Стадии развития моральных суждений, по Л. Колбергу — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Стадии развития моральных суждений, по Л. Колбергу

2018-01-14 293
Стадии развития моральных суждений, по Л. Колбергу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

        Отношение к идее
Уровень Стадия Возраст, лет Основания морального выбора самоценности человеческого
        существования
Преконвенцио-   0-2 Делаю то, что
нальный     мне приятно  
    2-3 Ориентация Ценность чело-
      на возможное веческой жизни
      наказание. смешивается с
      Подчиняюсь ценностью
      правилам, чтобы предметов,
      избежать наказания которыми этот
        человек владеет
    4-7 Наивный потре- Ценность чело-
      бительский веческой жизни
      гедонизм. Делаю измеряется
      то, за что меня удовольствием,
      хвалят; совершаю которое доставляет
      добрые поступки ребенку этот
      по принципу: человек
      «Ты — мне, я —  
      тебе»  
Конвенцио-   7-10 Мораль «пай- Ценность чело-
нальный     мальчика». веческой жизни
      Поступаю так, измеряется тем,
      чтобы избежать насколько этот
      неодобрения, человек
      нериязни ближних, симпатизирует
      стремлюсь быть ребенку
      (слыть) «хорошим  
      мальчиком»  
      («хорошей  
      девочкой»)  
    10-12 Ориентация Жизнь оценивается
      на авторитет. как сакральная,
      Поступаю так, неприкосновенная
      чтобы избежать в категориях
      неодобрения моральных
      авторитетов и (правовых) или
      чувства вины; религиозных норм
      выполняю свой и обязанностей
      долг, подчиняюсь  
      правилам  

Продолжение

 

Постконвен­циональный   После 13 Мораль, основанная на Жизнь ценится и с точки зрения ее
      признании прав пользы для чело-
      человека и вечества, и с точки
      демократически зрения права каждого
      принятого закона. Поступаю согласно собственным человека на жизнь
      принципам,  
      уважаю принципы других людей, стараюсь избегать  
      самоосуждения  
    П После 18 Индивидуальные принципы, выработанные Жизнь рассматривается как священная с позиции
      самостоятельно. Поступаю согласно общечеловеческим уважения к уникальным возможностям
      универсальным каждого человека
      принципам  
      нравственности  

Девять гипотетических дилемм

Форма А

Дилемма III

В Европе женщина умирала от особой формы рака. Было только одно лекарство, которое, по мнению докторов, могло бы ее спас­ти. Это была форма радия, недавно открытая фармацевтом в этом же городе. Изготовление лекарства стоило дорого. Но фармацевт назначил цену в 10 раз больше. Он заплатил 400 долларов за не­большую дозу радия, а назначил цену 4000 долларов. Муж боль­ной женщины Хайнц пошел ко всем своим знакомым, чтобы взять взаймы денег, и использовал все легальные средства, но смог со­брать лишь около 2000 долларов. Он сказал фармацевту, что жена умирает, и просил его продать дешевле или принять плату позднее. Но фармацевт сказал: «Нет, я открыл лекарство и собираюсь хоро­шо на нем заработать, использовав все реальные средства». И Хайнц решил взломать аптеку и украсть лекарство.

Вопросы 2, 10 включены, чтобы выявить моральную ориентацию субъекта, и могут считаться необязательными.

1. Должен ли Хайнц украсть лекарство?

1 -а. Почему да или нет? .f

2. Хорошо или дурно для него украсть лекарство?
2-я. Почему это правильно или дурно?

3.Есть ли у Хайнца обязанность или обязательство украсть лекарство?
3-а. Почему да или нет?

4. Если бы Хайнц не любил свою жену, должен ли был он украсть лекарство для нее? (Если субъект не одобряет воровство, спросить: будет ли различие в его поступке, если он любит или не любит свою жену?)

4-а. Почему да или нет?

5. Предположим, что умирает не его жена, а чужой человек. Должен ли Хайнц украсть лекарство для чужого?

5-а. Почему да или нет?

6. (Если субъект одобряет кражу лекарства для чужого.) Предполо­жим, что это домашнее животное, которое он любит. Должен ли Хайнц украсть, чтобы спасти любимое животное?

6-а. Почему да или нет?

7. Важно ли для людей делать все, что они могут, чтобы спасти жизнь другого?

7-а. Почему да или нет?

8. Воровать — противозаконно. Дурно ли это в моральном отноше­нии?

8-а. Почему да или нет?

9. Вообще, должны ли люди пытаться делать все, что они могут, чтобы повиноваться закону?

9-а. Почему да или нет?

10. Этот вопрос не является обязательным.
10-а. Почему?

Дилемма 1П(1)

Хайнц залез в аптеку. Он украл лекарство и дал его жене. На следующий день в газетах появилось сообщение о грабеже. Офицер полиции м-р Браун, который знал Хайнца, прочитал сообщение. Он вспомнил, что видел, как Хайнц бежал от аптеки, и понял, что это сделал Хайнц. Полицейский колебался, должен ли он со­общить об этом.

Вопросы 1 и 2 являются необязательными. Если вы не хотите использовать их, начинайте с вопроса 3.

1. Должен ли офицер Браун сообщить о том, что кражу совершил Хайнц?
1-а. Почему да или нет?

2. Предположим, что офицер Браун — близкий друг Хайнца. Должен ли он тогда подать рапорт о нем?

2-а. Почему да или нет?

Офицер Браун сообщил о Хайнце. Хайнц был арестован и пред­стал перед судом. Были избраны присяжные. Работа присяжных — определить виновен или нет человек в совершении преступления. Присяжные признают Хайнца виновным. Дело судьи — вынести приговор.

Вопрос 6 поставлен с тем, чтобы выявить моральную ориентацию субъекта, и его можно считать необязательным.

3. Должен ли судья дать Хайнцу определенное наказание или он дол­жен освободить его?

3-а. Почему то, что вы предлагаете, является наилучшим?

4. С позиции общества, должны ли люди, нарушающие закон, быть наказаны?

4-а. Почему да или нет?

46. Как это применить к тому, что должен решить судья?

5. Хайнц сделал то, что подсказала ему совесть, когда он украл лекар­ство. Должен ли нарушитель закона быть наказан, если он действовал по совести?

5-а. Почему да или нет?

6. Что, по вашему мнению, должен сделать судья?
6-а. Почему вы так считаете?

Вопросы 7—12 включены, чтобы выявить систему этических взглядов субъек­та, и не должны рассматриваться как обязательные.

7.Что означает для вас слово «совесть»? Если бы вы были на месте Хайнца, как бы повлияла ваша совесть на решение?

8.Хайнцу необходимо принять моральное решение. На чем должно быть основано моральное решение: на чувствах или на обдумываний и раз­мышлении о том, что правильно или дурно?

9. Является ли проблема Хайнца моральной проблемой? Почему?
9-а. Вообще, что превращает нечто в моральную проблему или что для вас означает слово «моральность»?

10.Если Хайнц собирается решить, что делать, путем размышления о действительно справедливом, должен быть некоторый ответ, правильное решение. Существует ли в действительности некоторое правильное реше­ние для моральных проблем, подобных проблеме Хайнца, или, когда люди
расходятся во мнениях, мнение каждого в равной мере справедливо? По­чему?

11.Как вы поймете, что пришли к хорошему моральному решению? Есть ли способ мышления или метод, путем которого человек может до­стичь хорошего или адекватного решения?

12.Большинство считает, что мышление и рассуждение в науке могут привести к правильному ответу. Верно ли это для морального решения или ответы различны?

Дилемма I

Джо — 14-летний мальчик, который очень хотел поехать в ла­герь. Отец обещал ему, что он сможет поехать, если сам зарабо­тает для этого деньги. Джо усердно работал и скопил 40 долла­ров, необходимых для поездки в лагерь, и еще немного сверх того. Но как раз перед поездкой отец изменил свое решение. Некоторые его друзья решили поехать на рыбалку, а у отца не хватало денег. Он сказал Джо, чтобы тот дал ему накопленные деньги. Джо не хотел отказываться от поездки к лагерь^ решил не давать деньги отцу.

Вопросы 2, 3 и 11 включены, чтобы определить моральный тип субъекта, и являются необязательными.

1.Должен ли Джо отказаться отдать отцу деньги?
1-а. Почему да или нет?

2.Имеет ли отец право уговаривать Джо отдать ему деньги?
2-а. Почему да или нет?

3.Означает ли отдача денег, что сын хороший?
3-а. Почему да или нет?

4. Является ли важным в этой ситуации тот факт, что Джо сам зарабо­тал деньги?

4-а. Почему да или нет?

5. Отец обещал Джо, что он смог бы поехать в лагерь, если бы он сам заработал деньги. Является ли обещание отца самым важным в этой ситуа­ции?

5-а. Почему да или нет?

6.Вообще, почему обещание должно быть выполнено?

7.Важно ли сдержать обещание кому-то, кого вы плохо знаете и, веро­ятно, не увидите снова?

7-а. Почему да или нет?

8. О какой самой важной вещи должен был бы заботиться отец в своем отношении к сыну?

8-а. Почему это — самое важное?

9. Вообще, что должно составлять авторитет отца по отношению к сыну?
9-а. Почему?

10. О чем самом важном должен заботиться сын в своем отношении к отцу?

10-а. Почему это — самое важное?

11. Что же, по вашему мнению, должен сделать Джо в этой ситуации?
11-а. Почему?

Примечание. Моральные задачи могут предлагаться письменно или устно как в ходе индивидуальной беседы, так и в форме групповой дискуссии. Методика одинаково успешно может использоваться как для диагностических, так и для коррекционно-развивающих целей. Организатор исследования должен свободно владеть материалом (особенно вопросами).

Форма В

Дилемма IV

У одной женщины была очень тяжелая форма рака, от которой не было лекарства. Доктор Джефферсон знал, что ей осталось жить 6 месяцев. Она испытывала ужасные боли, но была так слаба, что достаточная доза морфия позволила бы ей умереть скорее. Она ча­сто бредила, но в спокойные периоды попросила доктора дать ей достаточно морфия, чтобы умереть. Хотя доктор Джефферсон зна­ет, что убийство из милосердия противозаконно, он решил вы­полнить ее просьбу.

Вопросы 2, 5, 7 и 11 включены, чтобы выявить моральный тип субъекта, и являются необязательными

1. Должен ли доктор Джефферсон дать ей лекарство, от которого бы
она умерла?

I -а. Почему вы так считаете?

2. Правильно или дурно для него дать женщине лекарство, которое позволило бы ей умереть?

2-а. Почему это правильно или дурно?

3.Должна ли женщина иметь право принять окончательное решение?
3-а. Почему да или нет?

4.Женщина замужем. Должен ли ее муж вмешиваться в решение?
4-а. Почему да или нет?

5.Что должен бы сделать хороший муж в этой ситуации?
5-а. Почему?

 

6.Имеет ли человек обязанность или обязательство жить, когда он хочет покончить жизнь самоубийством?

7.Имеет ли д-р Джефферсон обязанность или обязательство сделать лекарство доступным для женщины?

7-а. Почему да или нет?

8. Когда домашнее животное тяжело ранено и умирает, его убивают, чтобы избавить от боли. Применима ли та же самая вещь здесь?

8-а. Почему да или нет?

9. Доктор нарушит закон, если даст женщине лекарство. Является ли это также антиморально?

9-а. Почему да или нет?

10. Вообще, должны ли люди неукоснительно следовать закону?
10-а. Почему да или нет?

10-6. Как это применить к тому, что должен был бы сделать д-р Джеф­ферсон?

11. Как вы считаете, что должен был сделать д-р Джефферсон?

I1 -а. Почему?

Дилемма IV(1)

Д-р Джефферсон совершил милосердное убийство. В это время проходил мимо д-р Роджерс. Он знал ситуацию и пытался остано­вить доктора Джефферсона, но лекарство уже было дано. Доктор Роджерс колебался, должен ли он сообщить о докторе Джеффер-соне.

Вопрос 1 необязателен.

1. Должен ли д-р Роджерс сообщить о д-ре Джефферсоне?
1 -а. Почему да или нет?

Д-р Роджерс сообщил о д-ре Джефферсоне. Д-р Джефферсон предан суду. Избраны присяжные. Работа присяжных — определить виновен или невиновен человек в совершении преступления. При­сяжные находят, что д-р Джефферсон виновен. Судья должен вы­нести приговор.

Вопрос 7 необязателен.

2. Что должен судья: наказать д-ра Джефферсона или освободить его?
2-а. Почему вы считаете такой ответ наилучшим?

3. С точки зрения общественных норм должны ли люди, которые нару­шают закон, быть наказаны?

3-а. Почему да или нет?

З-б. Как это применить к решению судьи?

4. Присяжные находят, что д-р Джефферсон по закону виновен в убий­стве. Справедливо ли

вынесение ему смертного приговора (наказание, возможное по закону)?

4-а. Почему да или нет?

5. Правильно ли всегда выносить смертный приговор?
5-а. Почему да или нет?

5-6. При каких условиях смертный приговор должен быть, по вашему мнению, вынесен?

5-в. Почему эти условия важны?

6. Д-р Джефферсон, давая женщине лекарство, сделал то, что подска­зала ему совесть. Должен ли

быть наказан нарушитель закона, если он действует по совести?

6-а. Почему да или нет?

7. Что, на ваш взгляд, должен был сделать судья в этой ситуации?
7-а. Почему?

Вопросы 8—13, выявляющие систему этических взглядов субъекта, необяза­тельны.

8.Что означает слово совесть для вас? Если бы вы были д-ром Джефферсоном, что сказала бы вам ваша совесть при принятии решения?

9.Д-р Джефферсон должен принять моральное решение. Должно ли быть оно основано на чувстве или только на рассуждении о том, что спра­ведливо и дурно?

 

10.Вообще, что делает проблему моральной или что означает для вас слово «нравственность»?

11.Если д-р Джефферсон размышляет над тем, что действительно пра­вильно, должен быть какой-то правильный ответ. Есть ли действительно некоторое правильное решение для моральных проблем, подобных той, с которой столкнулся д-р Джефферсон, или любое решение равно пра­вильно? Почему?

12.Как вы узнаете, что пришли к справедливому моральному реше­нию? Есть ли способ мышления или метод, путем которого можно дос­тичь хорошего или адекватного решения?

13.Большинство людей считают, что мышление и рассуждение в науке может привести к правильному ответу. Верно ли то же самое для мораль­ных решений или есть разница?

Дилемма II

Джуди — 12-летняя девочка... Мать обещала ей, что она смо­жет пойти на специальный рок-концерт в их городе, если скопит деньги на билет, работая приходящей няней и немного экономя на завтраке. Она скопила 15 долларов на билет да еще дополни­тельно 5 долларов. Но мать изменила решение и сказала Джуди, что та должна потратить деньги на новую одежду для школы. Джу­ди была разочарована и решила любым способом пойти на кон церт. Она купила билет, а матери сказала, что заработала всего 5 долларов. В среду она пошла на представление, а своей матери сказала, что провела день с другом. Через неделю Джуди расска­зала своей старшей сестре Луизе, что она ходила на спектакль, а матери солгала. Луиза раздумывала, сказать ли матери о поступке Джуди.

Вопросы 3 и 11, относящиеся к определению морального типа, необяза­тельны.

1. Что должна сделать Луиза: рассказать матери, что Джуди солгала о деньгах, или промолчать?

1 -а. Почему да или нет?

2. Колеблясь, рассказать или нет, Луиза думает о том, что Джуди — ее сестра. Должно ли это влиять на решение Джуди?

2-а. Почему да или нет?

3. Если Луиза все расскажет матери, значит ли это, что она хорошая дочь?

3-а. Почему да или нет?

4. Важен ли в этой ситуации тот факт, что Джуди сама заработала деньги?
4-а. Почему да или нет?

5. Мать обещала Джуди, что она смогла бы пойти на концерт, если сама заработает деньги. Является ли обещание матери самым важным в этой ситуации?

5-а. Почему да или нет?

6.Почему вообще обещание нужно выполнять?

7.Важно ли сдержать обещание, данное кому-то, кото вы плохо знаете и вероятно не увидите снова?

7-а. Почему да или нет?

8. Что самое важное, о чем должна заботиться мать в своих отношениях с дочерью?

8-а. Почему это — самая важная вещь?

9. Вообще, в чем заключается авторитет матери для дочери?
9-а. Почему?

10. О чем самом важном, по вашему мнению, должна-заботиться дочь по отношению к матери?

10-а. Почему эта вещь важна?

11. Что, по вашему мнению, должна была сделать Луиза в этой ситуа­ции?

11-а. Почему?

Форма С

Дилемма V

Экипаж корейских моряков при встрече с превосходящими си­лами врагов отступил. Экипаж перешел мост через реку, в то вре­мя как враг был еще главным образом на другой стороне. Если бы кто-нибудь пошел на мост и взорвал его, то остальные члены ко­манды, имея преимущество во времени, вероятно, могли 6и убе­жать. Но человек, взорвавший мост, не смог бы уйти живым. Сам капитан — это человек, который лучше всего знает, как вести отступление. Он вызвал добровольцев, но их не оказалось. Если он пойдет сам, то люди, вероятно, не вернутся благополучно, он — единственный, кто знает, как вести отступление.

1. Должен ли был капитан приказать человеку пойти на задание или он должен был пойти сам?

1-а. Почему вы так считаете?

2. Должен ли капитан послать человека (или даже использовать лоте­рею), если это означает послать его на смерть?

2-а. Почему да или нет?

3. Должен ли был капитан пойти сам, когда это означает, что люди, вероятно, не вернутся обратно благополучно?

3-а. Почему да или нет?

4. Имеет ли капитан право приказать человеку, если он понимает, что это спасение для остальных?

4-а. Почему да или нет?

5. Имеет ли обязанность или обязательство идти на верную смерть че­ловек, получивший приказ?

5-а. Почему да или нет?

6. Что заставляет спасать или защищать человеческую жизнь?
6-а. Почему это важно?

6-6. Как это применить к тому, что должен сделать капитан?

7. (Следующий вопрос необязателен.) Как, на ваш взгляд, должен был поступить капитан?

7-а. Почему?

Дилемма VIII

В одной стране, в Европе, бедный человек по имени Вальжан не смог найти работу, не смогли этого ни его сестра, ни брат. Не имея денег, он украл хлеб и необходимое им лекарство. Его схва­тили и приговорили к шести годам тюрьмы. Через два года он сбе­жал и стал жить в новом месте под другим именем. Он скопил деньги и постепенно построил большую фабрику, платил своим рабочим самую высокую зарплату и большую часть своей прибыли отдавал на больницу для людей, которые не могли получить хоро­ший медицинский уход. Прошло двадцать лет, и один моряк узнал во владельце фабрики Вальжане беглого каторжника, которого по­лиция искала в его родном городе.

Вопрос 7 необязателен.

1. Должен ли был моряк сообщить о Вальжане в полицию?
1-а. Почему да или нет?

2. Есть ли у гражданина обязанность или обязательство сообщать вла­стям о беглом преступнике?

2-а. Почему да или нет?

3. Предположим, Вальжан был бы близким другом моряка? Должен ли он тогда сообщить о Вальжане?

4. Если о Вальжане сообщили и он предстал перед судом, что должен был сделать судья: послать его обратно на каторгу или освободить?

4-а. Почему вы так считаете?

5. С позиции общественных норм, должны ли люди, которые наруша­ют закон, быть наказаны?

5-а. Почему да или нет?

5-6. Как это применить к тому, что должен сделать судья?

6. Вальжан сделал то, что ему подсказала совесть, когда он украл хлеб и лекарство. Должен ли нарушитель закона быть наказан, если он дей­ствовал по совести?

6-а. Почему да или нет?

7. Что, по вашему мнению, должен сделать моряк?
7-а. Почему?

Вопросы 8—12 касаются системы этических взглядов субъекта, они необяза­тельны для определения моральной стадии.

8.Что означает слово совесть для вас? Если бы вы были Вальжаном, что бы вам подсказала ваша совесть?

9.Вальжан должен принять моральное решение. На чем должно быть основано моральное решение: на чувстве или на умозаключении о пра­вильном и дурном?

10. Является ли проблема Вальжана моральной проблемой? Почему?
10-а. Вообще, что делает проблему моральной и что означает слово «моральность» для вас?

11.Если Вальжан собирается решать, что нужно сделать, путем раз­мышления о том, что в действительности справедливо, есть ли на самом деле какой-то ответ, правильное решение? Есть ли действительно пра­вильное решение моральных проблем, подобных проблеме Вальжана, или, когда люди не соглашаются друг с другом, мнение каждого в равной сте­пени справедливо? Почему?

12.Как вы узнаете, что пришли к хорошему моральному решению? Есть ли способ мышления или метод, путем которого человек может до­стичь хорошего или адекватного решения?

13.Большинство людей считает, что умозаключения или рассуждения в науке могут привести к правильному ответу. Верно ли это для мораль­ных решений и в чем их отличие?

Дилемма VII

Два молодых человека, братья, попали в трудное положение. Они тайно покинули город и нуждались в деньгах. Карл, старший, взломал магазин и похитил тысячу долларов. Боб, младший, по­шел к старому человеку в отставке: было известно, что помогает людям в городе. Этому человеку он сказал, что очень болен и ему необходима тысяча долларов, чтобы заплатить за операцию. Боб попросил этого человека дать ему деньги и обещал, что вернет их обратно, когда поправится. В действительности Боб вообще не был болен и не намеревался возвращать деньги. Хотя старик и не знал хорошо Боба, он дал ему деньги. Боб и Карл удрали из города — каждый с тысячью долларов.

Вопрос 8 предназначен, чтобы выявить моральную ориентацию испытуемого, и может считаться необязательным.

1.Что хуже: украсть, как Карл, или обмануть, как Боб?
1 -а. Почему это хуже?

2.Что, по вашему мнению, хуже всего при обмане старого человека?
2-а. Почему это хуже всего?

3.Вообще, почему обещание должно выполняться?

4. Важно ли сдержать обещание,'данное человеку, которого вы плохо знаете или никогда не увидите снова?

4-а. Почему да или нет?

5.Почему нельзя красть из магазина?

6.Какова ценность или важность прав собственности?

 

7.Должны ли люди беспрекословно повиноваться закону?
7-а. Почему да или нет?

8.Был ли старый человек безответственным, ссужая Бобу деньги?
8-а. Почему да или нет?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.