Социальные роли. Ролевое поведение. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Социальные роли. Ролевое поведение.

2018-01-14 390
Социальные роли. Ролевое поведение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях.

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус.

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д.Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение роли и статуса. Ролевое поведение. В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль.

В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного "Я". Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желательное впечатление у других.

Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего "Я".

 

18.Личность как уникальная социальная система Любая проблема, изучаемая социологией, оказывается сопряженной с проблемой личности. Но следует выяснить различия в тер­минах: человек, индивид, личность.

Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологиче­скими особенностями - определенным темпераментом, характером, спецификой памяти, чувств, способностей и т.п.

Социальные качества личности — это совокупность социаль­но-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодейст­вия с другими людьми в конкретных социально-исторических усло­виях и обстоятельствах.

Наиболее значимые социальные качества личности таковы;1) Самосознание - выделение индивидом самого себя из окру­жающей социальной среды,

2) Самооценка — оценка личностью самой себя

3) Активность - способность личности производить самостоя­тельно4) Интересы - постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности.

5) Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ори­ентирующих деятельность личности

6) Убеждения - личностные социально-психологические по­требности 7) Установка - социальная характеристика

личности, Личность обладает определенной социально-психологической структурой, элементами которой являются её же свойства:1) Целостность - взаимообусловленность2) Открытая социальная система

3) Динамически изменяющаяся система4) Самопознающая система5) Саморегулирующаяся система

6) Саморазвивающаяся система - не только приспосабливаю­щаяся к внешнему миру, но и изменяющая его своей целенаправленной активностью, а вместе с тем изменяющая и самое себя.

Социологи выделяют несколько типов личности:

1) Модальная личность2) Базисная личность

3) Маргинальный тип личности 4) Реактивная личность

5) Проактивная личность 6) Криминальная личность

 

19.Понятие, виды и основные этапы социализации. Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы зна­ний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функцио­нировать в качестве активного субъекта общественных отношений и деятельности, называется социализацией.

Включаясь в процесс социализации, формирующаяся личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в свои собственные оценки, ориентации, установки, в свои собственные действия.

Социализация — двусторонний процесс, включающий в себя, с од­ной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, цен­ностей и норм культуры путем вхождения в систему социальных взаимодействий с окружающими людьми, а, с другой стороны, про­цесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Различают две основные формы социализации - направлен­ная и ненаправленная.

Одним из важных способов направленной социализации является воспитание

Весьма существенным средством социализации личности яв­ляется ее идентификация.

Известные американ­ские социологи Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс и др. интерпретируют идентификацию как принятие индивидом определенной социальной роли и вхождение ее в определенную социальную группу, как про­цесс формирования социальных установок и позиций личности.

Выделяются несколько этапов социализации.

Первый этап - младенчество, которое охватывает два первых года жизни ребенка. Основной канал социализации на данном этапе - эмоциональное общение ребенка со взрослыми.

Второй этап — ранее детство, охватывающее период от двух до пяти лет. В этот период ведущую роль в социали­зации ребенка выполняет предметная деятельность, прежде всего с игрушками - погремушками, мячиками, куклами и т.п.

Третий этап - дошкольное детство (6-7 лет). В этот период ведущим началом социализации становится игра, прежде всего, ролевая игра.

Четвертый этап – ранний школьный возраст (7 -11 лет). В это время происходит переосмысление предыдущего опыта на основе получаемых знаний. Основной канал социализации – общение и взаимодействие с учителем.

Пятый этап - подростковый возраст (12-14 лет). В этот период сохраняется ведущая роль в процессе социализа­ции

Шестой этап - юношеский воз­раст (14-18 лет). Этот этап начинается еще в школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки пре­вращаются в юношей и девушек

Седьмой этап - поздняя юность (18—25 лет). Этот этап знаме­нует собой переход от систематического обучения к продуктивному труду.

Восьмой этап — это этап человеческой зрелости (25-60 лет). Основным средством социализации здесь становится трудовая деятельность, а также самообразование.

Девятый этап - послетрудовая деятельность, когда человек переходит к заслуженному отдыху.

 

20.Факторы и институты социализации. Важное значение в социологии придается факторам социали­зации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются:

1) биологические (в частности биологическая наследственность индивидов);

2) психологические (влияние на процесс социализации темпера­мента, характера, способностей трансформирующейся личности и т.п.);

3) социальные (экономическая система, политический режим, уровень развития культуры и образования и т.п.).

Важнейшую роль в осуществлении социализационных про­цессов выполняют социальные агенты, институты социализации.

Таковыми являются:

1) семья — первичная группа и социальный институт, где фор­мирующаяся личность получает первые социализационные уроки, приобретает первый социальный опыт как существо индивидуальное и одновременно социальное;

2) школа - социальный институт, который силами учителей осуществляет обучение и образование детей и подростков

3) группа сверстников, которая оказывает неформальное, но очень сильное влияние на активность формирую­щейся личности

4) трудовой коллектив., который социализирует и профессио­нализирует социализирующее воздействие социальной среды на лич­ность

5) средства массовой информации — включают личность в мощные и разнообразные информационные потоки, расширяют тем самым ее познавательный, мировоззренческий,

6) культура - важнейший социальный институт социализации.

 

 

21.Типы социальных групп, их структура. Исходной «клеточкой» социальной струк­туры является социальная группа.

Это - совокупность людей, кото­рые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются чле­нами данной группы с точки зрения других.

Характерными чертами социальной группы являются:

1) способ взаимодействия между членами;

2) осознание членства, принадлежности к данной группе;

3) осознание единства членов группы.

В социологии различают первичные и вторичные группы. Первичные - такие группы, которые характеризуются тесными, непо­средственными связями и сотрудничеством (семья, игровая группа детей, соседство) Вторичные группы характеризуются отсутствием непосредственных эмоциональных связей, взаимодействия в них обу­словлены стремлением к определенным целям, в них главную роль играют не личностные качества людей, а их умение выполнять опре­деленные функции.

Наряду с первичными и вторичными группами социологи различают: условные, лабораторные группы,реальные группы,квазигруппы

Важнейшее значение имеет дифференциация социальных групп на малые и большие.

Малая группа - это относительно неболь­шое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы подразделяются на:

- формальные, неформальные, референтные

Большая группа - реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченная в обществен­ную деятельность и соответствующую систему общественных отно­шений (коллектив вуза, предприятия, население страны или города,).

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.