Использование технологий активного и интерактивного обучения — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Использование технологий активного и интерактивного обучения



Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Факультет

Кафедра философских наук

 

Утверждаю

Первый проректор, проректор по учебной работе

____________С. В. Буцык

«___» ___________2013г.

 

ФИЛОСОФИЯ

рабочая программа дисциплины

 

по направлению подготовки 100100 «Сервис»

 

квалификация выпускника бакалавр

 

форма обучения – очная

 

срок изучения – 3,4 семестры

 

Челябинск, 2013

 

 

УДК 1(073)

ББК 87.3

Ф 56

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной образовательной программой по направлению подготовки 100100 Сервис.

 

Автор-составитель: Меняева М.П., кандидат культурологии, доцент.

 

Рецензент: Невелев А. Б., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедры философских наук ЧелГУ,

 

Программа одобрена на заседании совета культурологического факультета от 16.09.2013 г., протокол № 1.

 

 

Ф 56  
Философия: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 100100 Сервис, профиль подготовки: Сервис, квалификация (степень) «бакалавр», форма обучения – очная, сроки изучения – 3, 4 семестры / авт.-сост. М. П. Меняева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2013 – 36 с.

Программа определяет цели и задачи освоения дисциплины, ее роль и место в структуре ООП. Определены компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, раскрыта ее структура и содержание. Охарактеризованы образовательные технологии, используемые при изучении дисциплины. Представлены оценочные средства для контроля успеваемости и самостоятельной работы, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

 

© Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2013


Содержание

1. Цель и задачи освоения дисциплины 1.1. Цель дисциплины
1.2. Задачи дисциплины
2. Роль и место дисциплины в структуре ООП
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура преподавания дисциплины
4.1.1. Матрица компетенций
4.2. Содержание дисциплины
5. Образовательные технологии
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.1. Темы рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине
6.2. Темы курсовых работ
6.3. Задания для проведения текущего контроля
6.3.1. Темы семинарских занятий
6.3.2. Темы практических занятий
6.4. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам
6.5. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература
7.2. Дополнительная литература
7.3. Программное обеспечение, электронные издания и интернет-ресурсы
7.4. Журналы и сборники
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Список изданий по дисциплине (модулю), используемых для проведения занятий
8.2. Перечень используемых наглядных средств
8.3. Перечень используемых аудиовизуальных материалов
8.4. Перечень используемых лицензионных программных средств
8.5. Технические средства, используемые на учебных занятиях
8.6. Учебно-лабораторная база для проведения учебных занятий

1. Цель и задачи освоения дисциплины



1.1. Цель дисциплины

Цель дисциплины – способствовать развитию гуманитарной культуры студента посредством его приобщения к опыту философского мышления, формирования потребности и навыков критического осмысления состояния, тенденций и перспектив развития культуры, цивилизации, общества, истории, личности.

 

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

- способностью владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

- использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-2);



- демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-6);

- способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов, демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК-8);

- стремиться к постоянному личностному развитию и повышению профессионального мастерства, с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки, делать необходимые выводы (ОК-15);

- обладать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь (ОК-17).

1.2. Задачи дисциплины

Задачи дисциплины заключаются в:

- изучении основных этапов историко-философского процесса, основных философских школ, направлений, концепций и ведущих тем современной философии;

- освоении наиболее значимых философских терминов и особенностями философской методологии, возможностями ее применения в решении практически значимых смысложизненных задач;

- развитии навыков научно-исследовательской деятельности посредством анализа философских текстов;

- формировании у студентов опыта философской рефлексии над наиболее важными проблемами культуры, истории и умения выявить их философский смысл;

- развитии представлений о формах отношения человека с миром, сущности, назначении и смысле жизни человека, об условиях его свободы и мере ответственности;

- совершенствовании навыков, личностных качеств, умений, знаний.

2. Роль и место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами, изучаемыми в циклах:

- гуманитарный, социальный и экономический цикл – «Основы социального государства», «Иностранный язык», «История России»,

- математический и естественнонаучный цикл – «Концепции современного естествознания», «Экология», «Методы научных исследований»;

Данные дисциплины готовят студентов к эффективному изучению курса «Философия», формируя следующие «входные» знания и умения:

- знать отечественную историю, всемирный исторический процесс, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;

- лексический минимум лексических единиц терминологического характера;

- особенности социальной политики российского государства, действие социальных стандартов, направленных на качество жизни;

- экосистемы, принципы рационального природопользования, методы

ресурсосбережения, организационно-правовые средства охраны окружающей среды;

- уметь читать тексты на иностранном языке по профилю направления подготовки;

- использовать методы защиты окружающей среды в профессиональной деятельности.

Освоение дисциплины «Философия» будет необходимо при изучении дисциплин «Логика», «Экономика», «Правоведение», «Шедевры мирового искусства».

Компетенции обучающегося,

формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- структуру философского знания, его место и роль в современной жизни, методы и приемы философского анализа проблем (ОК-1), (ОК-2);

 

Уметь:

- применять социальные обязательства в профессиональной сфере на основе их ресурсного обеспечения (ОК-8), (ОК-15);

Владеть:

- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения (ОК-2), (ОК-6);

- навыками логического мышления, критического восприятия информации (ОК-1), (ОК-17).

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, в т. ч 36 часов на экзамен.

4.1. Структура преподавания дисциплины

№ раздела дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лек. сем. практ. инд. с/р
введ                 Проверка выполнения самостоятельнойработы  
2-10       Проверка выполнения самостоятельнойработы, текущий контроль знаний (межсессионная аттестация), контрольная работа  
11-18 -     оценка за участие в семинаре, тестирование  
1-10       Проверка выполнения самостоятельнойработы, текущий контроль знаний (межсессионная аттестация)  
11-18       оценка за участие в семинаре, тестирование  
Итого 180, в т.ч.:   Экзамен 36 час.

Матрица компетенций

Разделы, темы дисциплины Кол-во часов Компетенции
ОК 1 ОК 2 OК 6 ОК 8 ОК 15 ОК 17   Σ общее количество компетенций
Введение. Философия, ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре + + + 3
Раздел 1. Этапы исторического развития и основные направления в философии.  
Тема 1.Человек и мир в философии Древнего мира. + + 2
Тема 2.Философия европейского средневековья и Возрождения. + + 2
Тема 3.Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии (XVII – первая половина XIX вв.) + + 2
Тема 4.Отечественная философская мысль XI-XX вв. + + 2
Тема 5. Философия марксизма, ее судьба + + 2
Тема 6. Западная неклассическая философия XIX - XX вв. + + 2
Раздел 2. Теоретическая философия. Основные проблемы современного философского знания.  
Тема 7. Философское понимание мира. Онтологическая проблематика в философии. + 1
Тема 8.Сознание как философская проблема + + 2
Тема 9.Познание как предмет философского анализа. + 1
Тема 10.Философское понимание человека. + + 2
Тема 11. Основные проблемы социальной философии + + + + 4
Тема 12. Философия истории + + + 3
Тема 13. Философия культуры + + 2
Тема 14.Глобальные проблемы современности + + + 3
Итого 11 4 4 3 2 9
Экзамен(ы) + + + + + +  
Всего    

4.2. Содержание дисциплины

Введение. Философия, ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре. Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Мировоз­зренческие универсалии. Человек и мир человека. Понятие универсума. Философия как самосознание культуры. Предмет философии. Проблема основного вопроса философии. Узловые проблемы философии, их специ­фика.

Структура и особенности философского знания. Философская рефлексия, язык философии.

Проблема генезиса философии. Исторические способы философствования: натуроцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, социоцентризм, культуроцентризм.

Место и роль философии в культуре, жизни человека и общества. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и политика. Философия и идеология.

 

Раздел I. Этапы исторического развития

и основные направления в философии.

1. Человек и мир в философии Древнего мира. Основные характеристики традиционного общества. Зарождение и особенности древневосточной философии. Человек и мир вфилософских учениях Древнего Китая и Древней Индии. Философия как явление антич­ной культуры. Идея о самопознании как условии познания мира. Поиск единого основания всего существующего. Основные идеи представителей Милетской и Элейской школ. Атомистическое учение Демокрита. Идеи античной диалектики (Гераклит, софисты, Сократ). Философия Платона и Аристотеля, значение их идей для последующего развития философии. Смысложизненная проблематика в эллинистическо-римской философии.

 

2. Философия европейского средневековья и Возрождения. Становление, специфические особенности, этапы развития филосо­фии средневековья. Патристика: Бог, человек, мир, история в учении Авгу­стина Блаженного. Понятие, основные характеристики схоластической философии. Номинализм и реализм: спор об универсалиях и свободе воли. Фома Аквинский: Бог и человек, разум и вера, теория «двух истин».

Философия эпохи Возрождения. От теоцентризма к антропоцентриз­му. Человек как творец самого себя. Гуманистическая трактовка природы человека. Философское содержание идей Реформации. Натурфилософия эпохи Возрождения, Пантеизм. Социальная утопия Томаса Мора и Томазо Кампанеллы.

 

3. Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии (XVII- первая половина XIX вв.) Наука как доминанта духовной культуры. Основные проблемы фи­лософии Нового времени. Проблема метода познания в философии Ф. Бэ­кона и Р. Декарта. Дилемма эмпиризма (сенсуализма) и рационализма. Проблемы онтологии в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Субъективный идеализм Д. Беркли, скептицизм Д. Юма. Философские идеи и идеалы Просвещения.

«Критический идеализм» И. Канта: метафизика, проблемы теорети­ческого разума. «Практический разум»: этика категорического императива. Система философии Г. В. Ф. Гегеля. Суть и основные принципы гегелев­ской диалектики. Проблема человека в философии Л. Фейербаха.

 

4. Отечественная философская мысль XI-XX вв. Основные этапы развития и национальные особенности философ­ской мысли России. Приоритетные проблемы философии. Философия рос­сийского Просвещения (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев). Философские концепции славянофилов и западников. Философская система В. С. Со­ловьева. Специфика российской философии XX в. (Н. Бердяев, И. Ильин, П. Флоренский, С. Булгаков, С. Франк, А. Лосев и др.) Человек в филосо­фии русского космизма.

 

5. Философия марксизма, ее судьба. Социокультурные иестественно-научные источники философии К. Маркса, Ф. Энгельса. Основные идеи философии марксизма: материа­листическое понимание истории, материалистическая диалектика. Историческая судьба философии марксизма. Развитие марксистской философии Г. В. Плехановым, В. И. Лениным. Догматизация марксисткой философии в период сталинизма.

 

6. Западная неклассическая философия XIX - XX вв. Понятие и специфические особенности неклассической философии. Постклассическая философия: неотомизм, неокантианство, неогегельянст­во. Антиклассика. Философия жизни: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Берг­сон, В. Дильтей. Философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи). Основные идеи психоаналитической философии (3. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм). Философия экзистенциализма: истоки, сущность, основная проблематика (К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр). Основные идеи и принципы философской герменевтики (Ф. Шлейермахер, Г. Гада-мер), философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Плесснер и др.).

 

Раздел II. Теоретическая философия. Основные проблемы современного философского знания.

 

7. Философское понимание мира. Онтологическая проблематика в философии. Онтология как общая форма философского знания. Категория бытия. Бытие и небытие, бытие и становление, сущее, сущность и существование.

Учение о бытии в истории философии. Основные уровни, формы и модусы бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Феномен бытия человека. Тело, душа, дух как уровни бытия человека. Бытие духовного (иде­ального) и его формы. Понятие субстанции.

Категория материи в философии. Атрибуты материи. Пространство и время, движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Современные представления о системной организации материи. Динамические и статические закономерности.

Научные, философские и религиозные картины мира.

 

8. Сознание как философская проблема. Философское понимание феномена сознания. Сознание, самосозна­ние и личность. Сознание, познание, знание. Различные варианты решения проблемы происхождения и сущности сознания. Сознание, душа, дух. Сознание и психика. Сознание и бессознательное. Структура индивидуального созна­ния. Общественный характер сознания. Сознание и язык. Язык и речь. Знак, значение, смысл.

 

9. Познание как предмет философского анализа. Гносеология как форма философского знания. Понятие познания. Познание как развитие сознания. Познание и знание. Структура познава­тельного отношения: субъект, объект, средства познания. Многообразие форм познания. Виды познавательной деятельности.

Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Специфика и возможности художественного познания.

Проблемы истины. Действительность, мышление, логика и язык.

Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника.

 

10. Философское понимание человека. Философская антропология как область философского знания. Про­блема антропогенеза в философии. Природа человека. Проблема человече­ского в человеке. Телесное и духовное, индивидуальное и социальное в человеке. Человек как личность и индивидуальность.

Проблема ценностей. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность как самоосуществление и саморазвитие человека. Проблема жизни и смерти, цели и смысла жизни человека.

 

11. Основные проблемы социальной философии. Предмет социальной философии. Понятия «общество», «социум», «социальность», «социальная структура». Основные концепции природы общества. Общество и государство. Государство и гражданское общество. Мораль, справедливость, право. Общество и природа.

Общество и его структура. Общество как система. Социально-экономические, социально-политические общности людей. Человек в системе социальных связей. Общество и личность.

 

12. Философия истории. Предмет философии истории. Закономерное. Случайное, стихийное в истории. Специфика исторических законов. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Основные модели истории: линейная, циклическая, спиральная, нелинейная.

Периодизация истории. Характер, смысл, цель, действующие силы исторического процесса. Человек и исторический процесс. Роль личности в истории. Личность и массы; свобода и необходимость.

 

13. Философия культуры. Философия культуры. Понятие «культура». Основные проблемы философии культуры. Культура и природа. Человек и природа. Производство и его роль в жизни человека. Понятие «цивилизация». Культура и цивилизация. Характеристика современной цивилизации. Единство и многообразие культур. Культура и общество. Человек, общество, культура. Культура как мера и форма самореализации человека.

 

14. Глобальные проблемы современности. Проблемы будущего человечества. Философия о глобальных проблемах современности: понятие, признаки, генезис, сущность. Дискуссия по вопросу классификации глобальных проблем современности. Разрешение глобальных проблем современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 100100 Сервис реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся в сочетании с внеаудиторной работой предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм.

 

Темы эссе

1. Для чего необходимо изучать философию.

2. Значимы ли идеалы Просвещения для XXI в.?

3. Судьба марксистской философии в XX веке.

4. Что такое виртуальная реальность?

5. Эволюция форм отчуждения человека.

6. Быть или не быть человеку и человечеству?

Тема № 1

Философия, круг ее проблем и роль в обществе

1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззре­ний, их специфика. Мировоззрение и философия.

2. Предмет философии, ее специфические особенности. Проблема
определения философии, ее функции.

3. Философия в духовной культуре: философия и наука, философия
и искусство, философия и мораль, философия и религия (по выбору студента).

Тема №2

Становление философии. Древний Восток

1. Предфилософские идеи в древнем Египте, Шумере и Вавилоне.

2. Первофилософия в Древней Индии (философские школы: веданта, буддизм, джайнизм, локаята).

3. Философские школы в Древнем Китае (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм).

Тема № 3

Становление и развитие философии в Древней Греции

VII - VI вв. до н. э.

1. Социокультурные изменения в VII - VI вв. до н. э. Основные особенности философии «досократиков».

2. Поиски первоначала. Милетская школа. Учение Гераклита. Фило­софские идея Пифагора и пифагорейцев.

3. Элейская школа и ее роль в становлении европейской философии.

4. Философия Демокрита: атомизм, учение о человеке, этические
идеи.

 

Тема № 4

Философия классической античности*

1. Учение о человеке и диалектические идеи софистов. Философское учение Сократа.

2. Основные положения философии Платона. Платонизм в истории философии.

3. Основные философские идеи Аристотеля.

4. Эллинистически-римская философия. Учения стоиков, скептиков,неоплатоников, эпикурейцев.

Тема № 5

Христианская философия средневековья

1. Социокультурные основания возникновения и утверждения теоцентризма в философии.

2. Патристика. Религиозная философия Августина.

3. Схоластика: особенности и этапы, номинализм и реализм.

 

Тема 6

Философия эпохи Возрождения

1. Мировоззренческие ориентация философии Возрождения.

2. Философские идеи гуманистов.

3. Натурфилософия Ренессанса (Дж. Бруно, Коперник, Г. Галилей).
Пантеизм Н. Кузанского.

4. Утопические идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.

 

Тема 7

Философия Нового времени

1. Социокультурные условия возникновения философии XVI -
XVIII вв.

2. Ф. Бэкон и Р. Декарт — основоположник классической новоевро­пейской философии. Проблема метода.

3. Рационализм и эмпиризм (сенсуализм) в философских учениях
Нового Времени.

4. Философские идеи и идеалы Просвещения.

5. Поворот к антропоцентризму (Дж. Беркли, Д. Юм).

Тема № 8

Классическая немецкая философия*

1. Общая характеристика немецкой классической философии.

2. Основные положения теоретической и практической философии
И. Канта.

3. Система абсолютного идеализм Г. В. Ф. Гегеля, суть диалектиче­ского метода.

4. Новый облик антропологизма в философии Л. Фейербаха.

 

Тема № 9

Отечественная философия X – первой половины XIX вв.

1. Формирование самобытной русской философии: этапы, особенности, основная проблематика.

2. Философские идеи П. Я. Чаадаева.

3. Славянофильство (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Акса­ков) и западничество (В. Я. Белинский, Н. А. Бакунин, А. И, Герцен).

Тема № 10

Философия марксизма

1. Социальные, теоретические, естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии.

2. Основные идеи философии К. Маркса и Ф. Энгельса: историалистическое понимание истории, концепция диалектики, проблема человека,
его свободы, и освобождения.

3. Марксизм в России. Развитие В. И. Лениным марксистской фило­софии на рубеже XIX - XX вв.: учение о материи, диалектика, учение о го­сударстве и революции.

Тема № 11

Отечественная философия XIX - XX вв.

1. Философские воззрения Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

2. Философия Всеединства В. Соловьева.

3. Русский религиозный антропологизм (Н. А. Бердяев, Л. Н. Шес­тов).

4. Философия космизма (П. А. Флоренский, И. Ф. Федоров,
В. А. Вернадский, К. Э. Циолковский и др.)

Тема № 12

Западная неклассическая философия

1. Социокультурные процессы конца XIX - XX вв. Кризис класси­ческого рационализма и поиск новых форм философствования.

2. Постклассика: позитивизм, неокантианство.

3. Иррациональные основания человеческого существования: философия жизни (А. Бергсон, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, О.
Шпенглер по выбору).

4. Основные идеи философии прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса.

Тема № 13

Антропологическая проблематика в западной философии XX века*

1. «Феномен человека» в учении Т. де Шардена.

2. 3. Фрейд о структуре человеческой психики, роли бессознатель­ного. Понятия коллективного бессознательного, архетипа, социального ха­рактера в философии неофрейдизма.

3. Основные проблемы человеческого существования в философии
экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс).

4. Философская антропология, ее основные направления (биологическая, религиозная, культурная).

 

Тема № 14

Онтологическая проблематика в философии

1. Онтология как область философского знания. Категория бытия в
философии. Бытие и небытие. Бытие и сущее. Феномен бытия человека.

2. Проблема субстанции в философии. Монистические, дуалистиче­ские, плюралистические концепции субстанции.

3. Категория материи в философии. Материя как объективная ре­альность. Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время, отраже­ние.

4. Феномен бытия человека.

Тема № 15

Сознание как философская проблема

1. Проблема сознания в философии. Понятие идеального. Сознание

2. и дух.

3. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Понятие
интуиции. Самосознание.

4. Сознание и язык.

5. Сознание индивида и общества. Структура общественного сознания: носители, уровни, сферы. Формы общественного сознания: политиче­ское, правовое, этическое, эстетическое, религиозное и др. (по выбору
студента).

Тема № 16

Познание как предмет философского анализа

1. Понятие познания. Познание и знание. Проблема познания в ис­тории философии.

2. Структура познания. Ступени, уровни, формы, методы познания.

3. Специфика научного, художественного, социального познания
(по выбору студента).

4. Проблема истины в философии.

Тема № 17

Философское понимание человека

1. Понятие «человек» в философии. Проблема понимания человека,
его сущности и природы в истории философии.

2. Диалектика бытия индивидуального человека; тело и душа, жизнь
и смерть, цель и смысл жизни, судьба и предназначение человека.

3. Понятия личности и индивидуальности. Личность и общество:
формирование личной свободы; ее самоопределение, свобода и ответст­венность личности. Понятие отчуждения человека.

 

Тема № 18

Философия культуры*

1. Понятие культуры. Культура и природа.

2. Понятие «цивилизация» в философии. Культура и цивилизация.
Характеристика современной цивилизации.

3. Единство и многообразие культур. Диалог культур и кризис европоцентризма.

4. Особенности Восточной и Западной культур.

5. Культура и общество.

6. Культура как мера развития и форма самореализации человека.

Тема № 19

Основные проблемы социальной философии

1. Понятия: общество, социум, социальная жизнь. Предмет социаль­ной философии. Типологии общества.

2. Общественное производство, его формы, их характеристика.

3. Сферы общественной жизни: экономическая, политическая, пра­вовая, духовная (по выбору студента).

4. Классификация общностей людей, их сущность.

 

Тема № 20

Основные проблемы философии истории

1. Предмет философии истории. Закономерное, случайное, стихийное в истории. Специфика исторических законов. Роль личности в исто­рии.

2. Основные модели истории: линейная, циклическая, спиральная,

3. Периодизация истории.

4. Характер, смысл, цель, действующие силы исторического процесса.

Тема № 21

Глобальные проблемы современности

1. Проблемы будущего человечества в философии.

2. Происхождение, типы и критерии глобальных проблем.

Экологическая, энергетическая, сырьевая и др. проблемы.

 

Темы курсовых работ

Курсовая работа по дисциплине не предусмотрена учебным планом.

 

Задания для проведения текущего контроля

Темы семинарских занятий

Семинар № 1. Тема «Введение. Философия, ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре» (ОК-1), (ОК-2), (ОК- 15).

Семинар № 2. Тема «Человек и мир в философии Древнего востока» (ОК-1), (ОК-17).

Семинар № 3. Тема «Человек и мир в Античной философии» (ОК-1), (ОК-17).

Семинар № 4. Тема «Философия европейского средневековья и возрождения» (ОК-1), (ОК-17).

Семинар № 5. Тема «Мир человека в философии Нового времени .» (ОК-1), (ОК-17).

Семинар № 6. Тема «Классическая немецкая философия» (ОК-1), (ОК-17).

Семинар № 7. Тема «Отечественная философская мысль XI - XX вв.» (ОК-1), (ОК-17).

Семинар № 8. Тема «Философия марксизма и ее судьба» (ОК-1).

Семинар № 9. Тема «Западная неклассическая философия» (ОК-1), (ОК-17).

Семинар № 10. Тема «Философское понимание человека» (ОК-6), (ОК-8).

Семинар № 11. Тема «Сознание как философская проблема» (ОК-1), (ОК-2), (ОК-6), (ОК-7), (ОК-9).

Семинар № 12. Тема «Познание как предмет философского анализа» (ОК-1), (ОК-2), (ОК-7), (ОК-9).

Семинар № 13. Тема «Философское понимание человека» (ОК-1), (ОК-2), (ОК-6), (ОК-7).

Семинар № 14. Тема «Основные проблемы социальной философии и философии истории» (ОК-1),(ОК-2), (ОК-6), (ОК-15), (ОК-17).

Семинар № 15. Тема «Философия культуры» (ОК-1), (ОК-8).

Семинар № 16. Тема «Глобальные проблемы современности» (ОК-2), (ОК-6), (ОК-8).

 

Темы практических занятий

Практическая работа по дисциплине не предусмотрена.

 

6.4. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам

Наименование темы Содержание самостоятельной работы Формы контроля
Введение. Философия,ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре. - подготовка вопросов по плану семинара № 1; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию; опрос, оценка выступления
- анализ фрагментов из хрестоматии «Мир философии» по теме семинара; опрос, оценки
эссе на тему № 1. оценка
1. Человек и мир в философии Древнего мира. - подготовка вопросов по плану семинара № 2 и № 3; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию; опрос, оценка выступления
- анализ одной из школ, направлений древнекитайской, индийской философии; опрос, оценки
- анализ диалога Платона (по выбору студента). опрос, оценки
2. Философия европейского средневековья и Возрождения. - подготовка вопросов по плану семинара № 4; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию; опрос, оценка выступления
- чтение и анализ фрагментов «Исповеди» А. Августина; опрос, оценки
- доказательства бытия Бога Ф. Аквинского; опрос, оценки
анализ философского содержания Реформации. опрос, оценка
3. Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии (XVII в. – первая половина XIX в.) - подготовка вопросов по плану семинара № 5 и № 6; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию; опрос, оценка выступления
- правила для руководств




Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.081 с.