Социальное поведение, дивиантное поведение. Социальные организации. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Социальное поведение, дивиантное поведение. Социальные организации.

2018-01-14 153
Социальное поведение, дивиантное поведение. Социальные организации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Социальные институты

2. Основные виды и функции социальных институтов.

Можно выделить 5 основных потребностей общества и 5 видов соц. Институтов, которые позволили их удовлетворить:

1) Потребность в воспроизводстве человеческого рода. В ответ появился институт семьи и брака. Они упорядочивают половую жизнь мужчины и женщины, регламентируют их права и обязанности по отношению друг к другу, а также к иным членам семьи.

 

2) Потребности в безопасности и в социальном порядке. В ответ на неё в обществе появились политико-правовые социальные институты. К ним относятся, прежде всего: государство и его органы (суд, армия, милиция, тюрьмы) они осуществляют контроль за членами общества для сохранения общественного порядка. Сюда же относятся политические партии, организации, общественные движения и прочее, и они представляют интересы людей во властной структуре.

 

 

3) Потребность в добывании средств существования. В ответ на это появились экономические институты. Они обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства (производство и распределение товаров и услуг). К таким институтам относятся: банки, рынки. Биржа, заводы, фабрики, собственность и т.д.

 

4) Потребность в передаче знаний, подготовке кадров, социализации подрастающего поколения. В ответ на неё появились институты образования в широком смысле, включая науку и культуру. В рамках таких институтов усваиваются накопленные знания и культурные ценности. К ним относятся: школы, высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, театры, музеи, выставочные комплексы и т.д.

 

 

5) Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни. В ответ на эту потребность появляются религиозные институты. С помощью них люди реализуют свою потребность в вере и закрепляют наиболее приемлемые образцы поведения, характерные для определенных социо-культурных общностей.

 

Вместе с тем существуют и более подробные классификации, где выделяют намного больше социальных институтов это: экономико-социальные институты, политические, социокультурные и воспитательные институты, нормативно-ориентирующие институты, нормативно-санкционирующие, церемониально-символические, отдельные институты науки и медицины и т. д. Институты можно разделить на главные (основные) и не главные (второстепенные). Выше перечисленные 5 видов являются главными. Например: среди главного политического института функционирую следующие (не главные): институт президентства, институт судопроизводства, институт судебной экспертизы, институт судебной власти, институт присяжных и т.д. В институте семьи и брака можно выделить не главные институты: институт отцовства, материнства, институт наследования социального статуса родителей, институт родовой мести, институт любви, институт имянаречения. Задачи главных институтов осуществляются через функционирование не главных институтов. В отличии от основного института, неосновные выполняют более узкие задачи, удовлетворяя нефундаментальные потребности.

 

Социальные институты также можно разделит на формальные и неформальные: Формальные социальные институты характеризуются след: взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально (официально) оговорённых правил, законов, инструкций, положений, регламентов и т.д.

Неформальные институты не оформлены никакими официальными документами.

В некоторых случая социальный институт перестаёт приносить пользу обществу и вместо этого наносить ему определенный ущерб или вред. В этих случаях говорят о дисфункциях социального института.

 

Исследователь Ян Щепаньский выделил следующие условия эффективного функционирования социальных институтов.

1) Четкое определение цели и круга выполняемых действий.

2) Рациональное распределение труда и рациональная его организация.

3) Деперсонализация действий. Официальные лица, вы ступающие от имени того или иного социального института должны выполнять свои функции в строгом соответствии с предписаниями, а не в зависимости от своих личных интересов и предпочтений.

4) Признание и престиж, которыми институт должен обладать в глазах общества в целом или в той или иной социальной группы.

5) Бесконфликтное включение в общую систему институтов.

 

 

Социальный контроль.

Общество представляет собой систему социальных взаимодействий друг с другом. В процессе такого взаимодействия большинство людей совершают те или иные поступки, согласуясь с нормами и правилами, принятыми в данном обществе или данной социальной группе. При этом каждый из нас когда-то нарушает такие правила или нормы. В связи с этим в обществе складывается ситуация, когда необходимо какием-то образом оценить поступки людей.

Термин «социальный контроль» был введён в научный оборот социальным психологом Габриелем Тардом. Первоначально по этим термином понималось средство возвращения преступника к нормальному, соответствующему нормам общества, поведению. В дальнейшем этот термин приобрёл более широкое содержание и был связан с процессами социализации личности. Американские исследователи Эрик Росс и Парк ориентировали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, обеспечивающее нормальное соотношение между социальными силами.

Роберт Парк выделял 3 формы социального контроля:

1. Элементарные санкции

2. Общественное мнение

3. Социальные институты

 

Социальный контроль--это особый механизм поддержания общественного порядка, содержащий совокупность норм и ценностей общества или социальной группы, а также санкций, призванных гарантировать определённое поведение своих членов. В понятие соц. Контроля входят 2 главных элемента: нормы и санкции.

Нормы – это предписание того как надо правильно вести себя в обществе. Социальные нормы это требования и предписания соответствующего общественно одобряемого поведения людей в обществе. Это некие идеальные шаблоны предписывающие нам что нужно делать, говорит, думать в тех или иных ситуациях. Нормы могу различаться по своему масштабу. Одни действуют только в определённых малых группах (в данной семье, в данной группе друзей, отдельно молодёжной группе) такие нормы называются групповыми привычками.

Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и их называют общими правилами. К ним относятся: обычаи, традиции, нравы, законы, этикет и т.д. кроме того социальные нормы можно классифицировать также в зависимости от того насколько строго соблюдается их исполнение. В зависимости от меры наказания нормы можно расположить так:

· Обычаи

· Манеры

· Этикет

· Традиции

· Законы

· Табу

 

Санкции – это средство поощрения или наказания, стимулирующее людей соблюдать социальные нормы. Социальные санкции – это разветвленная система вознаграждения или наказания за выполнение или невыполнения норм.

Виды санкций

· Позитивные (награждающие)

· Негативные (наказывающие)

Санкции могут быть

· Формальными

· неформальными.

.Позитивные формальные, негативные формальные, позитивные неформальные, негативные неформальные.

Существуют варианты использования санкций. Американский социолог Парсонс выделил 3 метода социального контроля:

1) изоляция. Этот метод применяется с целью отлучения лица, нарушившего социальную норму от других индивидов, при этом его реабилитация не предусматривается(пример: заключение в тюрьме преступников)

2) обособление – ограничение контактов дивианта с другими людьми, но без полной его изоляции от общества(пример: помещение в психиатрическую больницу на определённый срок)

3) реабилитация – подразумевает возможность исправления и возвращения в нормальную жизнь, к исполнению своих обычных ролей в обществе.

Тема: Социология конфликтов

1. Проблема конфликта в современной социологической теории

Вся история человечества характеризуется различными конфликтами. Конфликты составляют основу развития общества. Именно к такому выводу пришли сегодня социологи, политологи и др. учёные, исследовавшие особенности социального развития. Различные противоречия пронизывают абсолютно все сферы жизни общества: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречийсоздаёт кризис общества. Кризис является результатом глубоких изменений в содержании и формах жизни различных сочиальны групп. Проявляением кризиса общества явялется резкий подъём социальной напряжённости и данное состояние нередко перерастает в конфликт. Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, интересов, мнений, взглядов субъектов взаимодействия. Понятие Социальный конфликт ввёл в научный оборот Г. Зиммель. Именно так называлась его работа в 1 четверти XX века. Социальный конфликт есть взаимная и открытая борьба социальных субъектов, побуждаемая несовпадающими (разными, противоположными) интересами из-за необходимых им благ.

В социологии к изучению данного объекта обращались многие. 1 из них Карл Маркс. Согласно его мнению конфликт – это временное состояние общества, которое может быть преодолено определёнными рациональными средствами и следовательно возможно такое состояние уровня общественного развития, когда общественные конфликты исчезнут. Главной движущей силой социальных конфликтов являются общественные противоречия, которые в условиях классово-антагонических формаций реализуются в форме классовой борьбы. Основу социальных конфликтов и составляет борьба за собственность. Маркс и его сторонники выделяют 2 типа борьбы:

1) Социальное противоборство за изменение принципов распределения материальных благ. Такая борьба требует преобразования основ социального порядка и может найти своё разрешение только в результате социальной революции.

2) За изменение критериев распределения материальных благ в рамках сложившейся общественной системы. Данная борьба есть реформистский путь совершенствованных общественных отношений и разрешения конфликтов.

Выдвигая на 1-ый план экономические факторы социальных конфликтов марксистская социология утверждает, что политические факторы являются их следствием и проявлением.

Другой немецкий исследователь Макс Вебер считал, то для современного общества наиболее адекватны рациональные системы права, т.е. согласие с властью основанное на законе, наличие конституционных основ правопорядка и развитого гражданского самосознания, хотя при этом он также не исключал важности политического конфликта между классами и группами. Природу конфликта Вебер видел в противоречии между нормативными предписаниями государства и реальной психологии людей, а так же в мировоззренческо-ценностных установках, а так же различий идей и интересов различных статусных групп (крестьянство, рабочего класса, городской буржуазии), каждая из которых имеет свои собственные экономические интересы, свои амбиции, понимание мира и т.д. Все эти различия НЕ связаны со способом производства, а сами статусные группы в основном мирно сосуществуют между собой. Взаимодополняя и обогащая друг друга. Конфликты могут возникать именно в период становления этих групп. В центре внимания конфликта у Вебера находится противоборства материальных и идеальных интересов различных статусных групп.

Эмиль Дюркгейм. Этот исследователь ставит проблему взаимоотношений общества и личности. По его мнению общество стоит над человеком. Каждый появляющийся на свет индивид застаёт общество и его институты уже в готовом виде. В основе отношений между людьми в обществе лежит солидарность. Это и есть то общее, что объединяет людей в коллектив, но при этом в каждом отдельном человеке имеется что-то чисто личное, что делает его индивидом. В этом заключаются предпосылки личностного конфликта. Он уделял большое внимание исследованию дивиантного поведения: преступления, самоубийства, психические заболевания. Общество способно преодолеть конфликты.

Ральф Дарендур и А. Каузер пришли к выводу. Что конфликт это вполне нормальное состояние общества. Существование общества без конфликто невозможно. Это необходимы элемент социальной жизни, который даёт выход социальной напряжённости, порождая социальные изменения различного масштаба. Каузер подчеркивает, что конфликт несёт в себе не только деструктивную функцию, но и имеет большой позитивный потенциал и выделяет следующие положительные функции конфликта:

1. Образование новых групп, установление и поддержание нормативных и физических их границ.

2. Это установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгруповых отношений

3. Социализация и адаптация как индивидов, так и социальных групп. С

4. Создание и поддержание баланса сил, в частности власти

5. Получение информации об окружающей среде

6. Стимулирование нормативного и социального контроля

7. Способствование созданию новых социальных институтов.

2. Этапы протекания конфликтов

На сегодняшний день наука выработала 2 модели описания конфликтов:

1) Процессуальная. Данная модель дает акцент на динамике конфликта,

2) Структурная. В неё акцент переносится на анализ условий, лежащихв основе конфликта и влияяющих на его динамику.

 

Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии

1. Предконфликтная стадия разбивается на 2 фазы. Начальная стадия характеризуется формированием конфликтной ситуации, т. Е. накопление противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов ценностей, установок субъектов конфликтного взаимодействия. Это латентная фаза развития конфликта. 2 фаза начинается с инцидента илди повода. Т.е. какого-то внешнего события, которая приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе приходит осознание конфликтующими сторонами своих побудительных мотивов. На этой фазе конфликт из латентной формы переходит в открытую. Наступает следующая стадия.

2. Конфликтная. Конфликтное поведение – это действие направленное на то. Чтобы прямо или косвенно блокировать достижения противостоящей стороной её цели и интересы. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей, как противоположных другой стороне, но и формирование готовности на борьбу. В данном случае конфликт принимает форму острых разногласий, которые индивиды не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют возникшие противоречия. Всё это происходит при обостренном эмоциональном фоне, который стимулирует конфликтное поведение.

Сила участников конфликта – это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера, она включает различные компоненты:

· Физическая сила и технические средствпа, применяемое как инструмент насилия

· Информационно-цивилизованная форма применения силы (сбор фактов, статистических данных, анализ документов)

· Социальный статус. Выражается в доходах уровнях влясти, престиже, влияниях, власти.

· Прочие ресурсы, среди них деньги, территория, время, число сторонников и т.д.

3. Разрешение конфликта осуществляется как через изменгение объективной ситуации, так и через субъектиыную/психологическую перестройку образа ситьуации, который сложился у враждующих сторон. Возможно полное разрешение конфликта и частичное: полное --. При частичном изменяется только внешнее конфликтное поведение, при этом внутренние побудительные установки могут сохраняться. Различные варианты разрешения. Компромисс, сотрудничество и т.д.

4. Постконфликтная стадия, на которой должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий.

Заключительный этап.

· Анализ и проверка инструментария на полноту и качество заполнения, редактирование инструментария.

· Кодирование данных (SPSS) и их ввод в ЭВМ

· Расчет средних величин, мер рассеянных признаков, расчет коэфициента индексов, графическое представление данных

· Составление итогового документа. ПО мере усложнения эти документы могут быть в следующих вариантах:

1. Информация (информационная справка)

2. Информационная записка. Составляется после описательных исследований. Данные переводятся в %, подводятся общие выводы

Тема: Социальные институты

2. Основные виды и функции социальных институтов.

Можно выделить 5 основных потребностей общества и 5 видов соц. Институтов, которые позволили их удовлетворить:

1) Потребность в воспроизводстве человеческого рода. В ответ появился институт семьи и брака. Они упорядочивают половую жизнь мужчины и женщины, регламентируют их права и обязанности по отношению друг к другу, а также к иным членам семьи.

 

2) Потребности в безопасности и в социальном порядке. В ответ на неё в обществе появились политико-правовые социальные институты. К ним относятся, прежде всего: государство и его органы (суд, армия, милиция, тюрьмы) они осуществляют контроль за членами общества для сохранения общественного порядка. Сюда же относятся политические партии, организации, общественные движения и прочее, и они представляют интересы людей во властной структуре.

 

 

3) Потребность в добывании средств существования. В ответ на это появились экономические институты. Они обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства (производство и распределение товаров и услуг). К таким институтам относятся: банки, рынки. Биржа, заводы, фабрики, собственность и т.д.

 

4) Потребность в передаче знаний, подготовке кадров, социализации подрастающего поколения. В ответ на неё появились институты образования в широком смысле, включая науку и культуру. В рамках таких институтов усваиваются накопленные знания и культурные ценности. К ним относятся: школы, высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, театры, музеи, выставочные комплексы и т.д.

 

 

5) Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни. В ответ на эту потребность появляются религиозные институты. С помощью них люди реализуют свою потребность в вере и закрепляют наиболее приемлемые образцы поведения, характерные для определенных социо-культурных общностей.

 

Вместе с тем существуют и более подробные классификации, где выделяют намного больше социальных институтов это: экономико-социальные институты, политические, социокультурные и воспитательные институты, нормативно-ориентирующие институты, нормативно-санкционирующие, церемониально-символические, отдельные институты науки и медицины и т. д. Институты можно разделить на главные (основные) и не главные (второстепенные). Выше перечисленные 5 видов являются главными. Например: среди главного политического института функционирую следующие (не главные): институт президентства, институт судопроизводства, институт судебной экспертизы, институт судебной власти, институт присяжных и т.д. В институте семьи и брака можно выделить не главные институты: институт отцовства, материнства, институт наследования социального статуса родителей, институт родовой мести, институт любви, институт имянаречения. Задачи главных институтов осуществляются через функционирование не главных институтов. В отличии от основного института, неосновные выполняют более узкие задачи, удовлетворяя нефундаментальные потребности.

 

Социальные институты также можно разделит на формальные и неформальные: Формальные социальные институты характеризуются след: взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально (официально) оговорённых правил, законов, инструкций, положений, регламентов и т.д.

Неформальные институты не оформлены никакими официальными документами.

В некоторых случая социальный институт перестаёт приносить пользу обществу и вместо этого наносить ему определенный ущерб или вред. В этих случаях говорят о дисфункциях социального института.

 

Исследователь Ян Щепаньский выделил следующие условия эффективного функционирования социальных институтов.

1) Четкое определение цели и круга выполняемых действий.

2) Рациональное распределение труда и рациональная его организация.

3) Деперсонализация действий. Официальные лица, вы ступающие от имени того или иного социального института должны выполнять свои функции в строгом соответствии с предписаниями, а не в зависимости от своих личных интересов и предпочтений.

4) Признание и престиж, которыми институт должен обладать в глазах общества в целом или в той или иной социальной группы.

5) Бесконфликтное включение в общую систему институтов.

 

 

Социальный контроль.

Общество представляет собой систему социальных взаимодействий друг с другом. В процессе такого взаимодействия большинство людей совершают те или иные поступки, согласуясь с нормами и правилами, принятыми в данном обществе или данной социальной группе. При этом каждый из нас когда-то нарушает такие правила или нормы. В связи с этим в обществе складывается ситуация, когда необходимо какием-то образом оценить поступки людей.

Термин «социальный контроль» был введён в научный оборот социальным психологом Габриелем Тардом. Первоначально по этим термином понималось средство возвращения преступника к нормальному, соответствующему нормам общества, поведению. В дальнейшем этот термин приобрёл более широкое содержание и был связан с процессами социализации личности. Американские исследователи Эрик Росс и Парк ориентировали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, обеспечивающее нормальное соотношение между социальными силами.

Роберт Парк выделял 3 формы социального контроля:

1. Элементарные санкции

2. Общественное мнение

3. Социальные институты

 

Социальный контроль--это особый механизм поддержания общественного порядка, содержащий совокупность норм и ценностей общества или социальной группы, а также санкций, призванных гарантировать определённое поведение своих членов. В понятие соц. Контроля входят 2 главных элемента: нормы и санкции.

Нормы – это предписание того как надо правильно вести себя в обществе. Социальные нормы это требования и предписания соответствующего общественно одобряемого поведения людей в обществе. Это некие идеальные шаблоны предписывающие нам что нужно делать, говорит, думать в тех или иных ситуациях. Нормы могу различаться по своему масштабу. Одни действуют только в определённых малых группах (в данной семье, в данной группе друзей, отдельно молодёжной группе) такие нормы называются групповыми привычками.

Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и их называют общими правилами. К ним относятся: обычаи, традиции, нравы, законы, этикет и т.д. кроме того социальные нормы можно классифицировать также в зависимости от того насколько строго соблюдается их исполнение. В зависимости от меры наказания нормы можно расположить так:

· Обычаи

· Манеры

· Этикет

· Традиции

· Законы

· Табу

 

Санкции – это средство поощрения или наказания, стимулирующее людей соблюдать социальные нормы. Социальные санкции – это разветвленная система вознаграждения или наказания за выполнение или невыполнения норм.

Виды санкций

· Позитивные (награждающие)

· Негативные (наказывающие)

Санкции могут быть

· Формальными

· неформальными.

.Позитивные формальные, негативные формальные, позитивные неформальные, негативные неформальные.

Существуют варианты использования санкций. Американский социолог Парсонс выделил 3 метода социального контроля:

1) изоляция. Этот метод применяется с целью отлучения лица, нарушившего социальную норму от других индивидов, при этом его реабилитация не предусматривается(пример: заключение в тюрьме преступников)

2) обособление – ограничение контактов дивианта с другими людьми, но без полной его изоляции от общества(пример: помещение в психиатрическую больницу на определённый срок)

3) реабилитация – подразумевает возможность исправления и возвращения в нормальную жизнь, к исполнению своих обычных ролей в обществе.

Социальное поведение, дивиантное поведение. Социальные организации.

Тема: Социология конфликтов

1. Проблема конфликта в современной социологической теории

Вся история человечества характеризуется различными конфликтами. Конфликты составляют основу развития общества. Именно к такому выводу пришли сегодня социологи, политологи и др. учёные, исследовавшие особенности социального развития. Различные противоречия пронизывают абсолютно все сферы жизни общества: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречийсоздаёт кризис общества. Кризис является результатом глубоких изменений в содержании и формах жизни различных сочиальны групп. Проявляением кризиса общества явялется резкий подъём социальной напряжённости и данное состояние нередко перерастает в конфликт. Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, интересов, мнений, взглядов субъектов взаимодействия. Понятие Социальный конфликт ввёл в научный оборот Г. Зиммель. Именно так называлась его работа в 1 четверти XX века. Социальный конфликт есть взаимная и открытая борьба социальных субъектов, побуждаемая несовпадающими (разными, противоположными) интересами из-за необходимых им благ.

В социологии к изучению данного объекта обращались многие. 1 из них Карл Маркс. Согласно его мнению конфликт – это временное состояние общества, которое может быть преодолено определёнными рациональными средствами и следовательно возможно такое состояние уровня общественного развития, когда общественные конфликты исчезнут. Главной движущей силой социальных конфликтов являются общественные противоречия, которые в условиях классово-антагонических формаций реализуются в форме классовой борьбы. Основу социальных конфликтов и составляет борьба за собственность. Маркс и его сторонники выделяют 2 типа борьбы:

1) Социальное противоборство за изменение принципов распределения материальных благ. Такая борьба требует преобразования основ социального порядка и может найти своё разрешение только в результате социальной революции.

2) За изменение критериев распределения материальных благ в рамках сложившейся общественной системы. Данная борьба есть реформистский путь совершенствованных общественных отношений и разрешения конфликтов.

Выдвигая на 1-ый план экономические факторы социальных конфликтов марксистская социология утверждает, что политические факторы являются их следствием и проявлением.

Другой немецкий исследователь Макс Вебер считал, то для современного общества наиболее адекватны рациональные системы права, т.е. согласие с властью основанное на законе, наличие конституционных основ правопорядка и развитого гражданского самосознания, хотя при этом он также не исключал важности политического конфликта между классами и группами. Природу конфликта Вебер видел в противоречии между нормативными предписаниями государства и реальной психологии людей, а так же в мировоззренческо-ценностных установках, а так же различий идей и интересов различных статусных групп (крестьянство, рабочего класса, городской буржуазии), каждая из которых имеет свои собственные экономические интересы, свои амбиции, понимание мира и т.д. Все эти различия НЕ связаны со способом производства, а сами статусные группы в основном мирно сосуществуют между собой. Взаимодополняя и обогащая друг друга. Конфликты могут возникать именно в период становления этих групп. В центре внимания конфликта у Вебера находится противоборства материальных и идеальных интересов различных статусных групп.

Эмиль Дюркгейм. Этот исследователь ставит проблему взаимоотношений общества и личности. По его мнению общество стоит над человеком. Каждый появляющийся на свет индивид застаёт общество и его институты уже в готовом виде. В основе отношений между людьми в обществе лежит солидарность. Это и есть то общее, что объединяет людей в коллектив, но при этом в каждом отдельном человеке имеется что-то чисто личное, что делает его индивидом. В этом заключаются предпосылки личностного конфликта. Он уделял большое внимание исследованию дивиантного поведения: преступления, самоубийства, психические заболевания. Общество способно преодолеть конфликты.

Ральф Дарендур и А. Каузер пришли к выводу. Что конфликт это вполне нормальное состояние общества. Существование общества без конфликто невозможно. Это необходимы элемент социальной жизни, который даёт выход социальной напряжённости, порождая социальные изменения различного масштаба. Каузер подчеркивает, что конфликт несёт в себе не только деструктивную функцию, но и имеет большой позитивный потенциал и выделяет следующие положительные функции конфликта:

1. Образование новых групп, установление и поддержание нормативных и физических их границ.

2. Это установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгруповых отношений

3. Социализация и адаптация как индивидов, так и социальных групп. С

4. Создание и поддержание баланса сил, в частности власти

5. Получение информации об окружающей среде

6. Стимулирование нормативного и социального контроля

7. Способствование созданию новых социальных институтов.

2. Этапы протекания конфликтов

На сегодняшний день наука выработала 2 модели описания конфликтов:

1) Процессуальная. Данная модель дает акцент на динамике конфликта,

2) Структурная. В неё акцент переносится на анализ условий, лежащихв основе конфликта и влияяющих на его динамику.

 

Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии

1. Предконфликтная стадия разбивается на 2 фазы. Начальная стадия характеризуется формированием конфликтной ситуации, т. Е. накопление противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов ценностей, установок субъектов конфликтного взаимодействия. Это латентная фаза развития конфликта. 2 фаза начинается с инцидента илди повода. Т.е. какого-то внешнего события, которая приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе приходит осознание конфликтующими сторонами своих побудительных мотивов. На этой фазе конфликт из латентной формы переходит в открытую. Наступает следующая стадия.

2. Конфликтная. Конфликтное поведение – это действие направленное на то. Чтобы прямо или косвенно блокировать достижения противостоящей стороной её цели и интересы. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей, как противоположных другой стороне, но и формирование готовности на борьбу. В данном случае конфликт принимает форму острых разногласий, которые индивиды не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют возникшие противоречия. Всё это происходит при обостренном эмоциональном фоне, который стимулирует конфликтное поведение.

Сила участников конфликта – это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера, она включает различные компоненты:

· Физическая сила и технические средствпа, применяемое как инструмент насилия

· Информационно-цивилизованная форма применения силы (сбор фактов, статистических данных, анализ документов)

· Социальный статус. Выражается в доходах уровнях влясти, престиже, влияниях, власти.

· Прочие ресурсы, среди них деньги, территория, время, число сторонников и т.д.

3. Разрешение конфликта осуществляется как через изменгение объективной ситуации, так и через субъектиыную/психологическую перестройку образа ситьуации, который сложился у враждующих сторон. Возможно полное разрешение конфликта и частичное: полное --. При частичном изменяется только внешнее конфликтное поведение, при этом внутренние побудительные установки могут сохраняться. Различные варианты разрешения. Компромисс, сотрудничество и т.д.

4. Постконфликтная стадия, на которой должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.