Грамматика. Правописание, развитие речи — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Грамматика. Правописание, развитие речи

2018-01-14 177
Грамматика. Правописание, развитие речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОСКВА 1952

ОГЛАВЛЕНИЕ

 


Предложение.

Составление предложений по картинкам.

Составление предложений о предметах.

Слово.

Слог.

Перенос слов.

Повторение.

Звуки и буквы.

Русская азбука, или алфавит.

Большая буква в начале предложения.

Большая буква в именам и фамилиях.

Предметы.

Названия предметов.

Предметы на вопрос кто? и на вопрос что?

Большая буква в кличках животных.

Беседа о предметах.

Действия предметов.

Рассказ по картинке.

Признаки предметов.

Повторение.

Гласные и согласные звуки.

Гласные буквы.

Звук и буква й.

Буква ъ (твёрдый знак)

Слова с буквой э

Слова с буквой я

Слова с буквой ю

Слова с буквой ё

Слова с буквами е и ё

Согласные буквы

Мягкий знак в конце слова.

Мягкий знак в середине слова

Твёрдое и мягкое произношение согласных

Написание жи, ши

Написание ча, ща, чу, щу

Повторительные упражнения на всё пройденное



Предложение.

Мать шьёт.
Мальчик читает книгу.
Девочка пишет.

Сколько здесь предложений?
О ком говорится в первом предложении? во втором предложении? в третьем предложении?

Травка зеленеет. Солнышко блестит.
Ласточка летит.

Сколько предложений вы прочитали?
О чём говорится в первом предложении? во втором предложении?
О ком говорится в третьем предложении?

 

Упражнение 1. Прочитайте вслух стихотворение.

Птичка.

Птичка летает. Птичка летала.
Птичка играет. Птичка играла.
Птичка поёт. Птички уж нет.

Сколько тут предложений?
О ком говорится в первом предложении? А во вто-
ром? А в пятом?


 

Упражнение 2. Спишите данные предложения.

Мы смотрим картинку.
Мы читали.
Мы писали предложения.

 

Составление предложений по картинкам.

Беседа.

Кто нарисован на первой картинке? Что он делает?
Кто нарисован на второй картинке? Что девочка делает?
Кто нарисован на третьей картинке? Что делает кузнец?
Кто нарисован на четвёртой картинке? Что он делает?

 

Кто нарисован на этих картинках?
Что делает петух? собака? кошка? мышка?

Упражнение 3. Составьте по одному предложению
к каждой картинке.

Упражнение 4. Напишите два предложения по кар-
тинкам (по выбору).
Образец:

 

Составление предложений о предметах.

Что стоит в классе на полу? Что висит на стенах?
Что лежит на столе? Что лежит на партах? Что стоит в углу?
Что лежит в шкафу? Что висит на доске?
А кто сейчас находится в классе? Кто стоит? Кто сидит?
Кто спрашивает? Кто отвечает?

Упражнение 5. Составьте по одному предложению
о каждом предмете в классе.
Образец: Стол стоит. Карта висит. Ученик отвечает.

Упражнение 6. Составьте и запишите по одному
предложению о трех предметах, которые есть в классе
(по выбору).
Образец: Картина висит.
Прочитайте вслух записанные предложения. После
каждого предложения делайте остановку.

 

Слово.

Прочитайте вслух предложения.

1. Зима холодная настала.
2. Морозом речку заковало.
3. Печальносмотриттёмныйлес.
4. Пушистыйснеглетитснебес.

Почему третье и четвёртое предложения трудно читать?

Предложения состоят из слов. Каждое слово в предложении пишется отдельно.

Упражнение 7. Сосчитайте, сколько слов в первом
предложении. Сколько во втором?
Сколько слов в третьем предложении? Прочтите их.
Сколько слов в четвёртом предложении? Прочтите их.


Упражнение 8. Спишите.

Упражнение 9. Прочитайте.

Зимой.

Пришла зима. Настали сильные морозы.
Зимой на улице холодно. Мороз щиплет нос.

Сколько предложений в рассказе «Зимой»?
Сколько слов в первом предложении?
Сколько слов во втором предложении?
Сколько слов в третьем предложении?

Упражнение 10. Составьте предложения из двух
слов (про мальчика, про девочку, про зиму, про мороз).

Упражнение 11. Придумайте и скажите предложе-
ния из трёх слов (про кого или про что хотите).

Упражнение 12. Прочитайте предложения вслух.

Мама — моё любимое слово.
Я люблю свою маму.

Наша речь состоит из слов. Слова мы говорим, поём. Слова мы слышим, когда их говорят другие. Слова мы читаем, пишем. Из слов мы составляем предложения.

Упражнение 13. Придумайте два предложения по
два или но три слова в каждом; запишите их.


 

Слог.

Мы ве-сё-лы-е ре-бя-та.
На-ше и-мя ок-тя-бря-та.
Мы не лю-бим лиш-них слов.
Будь го-тов! Всег-да го-тов!

Прочитайте (или спойте) эту песню все вместе,
хором.
Произносите слова по частям, как указано.
Прочитайте песню ещё раз, хлопая в ладоши; каждую
часть слова отмечайте одним хлопком.

Слова при чтении можно произносить раздельно, по частям, по слогам.

Прочитайте хором по слогам:

— Гу-си, гу-си!
— Га-га-га!
— Есть хо-ти-те?
—Да, да, да!

Упражнение 14. Прочитайте хором и спишите.

Дож-дик, дож-дик, ве-се-лей!
Ка-пай, ка-пай, не жа-лей!
Толь-ко нас не за-мо-чи.
К нам в о-кош-ко не сту-чи.


 

Читайте вслух.

Слова в один слог: мы, да, я, ты, лес,
снег.

Слова в два слога: имя, гуси, любим,
зима, зимой.

Слова в три слога: ребята, хотите,
картинка.

Слова в четыре слога: октябрята, весёлые.

Есть слова в пять слогов и больше.

Упражнение 15. Прочитайте и скажите, сколько
слогов в словах.

Дом, лес, луг, степь.
Школа, дети, книги, урок.
Озеро, деревня, берёзы.
Самолёты, пароходы.

Упражнение 16. Выпишите сначала слова в один
слог (односложные), потом — в два слога (двусложные),
а затем — в три и четыре слога (трёхсложные и четы-
рёхсложные).

На лыжах бегать стану я,
коньки налажу быстрые.
Пришла зима румяная,
морозная, пушистая.

Упражнение 17. Придумайте и скажите 5 слов
в один слог (односложные).
Придумайте и скажите 5 слов в два слога (двусложные).
Придумайте и скажите 5 слов в три слога (трёхсложные).


 

Упражнение 18. Даётся первый слог для дву-
сложных слов; придумайте сами второй слог, чтобы
получились слова.

ко- ра-
ро- ка-

Образец: ко-са, ко-за.

Упражнение 19. Даётся второй слог для двуслож-
ных слов; первый слог придумайте сами, чтобы полу-
чились слова.

-ра -ша
-ма -тя

Образец: Ве-ра, И-ра.

Упражнение 20. Составьте из слогов слова и за-
пишите. Имена пишите с большой буквы.

Упражнение 21. Срисуйте клеточки, как здесь, и
впишите в них слоги, чтобы получились слова.


 

Упражнение 22. Смотрите на рамку со слогами;
выбирайте слоги и составляйте из них слова. Состав-
ленные слова записывайте.

Образец: Маша.

Перенос слов.

Если слово не помещается на строке, тогда часть этого слова переносят на другую строку. При переносе слов употребляется чёрточка (-). Переносить слова можно только по слогам: бе-рёза, берё-за; маль-чик, ко-рабль. Первый слог из одной буквы не оставляется на прежней строке. Последний слог из одной буквы на новую строку: оси-на, пе-ние.

Упражнение 23. Спишите и чёрточками покажите,
как можно перенести данные слова с одной строки на
другую.

Карандаш, ученик, девочка, эхо, осень,
часовой, ручеёк, радио, сокол, завод,
отличник, облако, озеро, уроки.


Упражнение 24. Перепишите слова; делите их чёр-
точками так, как нужно для переноса с одной строки
на другую.

Осока, армия, линия, лётчик, парус,
совет, союз, товарищ, поезд, огонёк,
машинист, огородник, станция, берёзка,
самолёт.

Букву й при переносе нельзя отделять от стоя- щей перед ней буквы: зай-чик, чай-ник, май-ка, чай-ка.

Упражнение 25. Перепишите слова; делите их
черточками, как для переноса.

Лужайка, хозяйка, лейка, фуфайка, тройка,
читайте, пойте, рисуйте.

Букву ь при переносе нельзя отделять от стоя- щей перед ней буквы: коль-цо, крыль-цо, день-ги.

Упражнение 26. Перепишите слова; делите их
чёрточками, как для переноса.

Маленький мальчик. Серенький зайчик.
Рисуйте кольцо. Больно пальчик.

Упражнение 27. Читайте вслух слова по слогам,
как для переноса, а потом напишите их.

Горка, горько, большой, больной, кошка,
чайник, письмо, коньки, стройка.

Упражнение 28. Перепишите; делите слова чёрточками по слогам.

Наша песенка, над родиной лети.
Для тебя кругом открыты все пути.
Облети поля, и горы, и леса —
всюду встретишь пионеров голоса.

Упражнение 29. Перепишите предложения; делите
слова чёрточками по слогам, как для переноса.

Сидит зайка беленький.
Хвост у зайки серенький.
___
Мальчику купили коньки.
У кольца нет конца.

 

Повторение.

Весной.

Солнышко светит. Лес оживился.
Бегут облака. Поёт соловей.
Луг зеленеет. Крик раздаётся
Сверкает река. весёлых детей.

Упражнение 30. Прочитайте стихотворение «Вес-
ной» все вместе, хором.

Упражнение 31. Сосчитайте и ответьте,
сколько в этом стихотворении предложений.

Сколько слов в первом предложении? Сколько слов
в пятом предложении? А в седьмом предложении?
Назовите все предложения из двух слов.

Упражнение 32. Назовите в стихотворении слова
в один и два слога (односложные и двусложные).

Упражнение 33. Выпишите из стихотворения сна-
чала все односложные слова, а потом — двусложные.

Упражнение 34. Спишите, разделяя слова на слоги;
чёрточками обозначьте, как следует перенести данные
слова с одной строки на другую.

Крыльцо, мотыльки, сильный, лужайка,
колокольчик, лейка, колхоз, соловей, чайка,
больница, школа, лилия, осина.

Упражнение 35. Спишите.

 

Звуки и буквы.

Маша позвала подруг пить чай.

Сколько слов в этом предложении? Какое первое
слово? Сколько слогов в этом слове? Какой первый слог?
Какой второй? Сколько звуков в слоге ма? Какой
первый звук? Какой второй звук?

Слова состоят из звуков. На письме звуки изображаются буквами. Звуки мы слышим, произносим. А буквы мы видим, читаем, пишем.

Упражнение 36. Отвечайте на вопросы:

Сколько звуков в слове Маша? А сколько букв?
Сколько звуков в слове чай? А сколько букв?
Сколько звуков и букв в слове позвала?
Сколько букв в слове пить? А сколько в нём
звуков? Какие? Зачем же в этом слове мягкий знак (ь)?

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.