Вопрос 1 Место социологии в развитии социальной мысли. Предпосылки возникновения социологии. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Вопрос 1 Место социологии в развитии социальной мысли. Предпосылки возникновения социологии.

2018-01-14 168
Вопрос 1 Место социологии в развитии социальной мысли. Предпосылки возникновения социологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 1 Место социологии в развитии социальной мысли. Предпосылки возникновения социологии.

Предпосылками возникновения социологии стали Великая Французская революция 1789 г., Промышленная революция, «организованный скептицизм», а также радикальные изменения в общественном сознании.

Организованный скептицизм (термин предложен Р. Мертоном) возник, когда общество перестало развиваться относительно спокойно. «Организованный скептицизм содержит в себе скрытое сомнение в некоторых основаниях установленной рутины, власти, принятых процедур и сферы «сакрального» вообще...»

В.Ф.Р. 1789г. – провозгласила идеалы свободы, равенства и братства; устранила от власти помещиков. Разрушила средневековое сословно-монархическое устройство. Новые морально-этические нормы: на смену ценностям Царства Божия приходили ценности благосостояния, жажды власти и славы, комфорта и удовольствий. Поведение масс людей, как богатых, так и бедных, стало направляться страстями и вожделениями. Возникла необходимость новых подходов к анализу общества.

Промышленная революция – с новой техникой пришел и новый социальный порядок. Его характерными особенностями стали: фабричная система хозяйствования, урбанизация, невиданные ранее взаимодействия больших групп людей, вовлечение женщин в политику, экономику, общественную жизнь. Возникли огромные миграционные потоки, множество крестьян поменяло место и образ жизни. Расшатывается патриархальная семья со старшим мужчиной во главе. Возник слой управленческой бюрократии.

Изменения в общественном сознании. Религиозные ценности ставятся под сомнение. Первые социологи надеялись заменить религию социологией. Новую роль в жизни общества стали играть науки. Они институционализируются посредством повсеместного создания университетов и колледжей. Мировосприятие, прежде всего, у ученых становится иным. Задавались вопросы, почему приход идеалов всеобщей свободы и равенства был столь драматичен, почему прогресс науки и техники, зарождение просвещенного общества в противовес дикости и варварству сопровождаются столь грубыми межличностными раздорами? На фоне выдающихся успехов в естествознании выявилась очевидная неспособность познания собственно человеческого общества, у которого обнаружились невиданные ранее несовершенства.

 

Вопрос 2 Контовская программа позитивной науки об обществе и ее влияние на развитие социологии.

Ступени:

Конт (1798-1857) изложил теоретические основы позитивного социально-политического порядка. Он поставил развитие государства, политической жизни и всего общества в зависимость от существования и смены трёх ступеней "состояния человеческих умов"

1. Теологическая ступень - господствует религиозное мировоззрение, возникает теократия как политическая система (главенствуют жрецы). В политике всё основывается на войнах.

2. Метафизическая ступень - духовная власть переходит в руки философов-метафизиков, в политике выдвигаются юристы, литераторы и публицисты. Оборонительный военный дух.

3. Позитивная (научная) ступень - наступает "социократия", всё начинает осмысляться с точки зрения науки, войны сводятся на «нет». (И оборонительные, и агрессивные).

Социократия. Происходит разделение:

Духовное руководство принадлежит философам-позитивистам (учёным), у них направляющая роль. Управляющая роль достаётся банкирам, промышленникам и техническим специалистам под руководством

первой группы.

При всём при этом обычные люди к политике не подпускаются.

Конт был сторонником авторитарной власти и противником всего остального. Отрицает свободу личности, т.к она мешает упрочнению солидарности.

 

Вопрос 3. Основные понятия социальной теории К. Маркса.

В общественном производстве люди вступают в производственные отношения, которые соответствуют ступени развития производительных сил. Совокупность этих отношений – экономическая структура общества, базис. Надстройка – политическая и юридическая организация. Базис обуславливает сознание и духовную жизнь, а также социальную структуру (бытие первично перед сознанием).

На определенной ступени развития производительные силы общества приходят в противоречие с организацией производственных отношений и отношений собственности (из форм развития эти формы превращаются в тормоз). Наступает социальная революция и изменяется базис. К изменениям адаптируется надстройка.

Сознание, идеология, социальная и политическая организация не первичны при революциях, первичен базис – экономическая система. Общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых хватит простора, а новые отношения не появятся до появления их материального обеспечения. Человечество ставит только такие задачи, которые в состоянии разрешить.

Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества, так как производительные силы создают материальную основу для разрешения, заложенного в капитализм антагонизма.

Социология Карла Маркса.

Карл Маркс, (1818—1883), Германия.

Кроме того, позицию Дюркгейма связывают с дальнейшим развитием структурно-функционального подхода в социологии – способа объяснения поведения людей, исходящего из того способа, которым структурировано общество, и места, которое индивид занимает в соответствующей структуре.

 

Ориентация на другого.

Связь между индивидами носит смысловой характер. Это внутренняя связь, поэтому это направление называется субъективизмом. Но! Субъективизм не означает, что у каждого свои смыслы. Разделяем общее. Основоположник «понимающей социологии» и теории социального действия.

Понимающая социология – она должна понять те смыслы, на которые ориентируются люди.

Что нас заставляет ориентироваться на других людей? Легитимность – ответ Макса Вебера. Легальность – соответствие закону. Легитимность – «нормативная фактическая значимость», т.е. признанное обществом. Люди ориентируются только на те нормы и ценности, которые легитимны.

По Дюркгейму, общественный порядок – над нами. По Веберу, легитимность – это шанс, что общественный порядок будет воспроизводиться в действиях и взаимодействиях.

Типы социального действия, по Веберу:

1. Целерациональное действие – когда есть чёткая цель и используются чёткие средства для чёткого

достижения этой цели.

2. Ценностно-рациональное действие – действие, основанное на вере, признании ценностей.

3. Традиционное действие – человек действует по принципу «так принято, иначе нельзя».

4. Аффективное действие – действие человека в состоянии аффекта.

3 типа легитимности:

1. Рациональный (легитимный) тип - когда основой легитимации является закон

2. Традиционный тип - когда основой легитимации является традиция

3. Харизматический тип – особый тип лидерства, основанный на тончайшей эмоциональной связи между лидером и его последователем. Пример: Ельцин в начале 90-х гг.

Изучение социального как смысла социального действия.

Социальные действия – ориентированные на другого.

Исторические эпохи различаются типами доминирующего социального действия.

Традиционное общество – традиционный и ценностно-рациональный тип действия.

Общество модерна – постепенно в качестве доминирующего утверждается целерациональный тип действия.

Веберовская теория рационализации – главная идея Вебера, главная тема социологии, религия Развитие западного общества, его модернизация, переход к капитализму – процесс рационализации.

Целерациональное действие вытесняет все другие виды социального действия (первое направление процесса). «Происходит сознательная рационализация ценностей». Но самый главный процесс – рационализация в пользу целерационального действия, при котором «уже не верят в ценности» - планомерное приспособление к соображению интереса.

2 понятия рациональности:

1) Материальная рациональность – сущностная, эссенциальная. Сущностная рациональность: регулирование экономического развития осуществляется с позиции определенных ценностей. Экономическое развитие ориентировано на определённые ценности. Определяется мера технически возможного. => Рост прибыли становится самоцелью, он безразличен к реальным потребностям общества. Это же отмечалось Марксом (капитал - самовозрастающая стоимость) и В.Зомбартом (капитал – дурная бесконечность). Чтобы сделать рост капитала неограниченным, потребовалось сделать неограниченным потребность в потреблении. Проблему решила Кейнсианская революция. Современная формула маркетинга – сформируй потребность и удовлетвори её.

2) Формальная рациональность – Постепенно формальная рациональность, которая утверждается в сфере экономики, распространяется практически на все сферы общественной жизни. Маркс назвал это «сквозная рациональность». Ценности объявляются избыточными и угрожающими.

Где утверждается рационализация? Формальная рационализация охватывает все сферы. В сфере политики формируется рационально-правовое государство и легальный тип легитимности, власти, основанный на законе. В сфере управления формируется идеальный механизм управления – рациональная бюрократия.

Особенности бюрократии:

· Человек подчинён не другому человеку, а безличной системе норм

· Управление осуществляется по общим, безличным правилам

· Существует строгая иерархическая структура, чёткое разделение сфер компетенции

· Официальные роли и отношения не смешиваются с личными

· Подчинение в рамках иерархии носит формально-статусный, личностный характер

· Деятельность чиновника требует профессиональной подготовки

Бюрократия – один из главных двигателей модернизации и индустриализации, не менее значимый, чем сама промышленная революция. Но! Бюрократия – формально-рациональная структура. Она не имеет собственного ценностного фундамента. Она не продуцирует сама ценности, только заимствует.

Претензии современной социологии к Веберовской теории:

По определению Баумана: бюрократия формальна и этически слепа. Бауман цитирует Вебера: «Честь гражданского служащего заключается в способности добросовестно выполнять приказы начальства так, словно приказ согласуется с его собственными суждениями»; «...подавление голоса морали является главной заботой бюрократии...» Тема рационализации – одна из тем, обсуждаемая на протяжении века. Бауман предлагает в качестве парадигмы рассматривать холокост. Макдональдизация – Дж.Ритцер. «Железная клетка формальной рациональности» – Вебер опасался, что мы будем заточены в этой «клетке».

Рациональная капиталистическая экономика. Рациональная религия – именно рациональная религия – протестантизм – стала основой рационализации западного общества.

Дух капитализма».

Макдональдизации.)

Веберовская теория рационализации – главная идея Вебера, главная тема социологии, религия Развитие западного общества, его модернизация, переход к капитализму – процесс рационализации.

Целерациональное действие вытесняет все другие виды социального действия (первое направление процесса). «Происходит сознательная рационализация ценностей» (второе направление процесса). Но самый главный процесс – рационализация в пользу целерационального действия, при котором «уже не верят в ценности» - планомерное приспособление к соображению интереса.

2 понятия рациональности:

1) Материальная рациональность – сущностная, эссенциальная. Сущностная рациональность: регулирование экономического развития осуществляется с позиции определенных ценностей. Экономическое развитие ориентировано на определённые ценности. Определяется мера технически возможного. => Рост прибыли становится самоцелью, он безразличен к реальным потребностям общества. Это же отмечалось Марксом (капитал - самовозрастающая стоимость) и В.Зомбартом (капитал – дурная бесконечность). Чтобы сделать рост капитала неограниченным, потребовалось сделать неограниченным потребность в потреблении. Проблему решила Кейнсианская революция. Современная формула маркетинга – сформируй потребность и удовлетвори её.

2) Формальная рациональность – Постепенно формальная рациональность, которая утверждается в сфере экономики, распространяется практически на все сферы общественной жизни. Маркс назвал это «сквозная рациональность». Ценности объявляются избыточными и угрожающими.

Где утверждается рационализация? Формальная рационализация охватывает все сферы. В сфере политики формируется рационально-правовое государство и легальный тип легитимности, власти, основанный на законе. В сфере управления формируется идеальный механизм управления – рациональная бюрократия.

Согласно Веберу, общества исторически различаются по доминирующему типу социального действия, соответственно – по доминирующему типу легитимности. Общее направление исторической эволюции и главная тенденция современного развития западного общества – рационализация. На вопрос, был ли Холокост рациональным явлением, Бауман отвечает однозначное "да". Более того, с его точки зрения, именно рациональность современного общества и сделала Холокост возможным. Для этого необходимо было, прежде всего, воззвать к общественному разуму, обосновать его необходимость и эффективность. Не ужас жертв, а их спокойствие и разумность делали Холокост не просто неизбежным, но и весьма легким в исполнении: «Рациональные люди спокойно, смиренно и с радостью пойдут в газовую камеру, если только смогут поверить, что это — душевая кабинка». Более того, подобное насилие было узаконено государственной идеологией, все действия исполнителей были чётко и строго рутинизированы, а сами жертвы подверглись дегуманизации с помощью той же идеологии. Социальные структуры современного на тот момент общества обеспечивают возможность максимально рационального поведения индивида. Это рациональное правовое государство, обеспечивающее легальный тип политического господства. Это рациональная бюрократия, обеспечивающая переход от управления, основанного на личной зависимости, к управлению, основанному на формальных, безличных отношениях и осуществляемому по общим безличным правилам. Обыкновенные, рациональные, законопослушные немцы в их понимании делали, лишь то, что были обязаны, что требовал закон и рациональность.

Это, прежде всего, технократическое мышление и логика эффективности. Не заводы, приводящие к построению нового социума, но социум, способный создать новые заводы. Никакая модернизация, увы, не возможна без разговоров о цене модернизации и об ее врагах. Врагами германской модернизации были объявлены евреи, цыгане и неполноценные граждане. Ценой германской модернизации стал Холокост. Логика чистого рационализма неизбежно будет приводить к тому, что цель станет оправданием любых средств. Формальная рациональность становится принципом, которому постепенно подчиняется не только хозяйственная жизнь, но и все стороны жизнедеятельности современного западного общества – образование, здравоохранение, семья и т.д.

Рационализация, которую Вебер рассматривает не как историческую закономерность, а как «судьбу» Запада, есть результат «уникальной констелляции» ряда исторических факторов, которые были «синтезированы» протестантизмом и привели к возникновению общества, которого не знала история.

Бауман уверен, что выбирая между рациональностью и этическими принципами, современный человек всегда выбирает разум. Невозможно заложить этику в гуманитарную машину. И пока нет четко оговоренных этических барьеров, технологизация процессов подобных Холокосту может состояться в любой момент. И тогда все разговоры о ненасилии обернутся лишь рассуждениями, не более.

Главным же источником и основанием всего процесса рационализации является, по Веберу, культурная, духовная рационализация, происходящая на основе рациональной религии – протестантизма, которая задает новые смыслы человеческой деятельности.

Типовые переменные

· Эмоциональность

· Диффузность (рассредоточенность)

· Ориентация на коллектив

· Партикуляризм

· Аскрипция (аскриптивный статус = унаследованный)

· Эмоциональная нейтральность

· Специфичность

· Ориентация на себя

· Универсализм

· Достижение (достижимый статус = человеком достигается самим)

При распаде системы деньги теряют свою ценностную значимость. Ценность денег не от их натуральных свойств, а от системы человеческих отношений, от определённых правил, соглашений, от того культурного кода, вне которого стоить они не будут ничего. Только в контексте определённого порядка и только в контексте этого порядка деньги становятся универсальным средством взаимодействий. Обобщённые символические средства создают прибавочную социокультурную ценность, иллюзию этого.

Вопрос 14

Социологизм Парсонса

1. Конечный предмет социологии – общество. Все процессы рассматриваются в контексте общества, как предельной границы

2. Общество самодостаточно (принцип Дюркгейма – объяснять социальное социальным). Общество способно само обеспечить – люди ведут себя таким образом.

3. Высоко интегрированная, целостная, устойчивая система.

4. Основа интеграции – ценностно-нормативный консенсус – нормативизм

5. Принципиальное соответствие между социальными системами и акторами.

6. Эволюция в общем прогрессивном управлении (прогрессизм и т.д)

7. Вся система социальная выстраивается как институциализация ценностей либерализма. Добавляем равенство и получаем культурный детерминизм Парсонса.

«Общество составлено, сконструировано, собрано, устроено, слеплено и смонтировано. Оно больше не может рассматриваться как скрытый источник причинности, который якобы следует привлечь для того, чтобы объяснить существование и устойчивость какого-то другого действия или поведения…Общество ничего не объясняет, оно само должно быть объяснено» ©…

Мы живём в не-обществе. Смерть социального – лозунг постмодернистов.

Кризисный образ общества.

· Дезинтегрированное, фрагментированное общество

· Кризис ценностно-нормативных механизмов связи индивида и общества – кризис нормативизма

· Социальная эксклюзия (социальная исключённость). Общество двух третей – одна часть исключена на том или ином основании

· Неопределённость направленности движения общества

Методологические сдвиги

1. Предмет – «значение вещей для людей». Понимающая социология. Социология изучает практическое мышление самих субъектов и те значения, которые приобретают все явления, процессы, смыслы как они интерпретируются людьми, которые придаются социальной реальности

2. Происходит переход от макроуровня к микроуровню – уровню межиндивидуальных и индивидуальных действий.

3. Происходит переход от нормативного к когнитивному понимаю социальных систем (когнитивный поворот социологии). Актор – человек знающий и осуществляющий свои действия на основе знаний. Если у Дюркгейма и Вебера – рамки нормативного подхода, то здесь социальная структура – скорее когнитивный, чем нормативный феномен. Социальная структура основана на практических знаниях повседневно-действующих людей.

4. Методологический ситуационизм. Социальная реальность постоянно создаётся и воссоздаётся (процессуальный образ общества) индивидами в конкретных ситуациях на основе совместного определения ситуации. Исходное понятие (единица анализа) – взаимодействие в социальной ситуации. Социальная ситуация – реальность особого рода. Поведение людей – это всегда не индивидульное, а интерактивное поведение, оно всегда компонент взаимодействия, интерактивного процесса. И именно в этом взаимодействии происходит совместное определение ситуации.

Этнометодология

· Гарольд Гарфинкель (1917 -?). «Исследование по этнометодолгии»

· Этнометоды – свойственные той или иной культуре методы организации практической повседневной деятельности, обычно неосознаваемые. Латентные ожидания.

· Гарфинкелинг – метод социологического исследования – разрушение фоновых ожиданий, нарушение привычных взаимодействий, которое позволяет увидеть скрытые структуры. Ионин «Социология культуры» - целая глава по М. Булгакова. Нарушение стандартов!!!

Вопрос 16

Вопрос 17

Основные понятия и установки постмодернизма. Критика.

Структурализм – всё рассматривается как структуры.

Постструктурализм – критика структуры, попытка посмотреть на мир без структуры.

Постмодернизм (сер.70-х – начало 80-х гг. -???)

 

Из лингвистического поворота вытекают 2 важнейших слогана:

1)«Мир как текст, ничто не существует вне текста» ©Деррида.

2)«Смерть субъекта»: человек умирает, остаются структуры. Происходит поглощение субъекта текстом, через субъекта говорит язык

«Мир как текст. Ничто не существует вне текста»

Тексуальность –важнейшая особенность восприятия мира. Мир воспринимается как текст, как система знаков. Текст становится заместителем бытия. Онтологизация текста. Наше представление о мире – языковое и всё! Наш мир – это мир знаков, это текст. Это поверхностное, одномерное, феноменологическое представление о мире и социальной реальности. У постмодернистов мир – это мир, о котором нет знания, это мир, в котором существует означающее без обозначаемого. Этот мир означающего самодостаточен. Постмодернистское видение мира – кризисное сознание, представление о мире, о котором нет знания.

· Нарратив – социально принятый тип «повествования» = способ бытия текста.

· Дискурс – текст вместе с традицией обсуждения некоторой темы. Языковая практика, это не предметная деятельность; это способы рассуждения, не имеющие под собой никакой реальности, кроме текста. Дискурсы – это способы конструирования наших рассуждений, наших проблем, с которыми мы сталкиваемся. Дискурсы сексуальности, безумия, наказания и т.д. Задачей является археология знания, откуда взялись те смыслы, которыми мы наделяем существующие явления. Для чего существует дискурс? Это ограничение ссылок, ограничиваем соотнесение текста с другими текстами. НЕ АНАЛИЗИРУЕТСЯ СВЯЗЬ С ОБЪЕКТОМ, ТОЛЬКО СООТНЕСЕНИЕ С ДРУГИМИ ТЕКСТАМИ.

· Эпистема – пространство знания, специфическая для конкретной эпохи сеть отношений между «словами» и «вещами». Фуко: «Каждая историческая эпоха вырабатывает свою систему культурного знания, и прежде всего, языковой код». Эта система организует все проявления жизни людей. Фуко выделял следующие эпистемы: античная, средневековая, возрожденческая, просветительская, современная. Для современной эпохи характерна особая связь «слова» и «вещи». Эта особость заключается в нарастающем разрыве между словом и вещью. Эта эпистема скрыта от человека, не познаваема современником. «Человек умирает, остаются структуры». Постмодернизм, как критическое направление, ставит своей задачей освобождение языковых структур.

· Деконструкция – метод анализа текста в связи с другими текстами. Раз мы воспринимаем как текст вне связи с реальностью, значит, понимание любого текста возможно не с его соотнесением с реальностью, а с его соотнесением с другими текстами. Эта деконструкция – по сути, заменитель термина «познание». Для того, чтобы понять текст, познать этот фрагмент реальности, нужно соотнести с ближайшими текстами (интертекст) и определить его место в широком смысле (гипертекст). Процесс деконструкции может быть бесконечен.

Дискурс и власть. Всякий дискурс заключает в себе насилие, поскольку он подгоняет наше восприятие под некую силу. Фуко: «Где насилие там и власть». Самая главная задача власти – это определение дискурсов. Дискурс всегда устанавливается в ходе борьбы с другими дискурсами. Фуко: «Другая власть – другое знание (другое представление о реальности)».

Концепция гиперреальности Бодрийяра. «Мы живём в мире гиперреальности, которая над, сверху. Она возникает тогда, когда культурные представления утрачивают связь с реальностью, и гиперреальность – это мир самоотносимых, самореферентных символов и знаков.

Гиперреальность состоит из симулякров. Симулякр – псевдовещь. Платон называл симулякр «копией копий». Бодрийяр: «точная копия оригинала, которого никогда не существовала», «псевдовещь, заменяющая организирующую реальность». Пример симулякра: бренд. Семиотизация – основа представления о гиперреальности. Наш мир всё более и более становится для нас доступным через систему знаков, а не непосредственно. Концепция гиперреальности полагает, что между миром знаков и объективной реальностью не существует никакой связи. Симуляция – видимость, притворство. Все знаки обмениваются друг на друга, но не обмениваются ни на что реальное, т.е. обмен – симуляция. «Эра симуляции, - пишет Бодрийяр, - наступила сейчас. В эту эпоху возникает возможность взаимной подстановки элементов, которые раньше были противоположны». Пример: правда и ложь в СМИ практически неразличимы и т.д. Бодрийяр пишет: «У нас теперь царство свободы, у нас царство «никчемунепривязанности».

Плавающее состояние всех знаков, нет референтности. Пример: современный валютный курс.

Поэтому чтобы стать предметом потребления, предмет должен изначально стать знаком, т.е. пройти процедуру символического кодирования.

Выводы: фиктивный характер языкового знания. Из той концепции языка вытекает ненадёжность языка, условность знака и, как вывод, ИСТИНА НЕ ДОСТИЖИМА! Отсюда, НЕНАДЁЖНОСТЬ ЗНАНИЯ!!!!!!!!!!! Отсюда проблематичность…, критика всей предыдущей культуры модерна как ложной. Претензии модерна на объективность, истинность, универсальность, рационализм = логоцентризм не имеют под собой никаких оснований и должны быть разрушены. Отсюда постмодернизм осуществляет переоценку или переинтерпретацию модерна, который теперь воспринимается как прогрессирующая рациональность, а как до предела мифологизированная эпоха. Значит, концепция модерна – это миф, и главный миф – ядро концепции модерна – концепция рационализации. Чем обеспечиваются объективизм, универсалим и т.л.: Они обеспечивались метанарративами. Метанарративы – это объяснительные системы, как идея прогресса, идея эмансипации личности, представление, идущее от эпохи просвещения, сциентизма.

Функции метанарративов: они определяют и тотализируют реальность, тем самым они легитимируют и стабилизируют общественный порядок. Единство знания базировалось на метанарративов. Постмодернизм – это распад единства. Формула: радикальный плюрализм и эголитаризм. Консенсус рассматривается как очень сомнительная ценность. Отказ происходит от главного рационального научного метанарратива!!!!!!!!

 

Методологические сдвиги

Паради́гма — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.

Парадигма — теоретико-методологическая основа и принцип социологии. Большинство парадигм делится на два направления — макросоциологию и микросоциологию, которые основаны на различном представлении о природе социальной реальности.

Микро- (субъект) Макро- (объект)
1. Понимание социальной реальности
Индивидуальная (номинализм) Надиндивидуальная (реализм)
2. Значение материальных и символических аспектов жизни
Идеалистическое понимание Материалистическое понимание
3. Значение внешних и внутренних факторов
Внутренние факторы (действие) Внешние факторы (структура)
4. Преобладающие методы
Внутренние факторы (действие) Внешние факторы (структура)
5. Степень свободы индивида
Индивидуализм (свобода) Детерминизм (зависимость от установок)

1. Предмет – «значение вещей для людей». Понимающая социология. Социология изучает практическое мышление самих субъектов и те значения, которые приобретают все явления, процессы, смыслы как они интерпретируются людьми, которые придаются социальной реальности

2. Происходит переход от макроуровня к микроуровню – уровню межиндивидуальных и индивидуальных действий.

3. Происходит переход от нормативного к когнитивному понимаю социальных систем (когнитивный поворот социологии). Homo Cogitus – человек знающий. Актор – человек знающий и осуществляющий свои действия на основе знаний. Если у Дюркгейма и Вебера – рамки нормативного подхода, то здесь социальная структура – скорее когнитивный, чем нормативный феномен. Социальная структура основана на практических знаниях повседневно-действующих людей.

4. Методологический ситуационизм. Социальная реальность постоянно создаётся и воссоздаётся (процессуальный образ общества) индивидами в конкретных ситуациях на основе совместного определения ситуации. Исходное понятие (единица анализа) – взаимодействие в социальной ситуации. Социальная ситуация – реальность особого рода. Поведение людей – это всегда не индивидульное, а интерактивное поведение, оно всегда компонент взаимодействия, интерактивного процесса. И именно в этом взаимодействии происходит совместное определение ситуации.

 

Вопрос 22

Вопрос 23

А) Первое кардинальное отличие состоит в следующем.

Все модернизации прошлого сводились к трансформации традиционного общества в общества модерна.

В современной России нет традиционного общества. Оно разрушено в ходе нескольких предшествующих модернизаций страны: от петровской до коммунистической. Потому в современной РФ фундаментом модернизации – впервые в истории – выступает общество постмодерна, созданное на зыбкой базе абортированного советского модернизационного проекта.

Подобное положение вещей предполагает, в частности:

· - отсутствие прочного религиозно-этического фундамента модернизации;

· - наличие первичного каркаса общества потребления, что само по себе усложняет любые модернизационные реформы, проекты и мероприятия;

· - ползучую эрозию институтов государства, свидетельством чему служит крайне высокий уровень коррупции.

В современной России ценности общества потребления (постиндустриализированная «надстройка») сочетаются с архаизированной экономикой (деиндустриализированный «базис»).

С другой стороны, сегодняшняя модернизация России уникальна и тем, что будет происходить в стране, которая в прошлом уже осуществила несколько незавершенных модернизаций. Это значит, что в отличие от всех других стран мира мы можем опираться на отдельные элементы и институты общества модерна, созданные нашими историческими предшественниками и не полностью утраченные к сегодняшнему дню.

Б) Второе отличие исторических условий сегодняшней России от некоторых образцовых модернизационных проектов связано с ролью Запада. А в нашем историческом «сейчас» эта роль кардинально отличается от той, какую играл Запад в эпоху и в условиях холодной войны.

Экзогенные модернизации в странах «третьего мира» осуществлялись с помощью Запада как донора развития и представляли собою программы интеграции отдельных участков «третьего мира» в «первый мир». Целью Запада в данном случае была стратегическая победа над «вторым миром» («лагерем реального социализма»), в том числе посредством демонстрации эффективности западноориентированных образцов и вариантов модернизации.

Сегодня Запад, находясь в условиях однополярного мира, не заинтересован в модернизации стран, лежащих за пределами евроатлантической цивилизации, и потому не может рассматриваться как реальный донор развития

 

Почему?

· Исчерпание ресурсов сельского населения (дешёвой рабочей силы)

· Рост доли труда в стоимости продукта

· Невозможность дальнейшей экстернализации экологических издержек производства

Поэтому глобализация – это не глобализация, а инструмент для сохранения выживания центра за счет периферии и полупериферии.

Вывод: эти концепции развивались в общей логике развития теоретической социологии, но все они пытаются заменить прежнюю модель социальности новой моделью социальности, т.е. показать, что мир – это некий общий социальный процесс.

* Глобальность – существующие транснациональные связи и пространства.

* Глобализация – процессы, создающие глобальные социальные связи и пространства.

* Глобализм – теория и политика неолиберальной глоаблизации. Говоря о кризисе глоаблизации, говорим о кризисе неолибрельной глобализации

* Антиглобализм – направлен против глобализма.

* Альтерглобализм – другая глобализация.

Глобализм = неолиберальная модель глобализации.

Унификация

Экономический редукционизм

Финансовая глобализация как основа – осуществлялась форсированная интеграция из нерыночных территорий в сферу рыночных.

Отказ от политики национальных суверенитетов – государство всё меньше и меньше функций сохраняет за собой.

Главный предмет критики – рост социального неравенства. Как внутри стран, так и цифровой разрыв между ними.

Новая модель глобализации

Многополярность – новые полюса и изменение соотношения сил происходят очень быстро

Регионализация – формируются новые субъекты глобализации – региональные объединения Государств.

Восстановление государственного суверенитета – ренационализация. Межгосударственные соглашения по процессам глобализации.

Отход от рыночного абсолютизма – возврат к политической нации – попытки выработки активной государственной политики

Консолидация национальной идентичности – новый национализм – некая реанимация национального единства. Усиление идеологизации.

Усиление силового фактора в политике – перераспределение позиций в мире, вместо однополярного многополярный и т.д.

Перспективы

· Мы движемся в мир протекционизма – и забудьте о так называемой глобализации...

· Мы идём к намного большей прямой роли правительств в производстве

· Мы идём к правительствам популистского перераспределения

· И мы идём к острому социальному конфликту внутри страны

В объективном смысле глобализация – это процессы, тенденции, основной чертой которых является свя


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.