ДЕ: Социальная философия: учения, движения, позиции — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

ДЕ: Социальная философия: учения, движения, позиции

2018-01-14 256
ДЕ: Социальная философия: учения, движения, позиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общество – это исторически сложившаяся форма социальной связи людей, обеспечивающая удовлетворение их жизненных потребностей, регуляцию взаимных отношений и отношений с природой. Общественные отношения между людьми складываются в процессе их совместной духовно-практической деятельности и развиваются в исторически определенных, изменяющихся формах.

Антропосоциогенез – процесс становления социальной природы человека и общества. Основу А. составляет процесс выделения общественного человека из животного мира, длившийся по разным данным от 2,8 до 5 млн. лет. Процесс А. изучается такими науками как археология, антропология, этнография, биология, философия, культурология.

Общественно-экономическая формация – целостнаяконкретно-историческая ступень развития общества. О.э.ф. – основное понятие социальной философии марксизма, согласно которой история человеческого общества представляет собой последовательность закономерно сменяющих друг друга О.э.ф.: первобытной, рабовладельческой, феодальной, буржуазно-капиталистической и коммунистической. Данное положение составляет основу закона формационного развития общества. Структуру О.э.ф. составляют экономический базис, т.е. способ общественного производства и социально-идеологическая надстройка, включающая политические и правовые идеи, отношения и институты, над которыми возвышаются формы общественного сознания: мораль, искусство, религия, наука, философия. Тем самым О.э.ф. представляет собой общество на конкретно-исторической ступени своего развития, функционирующее как целостная социальная система на основе присущего ей способа производства.

Общественное бытие и общественное сознание – категории социальной философии марксизма. Общественное бытие – это материальный базис общества, основу которого составляют производство, материальные (в том числе природные) условия жизни общества, экономические отношения между людьми (производственные отношения). Общественное сознание – это совокупность форм духовной жизни общества (идей, учений, представлений и т.п.), выработанных в ходе взаимодействия людей на протяжении всей истории. К основным формам О.с. относятся политические и правовые представления, мораль, искусство, религия, философия. Каждая из этих форм существует на двух уровнях: общественной психологии и идеологии. Общественная психология – это обыденное, массовое, стихийное сознание людей. Идеология – это упорядоченные, основанные на обширном социально-историческом опыте системы представлений в области политики, права, морали, искусства, религии, философии. С точки зрения марксизма общественное бытие оказывает определяющее влияние на формирование и развитие общественного сознания.

Деятельность – способ человеческого существования, состоящий в активном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.

Общественный прогресс – поступательное развитие общества от низших ступеней к высшим. О.п. проявляется в росте материальных возможностей общества, гуманизации общественных отношений, совершенствовании человека. Идея О.п. была высказана впервые в XVIII веке Ж. Кондорсэ, А. Тюрго и получила широкое распространение в европейской общественной мысли ХIХ века в условиях бурного развития капитализма. Прогрессистский характер присущ концепциям общества Гегеля и Маркса. Критерии общественного прогресса характеризуют поступательные процессы в основных сферах общества: экономической, политической, социальной и духовной. К экономическим критериям О.п. относятся уровень развития производительных сил общества и степень соответствия производственных отношений потребностям развития производительных сил. Политическими критериями О.п. являются степень вовлеченности народных масс в исторические преобразования, степень участия масс в политической жизни и управлении обществом, степень освобождения народных масс от эксплуатации и социального неравенства, степень политической защищенности основных прав человека. Социальным критерием О.П. является качество жизни людей, которое характеризуется достигнутым уровнем материальной обеспеченности, доступностью здравоохранения и образования, экологической безопасностью, социальной защищенностью, степенью занятости активного населения, уровнем социальной справедливости и гуманности общества. Духовными критериями О.П. являются уровень образования и культуры народных масс и степень всесторонности и гармоничности развития личности. Следует отметить, что среди известных философов имеются не только сторонники, но и немало критиков идеи прогресса: Ф. Ницше, О. Шпенглер, К. Поппер и др.

Отчуждение – существенная характеристика общественной жизни, состоящая в превращении результатов человеческой деятельности в самостоятельные, чуждые силы, враждебные человеку и порабощающие его. В социальном учении марксизма О. рассматривается как характерный феномен буржуазного общества, проявляющийся в отчужденности труда, господстве над людьми товарно-денежных отношений, несвободе, экологическом и духовном опустошении и т.п.

Политика – внешняя и внутренняя деятельность государства по управлению обществом, опирающаяся на властные полномочия государства. Поскольку существование государства связано с деятельностью, соперничеством и борьбой классов, партий, наций и других социальных групп, то П. включает также отношения этих групп и их борьбу за власть в обществе. П. характеризуется такими аспектами как политическое сознание масс и отдельных социальных групп, политическая деятельность (внешняя и внутренняя), политические отношения (между классами, нациями, государствами и т.п.), политические институты, главным из которых является государство. Действенность П. определяется степенью ее научной обоснованности, направленности на решение назревших проблем общества, опоры на интересы масс, степенью проникновения политических действий во все сферы общественной жизни, творческим, нешаблонным подходом к решению политических проблем.

Право – одна из важнейших функций государства, состоящая в законодательном обеспечении и регулировании отношений между общественными институтами и отдельными гражданами. Институт права закрепляет и защищает отношения собственности, регламентирует работу различных государственных органов, общественных и частных организаций, обеспечивает законное разрешение конфликтов между физическими и юридическими лицами, наказывает за совершенные преступления и т.п.

Производительные силы и производственные отношения – понятия, относящиеся к важнейшим в социальной философии марксизма. Производительные силы – это средства воздействия общества на природу, применяемые для производства благ, удовлетворяющих общественные потребности. Производительные силы включают средства производства (орудия труда, технику и технологию, инженерные сооружения и др.) и людей (трудящихся), которые приводят их в действие. Производственные отношения – это экономические отношения между людьми, складывающиеся в связи с производством, обменом и распределением производимых благ. Ядром производственных отношений являются отношения собственности на средства производства. П.с. и П.о. в своем единстве образуют способ производства, который, согласно Марксу, составляет материальную основу жизни общества и обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. П.с. и П.о. связаны законом соответствия П.о. характеру и уровню развития П.с., определяющим условия поступательного развития производства и общества в целом.

Революция (социальная) – коренная ломка существующего общественного строя. Революции отличаются от эволюционных (реформистских) изменений более быстрым темпом, коренным характером, одновременностью преобразований в основных сферах общества: политической, экономической, духовной. Эволюционный тип общественных преобразований является более предпочтительным, так как он менее разрушителен, более предсказуем, чем революционный, позволяет лучше сохранять преемственность и достижения общества.

Регресс – процесс деградации, снижения целостности и функциональности объекта в ходе его развития. Р., как тенденция развития объекта, противоположен прогрессу.

Социальная структура – внутреннее устройство общества, основанное на разделении труда, собственности на средства производства, национальном и других факторах. С.с. – представляет собой совокупность социальных групп и отношений между ними, выделенных по социально значимым основаниям. К важнейшим С.с. относятся классовая, национальная, религиозная, возрастная, профессиональная и др. структуры.

Социальная мобильность – возможность перехода людей из одной социальной группы в другую.

Личность – интегральная характеристика человека, выражающаяся в наличии своего индивидуального, неповторимого психологического «лица», жизненной позиции, способности влиять на других людей. Главными характеристиками личности человека являются его ценности, характер, волевые, творческие и коммуникативные качества. Человек с ярко выраженными личностными началами обладает собственным, продуманным мировоззрением и убеждениями, неповторимой индивидуальностью, осознает свою позицию и социальные роли, воспринимает себя как субъект собственной воли и действия. Личность человека обусловлена взаимодействием всех его биологических, психологических и социальных качеств.

Элита – слой общества, занимающий ключевые позиции в основных сферах его жизнедеятельности: экономической, политической, административной, военной, интеллектуальной и т.п.

Марксизм – одно из наиболее влиятельных направлений философской и социальной мысли, возникшее в середине XIX века. М. оказал беспрецедентное влияние на политическую историю мира в XX веке. Основоположники М.К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) не были кабинетными учеными. Они совмещали свою научную деятельность с участием в организации международного революционного движения пролетариата и были его идейными вождями. Свое учение они разрабатывали с целью формирования научного мировоззрения, необходимого революционному классу, познания социально-экономических законов общественного развития и разработки на этой основе научной стратегии борьбы за революционное переустройство общества. Смысл этого переустройства они видели в построении коммунизма, т.е. справедливого, гуманного, высокопроизводительного общественного строя, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком, социальным неравенством, отчуждением людей в обществе и другими уродливыми явлениями, характерными для капитализма. Составными частями марксистского учения являются марксистская философия, марксистская политическая экономия и теория научного социализма (коммунизма). К важнейшим научным достижениям М. относятся создание диалектического материализма, явившееся научной революцией в философии, разработка материалистического понимания истории, создание теории прибавочной стоимости и построение на этой основе экономической теории капитализма. М. соединил в себе ориентацию на научность, объективность, исследование реальных связей и закономерностей общества с ориентацией на активное революционное преобразование мира. Главным субъектом, лидером революционных преобразований общества является, согласно этому учению, пролетариат, т.е. рабочий класс. Наиболее значительными продолжателями М. в России были Г.В. Плеханов и В.И. Ленин.

Либерализм – идейное и общественно-политическое течение, возникшее в Европе в XVII – XVIII в.в. и провозгласившее принцип гражданских, политических и экономических свобод. Идеи Л. восходят к концепциям Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, А. Смита и др., направленных против феодального произвола и бесправия личности. К основным положениям Л. относятся: обеспечение гражданских прав и свобод, необходимость правового государства, гражданского общества, демократических институтов власти, свободы частного предпринимательства и др.

Анархизм – общественно-политическое учение, усматривающее коренную причину всех видов социального угнетения в государственной власти. Провозглашая в качестве безусловной ценности свободу человека, А. считает государство изначальным злом, которое угрожает этой свободе и поэтому должно быть разрушено. Идеалом А. является общественный строй в виде добровольной федерации производственных ассоциаций. Основные теоретики А. – П. Прудон, М. Бакунин, П. Кропоткин и др. «Анархия – мать порядка» - характерная идея А.

Глобализция – совокупность процессов интеграции стран и народов, ослабления межгосударственных барьеров, развития международных коммуникаций, формирования единого экономического и информационного пространства, охвативших весь мир. Инициаторами глобализации являются развитые страны Запада, прежде всего США, занимающие в мировом экономическом пространстве господствующее положение и использующие его для эксплуатации менее развитых стран и цивилизаций, политического диктата, разрушения культурных ценностей этих цивилизаций. Негативные последствия глобализации вызвали к жизни мощное движение антиглобализма.

Гражданское общество – совокупность самодеятельных объединений и организаций граждан, не зависящих непосредственно от государства и являющихся самостоятельной подсистемой общества. К элементам Г.о. относятся социальные классы, частный бизнес, профессиональные союзы, правозащитные, экологические и другие неполитические движения, национально-культурные, военно-патриотические и др. объединения граждан. Г.о. играет существенную роль в обеспечении жизнеспособности общества, взаимосвязи между государством и гражданами, выработке ценностей, которыми руководствуются в своей жизни большинство членов общества. Согласно Гегелю, стоявшему у истоков концепции Г.о., оно представляет собой особую веху на пути эволюции от семьи к государству. Говорить о Г.о. можно лишь со времени появления гражданина как самостоятельного члена общества, наделенного основными неотчуждаемыми гражданскими правами, выполняющего гражданские обязанности и несущего ответственность за свои действия. Наличие развитого Г.о. – существенный признак зрелой демократии. Особенно важным является развитие элементов Г.о. в тех сферах и направлениях, где функции государства недостаточны или неэффективны.

Государство – основной институт политической системы, осуществляющий власть в обществе. Г. регулирует как внутреннюю жизнедеятельность общества (экономические, социальные, правовые, духовные отношения, оборона, внутриполитические процессы), так и осуществляет внешнеполитические функции (защита национальных интересов, международное сотрудничество, союзы с другими государствами и др.). Существенными характеристиками государства являются наличие аппарата власти (чиновничество, армия, органы правопорядка и др.), сбор налогов для содержания и функционирования государственного аппарата, территориальные границы, в рамках которых функционирует государственная власть. С точки зрения марксизма, исследовавшего глубинные социально-исторические основания Г., оно являет собой орудие власти господствующего класса, возникающее в истории вместе с появлением частной собственности и расколом общества на классы.

Демократия (власть народа, народовластие) – тип политического устройства общества, отличающийся признанием народа в качестве главного источника власти в обществе (согласно А. Линкольну «демократия есть правление народа, избранное народом и для народа»). Главными признаками демократии являются: обеспечение основных прав и свобод человека; верховенство закона и равенство всех граждан перед законом; свобода деятельности политических партий и других самодеятельных организаций гражданского общества; выборность и сменяемость высших должностных лиц в государственных органах власти, их подотчетность и подконтрольность народу; гласность в деятельности государственных органов; разделение властей, отсутствие государственной монополии на идеологию и др. Исторический опыт выявил как ценность, прогрессивность Д., так и значительные возможности ее использования против интересов народа (подкуп избирателей, коррумпированность «народных избранников», «популизм» в политике, возможность сползания как к тоталитаризму, так и к охлократии, т.е. власти толпы и др.).

Цивилизация – целостная общественная система, отличающаяся особым типом и способом взаимосвязи религии, экономики, политики, образа жизни, менталитета. А. Тойнби, разработавший концепцию мировой истории, как совокупности историй отдельных цивилизаций (эллинской, христианской, исламской, индийской, дальневосточной (буддийско-конфуцианской) и др.), выделял в развитии Ц. закономерные стадии: зарождения, роста, расцвета, надлома, гибели. Под Ц. понимается также ступень развития человеческого общества, связанная с появлением государств, городов, письменности, товарного производства, возникновением социально-классовой структуры и т.п. Нередко под Ц. имеют также в виду разумно организованное, высокоразвитое общество, отличающееся технологическими достижениями.

Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество – представление о стадиях поступательного развития общества, разработанное в ряде концепций западных социологов и политологов – Д. Белла, О. Тоффлера, Ж. Фурастье, А. Турена и др. В качестве критериев градации стадий общественного развития в работах этих теоретиков выступают уровень техники, степень развития труда и социальных связей и т.п. Доиндустриальное общество – это порождение дотехнической, аграрно-ремесленной фазы общественного развития. Ее технологический символ – соха. Доиндустриальное (или аграрное, традиционное) общество охватывает первобытную, рабовладельческую и феодальную формации. Люди трудятся с помощью примитивных ручных орудий труда, используя в качестве источника энергии мускульную силу. Производство в основном аграрное, сельскохозяйственное. Жизнь людей и их восприятие мира обусловлены превратностями природных стихий: плодородием почвы, климатом, количеством воды и т.п. Д.о. статично, архаично, традиционно, в центре этого общества консервативные институты: церковь, армия. Индустриальное общество зарождается на Западе в конце XVIII века как порождение капитализма, вызвавшего к жизни мир машинной техники. Для И.о. характерно массовое машинное производство стандартизированных товаров. В качестве источника энергии начинают использоваться силы природных стихий: ветра, воды, пара, электричества, двигатели внутреннего сгорания и т.п. И.о. присущи установки на покорение и эксплуатацию природы. Мир И.о. становится техническим, рационализированным, конкурентным, машиноподобным. Общество воспринимается как гигантская машина, а человек как обезличенный, легко заменимый винтик этой машины. Индустриализированное массовое производство развивает невиданную для прежних эпох производительность труда, относительно низкие цены товаров, что содействует возникновению общества «массового потребления». Наиболее характерным общественным институтом, символизирующим природу И.о., является промышленное предприятие, фирма, корпорация. Постиндустриальное общество возникает в странах Запада, начиная с 60-х годов XX века, как защитная реакция на губительный для человеческой природы машиноподобный образ жизни индустриального общества, на масштабные разрушения, нанесенные как окружающей природной среде, так и биологической и социальной средам самого человека. Постиндустриальное производство концентрирует основное внимание не на производстве товаров как таковых, а на производстве услуг. Первостепенную значимость в П.о. приобретают научное знание, образованность, оперативная и точная информация, мобильная связь участников производственных и общественных процессов. Для П.о. характерно высокотехнологичное, автоматизированное производство, основанное на широчайшем использовании новейшей миниатюрной микропроцессорной и другой информационной техники и технологии. Информация в таком обществе становится важнейшим ресурсом, что и дало основание называть такое общество также информационным. Человек в П.о. становится уже не винтиком, а активным, инициирующим началом в движении общественного организма. П.о. становится коммунальным, т.е. основанным на деятельности самоорганизующихся групп и человеческих общностей. Установки на покорение и эксплуатацию в отношении природы сменяются установками на экологизацию производства, создание мощной, высокотехнологичной экологической индустрии и восстановление с ее помощью экологических разрушений. Наиболее характерным социальным институтом П.о. является университет.

Информационное общество – стадия общественного развития, на которой информация и информационные технологии приобретают ведущее значение во всех сферах общественной жизни. Для И.о. характерны опережающее развитие информационной техники и технологии; автоматизация и компьютеризация производства, быта, сферы услуг; стратегическая роль знания и образованности людей; формирование глобальных информационных систем (Интернет и др.); усиление инновационных процессов в производстве и других сферах общества и др. И.о. является понятием, характеризующим технологический аспект постиндустриального общества.

Коммунизм – одно из главных понятий социального учения марксизма. Согласно этому учению К. есть высшая ступень формационного развития общества, характеризующаяся уничтожением эксплуатации человека человеком, преодолением отчуждения людей в обществе, достижением реального гуманизма. Согласно воззрениям классиков марксизма переход общества от капитализма к коммунизму произойдет в ходе социалистической революции, главной движущей силой которой явится пролетариат, т.е. класс наемных работников, эксплуатируемых буржуазией. Построение К., согласно их воззрениям, требует упразднения частной собственности и построения плановой экономики на основе общественной собственности, преодоления существенных различий между социальными классами, формирования гуманистических общественных отношений, всестороннего развития человека и др. Несмотря на крах ряда примитивных форм коммунизма, многие идеи этого учения сохраняют свою ценность. Использование здоровых, жизнеспособных моментов коммунистического учения в соединении с рыночным реформами позволило ряду стран создать современные, динамичные, высокоэффективные модели социально-экономического развития (Китай, Вьетнам, Белоруссия и др.).

Конвергенция – сближение, взаимопроникновение различных систем. Теория конвергенции, выдвинутая в 50-60 г.г. XX века рядом западных социальных мыслителей (Дж. Гэлбрейтом, У. Ростоу, Я. Тинбергеном и др.), рассматривала капитализм и социализм как две разновидности индустриального общества, каждая из которых имеет как положительные качества, так и недостатки. Главной идеей Т.к. является идея неизбежного сближения капитализма и социализма путем взаимозаимствования друг у друга позитивных черт, что должно в перспективе привести к возникновению «смешанного общества», сочетающего жизнеспособные качества обеих систем и устраняющего угрозу военного конфликта между ними. Т.к. была успешно использована рядом стран Запада для модернизации своих социально-экономических систем. Догматизм советского руководства эпохи СССР не позволил использовать рациональные идеи Т.к., что явилось одной из причин кризиса, а затем и краха советской системы.

Культура – совокупность исторически выработанных материальных и духовных ценностей общества, обеспечивающих его воспроизводство и развитие. Ядром К. являются система ценностей и моральных норм общества, его традиции, менталитет, образцы поведения и образа жизни, задающие главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности в данном обществе. К. включает также язык, искусство, науку, религию, политические и правовые формы, технологию производства, формы быта, обеспечивающие устойчивую организацию и жизнедеятельность общества в окружающей его природной и социальной среде. Стержнем культуры являются ее личностные, творческие начала. Благодаря культуре осуществляется социализация человека в обществе, развитие его личностных качеств, формирование творческих потенций, освоение продуктивных образцов деятельности и общения. В этом смысле культура выступает как средство и мера гуманизации человека и общества. В концепции К. О. Шпенглера культура, как творческое, активное, духовное, органическое начало, противопоставляется цивилизации как утилитарному, технологическому, механически-материальному началу общества. Шпенглер также подчеркивал самобытность, обособленность, уникальность исторических культур: индийской, китайской, вавилонской, египетской, античной, арабской, русско-сибирской, западноевропейской. С точки зрения современных представлений признание уникальности исторических культур сочетается с признанием наличия в каждой из них универсальных, общечеловеческих элементов и ценностей.

Космополитизм – мировоззренческая позиция, состоящая в отрицании значимости для человека национальности, Родины, патриотизма. К. рассматривает человека как «гражданина мира», для которого, якобы, в первую очередь важны «общечеловеческие ценности».

Народ – совокупность социальных групп, классов, партий, общественных объединений, которые своей деятельностью, борьбой, способствуют поступательному движению общества. Как следует из данного определения, понятие Н. нельзя отождествлять с населением страны, толпой или массой. Н. – это социально активная, деятельная, мыслящая часть населения.

Мораль – способ регуляции взаимоотношений людей в обществе на основе сложившихся в нем норм и ценностей. Различие понятий М. и нравственности в том, что М. относится к сфере общественной регуляции поведения людей, а нравственность – к сфере индивидуально-личностного выбора поведения. М. включает такие составляющие как моральное сознание, моральные отношения людей и нравственные (или безнравственные) поступки. Мораль наряду с правом входит в число главных нормативных способов самоуправления людей в обществе. Различие морали и права в том, что моральная регламентация поведения поддерживается силами общественного мнения, совести людей, а правовая опирается на принудительную деятельность государственных институтов (суда, правоохранительных органов и т.п.).

Мальтузианство – социологическая доктрина английского экономиста, священника Т. Мальтуса, изложенная в работе «Опыт закона народонаселения» (1798 г.). Согласно М. рост народонаселения происходит, якобы, в геометрической прогрессии, а рост средств к существованию – лишь в арифметической. Кроме того им обосновывался «закон убывающего плодородия почвы». Этими якобы «вечными законами природы» Мальтус обосновывал неизбежность мирового перенаселения и необходимость регулирования рождаемости, а также «естественного» регулирования численности населения посредством войн, эпидемий, голода.

Социализация – приобщение индивида к социальным нормам в ходе воспитания и личностного развития.

Менталитет – совокупность стереотипов мышления и поведения, присущих людям определенной социально-исторической или этнической общности. В М. соединяются осознанные и неосознанные, рациональные и внерациональные представления людей о мире, о себе, о своем месте в мире, об отношении к другим общностям людей, о разумном и справедливом в мышлении и образе жизни.

Тоталитаризм – общественно-политический строй, основанный на авторитарном вмешательстве структур власти во все сферы жизни общества и отдельного человека.

Провиденциализм – истолкование исторического процесса как осуществления Божественного замысла. Для П. характерно представление об особом, совершенном состоянии общества, к которому, якобы, идет история. П. характерен для средневековой философии истории (А. Августин (Блаженный) и др.).

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.