Исторические условия «Парсонианы». — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Исторические условия «Парсонианы».

2018-01-14 228
Исторические условия «Парсонианы». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Состояние США – особый период в развитии США, характеризующихся стабильностью, консенсусом общественных сознаний, прогрессизмом, ПОЭТОМУ Парсонс получил название «теоретик равновесия».

Парсонс разрабатывает концепцию «альтернативный марксизм» теории и идеологии. Он предлагает эволюционистскую теорию общества против революционной теории марксизма.

Э. Дюркгейм и М. Вебер предложили два различных взгляда на общество, две различные перспективы его рассмотрения в социологии, две теоретические модели и даже два языка его описания. Американский социолог Т. Парсонс предпринял наиболее масштабную попытку интегрировать два методологических подхода и соединить представления об обществе как независимом образовании, имеющем собственные закономерности развития, и представления о субъекте как самостоятельном акторе, сознательно и рационально осуществляющем свой выбор. В своих основных работах он предстает как продолжатель веберовской традиции и создатель развернутой теории социального действия («Структура социального действия», 1937) и как продолжатель дюркгеймовской линии социологического реализма, автор структурно-функциональной теории социальных систем («Социальная система», 1951).

Подход Парсонса обеспечил недолговременный консенсус в социологии, после которого наступил период ее полипарадигмального состояния, которое сохраняется и сейчас.

Приступая к анализу концепции Парсонса и ее влияния на развитие мировой социологии, необходимо учесть два важнейших фактора. Во-первых, социальную ситуацию, сложившуюся в США после второй мировой войны, для описания которой наиболее адекватной оказалась интегративная и консенсусная модель общества, общая методологическая ориентация на равновесие, на эволюционное развитие. Парсонса так и называли – «теоретик равновесия». Во-вторых, мощный импульс, исходящий от естествознания, который обусловил натурализм его теории. Отличительной особенностью теории Парсонса является системный подход, базирующийся на кибернетике и общей теории систем, постулировавших универсальный характер организации систем различной природы, а значит - универсальное значение системного метода анализа, системного подхода. Именно с помощью системного подхода были реализованы интегративные устремления Парсонса.

Используя системный подход, Парсонс снимает антитезу между индивидуальным и социальным: и то, и другое рассматривается им как системы действия. Они едины по своей природе. Человеческие действия не существуют независимо друг от друга и тем или иным способом всегда организованы в системы. Личностная система действия – это действия, организованные вокруг отдельного индивида. Социальная система – это действия, организованные вокруг взаимоотношений между двумя и более индивидами. Личность и общество – просто два полюса, два различных уровня систем действия.

Поэтому не существует принципиальной разницы между теорией действия и теорией систем – один и тот же теоретико-методологический подход используется для анализа системы любой сложности. Сам термин «теория действия» становится общим для всех теорий, относящихся к различным системным уровням.

«Общество – это такой тип социальной системы (среди всего универсума социальных систем), который как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности».

Общество должно представлять собой социетальное сообщество, которое имеет адекватный уровень интеграции и отличительный статус членства; оно должно быть носителем культурной системы, достаточно генерализованной и интегрированной для того, чтобы легитимизировать нормативный порядок; оно должно предоставлять индивидам набор ролевых возможностей, достаточный для реализации их фундаментальных жизненных потребностей без выхода за рамки общества, а также для реализации потребностей самого общества.

Культурные системы, личностные системы и поведенческие организмы трактуются Парсонсом как компоненты окружающей среды общества.

В обществе, как и в общей системе действия, можно выделить все те же четыре основных функции.

Для их выполнения в обществе образуются четыре подсистемы –

· экономическая подсистема (экономия) выполняет функцию адаптации,

· политическая подсистема (полития) – функцию целеполагания,

· социетальная общность – функцию интеграции (в масштабах всего общества, в отличие от других социальных систем),

· система социализации (фидуциарная система – система отношений, которые держатся на общественном доверии) – функцию поддержания образца.

В иерархии подсистем общества высшее место занимает фидуциарная система, оказывающая наибольшее контролирующее воздействие на другие системы.

На достаточно высоком уровне дифференциации общества эти подсистемы становятся эмпирически различимыми. Вместе с этим возникает проблема взаимодействия и взаимообмена между подсистемамиобщества. Эту проблему Парсонс решает, выделяя различные обобщенные символические средства взаимообмена и коммуникации (обобщенные средства коммуникации), такие как деньги, власть, влияние, ценностные обязательства. Каждое из них в рамках своей подсистемы является как бы «свободным оборотным средством», обслуживающим самые разные ситуации без ограничения строго определенным контекстом отношений. Однако символическое значение они имеют только в системе определенных институциональных отношений, которые и наделяют их соответствующим «институциональным кодом». Так, деньги выступают обобщенным символическим средством только в контексте и в рамках определенного институционального порядка в экономической (под)системе. Их ценность зависит не от их натуральных свойств, а от системы человеческих отношений, от определенных правил, соглашений – кода, вне которого они не будут стоить ничего.

Всякое действительно символическое средство обладает способностью порождать нечто вроде «прибавочной социокультурной значимости (ценности)», превышающей «реально-натуральные» свойства этого средства. К примеру, власть как обобщенное символическое средство («авторитетная власть») вызывает «прибавочную эффективность» подчинения ей по сравнению с подчинением, достигаемым принуждением.

Как значение денег зависит от институционального контекста, так и действенность власти как символического средства зависит от особого институционального кода, внутри которого организовано и легитимировано использование власти. Для «авторитетной власти» достаточно лишь намека на действие, т.е. можно говорить о «прибавочном характере» подчинения ей по сравнению с подчинением, достигаемым чисто физическим принуждением. Власть, прибегающая к насилию, не может считаться символическим средством обмена. Точно так же и деньги перестали бы действовать как символические средства обмена, держащегося, по сути, на общих культурных ожиданиях, если бы общество по каким-то причинам вернулось к измерению ценности денег в реальной и натуральной стоимости их металлического эквивалента. Поэтому власть у Парсонса – не константа, но переменная: в обществе происходят колебания «количества власти», ее инфляция и дефляция, когда «расход» власти может значительно превышать ее «приход» через каналы политической поддержки, когда происходит исчерпание или отзыв кредита доверия, выданного политическим лидерам, и они почти утрачивают свободу принятия решений.

Обобщенные символические средства, по Парсонсу, также обнаруживают определенную иерархию в отношениях друг с другом. Верховную направляющую функцию выполняют ценностные обязательства, за ними следует влияние, а затем – власть и деньги.

Влияние как обобщенное символическое средство обмена и коммуникации обслуживает самые разные ситуации в интегративной (под)системе. Основа этого средства - солидарность, сплоченность, ощущение людьми себя как «мы», общности; лояльность, основанная на плюралистическом членстве в современном сложном обществе (семья, профессия, гражданство и т.п.).

Ценностные обязательства, «обобщенная способность внедрять ценности в жизнь» - продукт фидуциарной системы, системы отношений, которые держатся на общественном доверии, общей вере. Сотворение общего духа – главный вклад этой (под)системы в создание и поддержание общества. Вся прочность общества опирается на поддержание общего духа, «символическое взаимное проникновение», на котором основана его легитимность. Именно здесь – основа авторитета власти, уверенности в стабильности денежной единицы. Ценностные обязательства могут также накапливаться некоторыми лицами и институтами, которые оказываются способными сыграть роль моральных лидеров общества. Увеличение в обороте неисполняемых ценностных обязательств ведет к их «инфляции».

Таким образом, символические средства «высшего порядка» способны влиять на процессы, происходящие в подсистемах, контролируемых символическими средствами «низшего порядка», в соответствии с кибернетической иерархией информационного контроля, существующей между подсистемами общей системы действия.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.