Феномен научной революции (НР). Проблема типологии научных революций — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Феномен научной революции (НР). Проблема типологии научных революций

2018-01-14 344
Феномен научной революции (НР). Проблема типологии научных революций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НР – радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира.

Научное познание – изменяющиеся со временем подходы, принципы и установки. Парадигма (амер. историк Т.Кун) – период, когда наука развивается постепенно на основе признанных в обществе норм, правил и фактов. Смена парадигм – научная революция. В результате НР происходит коренная ломка устаревших идей, целостных теоретических систем и предлагаются новые гипотезы и теории, формирующие парадигмальные установки научного развития.

1 НР: свершилась в XVII веке, ознаменовав становление классического естествознания. Разрушила геоцентричес. сис-му Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, создала классич. (механистическую) картину миропонимания. Схоластику заменил стиль мышления, основан.на использ-и эмпирич. метода. Утвердилась система мышления, представив.мир как твердую материю, подчин. жестким законам. Ч-к в этом мире – побочный продукт звездной эволюции.

2 НР: произошла в конце XVIII – первой половине XIX века и привела к формированию дисциплинарно организованной науки. В результате этих революций сформировалась и получила свое развитие классическая наука с характерным для нее стилем мышления. (новые открытия Эрсте-да и Фарадея о неразрывной взаимосвязи между электричеством и магнетизмом. Создание новой электромагнитной теории поля).

3 НР: разворачивавшаяся с конца XIX века вплоть до середины ХХ века, привела к формированию неклассической науки (возникновение т. относительности).

4 НР: Начиная с последней трети ХХ века, влечет за собой становление постнеклассической науки с присущими ей от-личительными особенностями научной рациональности, включающей гу-манистические ориентиры в определение стратегий научного поиска возникновение квантовой механики.

НР могут различаться по самым различным признакам, и поэтому не существует единой их классификации и типологии. Принято говорить соответственно о частнонаучных и общенаучных революциях.

1-е затрагивают методологию определенной сферы науки (естествознания, гуманитарных, технических наук) и решают принципиальные пробле-мы в какой-либо области науки, 2-е меняют методологические и мировоз-зренческие основания науки в целом.

Частнонаучные революции, в свою очередь, можно подразделить на два уровня: а) локальные революции, которые происходят в фундаментальных дисциплинах, и б) микрореволюции, касающиеся отдельных разделов конкретных наук.

Типология научных революций и концепция глобальной научной революции основываются на следующих положениях: 1) картина мира формируется не в конкретной науке, а в междисциплинарном пространстве, в котором и протекает революция; 2) наука на определенном этапе развития сталкивается с необходимостью интеграции отдельных отраслей.

Также выделяют четыре типа научных революций по следующим основаниям: - появление новых фундаментальных теор-ких концепций; - разработка новых методов; - открытие новых объектов исследования; - формирование новых методол-их программ.

«Логика и методология науки. Структура научных революций» - основная работа Куна, ставшая значительной вехой в оформлении постпозитивистской философии науки. Цент-ой единицей куновской модели динамики науки является понятие парадигмы.

Т. Кун: теория до тех пор остается принятой научным сообществом, пока не подвергается сомнению основная парадигма (т.е. установка, стиль и образ мыслей) научного исследования в данной области. Смена парадигмы представляет собой научную революцию. Научные теории проходят в своем развитии различные фазы:- в допарадигматический период у исследователей нет консенсуса относительно сути их предмета, а потому исследование слабо ориентировано на одну цель; - в зрелый («нормальный») период какой-нибудь школе удается решающий прорыв. Образцом оказывается одна парадигма, за которой следуют другие; - однако неизбежно появляются аномалии, которые невозможно разрешить с помощью господствующей парадигмы. Постепенно накапливаясь, они приводят к кризису. После этого происходит научная революция, и место старой парадигмы занимает новая.

Для теории Куна характерно, что старая и новая парадигмы несовместимы; новая парадигма не продолжает развитие старой; между ними принципиальный разрыв.По Куну: процесс развития науки включат в себя два этапа: эволюционный и революционный. Первый был назван нормальной наукой, а второй - научной революцией.

«Нормальная» наука предполагает расширение области применения парадигмы с повышением ее точности. Критерием пребывания в периоде «нормальной» науки является сохранение принятых концептуальных оснований. В случае открытия таких фактов, которые не согласуются с принятыми теориями или даже противоречат им, старые теории подвергаются некоторым усовершенствованиям, либо дополняются теориями, позволяющими включить объяснения новых фактов в систему общепринятых теорий. Однако наступает момент, когда данная парадигма предстает сообществу ученых как уже не удовлетворяющая его цели, не способная обеспечить эффективное решение научных задач. Происходит революция в науке. НР выражает процесс смены парадигм. Она начинается с кризиса господствующей парадигмы.

Схема развития научного знания, предложенная Куном, включает следующие стадии: донаучная стадия - кризис - революция - новая нормальная наука - новый кризис и т.д.

Кун ввел понятие научное сообщество.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.