Гуманистический Софисты, Сократ 5 в. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Гуманистический Софисты, Сократ 5 в.

2018-01-13 250
Гуманистический Софисты, Сократ 5 в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Античная философия

Под античной философией (античный – древний) принято понимать философские взгляды и учения мыслителей Древней Греции и древнего Рима, имевшие место в длительный исторический период – с конца 7в до н.э. до начала 5 в н.э.

В античной философии принято выделять три крупных периода:

1.Период натурфилософии (досократовский) 7-5 в. до н.э. Ионийская философия: Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), школа Гераклита. Пифагорейский союз ( Пифагор и др ), Элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон), Атомистическая школа ( Левкипп, Демокрит, Эпикур ).

Гуманистический Софисты, Сократ 5 в.

Период классической философии 5-4 в.в. до н.э. Платон. Киники (Диоген). Аристотель.

Эллинистичекский период 4в. до н.э. - 3-6 вв.н.э. Стоики. Скептики. Эпикурейцы.

Школа Гераклита.

Этот мыслитель – («плачущий философ» как его называли). На вопрос - в чём причина слёз? - Гераклит отвечал, что оплакивает "всё, осуждая невежество всей жизни и всех людей, но испытывает жалость к жизни смертных". Рассказывают, что странники, прослышав об этом известном эллине, пожелали встретиться с Гераклитом, но когда подошли к его дому и увидели, что он греется у печки, остановились в смущении. Тогда он пригласил их смело входить, "ибо и здесь тоже обитают боги".

Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.

Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Все изменчиво, все течет («панта реи) и все меняется. Даже солнце – и оно каждый день светит по-новому. Окружающий мир есть поток, река, в которую невозможно войти дважды, т.к. она постоянно меняет свои состояния.

Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. Это основы диалектики.

Существует Логос – (слово) это некий объективный и неуничтожимый закон мироздания, царящая в мире всеобщая закономерность. Но Логос открывает свои тайны только тем, кто умеет размышлять о нем. Быть мудрым – значит жить по Логосу, соотносить себя с ним

Основное значение творчества Гераклита состоит в том, что он в простейшей форме изложил основы диалектики как философского учения о развитии всего сущего. Гераклит считал, что все в мире взаимосвязано, переплетено и это делает мир единым и гармоничным.

Гуманистический период

Софисты (Протагор, Горгий). Переход от натурфилософии к антропологии связано с появлением школы софистов – первых древнегреческих просветителей, учителей мудрости.

Софисты— условное обозначение группы древнегреческих мыслителей сер. 5—1-й пол. 4 вв. до н. э. Время их активной деятельности часто называют веком греческого Просвещения. Первоначально слово σοφιστής было синонимично слову σοφός (“мудрый”) и обозначало человека, авторитетного в различных вопросах частной и общественной жизни. С середины 5 в. софистами стали называть появившихся тогда платных преподавателей красноречия и всевозможных знаний, считавшихся необходимыми для активного участия в гражданской жизни, которые и сами нередко активно участвовали в политической жизни. Софисты навлекли на себя нападки со стороны консервативных общественных групп (обвинение в нечестии против Протагора, изображение Сократа в виде типичного софиста в комедии Аристофана “Облака” и т. п.). Основные сочинения софистов до нас не дошли, и об их взглядах можно судить гл. о. по той полемике, которую вели с ними Платон и Аристотель и находившиеся под их влиянием позднейшие авторы.

Общей чертой учений софистов был релятивизм (относительность всего), нашедший классическое выражение в положении Протагора “Человек — мера всех вещей”. Этому способствовал сам характер деятельности софистов: они должны были научить обратившегося к ним молодого человека убедительно защищать любую точку зрения, какая только могла понадобиться ему в делах. Основой такого обучения было представление об отсутствии абсолютной истины и объективных ценностей. Сопоставление противоречивых норм, господствовавших у различных народов, быстрый распад традиционной идеологии в греческих городах расшатывали представление о едином божественном нравственном законе. Относительность понятий добра и зла.

“Двоякие речи” доводят почти до карикатуры; “Болезнь есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков — благо”. Важнейшую роль в мировоззрении софистов играло противопоставление природы как элемента относительно постоянного человеческому закону или установлению — изменчивому и произвольному.

Софисты неизбежно впадали в противоречие с традиционными религиозными верованиями. Так, Протагор утверждал, что не знает, существуют ли боги. Другие прямо отрицали существование богов. «Ибо многое препятствует знать (это): и неясность (вопроса), и краткость человеческой жизни». За эти суждения Протагор был обвинен в безбожии и бежал из Афин.

Протагор был преподавателем риторики и эристики – искусства речи и спора. Он учил – что материя – это вещественная основа мира, пребывающая в изменчивом состоянии. Изменяется и сам человек как познающее существо. Но тезис о текучести всего философ довел до крайности, полагая, что нет ничего устойчивого, в том числе и человеческих знаниях и представлениях. Следовательно, о всякой вещи возможны два противоположные мнения, оба претендующие на истинность.

Протагор, согласно традиции, положил начало словесным состязаниям, в которых многие софисты прибегали к логическим передержкам и парадоксам, получившим уже в древности название софизмов. Горгий и другие софисты развили преподавание ораторского искусства и перенесли его, в частности, в Афины. Софисты сделали важный шаг на пути к созданию науки о языке. Протагор занимался категориями словоизменения и синтаксисом предложения.

Софисты высказывали идеи равенства всех людей. Так, Алкидамант заявлял, что “бог сделал всех свободными, природа никого не сделала рабом”. Взгляды софистов не отличались единством даже по основным вопросам.

Горгий полагал, что в познании все ложно, ничего не существует, а если и существует, то непостижимо. Если что и постижимо, то оно не высказываемо и необъяснимо для другого человека. Нельзя доказать, что бытие и существует и не существует одновременно. Небытие не должно существовать, т.к.человеком оно мыслиться как несуществующее. Вместе с тем оно и существует, ведь мы же размышляем о нем.

Софисты занимались логикой и математикой, астрономией и музыкой, поэзией. Они способствовали развитию языкознания и роста интереса к рациональному знанию. Но их критиковали и Сократ и Аристотель за относительность истины, за словесные ухищрения, подмену истины практической выгодой.

Сократ (469-399г.до н.э.) философ, учение которого знаменует поворот в философии к рассмотрению человека. Его называют первым философом в собственном смысле этого слова. В его лице философское мышление обращается к самому себе.

Он считал, что философия должна помочь человеку «познать самого себя» (это любимое изречение Сократа на храме Аполлона в Дельфах). Познание самого себя является основным законом и требованием разума, т.к. без этого невозможно самоопределение человека в этом мире. С помощью знаний можно обрести и такие добродетели, как сдержанность, мужество, справедливость. Без наличия этих добродетелей невозможно выполнение человеком своих общественных и государственных функций, что требуется в условиях демократии.

Наличие знание Сократ считал важнейшей нравственной характеристикой человека. Добро начинается вместе с представлением и знанием о нем. Лишь тот человек справедлив, который знает, что такое. Философ считал, что если человек знает, что такое хорошо и плохо, то он не сможет поступать плохо. Нравственность – плод знаний.

Знания человек приобретает в процессе диалога – столкновения и сочетания различных мнений. Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии», с ее помощью он освобождал соперника от излишней самоуверенности. Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

Многие высказывания, традиционно относимые к историческому Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся фразу «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Сократ также пытался исследовать и общество как сложный социальный организм. Он высоко оценивал роль землевладельческого труда в истории человечества, который не губит людей и не разрушает общинный строй жизни. Философ пытался классифицировать различные формы государства. Он выделял среди них такие, как монархия и демократия, плутократия («власть богатых»).

Смерть Сократа явилась последним и самым обличительным, самым гениальным его философским произведением, вызвавшим глубокое брожение умов и могучий общественный резонанс на протяжении многих веков человеческой истории. Он был обвинен в богохульстве и развращении молодежи (в смысле сеял сомнение в правильности существующих порядков в государстве). Так как он не пожелал заменить наказание штрафом (т.е.признать себя виновным) и отверг предложение о побеге, то смерть стала неизбежной.

Юный ученик Сократа - Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. ' Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость?'- вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности и который породил другой вопрос: ' Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью?' Так родилась первая философская утопия о 'справедливом' (для своего времени) общественном строе, оказавшая впоследствии большое влияние на возникновение и развитие утопического социализма.

Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха (обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти. И обстоятельства казни, и сам её процесс были подробно описаны Платоном в его диалоге «Федон», целиком посвящённом последнему дню Сократа. Вот как сам Платон описывает смерть Сократа:

Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лег на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лег, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя — ещё раз. Потом сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдет. Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза.

Платон (427-347г.до н.э.) – один из основателей идеалистического направления в мировой философии, представитель объективного идеализма. Произведения - Диалоги «Апология Сократа», «Критон», «Пир», «Федр» многие др. «Государство». Основатель Академии.

- онтология. Платон считал, что существует мир идей – это нечто неизменное, неподвижное, вечное. Этот мир существует вне времени и пространства. И существует мир вещей, материальный мир, который является бледной тенью мира идей. Идеи – это нечто, существующее само по себе. Идея – это как бы прообраз материальных вещей, а вещи - отпечаток идей. Идей огромное множество, как и состояний и процессов мира. Мир идей. Каждой идее соответствует реальная вещь. Например, идее дома, соответствует действительный дом. Все эти предметы представляют собой соединение идеи с пассивной «материей» как неким «строительным материалом». В этом смысле идея есть Демиург (творец) материальных вещей.

Как и в природе, в мире идей тоже существует своя иерархия, некая пирамида. Верховной среди них является идея блага, в отличие от идеи зла. Но и материя в учении Платона играет все же не последнюю роль в мироздании. Материя безжизненна, и лишь идея способна вдохнуть в нее жизнь. Так же Платон пришел к выводу о существовании некой мировой души как динамической и творческой силы, источника всей жизни. Порядок и последовательность мироздания сотворены Богом как демиургом всего сущего.

- гнесеология. В теории познания Платон подчеркивал, что органы чувств дают нам сведения лишь о неподлинном мире. Истинным и надежным является познание разумное. Это есть воспоминание души о тех идеях, с которыми она когда-то встречалась до вселения в тело человека.

- о душе. Души бессмертны, тело является лишь временным пристанищем. Высшей часть души является разум, который ориентирует человека на высокое и благородное, на любовь и красоту, поэзию и мудрость. Душа человека состоит из трех частей – разумная, волевая, чувственная (страстная, вожделеющая).

- о государстве. В государстве должны быть представлены три социальные группы – в соответствии с тем, какая часть души преобладает. Первая – мудрые философы- правители, у которых преобладает разумная часть души. Вторая – стражи (воины), у которых преобладает страстная, волевая часть души. Третья – земледельцы, ремесленники с вожделеющей частью души. Такое государство будет прочным, т.к. каждый будет заниматься своим делом. Существующее социальное неравенство естественно, т.к.было создано богами.

Плато отрицательно относился к демократии. Т.к. это «безумие большинства», «власть толпы». В силу этого демократия всегда перерождается в тиранию и новое рабство. Идеальным типом государства может быть аристократическая республика. Т.к. там будут править лучшие, наиболее способные к этому.

Линия Платона проходит сквозь всю история мировой философии.

Античная философия

Под античной философией (античный – древний) принято понимать философские взгляды и учения мыслителей Древней Греции и древнего Рима, имевшие место в длительный исторический период – с конца 7в до н.э. до начала 5 в н.э.

В античной философии принято выделять три крупных периода:

1.Период натурфилософии (досократовский) 7-5 в. до н.э. Ионийская философия: Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), школа Гераклита. Пифагорейский союз ( Пифагор и др ), Элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон), Атомистическая школа ( Левкипп, Демокрит, Эпикур ).

Гуманистический Софисты, Сократ 5 в.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.