Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2018-01-14 | 299 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Часто проявляется чрезмерная рассеянность, нарушена способность концентрации внимания (зависит от возраста). Отсюда вытекает моторная и речевая вязкость. Если возникает возможность выбора, дети не радуются, так как они не умеют его делать.
С целью уточнения данных международной классификации, 3. Тржесоглава обследовала 324 ребенка школьного возраста с ММД и получила следующий процентный состав проявления отдельных признаков.
Нарушения внимания (93%). Дети не могут сосредоточиться и поддерживать концентрацию внимания в течение времени, характерного для их возраста. Не умеют отключаться от воздействий различных раздражителей внешней среды.
Гиперактивность (80%). Это проявление, по мнению американских авторов, часто считается наиболее характерным признаком синдрома. Поведение детей не зависит от условий и не подчиняется влияниям внешней среды. Они находятся в постоянном движении, непоседливы, перебегают от предмета к предмету. Если они вынуждены сидеть, то и сидя, они постоянно меняют положение тела, играют с мел-
кими предметами или со своими пальцами. Гиперактивность часто связана с повышенной разговорчивостью. Дети стремятся завязывать контакты и нарушают разговор других людей. Гипоактивность, из числа обследованных детей, встречалась в 20% случаев.
Легкие неврологические нарушения (77%). Отмечались подергивание мышц лица, грудной клетки, тремор пальцев рук, гиперкинезы, нарушения сухожильных рефлексов и координации движений.
Эмоциональная лабильность (71%). Она сопровождалась повышенным беспокойством, тяжелым переживанием неудач, страхами, повышенной плаксивостью и раздражительностью. Настроение детей с легкими дисфункциями мозга меняется в коротких интервалах времени (часы и минуты), иногда проявляется агрессивность (44,2%), которая сменяется пассивностью (65,7%).
|
Нарушения восприятия и образования понятий (68%). Наиболее поврежден зрительный анализатор. Дети были неспособны не только рисовать, но даже обводить контуры рисунка, различать размеры предметов, они плохо ориентировались в пространстве, неправильно читали буквы, не четко воспроизводили ритм.
Повышенная импульсивность (66,5%). Дети вступали в контакт и общались без всякого внутреннего контроля, не задумываясь о последствиях, часто действовали неадекватно ситуации и собственным возможностям. Причиной этого скорее всего была недостаточная сила торможения. В результате ребенок вступал в конфликты с одноклассниками, учителями и членами семьи, при этом он не осознавал своей вины, а начинал считать, что его не понимают или обижают. Это приводило к дальнейшим неадекватным ситуациям.
Повышенная утомляемость (65,7%). Головные боли наблюдались у 29,5% детей, инфантильное поведение — у 63%.
Нарушения речи и произношения (50%). Специфические нарушения (дислексии и дисграфии) отмечались у 26—40% детей.
Обобщая приведенные данные по проявлениям ММД у детей, отметим, что сопутствующие нарушения речи выявлялись в большинстве случаев. Этот факт с большой степенью вероятности позволяет сделать вывод о вторичности очень многих речевых нарушений детского возраста (задержки рече-
вого развития, дислалии, дисграфии, заикания и т.д.) по отношению к первичным поражениям мозга, характеризуемым как ММ Д.
В нашей стране при диагностике рассматриваемого явления ранее детям ставили следующие диагнозы: синдромы гипервозбудимости, хронический мозговой синдром, легкая детская энцефалопатия, длительная расторможенность, минимальный церебральный паралич, синдром детской дезадаптации и др.
Отечественные исследователи и клиницисты долгое время не признавали социальную природу данных отклонений в психическом развитии и склонялись к применению термина «задержка психического развития» (М.С. Певзнер). С 1975 г. в публикациях ученых использовались такие названия, как «легкая дисфункция мозга» (Л.Т. Журба) и «гиперактивный ребенок» (Д.Н. Исаев). Б.Р. Яременко, А.Б. Яременко и Т.Б. Горяинова в работе «Минимальные дисфункции головного мозга у детей» выделяют среди всего многообразия клинических проявлений ММД наиболее часто встречаемые сочетания: задержка развития речи (точнее — сенсорной и слухомоторной речевых функций), нарушение роста и развития опорно-двигательного аппарата, гиперкинез (в форме синескезий — сопутствующие движения), аллер-годерматоз, энурез.
|
В медицинскую литературу вошло определение «минимальные дисфункции мозга», которое свело воедино «пеструю» группу различных нарушений и отклонений в состоянии здоровья, поведения, развития и обучения детей.
В Международной классификации болезней (10-й пересмотр) в главе V (F) — «Психические расстройства и расстройства поведения» в разделах F90 и F90.0 дается сходное с ММД клиническое описание гиперактивносги с дефицитом внимания. Кардинальным признаком, необходимым для постановки данного диагноза, служат нарушение внимания и гиперактивность, выявляемые более чем в одной ситуации. Гиперактивность предполагает чрезмерную нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, однако стандартом для суждения должно быть то, что активность является чрезмерно высокой в контексте ожидаемого в определенной ситуации и по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития.
Однако необходимо заметить, что признаки МДМ не ограничиваются синдромом гиперактивности с нарушением внимания, а включают нарушения обучения и двигательную неуклюжесть, которые в МК.Б-10 отнесены к следующим разделам: специфические расстройства развития речи (F80); специфические расстройства развития школьных навыков (F81); специфические расстройства развития двигательных функций (F82); смешанные специфические расстройства развития (F83): общие расстройства развития (F84). В клинической практике у детей часто наблюдается сочетание симптомов, которые можно отнести не к одной, а к двум и более диагностическим рубрикам по МКБ-10, при этом выделение ведущего симптомокомплекса весьма затруднительно. Именно поэтому термин «минимальные мозговые дисфункции» — как обозначение синдромокомплекса, проявляющегося в различных вариантах сочетаний симптомов, не может быть вытеснен из употребления ни одним сформулированным к настоящему времени обозначением рассматриваемого заболевания и имеет право на дальнейшее существование.
|
Таким образом, представляется актуальным следующее определение термина «минимальные мозговые дисфункции», ис-пользуемое большинством специалистов в последнее время
Минимальные мозговые дисфункции — наиболее легкие формы церебральной (лат. cerebralis — мозговой) патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.
Из определения видно, что ММД не является медицинским диагнозом в точном смысле этого слова. Скорее она только констатация факта наличия легких нарушений в работе головного мозга. Для психолога такой дефект ребенка выступает как данность, однако суть этого дефекта необходимо понять, чтобы проследить последствия его отрицательного влияния на развитие психических процессов и поведение ребенка в целом и принять меры для их предупреждения и минимизации.
Вопросы и задания
1. Составьте свой вариант определения состояния ребенка при ММД, охарактеризуйте это состояние и потении-
альные возможности развития ребенка, исходя из определения.
2. В чем состоят принципиальные различия в понимании
ММД отечественными и зарубежными психологами и вра
чами?
3. Проанализируйте терминологический аппарат, исполь
зуемый в современной психологии и медицине для обозна
чения ММД. Каковы его особенности, сходе та и различия?
4. Перечислите основные признаки ММД по исследова
ниям 3. Тржесоглавы. Понаблюдав за ребенком, демонстри
рующим подобное состояние, опишите основные проблемы
его развития и разработайте рекомендации по устранению
недостатков поведения.
5. Охарактеризуйте специфику синдрома дефицита внима
ния с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минималь
ной мозговой дисфункции. Что вы могли бы порекомендовать
родителям гиперакгивного ребенка дошкольного возраста для
правильной организации его поведения дома и на прогулке?
6. Каким образом педагог-психолог может способство
вать развитию саморегуляции как обшей способности у млад
ших школьников с ММД?
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!