Гносеология. Рациональное и иррациональное в познании — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Гносеология. Рациональное и иррациональное в познании



 

Рациональное – это логически обоснованное, систематизированное универсальное знание предмета. Если мы рассматриваем рациональное как действие или явление, то главной его характеристикой будет выступать способность при помощи четких и систематизированных понятий передавать знание о нем другому.

Иррациональное имеет два смысла: негативный и позитивный. В этом смысле всякий предмет, который подлежит познанию иррационален.

Иррациональное в негативном смысле – это объект познания, который поначалу предстаѐт как искомое, неизвестное. В процессе познания субъект превращает его в понятное, логически выраженное, всеобщее знание. Стремление познать иррациональное побуждает разум к деятельности, ставя разум в ситуацию, когда он вправе сказать: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Рационалист убежден, что получив рациональное знание о предмете, он познал сущность предмета. Иррационалист утверждает, что знание не дает знание сущности предмета и мира в целом.

Во втором смысле иррациональное это, то, что не может быть познано в принципе, оно может быть только названо, прочувственно, но не выражено на уровне понятий. Иррациональное — это философское понятие, выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума

 

Истина и заблуждение их критерии верификация.

Целью познания является истина. Под истиной понимается соответствие знания предмету познания.

Само понятие «истина» в русском языке неотделимо от понятия «правда».Свойством истины является объективность

.В ходе практической деятельности человечество вырабатывает также иные, частные критерии установления истинности знания —к примеру, очевидность, здравый смысл, логическая правильность.

Ошибка и заблуждение – это не одно и то же.

Ошибка – результат непосредственного познания или действия.

Заблуждение – результат определенного неадекватного, ошибочного отношения к ошибке. Это своего рода принятие ошибки как не-ошибки. Заблуждение рождается после ошибки, на ее основе.

Ошибка – акт, то, что произошло. Заблуждение – последующая процедура, одно из трех возможных следствий ошибки.

Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине.



 

Научное знание. Его структура, методы и формы.

Научное знание проходит две стадии: эмпирическое и теоретическое. эмпирическое исследование включает два метода: наблюдение и эксперимент. Методы эмпирического исследования:1 метод: Наблюдение – это восприятие с помощью органов чувств, а также с помощью приборов исследуемых явлений в условиях, когда исследователь не вмешивается в естественное течение событий.2 метод: Эксперимент:1)прямой (натурный) эксперимент;2)модельный эксперимент. Принято выделять следующую классификацию методов научного познания для всей группы наук:  По степени общности – это универсальные методы логики и диалектики;  По уровню научного знания – эмпирический уровень научного познания и теоретический уровень научного познания;  По точности предсказаний – стохастические (т.е. вероятностные) и детерминистические;  По функциональности в науке – это методы систематизации знаний в науке, т.е. пояснения и возможное предсказание возникших новых фактов;  По области применения – биологические, физические, гуманитарные и социально-экономические;  Специальные методы – используются для создания областей исследования возникающих явлений природы и общества. Формы научного познания. Новый метод формирования знаний позволяет не только изучать, но и анализировать объекты и явления. Теория. Формы научного познания классифицируются на:  Гипотеза – проверка на логическую непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами данной науки;  Проблемы;  Теория – это конкретное знание определенной области действительности, представляющее целостную систему утверждений и понятий, позволяющая объяснить функционирование и развитие данной модели.

 






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.005 с.