина.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый-социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начал


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.