Тема II. Научные методы в естествознании — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема II. Научные методы в естествознании

2018-01-14 189
Тема II. Научные методы в естествознании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы семинарского занятия

1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Общенаучные, частнонаучные и специальные методы.

2. Методы эмпирического познания: эксперимент, наблюдение, измерение.

3. Методы теоретического познания: абстрагирование и обобщение, формализация и идеализация, индукция и дедукция.

4. Единые методы эмпирического и теоретического познания: анализ и синтез, сравнение и аналогия, моделирование.

 

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Различие и единство методов естественнонаучного и гуманитарного познания.

2. Формы научного познания: проблема, факты, гипотеза, теория.

3. Структура и функции естественнонаучной теории.

4. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

5. Историко-генетический метод.

 

Литература

Обязательная:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 3.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Гл. 3.

3. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд. I.

4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – Ст. «абстрагирование», «идеализация», «анализ», «синтез», «индукция», «дедукция», «формализация», «моделирование», «измерение», «наблюдение», «эксперимент», «аналогия».

Дополнительная:

1. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. – М., 1987.

2. Кочергин А.Н. Формы и методы научного познания. – М., 1990.

3. Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ // Вопросы философии. – 1995. - № 4.

4. Назаров И.В. Методология геологического исследования. – М., 1982.

5. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974.

6. Философия и методология науки. – М., 1996.

 

Тема III. Исторические типы естествознания

Вопросы семинарского занятия

1. Проблема исторического анализа естествознания. Понятие исторического типа рациональности. Исторические типы научной рациональности. Картина мира и научная парадигма.

2. Донаучное (преднаучное) естествознание:

а) основные черты преднаучного типа рациональности;

б) натурфилософия Древности: учение о первоначалах, пифагореизм, атомистика;

в) естествознание в границах религии. Средневековая алхимия и астрология.

г) геоцентризм картины мира.

3. Классическое научное естествознание:

а) научная революция 16-17вв. и становление естествознания;

б) классическое, постклассическое научное естествознание и типы рациональности;

в) механистическая картина мира.

г) идеалы и нормы, основные принципы классического естествознания.

д) трансформация классического естествознания во второй половине XIX века.

4. Постклассическое естествознание.

а) революция в естествознании на рубеже 19-20вв.;

б) основные принципы современного (постклассического) естествознания;

в) современное естественнонаучное понимание реальности: макромир, мегамир и микромир;

г) формализация и математизация в системе современного естествознания;

д) дифференциация и интеграция в системе современного естествознания.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Роль Н. Коперника в становлении научного естествознания.

2. Г. Галилей как основоположник механистического естествознания.

3. Создание И. Ньютоном механики.

4. Диалектизация естествознания в XIX веке.

5. Создание М. Фарадеем и Дж. Максвеллом теории электромагнитного поля и его значение в развитии естествознания.

6. Принцип антропности и роль средств познания в современном естествознании.

Литература

Обязательная:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 3.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 1998. – Гл. 3.

3. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997. – Разд. I.

4. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Гл. 2.

5. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 1999. – Разд. I. – Гл. 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Дополнительная:

1. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. – 1989. - № 3.

2. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

3. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники до середины XV века. – М., 1993.

4. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники XVI-XIX вв. – М., 1993.

5. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники, 1870-1917гг. – М., 1988.

6. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века. //Вопросы философии. – 1991. – № 6.

7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIIIвв.) – М., 1987.

8. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. – М., 1985.

9. Кара-Мурза С.Т. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. – 1990. - № 9.

10. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху Античности. – М., 1990

11. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995.

12. Федоров В.М. Синтетические тенденции в современном естествознании. – М., 1979.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.