Психического развития и сходных с ней состояний — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Психического развития и сходных с ней состояний

2018-01-14 282
Психического развития и сходных с ней состояний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросами дифференциальной диагностики задержки психического развития и сходных с ней состояний занима­лись многие отечественные ученые: М.С. Певзнер, Г.Е. Суха­рева, И.А. Юркова, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная, Е.М. Мае-тюкова, Г.Б. Шаумаров, К. Новакова и др.

На ранних этапах развития ребенка трудность представ­ляет разграничение случаев грубого речевого недоразвития, моторной алалии, олигофрении, аутизма и задержки психи­ческого развития.

Особенно важно различать умственную отсталость и ЗПР церебрально-органического генеза, поскольку в том и другом случае у детей отмечаются недостатки познаватель­ной деятельности в целом и выраженная дефицитарность модально-специфических функций. Отметим отличительные признаки, значимые для разграничения задержки психичес­кого развития и умственной отсталости.

1. Для нарушений познавательной деятельности при ЗПР
характерны парциальность, мозаичность в развитии всех ком­
понентов психической деятельности ребенка. При умствен­
ной отсталости наблюдаются тотальность и иерархичность
нарушений психической деятельности. Ряд авторов исполь­
зует для характеристики умственной отсталости такое опре­
деление, как «диффузное, разлитое повреждение» коры го­
ловного мозга.

2. В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с
ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития
их познавательной деятельности, в особенности высших
форм мышления — обобщения, сравнения, анализа, синте­
за, отвлечения, абстрагирования. Однако некоторые дети с
ЗПР, как и их умственно отсталые сверстники, затрудня­
ются в установлении причинно-следственных зависимостей
и имеют несовершенные функции обобщения.

3. Для развития всех форм мыслительной деятельности
детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики. В то
время как у умственно отсталых детей данный феномен эк­
спериментально не выявлен.

4. В отличие от умственной отсталости, при которой стра­
дают мыслительные функции — обобщение, сравнение, ана-

 

синтез, при задержке психического развития нарушены сические процессы: внимание, восприятие, сфера обра-предсгавлений, зрительно-двигательная координация, ематический слух и др.

При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них 1виях и в процессе целенаправленною воспитания и обу- ля они способны к плодотворному сотрудничеству как зрослым, так и с более развитым сверстником. Это со-1ничество более эффективно, если оно осуществляется в ме игровых заданий и ориентировано на непроизволь-[ интерес ребенка к деятельности. >. Игровое предъявление заданий повышает продуктив-гь деятельности детей с ЗПР, в то время как для ум-:нно отсталых дошкольников оно может служить пово-для непроизвольного «соскальзывания» с выполнения шия. Особенно часто это происходит, если предлагаемое шие находится на пределе возможностей умственно от-юго ребенка.

7. У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипу-
ивной и игровой деятельности. Их игровая деятельность,
гличие от таковой у умственно отст&тых дошкольников,
ит более эмоциональный характер. Мотивы определяют-
целями деятельности, правильно выбираются способы
тижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней
утствуют собственный замысел, воображение, умение
дставить ситуацию в умственном плане. В отличие от нор-
1ьно развивающихся дошкольников дети с ЗПР не пере-
ят без специального обучения на уровень сюжетно-роле-
i игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры. Вместе
:м их умственно отсталые сверстники остаются на уров-
предметно-игровых действий.

8. Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций,
толяющая им более длительное время сосредоточиваться
выполнении заданий, вызывающих их непосредствен-
й интерес. При этом, чем больше ребенок заинтересован
;ыполнении задания, тем выше результаты его деятель-
гти. Этого не отмечается у умственно отсталых детей. Их
оциональная сфера не развита, а чрезмерно игровое
гдъявление заданий (в том числе в ходе диагностического
следования) часто отвлекает ребенка от решения самого
[ания и затрудняет достижение цели.

 

9. Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в раз­
личной степени владеют изобразительной деятельностью.
У умственно отсталых дошкольников без специального обу­
чения изобразительная деятельность не возникает. Такой ре­
бенок останавливается на уровне предпосылок предметных
изображений, т.е. на уровне черкания. В лучшем случае у
отдельных детей отмечаются графические штампы — схема­
тичные изображения домиков, «головоногие» изображения
человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные по плоско­
сти листа бумаги.

10. В соматическом облике детей с ЗПР в основном от­
сутствует диспластичность. В то время как у умственно от­
сталых дошкольников она наблюдается достаточно часто.

11. В неврологическом статусе детей с ЗПР обычно не от­
мечается грубых органических проявлений, что типично для
умственно отсталых дошкольников. Однако и у детей с за­
держкой можно увидеть неврологическую микросимптома­
тику: выраженную на висках и переносице венозную сеточ­
ку, лежую асимметрию лицевой иннервации, гипотрофию
отдельных частей языка с его девиацией вправо или влево,
оживление сухожильных и периостальных рефлексов.

12. Патологическая наследственная отягощенность более
типична для анамнеза умственно отсталых детей и практи­
чески не отмечается у детей с ЗПР.

В зависимости от происхождения (церебрального, кон­ституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов ЗПР дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности.

Задержки психического развития церебрального проис­хождения при хромосомных нарушениях, внутриутробных поражениях, родовых травмах встречаются чаше других и представляют наибольшую сложность при отграничении их от умственной отсталости.

В исследованиях В.И. Лубовского, К.С. Лебединской, М.С. Певзнер, Н.А. Цыпиной и др. указывается, что при задержке психического развития имеет место неравно­мерность формирования психических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдель­ных психических процессов. При олигофрении характер­ны тотальность и иерархичность порджения.

 

'ченые, изучавшие психические процессы и возможнос-бучения детей с задержкой психического развития вы- ш ряд специфических особенностей в их познаватель-, личностной, эмоционально-волевой сферах и поведе-

Безусловно, это не все отличительные признаки, ываемые при разграничении ЗПР и умственной отста-и. Не все они одинаковы по своей значимости. Однако нание позволяет достаточно четко дифференцировать рассматриваемых состояния.

[ногда приходится дифференцировать задержку психи-ого развития и легкую степень органической деменции. ЗПР нет такой разлаженности деятельности, личност-распада, грубой некритичности и полного выпадения щий, которые отмечаются у детей с органической де-даей, что и является дифференциальным признаком, собые трудности представляет разфаничение задержки ического развития и тяжелых нарушений речи корко-генеза (моторная и сенсорная алалия, ранние детские ии). Эти трудности обусловлены тем, что при обоих эяниях имеются похожие внешние признаки и следует лить первичный дефект — речевое ли это нарушение штеллектуальная недостаточность. Это сложно, так как ib и интеллект относятся к познавательной сфере дея-юсти человека. Кроме того, они в своем развитии не­явно связаны между собой. Еще в трудах Л.С. Выгот-) при указании на возраст 2,5—3 года говорится, что но в этот период «речь становится осмысленной, а пение — речевым». Поэтому, если патогенный фактор йствует в эти сроки, он всегда затрагивает обе назван-:феры познавательной деятельности ребенка. Но и на 4Х стадиях его развития первичное поражение речевой я может задержать или нарушить ход становления по-тельной деятельности в целом, я дифференциальной диагностики важно знать, что

ок с моторной апатией, в отличие от ребенка с ЗПР,

крайне низкую речевую активность. При попытке всту-: ним в контакт он часто проявляет негативизм. Кроме нужно помнить, что при моторной алалии более всего дат звукопроизношение и фразовая речь, а возможно-:воения норм родного языка стойко нарушены. Ком-

сативные трудности у ребенка все более нарастают по

 

мере того, как с возрастом речевая деятельность требует все большей автоматизации речевого процесса (Е.М. Мастюкова, 1997).

Сложности для диагностики представляет разграничение ЗПР и аутизма в дошкольном возрасте. У ребенка с ранним детским аутизмом (РДА), как правило, нарушены все фор­мы довербального, невербального и вербального общения. От ребенка с ЗПР он отличается маловыразительной мими­кой, отсутствием зрительного контакта («глаза в глаза») с собеседником, чрезмерной пугливостью и страхом новизны. Кроме того, в действиях детей с РДА наблюдается патоло­гическое застревание на стереотипных движениях, отказ от действий с игрушками, неготовность к сотрудничеству со взрослыми и детьми.

Следует помнить, что к категории детей с ЗПР не отно­сятся те дети, для которых, кроме задержки психического развития, характерно также наличие выраженных отклоне­ний в развитии: умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные на­рушения взаимодействия с окружающей ребенка средой в форме аутизма. Однако, по нашим данным и практическому опыту работы, трудности постановки точного диагноза в раннем онтогенезе у таких детей приводят к тому, что часть детей, посещающих подобные классы и специализирован­ные группы в детском саду (около 10—12%), имеют слож­ные и осложненные дефекты развития. В частности, в более старшем возрасте таким детям ставился диагноз: олигофре­ния в степени дебильности, синдром раннего детского аутизма (РДА), шизофрения и др.

Безусловно, существует еще масса сходных состояний, ко­торые необходимо отличать от ЗПР. Именно поэтому для правильной диагностики и разработки программ психологи­ческой помощи и образования ребенка необходимы тщатель­ное изучение его анамнеза развития, динамическое наблюде­ние за его функционированием, а также правильно подобран­ный диагностический инструментарий. Только комплексное медико-психолого-педагогическое обследование с учетом всех принципов диагностики развития в дизонтогенезе позволит правильно классифицировать ребенка и разработать маршрут его последующего развития и образования.

 

 

просы и задания

Перечислите отличительные признаки, значимые для шичения задержки психического развития и умствен-

1ТСТЭЛОСТИ.

Какое влияние может оказать основной дефект ум­но отсталого ребенка на формирование у него способ-

к учебной деятельности? При каких состояниях нарушенного развития имеет

неравномерность формирования отдельных психичес->ункций, а для каких характерны тотальность и иерар->сть поражения?

В чем состоит отличие ЗПР от деменций детского воз- }

В чем состоят сложности диагностики разграничения и аутизма в дошкольном возрасте? В чем, на ваш взгляд, могут проявляться основные от-[ задержки психического развития у детей, воспитыва-:ся в условиях детского дома?

Проведите сравнительное исследование особенностей нательного развития ребенка с ЗПР и детей с тоталь-недоразвитием (умственной отсталостью).

 

 

Раздел 2


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.