Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества.

2018-01-14 292
Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВР знакома людям издревле: она находится и в сказках, и в мифах, в художественных книгах, картинах, и в театральных действиях, в миражах, музыке, в фильмах, и в компьютерных играх. К ВР относятся также сновидения, мечты, фантазии и галлюцинации.

Исследователи феномена ВР (Горинский, Носов, Орехов, Хайм и др.) этимологию термина «виртуальный» возводят к римскому стоицизму и схоластической философии. Термин virtus встречается в работах Цицерона, а также у А.Блаженного и других схоластов virtus используется в смысле «доблесть, добродетель, необычное качество». В работах Ф. Аквинского, Скота, Кузанского virtus рассматривается как «внутренняя сила», «мощь», «потенция» (возможность).

В основе западных исследований «виртуальной реальности» лежат работы Хайдеггера, Тоффлера, Бодрияйра и др., Бердяева, Федорова, Циолковского, Вернадского.Одной из первых теоретических работ о «ВР» стала книгаХэммита. Термин «виртуальная реальность» в 1984 году в научный обиход ввел в Д. Ланье, применивший его для обозначения нового компьютерного продукта.Виртуальность – это иллюзорная реальность, порожденная компьютерными технологиями. В общем виде ВР можно определить как искусственный мир, воспринимаемый как действительный. Это мир, который можно считать иллюзорным и воображаемым.

В «ВР» используется теория симулякров, активно разрабатывающейся Делезом, Бодрийяром и др. Для Платона симулякр – это копия копии, искажающая свой прототип, а так как истинность определяется им, исходя из сходства или несходства с идеей вещи, то симулякры лишаются онтологического статуса и осуждаются как подделки, вымыслы, призраки. По Делезу подобие симулякра представляет лишь внешний эффект, иллюзию, на самом же деле подлинная его сущность в расхождении, становлении, вечном изменении и различии в самом себе.

На сегодняшний день виртуальную реальность необходимо рассматривать в двух аспектах: гуманитарном и технологическом. Технологии виртуальной реальности получили свое рождение из попытки создать искусственный интеллект. Гуманитарный аспект предполагает изучение идеи виртуальности в таких областях, как философия, психология, педагогика, творчество, искусство, культура, политика, экономика и многих других областях.

Философский подход, который используется для изучения виртуальных реальностей, получил название “ виртуалистика ”. Это полионтологичный подход, предполагающий множественность реальности, в отличие от моноонтологичного, который предполагает лишь одну реальность - природную. Как и в схоластике, в виртуалистике категория виртуальности вводится через противопоставление, с одной стороны, субстанциальности, а с другой - потенциальности: виртуальный объект существует, хотя и не субстанциально, но реально, и в то же время - не потенциально, а актуально.

Выделяют следующие специфические свойства ВР, независимо от ее “природы”:

Порожденность -ВР продуцируется активностью какой - либо другой реальности, внешней по отношению к ней. Актуальность -ВР существует актуально, только “здесь и теперь”, только пока активна порождающая реальность. Автономность - В ВР свое время, пространство и законы существования. Интерактивность -ВР может взаимодействовать со всеми др. реал-ми, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.

Типы виртуальной реальности: ПассивнаяВР - автономное графическое изображение и его звуковое сопровождение, не управляемые человеком. Обследуемая ВР - возможность выбора вариантов сценариев изображения и звука, предоставляемых пользователям в ограниченном количестве. Интерактивная ВР - виртуальная среда, которой пользователь может сам управлять и манипулировать по законам синтезированного мира с помощью специальных устройств, обладающих функцией трекинга. Трекинг в ВР - это особая технология, лежащая в основе взаимодействия человека с виртуальным миром. Она направлена на точное определение координат и позиции реального объекта (например, руки, головы или устройства) в виртуальной среде с помощью трех координат его расположения и трех углов, задающих его ориентацию в пространстве. Формированию феномена виртуального сообщества способствует Интернет. Положительные стороны: помогают в обучении (полеты), помогают побывать в тех местах, где нас не было, выполняют функцию психологической разгрузки, играть роль своеобразного психологического тренинга. Опасность ВР: развитие агрессии, зависимость, невозможность общаться с людьми в реальном мире.


 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.