Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2018-01-14 | 494 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Павловская Т. Ю.,
учитель-логопед муниципального казенного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида №138» города Кирова.
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГТ программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников.
Реализация программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды в ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Выдающийся философ Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Современные ученые и педагоги считают, что насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
|
Организация развивающей среды в ДОУ компенсирующего вида с учетом ФГТ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, особенностей развития, интересов, активности.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению их здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Создавая предметно-развивающую среду для детей с ОВЗ необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей, возможностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемы.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для экспериментальной деятельности.
6. Организуя в группе предметную среду, следует учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья, уровень общего речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы детей.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ компенсирующей направленности, необходимо учитывать психологические основы взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
|
Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребенка, создавать возможность для успешной коррекции. Оно должно позволять ребенку проявлять свои способности не только в специально организованной среде, но и в свободной деятельности.
Развивающая среда в группе представляет систему дидактических игр, игрушек, книг, предметов, обучающих зон, способствующих обогащению, закреплению полученных знаний. Например, при создании развивающей речевой среды необходимо учитывать особенности развития психических функций детей и возможности развития у них всех сторон речи.
В нашей группе существует такой центр «Будем говорить правильно», который направлен на воспитание правильного физиологического и речевого дыхания, развитие артикуляционной моторики, закрепление правильного уклада при произношении звука, подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука, дифференциация и автоматизация звуков, развитие лексико-грамматических категорий, закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтеза, связной речи.
Оборудование центравключает:
1. зеркало;
2. картотеку предметных и сюжетных картинок по изучаемым лексическим темам;
3. серии сюжетных картинок;
4. схемы, алгоритмы, мнемотаблицы для составления рассказов;
5. картотеку дидактических игр и предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков;
6. материалы для звукового и слогового анализа и синтеза (фишки, магниты, звуковые домики);
7. дидактические игры для формирования грамматического строя речи;
8. настенный алфавит, различные виды азбук;
9. игры на развитие дыхания, фонематического восприятия;
10. игры на совершенствование лексико-грамматического строя языка и связной речи;
11. экран звукопроизношения – для отображения успешности ребенка.
Таким образом, организация предметно-развивающей среды обеспечивает воспитанников чувством психологической защищённости, помогает формированию личности, развивает способности, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.
Список литературы:
1. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. / Сост. Н.В. Нищева, С-П., «Детство-Пресс», 2006.
|
2. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ / Под ред. Н.В. Никляевой М., ТН Сфера, 2011.
3. // Логопед в детском саду. 2012.- №4 (59)
Проблема создания развивающей образовательной среды в вузе как средство полноценного развития личности студентов и формирования их профессионального самосознания
Г.С. Перевощикова.,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»
г. Москва, Россия
Термин «среда» в понятии «развивающей образовательной среды» связан также с идеей Л.С. Выготского об источниках и движущих силах психического и личностного развития человека. По мысли Л.С. Выготского, для того, чтобы человек развивался, его надо обучать, а подлинное обучение в психологическом смысле этого слова предполагает активное общение и того, кто обучает и тех, кто обучается между собой. То есть, иными словами, для организации развивающего обучения, обучения, которое развивает, необходимо создание особой гуманистической образовательной среды. В этом контексте построение образовательной среды - это построение такого обучения, в котором основным механизмом будет общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Гуманистическая психология (Ш. Бюлер, А. Маслоу. К. Роджерс и др.) и гуманистическая педагогика (Ш. А. Амонашвили, Дж. Браун, Я. Корчак, Л. Н. Толстой, Р. Штайнер и др.) в настоящее время все чаще рассматриваются в качестве основы современного образования. Речь идет, в частности, о партнерском взаимодействии с обучаемыми, создании психологически благоприятной образовательной среды для каждого субъекта образовательного процесса. Такая среда обеспечивает стимулирование активности обучаемых, их свободный творческий поиск, раскрытие личностного потенциала. С изменением образовательной парадигмы в отечественной психолого-педагогической науке меняются и подходы к методологии мониторинга образования, в том числе образовательного пространства ВУЗа. В качестве наиболее перспективных инструментов анализа образовательных систем, сегодня рассматриваются экспертные методы (В. А. Гуружапов. А. Н. Тубельский, В. А. Ясвин и др.).
|
Если обществом в качестве базовых ценностей признаются гуманистические ценности, такие как права человека, его свободное развитие и т. п., то и экспертиза образовательных систем должна опираться на гуманистические критерии, такие как благополучие и свободное личностное развитие учащихся и педагогов. Полноценная экспертиза высшей школы не может ограничиваться анализом каких-либо конечных результатов, необходимо научиться следить за состоянием субъектов в ходе образовательного процесса. В частности, одним из аспектов такой экспертизы является анализ субъективных отношений обучающихся к различным сторонам окружающей действительности, прежде всего, к самому пространству ВУЗа.
Именно такой анализ образовательной среды вуза (Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ) был проведен с помощью экспертов - наших студентов - психологов пятого курса, которые взяли за основу следующее её определение: «образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» (В.А. Ясвин, 2000). В данном определении особое методологическое значение приобретает понятие «возможности», которое предполагает активную роль самой личности в освоении ресурсов среды, поскольку определяется в равной мере, как специфическими свойствами среды, так и свойствами субъекта (Дж. Гибсон, 1988). В то же время, «влияния» и «условия» предполагают воздействие среды на «пассивного» человека, то есть, объектную позицию учащегося.
Анализ типа среды проводился на основе метода векторного моделирования (В.А. Ясвин, 2000), в котором используются следующие диагностические шкалы «Свобода» – «Зависимость» и «Активность» – «Пассивность». В рамках данного метода на основе педагогической типологии Я. Корчака выделяется четыре основных типа образовательной среды: догматический («зависимость» и «пассивность»), карьерный («зависимость» и «активность»), творческий («свобода» и «активность») и безмятежный («свобода» и «пассивность»).
По итогам нашего исследования (экспертизы) было выявлено, что в ИП РГГУ преобладает следующий тип образовательной среды: карьерная среда активной зависимости, что является типичным и нормативным, так как данное образовательное учреждение должно задавать участникам образовательного процесса некоторые рамки для осуществления образования. Это и является фактором зависимости. Вместе с тем, участники образовательного процесса должны обладать некоторой самостоятельностью и активностью, которая выражается в мотивации достижений, то есть карьерной направленности. Однако, согласно концепции В.А. Ясвина, в рамках такого типа среды личность тяготеет к догматической среде пассивной зависимости, это происходит за счёт, так называемого, эффекта «общественного ветра», т.е. социального влияния на характер развития личности, который склоняет вектор личности в сторону пассивности и зависимости. Карьерная среда болееориентирована на различные внешние проявления, нежели на внутреннее содержание образовательного процесса. Расчётливость в этом случае может сопровождаться соответствующим упорством в достижении поставленных целей. По мнению В.А. Ясвина, в карьерной среде формируется хотя и активная, но зависимая личность. Карьерная среда более « ориентирована на различные внешние проявления и высокие достижения учащихся, нежели на внутреннее содержание образовательного процесса: декларативность, культ этикета и т.п. Основной чертой личности, формирующейся в такой среде, является стремление к карьере, нередко сопровождающееся лицемерием. В карьерной среде формируется хотя и активная, но зависимая личность» (В.А.Ясвин, 2000).
|
Догматическая среда характеризуется преобладанием авторитарных методов воспитания, жесткой дисциплиной. Догматическая среда формирует пассивную и зависимую личность. Исследуя более детально образовательную среду нашего вуза, мы пришли к выводу, что она обладает в первую очередь высокой устойчивостью, но в тоже время характеризуется высокой мобильностью и когерентностью. Это говорит о том, что при стабильном качестве образования ВУЗ обладает тенденцией к развитию образовательных методов, обладает способностью к интеграции с другими учебными заведениями, и при этом владеет достаточной материальной базой, чтобы это обеспечить.
На среднем уровне находится социальная активность студентов, осознаваемость и обобщённость. Уровень этих показателей говорит о том, что субъекты образовательной среды на достаточном уровне включены в образовательный процесс и скоординированы в нём, и что эти действия направляются не только вовнутрь, но и во вне – в социум.
На низком уровне - эмоциональность, доминантность, интенсивность. Это означает, что хотя среда и насыщена разнообразными условиями для развития, но за счёт невысокой эмоциональной включённости в образовательный процесс, прежде всего студентов, интенсивность образования остаётся невысокой, т.е. для студентов условия образовательной среды в достаточной степени не превращаются в её возможности.
В целом, можно сказать, что образовательная среда РГГУ предоставляет хорошие возможности студентам не только для учебной, но и социальной активности, творческой реализации. По итогам исследования мы видим, что педагогический коллектив значительно активнее включен в общественную жизнь института, чем по большей части студенты и в этом плане является некоторым образцом. Высокая мобильность и широта образовательной среды даёт возможность для качественного обучения и получения профессиональных знаний, для подготовки специалистов высокого уровня. Вместе с тем, следует отметить, что формирование личностной позиции студентов происходит не столько в учебной деятельности, сколько в социальной и творческой деятельности, в активном участии в общественной студенческой жизни. Резервные возможности студентов в этом направлении полностью не реализуются. Можно предположить, что одной из главных причин данного явления является несоответствие психологического и паспортного возраста студентов. На основании результатов неоднократных психологических исследований и мониторинга «Общественная активность студентов в ИП РГГУ», большинство студентов нашего вуза являются преимущественно представителями подросткового психологического возраста. При этом, многие студенты изначально являются инфантилизированными индивидами. Можно предположить, что инфантильность и прочие личностные качества, отражающие зависимый тип личности, преимущественно формировались школьной средой (и родительской гиперопекой), поощряющей выученную беспомощность и пассивность как наиболее приемлемый паттерн поведения. Таким образом, попав в институтскую среду карьерной зависимости, взрослый ребенок снова оказывается в рамках, и зависимый тип поведения усугубляется за счёт двустороннего давления. С одной стороны, свободе и активности препятствуют инфантилизм и зависимые паттерны поведения, а с другой - среда не даёт стопроцентной возможности развитию психологического возраста ввиду своей односторонней направленности и имеющихся рамок.
Как уже было отмечено выше, зависимая среда, в свою очередь, задаётся высоким уровнем обобщённости (степенью координации деятельности, которая осуществляется за счёт активной работы педагогического коллектива и администрации, при низкой включенности студентов в данный процесс) и низким уровнем осознаваемости (активности, заинтересованности в решении проблем учебного заведения) со стороны студентов. В этой связи, результаты исследования ярко демонстрируют актуальность реализации главного принципа построения развивающей образовательной среды - создание условий для полноценного общения и взаимодействия обучающего и обучающихся. При этом, основное внимание тех, кто обучает, должно быть направлено на изменения в психике и личности обучающихся, которые происходят под влиянием обучения.
По результатам исследования, как уже отмечалось, преимущественно, личность студента представляет собой зависимую личность со всеми основными типичными проявлениями. Здесь мы можем говорить о совокупности индивидуальной и социальной зависимости, поскольку индивид с определённым набором качеств зависимого человека попадает в среду, которая служит удовлетворению его потребности получения образования, а значит, ставит в зависимое положение.
Зависимость представляет собой совокупность личностных характеристик индивида и факторов среды, влияющих на развитие данных характеристик, которые подразумевают под собой в общепринятом смысле личностную пассивность и «несвободу». Основными факторами развития личностной зависимости (выделяемыми в разных подходах) являются:
· гиперопека (со стороны родителей, ведущая к общей психологической инфантилизации);
· склонность к слиянию (нечувствительность к границам между «Я» и другими людьми);
· феномен выученной беспомощности (предполагающий влияние социума, поощряющего определённые пассивные паттерны поведения).
Зависимость разделяют на нормальную (в рамках конкретной ситуации – каждому человеку свойственно проявлять инфантилизм при столкновении с некоторыми видами трудностей) и паталогическую (свойственна личности, как основной паттерн поведения в любой или практически любой ситуации). Также, зависимость подразделяется на индивидуальную (в связи с этим рассматриваются личностные черты и психологические сферы, в рамках которых наблюдаются проявления зависимости) и социальную (описывает определённую ситуацию, в рамках которой в социуме имеется некоторый ресурс, а личность имеет потребность в данном ресурсе).
При выявлении зависимости личности говорят о задержке развития ядра личности – самосознания (а так же задержках в рамках интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер). Наиболее характерными проявлениями зависимости личности являются: неустойчивость внимания, несерьёзность в выполнении заданий, недостаточность организованности действий, слабость волевого усилия, нарушение контроля умственной деятельности, непостоянство интересов, неспособность к критической оценке, инфантильность, внушаемость, отсутствие чувства ответственности, подражательность, прогностическая некомпетентность, ригидность (негибкость), упрямство, максимализм. Кроме того, отмечается, что зависимая личность чаще всего имеет психофизиологические нарушения и обладает большей склонностью к психосоматическим заболеваниям.
Учитывая, что главной задачей вуза является формирование профессионального самосознания, можно предположить, что данная ситуация не позволяет полноценно решать центральную психологическую задачу высшего образования - целенаправленное формирование профессионального самосознания. Эта задача является собственно психологической, так как становление профессионального самосознания является психологическим критерием уровня развития личности человека. Более того, есть данные экспериментальных исследований о том, что возникновение профессионального самосознания обеспечивает переход человека к взрослости. Иными словами, если у человека нет сложившегося профессионального самосознания, он в психологическом смысле этого слова не является взрослым.
Становление профессионального самосознания предполагает в качестве психологического фундамента определенные новообразования и виды деятельности, которые возникают, вернее должны возникнуть у тех, кто приходит учиться в Вузы. Это, в первую очередь, учебная деятельность, игра, такие функции как воображение, произвольное внимание и др. Однако в силу целого ряда обстоятельств и субъективного, и объективного характера приходящие в своем большинстве учиться студенты или не владеют этим полностью или владеют лишь частично. Это ведет и к трудностям в обучении, и к тому, что большинство выпускников Вузов не имеют даже в зачаточном виде профессионального самосознания. Они в лучшем случае играют в профессию, что не удовлетворяет ни их самих, ни тех, с кем они общаются по работе.
Выявленные в ходе нашего исследования - экспертизы образовательной среды вуза, теоретические положения, позволили сформулировать нам рекомендации для качественного улучшения образовательной среды вуза с целью преодоления зависимости в личностной характеристике студентов в соответствии с двусторонней направленностью формирования зависимого поведения: с личностной и социальной позиций. Эти положения легли в основу создания полноценных условий для развития и воспитания студентов, решения главной задачи высшего образования - формирование профессионального самосознания студентов.
Список литературы:
1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
2. Теории «зависимой личности»: возможности социологической интерпретации. Балабанова Е.С. // Личность. Культура. Общество, 2005. № 4
3. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007.—768 с.
Технологическая карта урока
(Повторение по теме «Морфемика»)
Пестова Г. Н.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ п. Краснооктябрьский
Кумёнского района Кировской области
Тема раздела: Cловообразование и орфография
Тема урока: Повторение по теме «Морфемика»
Дидактическая цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний
по теме «Морфемика» средствами самостоятельной учебной деятельности
Тип урока по дидактической цели: урок обобщения и систематизации изученного
Форма урока: путешествие по станциям «Морфемика»
Цели по содержанию:
Образовательная:
· закрепить знания о морфемах слова, включив каждого школьника в совместную деятельность.
Развивающая:
· развивать орфографическую зоркость, творческие способности и возможности каждого ученика;
· способствовать формированию основных компетентностей, развитию самостоятельной деятельности, внимания.
Воспитательная:
· воспитывать интерес к слову и ответственность за результаты своего труда
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная,
индивидуальная
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, конструктивный
Формы контроля: фронтальный уровень усвоения и овладения учащимися ЗУН,
взаимоконтроль, самоконтроль.
Оборудование: дидактический материал на доске, раздаточный материал для учеников
Продолжительность урока: 45 минут
План урока
Блоки | Этапы урока | Время |
- организационный момент - актуализация изучения темы - целеполагание и мотивация | 5 мин. | |
Основная часть: Путешествие по станциям: - «Теоретическая» - «Практическая» - «Сообразительная» | 35 мин. | |
Подведение итогов урока. Рефлексия | 3 мин. | |
Информация о домашнем задании | 2 мин. |
I. Введение в урок.
- Сегодня мы с вами будем повторять сведения, изученные в разделе «Морфемика»
Послушайте эпиграф к уроку:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
- А что это за части? (окончание, корень, приставка, суффикс) - Какой термин существует в языкознании для общего названия этих частей? (морфема) - Итак, вспомним, что изучает морфемика? (Это раздел науки о языке, который изучает
морфемы, т.е. наименьшие значимые части слова)
- Сегодня мы должны будем повторить основные сведения о частях слова – морфемах.
Наш урок пройдёт в форме путешествия во владения княжества «Морфемика». В дороге вам пригодятся ваши знания по русскому языку и опыт работы со словом.
Наш маршрут пройдёт по станциям:
• Теоретическая
• Практическая
• Сообразительная
Ваша работа на уроке будет оцениваться в баллах. За правильный ответ и верно выполненное задание вы будете получать жетончики-билетики.
- Если ответ верный, или задание выполнено правильно, вы получаете красный жетон (3 балла)
- Если ответ требует дополнения, или в задании допущены неточности, жёлтый жетон (2 балла)
- За дополнение к ответу и исправление недочётов своих товарищей вы получите зелёный жетон (это 1 балл)
Тот, кто наберёт за урок 9 баллов и выше – получает оценку «5».
От 6 до 8 баллов – оценка «4».
Менее 6 баллов – оценка «3».
Надеюсь, что вы получите только хорошие и отличные отметки.
Итак, путешествие начинается. Счастливого пути!
2. Станция «Теоретическая» Здесь вам предстоит ответить на вопросы и написать терминологический диктант 1. Внимание! Вопросы!
? – С чего начинается морфемный разбор слова? (с выделения окончания)
? – Для чего служит окончание? (окончание связывает слова в предложении)
? – Каков порядок действий при выделении окончания в слове? (определить, изменяется слово; если да- проспрягать или просклонять; изменяемая часть слова и будет его окончанием)
? – Какое значение слова заключено в окончании слова? (грамматическое значение части речи)
?- Какое грамматическое значение выражает окончание существительных? (число и падеж)
? – Какое грамматическое значение выражает окончание прилагательных? (род, число, падеж?
? – Какое грамматическое значение выражает окончание глаголов настоящего и будущего времени? (лицо и число)
? – У глаголов прошедшего времени? (род и число)
? – У каких слов нет окончаний? (у неизменяемых)
? –Как определить основу слова? (выделить окончание, вся остальная часть слова будет основой)
? – Какие морфемы могут входить в основу слова? (приставки, корень, суффикс)
? – Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!