Культура Древней и средневековой Руси (IX-XVII вв.) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Культура Древней и средневековой Руси (IX-XVII вв.)

2018-01-14 214
Культура Древней и средневековой Руси (IX-XVII вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План:

1. Периодизация и особенности древнерусской культуры.

2. Культура периода феодальной раздробленности и татаро-монгольского нашествия (ХII-ХIV вв.).

3. Культура Руси конца ХIV-ХV вв.

4. Русская культура в ХVI в.

5. Особенности русской культуры ХVII века.

Терминологический минимум: Этногенез. Троица. Волхвы. Идолы. Летопись. Агиография. Житие. Поучение. Крестово-купольный храм. Исихазм. Зернь. Скань. Икона. Фреска. Мозаика. Монументализм. Былина. Слово.

Книгопечатание. Иконостас. Обмирщение культуры. Секуляризация. Московское барокко. Славяно-греко-латинская академия. Домострой. Школьный театр. Иконостас. Букварь. Азбуковник. Прелестные листы. Раскол. Бытовая повесть. Рифмованная поэзия. Строгановская школа.

 

Вопросы для самопроверки

Расскажите об основных составляющих мировоззрения древних славян-язычников.

2. Почему в древнерусском государстве было принято христианство? Какое это имело значение для Руси?

3. Назовите основные составляющие культуры эпохи Киевской Руси.

4. Чем отличается икона от картины на библейский сюжет?

5. Какие самобытные черты присущи владимирско-суздальскому зодчеству, как они сказались на формировании общерусского стиля?

6. Каким образом происходило накопление научных знаний на Руси в XV-XVII вв.

7. Какие тенденции в литературе XIV-XV вв. свидетельствовали о росте национального самосознания русского народа?

8. Что такое высокий русский иконостас? С чем связано его появление? Расскажите о его иконографии.

9. Принято считать, что в XVII столетии заканчивается история русской средневековой культуры и зарождаются элементы культуры нового времени. Чем вы можете подтвердить или опровергнуть это утверждение?

10. Какие историко-культурные последствия имела церковно-обрядовая реформа патриарха Никона?

Семинарское занятие № 14

Культура России ХVIII века

План:

1. Особенности культуры России ХVIII века.

2. Просветительское движение в России, его особенности и крупнейшие представители.

3. Художественные направления классицизм и сентиментализм в русской художественной культуре второй половины ХVIII века.

4. Расцвет портретной живописи.

5. Русская духовная музыка и театр.

Терминологический минимум: Гражданская азбука. Сословные учебные заведения. Церковно-приходские училища. Академия наук. Университет. Гимназия. Академия художеств. Ода. Русское барокко. Московское барокко. Театр. «Гистория» (жанр). Классицизм. Национальная культура. Просветительство. Масонство. Сентиментализм.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какими обстоятельствами диктовалась необходимость в создании светского образования?

2. Какие изменения и почему произошли в общественном сознании в петровскую эпоху?

3. Какова роль А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова в становлении русской словесности?

4. Какими жанрами представлена русская литература во второй половине XVIII века?

5. Какие направления естественнонаучных исследований развивались в Российской академии наук особенно успешно?

 

 

Семинарское занятие № 15

Культура России ХIХ века

План:

1. «Золотой век» русской литературы.

2. Формирование и развитие русской музыкальной школы.

3. Русский театр: традиции и поиски.

4. Творчество художников-передвижников: жанры, сюжеты, темы.

Терминологический минимум: Славянофилы. Западники. Триада графа С.С. Уварова. Романтизм. Гражданский романтизм. Исторический роман. Русский ампир. Эклектика. Монументальная скульптура. Малая пластика. Монументально-декоративная скульптура.

Вопросы для самопроверки

В чем состояло своеобразие русской культуры 1-й половины XIX века?

2. Какие основные направления общественной мысли противостояли в первой половине XIX века официальной идеологии?

3. Как вы оцениваете реформы 60-70-х гг. в области просвещения? Какое влияние они оказали на развитие культуры в целом?

4. В чем сущность философско-религиозных исканий Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского?

5. В чем вы видите развитие традиций национальной музыкальной школы участниками «Могучей кучки» и П.И. Чайковским?

6. Насколько закономерно было появление передвижников в пореформенный период?

Семинарское занятие № 16

Культура России XX века

План:

1. Художественная культура «Серебряного века».

2. Октябрьская революция и ее последствия для отечественной культуры.

3. Особенности культуры 30-40-х годов ХХ века.

4. Идейная и культурная жизнь общества второй половины 50-х первой половины 80-х годов ХХ века.

5. Новые тенденции в культуре середины 80-90-х годов ХХ века.

6. Художественная культура второй половины XX в.

Вопросы для самопроверки

1. Как вы можете объяснить необычайное многообразие форм историко-культурного процесса в России на рубеже XIX-XX веков.?

2. Какие открытия русских ученых определили развитие передовой научной мысли на десятилетия вперед?

3. Почему рубеж веков принято называть «серебряным веком» русской поэзии?


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.