Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии. Место в других науках. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии. Место в других науках.

2018-01-14 215
Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии. Место в других науках. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии. Место в других науках.

Социология — это наука об обществе, изучающая процессы взаимодействия людей и социальных групп.Объектом изучения социологии (и целого ряда общественных наук) является общество. Предметом социологии тоже можно считать общество, точнее то, в каком виде общество проецируется в нашем сознании, каким мы его видим, какие закономерности наблюдаем, какова его структура, какие связи существуют между элементами структуры.Функции социологии:

· познавательная (исследовательская) – связана с накоплением теоретического знания об обществе, закономерностях его функционирования и развития;

· идеологическая и ценностно-ориентирующая – связана с оценкой событий и явлений общественной жизни, критикой или поддержкой различного рода идей социально-политического, социально-экономического, нравственного характера.

· прогностическая – связана с разработкой научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития тех или иных процессов в различных структурах;

· практическая – связана с разработкой практических рекомендаций с целью преобразования действительности: изменения социальной структуры общества, характера отношений между различными группами людей, направления развития отдельных социальных общностей и общества в целом.

Место в других науках.

Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как О. Конт отделил социологию от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия все равно продолжает играть заметную роль в социологическом знании.

Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его закономерности в их конкретных проявлениях. Они обе воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Так или иначе, каждая из них базирует свое знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.

Тесная взаимосвязь между социологией и политологией определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность это одна из основных форм жизнедеятельности личности и общностей, которая непосредственно влияет на социальные изменения в обществе; в-третьих, выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы; в-четвертых, политика очень широкое, сложное и многогранное явление, в связи с этим она находит свое проявление во всех сферах общественной жизни.

Экономическая наука изучает закономерности и формы развития отношений, которые складываются в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Так как основной формой деятельности общества выступает материальное производство, экономическая деятельность, то, естественно, социология тесно взаимодействует также и с теорией этой деятельности - экономической наукой.

В отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей.

Конт и Спенсер

Конт – основатель социологии. Выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов. Считал, что человек может играть большую или маленькую роль в обществе, но лишь как социальный субъект, а не как абсолютно свободная личность. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных норм и правил поведения. Общество – это целостный социальный организм, который определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов.

Закон интеллектуальной эволюции человека. Согласно этому закону познавательная деятельность людей и их социальное сознание прошли 3 стадии развития:

- теологическая – основана на религиозной мифологии;

- метафизическая – человеческое сознание отражает и оперирует воображением, а не понятиями, которые отражают реальные процессы внешнего мира. В качестве «общей сущности» называется природа, космос, материя, дух, как источники всех телесных духовных явлений.

- позитивная–сознание исходит из научных наблюдений. Происходит процесс исследования законов мира.

Общество подчиняется биологическим и астрономическим законам. Общество зависит от климата и расового состава населения. Главное влияние на развитие общества оказывает интеллектуальная эволюция. Первичность сознания людей и его решающее воздействие на развитие общества – таков основной подход Конта к решению социальных вопросов. При этом он особую роль отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции.

Спенсер – основатель органической школы.Общество рассматривает как единую систему взаимодействия природы и социальных факторов. Все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать все данной связи. Только в рамках целостного социального природного организма проявляется значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта. Рассматривает общество как организм, развивающийся по биологическим законам.

1) Как и любой организм, так и любое общество в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе.

2) Усложняются

3) Их части приходят в зависимость друг от друга.

4) Те и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие единицы постоянно появляются и исчезают.

Теория эволюции:

- интеграция – переход от простого к сложному;

- дифференциация – переход от однородного к разнородному;

- переход от неопределенного к определенному;

- возрастание порядка.

Спенсер показывает объективную обусловленность социальной эволюции обусловленностью людей, в процессе эволюции растет значение коллективной деятельности и разного рода социальных институтов. Эволюция социологии совершенствуется людьми в процессе их деятельности.

Дюркгейм и Вебер

Дюркгейм сформулировал теорию социального реализма. Согласно этой теории природу социальных явлений следует объяснять социальным фактором. Исходным моментом анализа деятельности людей является общество как система взаимодействия конкретных людей, социальных групп и соответствующих социальных институтов.

Социология – наука о социальных фактах, под которыми он понимает политические, правовые, религиозные идеи, ценности и нормы. Все ценности вырабатывают коллективом и заставляют отдельных индивидов действовать в соответствии с этими ценностями. Конечными причинами соц-х явлений выступают идеи и дух-е ценности, кот-е люди реализуют на практике.

Признаки соц-х фактов:

- их объективное существование по отношению к отдельным индивидам;

- их принудительное воздействие на людей.

Человек – соц-е существо и его развитие, и деятельность происходит под воздействием соц-х норма и предписаний.

Проблема коллективности. Она трактуется как факт социальности. Коллектив, общество, его соц-е институты в решающей степени воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентируемые в своих действиях личности.

Вебер. Соц-я должна изучать поведение и соц-ную деятельность людей. Однако не всякое поведение является предметом изучения соц-гии, а лишь те, кот-е осмыслены людьми с точки зрения цели и средств достижения.

Моральные ценности определяют содержание и направленность поведения и деятельности. Вебер говорит о 4х типах соц-ного действия:

- целенаправленные действия – ясно представляет цель и средства и средства достижения ее и возможную реакцию других людей;

- ценностно рациональные действие – совершается через сознательную веру и этическую ценность определенного поведения;

- аффективные действия;

- традиционное действие – совершается через привычку.

Маркс

Материалистическое понимание истории. Общество – совокупность общественных связей и отношение всех соц-х субъектов по Марксу. Через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства, политических и других соц-х институтов общество в решающей степени определяет и содержание, и направленность людей, воздействует на формирование и воздействие каждого человека.

Главное побудительные силы – материальные условия жизни. Отсюда вытекают материальные потребности и интересы. Эти обстоятельства обуславливают поведение людей, их стремление, психологический настрой, идеи и теории.

Этнонациональная структура.

Этническая общность – группа людей, которые связаны общим происхождением и длительным совместным существованием. Признаки: язык, особенности бытовой культуры, обычаи и традиции.

Племена – это связи, состоящие из нескольких родов. Они отличались происхождением, языком, обычаями, традициями, материально-духовной культурой.

Нация – особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности его этического сознания и самосознания.

Национальные отношения – отношения между нациями по поводу экономических, этнических, духовных и других форм существования.

Субъектами могут выступать как группы, так и социальные слои. На характер взаимодействия народов сказывается разные уровни развития экономики и политики. Это порождает проблему национальной справедливости. Межнациональные отношения могут проявляется в виде экономических, политических и других отношений.

1) В экономике. Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение потребностей. Базой является разделение труда.

2) Политические межнациональные отношения касаются представителей разных наций в реализации власти.

Тенденция межнац-х отношений: экономическая и политическая самостоятельность.

1) Стремление народов устранить причины соц-й несправедливости.

2) Реакция на процесс урбанизации, массовой культуры ведущей к утрате самобытности.

3) Желание использовать ресурсы.

Трансформированные процессы

1) Объединяющие

- консолидация – сплочение нескольких народов;

- ассимиляция – распределение малых народов;

- кооперация – сотрудничество близких этносов.

2) Разделяющие

- этническое доминирование – возвышение своего этноса при ущемлении другого;

- Этнодискриминантные – ограничение, лишение прав по нац-му признаку;

- этноприоритеты национализма – превозношение своей нации.

Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии. Место в других науках.

Социология — это наука об обществе, изучающая процессы взаимодействия людей и социальных групп.Объектом изучения социологии (и целого ряда общественных наук) является общество. Предметом социологии тоже можно считать общество, точнее то, в каком виде общество проецируется в нашем сознании, каким мы его видим, какие закономерности наблюдаем, какова его структура, какие связи существуют между элементами структуры.Функции социологии:

· познавательная (исследовательская) – связана с накоплением теоретического знания об обществе, закономерностях его функционирования и развития;

· идеологическая и ценностно-ориентирующая – связана с оценкой событий и явлений общественной жизни, критикой или поддержкой различного рода идей социально-политического, социально-экономического, нравственного характера.

· прогностическая – связана с разработкой научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития тех или иных процессов в различных структурах;

· практическая – связана с разработкой практических рекомендаций с целью преобразования действительности: изменения социальной структуры общества, характера отношений между различными группами людей, направления развития отдельных социальных общностей и общества в целом.

Место в других науках.

Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как О. Конт отделил социологию от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия все равно продолжает играть заметную роль в социологическом знании.

Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его закономерности в их конкретных проявлениях. Они обе воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Так или иначе, каждая из них базирует свое знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.

Тесная взаимосвязь между социологией и политологией определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность это одна из основных форм жизнедеятельности личности и общностей, которая непосредственно влияет на социальные изменения в обществе; в-третьих, выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы; в-четвертых, политика очень широкое, сложное и многогранное явление, в связи с этим она находит свое проявление во всех сферах общественной жизни.

Экономическая наука изучает закономерности и формы развития отношений, которые складываются в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Так как основной формой деятельности общества выступает материальное производство, экономическая деятельность, то, естественно, социология тесно взаимодействует также и с теорией этой деятельности - экономической наукой.

В отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей.

Конт и Спенсер

Конт – основатель социологии. Выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов. Считал, что человек может играть большую или маленькую роль в обществе, но лишь как социальный субъект, а не как абсолютно свободная личность. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных норм и правил поведения. Общество – это целостный социальный организм, который определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов.

Закон интеллектуальной эволюции человека. Согласно этому закону познавательная деятельность людей и их социальное сознание прошли 3 стадии развития:

- теологическая – основана на религиозной мифологии;

- метафизическая – человеческое сознание отражает и оперирует воображением, а не понятиями, которые отражают реальные процессы внешнего мира. В качестве «общей сущности» называется природа, космос, материя, дух, как источники всех телесных духовных явлений.

- позитивная–сознание исходит из научных наблюдений. Происходит процесс исследования законов мира.

Общество подчиняется биологическим и астрономическим законам. Общество зависит от климата и расового состава населения. Главное влияние на развитие общества оказывает интеллектуальная эволюция. Первичность сознания людей и его решающее воздействие на развитие общества – таков основной подход Конта к решению социальных вопросов. При этом он особую роль отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции.

Спенсер – основатель органической школы.Общество рассматривает как единую систему взаимодействия природы и социальных факторов. Все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать все данной связи. Только в рамках целостного социального природного организма проявляется значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта. Рассматривает общество как организм, развивающийся по биологическим законам.

1) Как и любой организм, так и любое общество в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе.

2) Усложняются

3) Их части приходят в зависимость друг от друга.

4) Те и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие единицы постоянно появляются и исчезают.

Теория эволюции:

- интеграция – переход от простого к сложному;

- дифференциация – переход от однородного к разнородному;

- переход от неопределенного к определенному;

- возрастание порядка.

Спенсер показывает объективную обусловленность социальной эволюции обусловленностью людей, в процессе эволюции растет значение коллективной деятельности и разного рода социальных институтов. Эволюция социологии совершенствуется людьми в процессе их деятельности.

Дюркгейм и Вебер

Дюркгейм сформулировал теорию социального реализма. Согласно этой теории природу социальных явлений следует объяснять социальным фактором. Исходным моментом анализа деятельности людей является общество как система взаимодействия конкретных людей, социальных групп и соответствующих социальных институтов.

Социология – наука о социальных фактах, под которыми он понимает политические, правовые, религиозные идеи, ценности и нормы. Все ценности вырабатывают коллективом и заставляют отдельных индивидов действовать в соответствии с этими ценностями. Конечными причинами соц-х явлений выступают идеи и дух-е ценности, кот-е люди реализуют на практике.

Признаки соц-х фактов:

- их объективное существование по отношению к отдельным индивидам;

- их принудительное воздействие на людей.

Человек – соц-е существо и его развитие, и деятельность происходит под воздействием соц-х норма и предписаний.

Проблема коллективности. Она трактуется как факт социальности. Коллектив, общество, его соц-е институты в решающей степени воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентируемые в своих действиях личности.

Вебер. Соц-я должна изучать поведение и соц-ную деятельность людей. Однако не всякое поведение является предметом изучения соц-гии, а лишь те, кот-е осмыслены людьми с точки зрения цели и средств достижения.

Моральные ценности определяют содержание и направленность поведения и деятельности. Вебер говорит о 4х типах соц-ного действия:

- целенаправленные действия – ясно представляет цель и средства и средства достижения ее и возможную реакцию других людей;

- ценностно рациональные действие – совершается через сознательную веру и этическую ценность определенного поведения;

- аффективные действия;

- традиционное действие – совершается через привычку.

Маркс

Материалистическое понимание истории. Общество – совокупность общественных связей и отношение всех соц-х субъектов по Марксу. Через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства, политических и других соц-х институтов общество в решающей степени определяет и содержание, и направленность людей, воздействует на формирование и воздействие каждого человека.

Главное побудительные силы – материальные условия жизни. Отсюда вытекают материальные потребности и интересы. Эти обстоятельства обуславливают поведение людей, их стремление, психологический настрой, идеи и теории.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.