Собрание «Пути самоутверждения подростка-десятиклассника» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Собрание «Пути самоутверждения подростка-десятиклассника»

2018-01-14 638
Собрание «Пути самоутверждения подростка-десятиклассника» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КЛАСС

Собрание «Пути самоутверждения подростка-десятиклассника»

Способность постигать свое собственное «я» есть в высшей степени важный момент в духов­ном развитии ребенка; с этого момента он де­лается способным к рефлексии над самим со­бой и в самоутверждении себя. Г. Гегель

Задачи: обсудить с родителями проблемы развития индивиду­альности подростков; способствовать взаимопониманию родите­лей и учащихся, умению преодолевать конфликтные ситуации в системе «учитель - ученик - родитель»; стимулировать потреб­ность родителей в эмоциональном контакте с детьми.

Форма проведения: беседа.

Вопросы для обсуждения: изъяны воспитания ребенка в семье, влияющие на способность к самоутверждению; правила поведения, являющиеся причиной конфликта в группе; как может по­мочь семья в самоутверждении подростка.

Подготовительная работа: сочинение-размышление «Что я ду­маю о своем будущем, каким я его вижу»; классный час «Я живу среди людей»; диспут «Что значит быть «душой коллектива?»; ан­кетирование учащихся (см. приложение).

Ход собрания

I. Вступительное слово.

Уважаемые папы и мамы!

Ваши дети - ученики 10 класса. Они находятся на финишной прямой, которая приведет их к окончанию школы и выходу в боль­шую жизнь. Как сделать так, чтобы ребята, учась в 10-11 классах школы, смогли утвердиться в своих знаниях, будущем профессио­нальном выборе? Как сделать так, чтобы самоутверждение было максимально успешным, без драм и страданий для самого учени­ка и окружающих его людей? Об этом будет наш сегодняшний раз­говор.

II. Анализ сочинений учащихся

III. Анализ анкетирования учащихся и родителей

Классный руководитель проводит анализ анкет и сравнивает, насколько совпадают ответы на вопросы анкеты родителей и де­тей. Если есть совпадения, связанные с получением баллов 4—8 есть, то классному руководителю необходимо поговорить о том, насколько конфликтность или воспитание ребенка в атмосфере конфликта может отрицательно повлиять на самоутверждение под­ростка.

IV. Ознакомление родителей с возможностями получения дополни­тельного образования в школе (спецкурсы, кружки, факультативы)

V. Полезная информация. Изъяны воспитания ребенка в семье, влия­ющие на способность к самоутверждению.

Пока ребенок не достиг подросткового возраста, родители ре­шают, что для него лучше, как он должен поступать в той или иной ситуации. Со вступлением в подростковый возраст у подростка воз­никают закономерные вопросы: «Почему я должен их слушать?», Почему они должны быть всегда правы?» Таким образом, родители должны понимать, что это не протест, это период поиска себя, лелей, привычек, мнений, убеждений.

Ребенка нельзя просто так заставить что-то делать, поэтому нужны разумные и убедительные аргументы. Если таких аргументов нет, растет непонимание между родителями и детьми и сопротив-1ение всем доводам родителей. Причиной этому может быть:

1. Отсутствие авторитета родителей в глазах ребенка.

2. изначальная избалованность детей. Ребенок сразу начинают выходить из повиновения, когда ему начинают предъявлять тре­бования, о которых он не предполагал раньше.

3. Конфликты между родителями. Конфликтность в характере самих родителей, которая существенно может повлиять на станов­ление характера ребенка и на его самоутверждение.

Для того чтобы ребенок мог самоутвердиться и достичь успе­хов во взрослой жизни, родители должны:

- трезво оценивать его успехи и достижения;

- поддерживать инициативу и желание ребенка в достижении цели;

- критиковать конструктивно, предлагая пути решения проб­лемы;

- видеть и положительно оценивать любые успехи ребенка на пути к цели;

- поддерживать его морально и материально (необходимые книги, спортивная форма, музыкальные инструменты, сло­вари и т. д.);

- искренне радоваться победам и достижениям;

- не ругать, если что-то не получилось;

- верить в успех и вселять эту веру в ребенка.

VI. Подведение итогов.

Литература

Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М, 1986. Джеймс М. Брак и любовь. - М., 1985. Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М., 1989. Чернявская Ю. В. Личность и культура. — Минск, 2003.

 

Собрание «Семья сегодня (в восприятии старшеклассников)»

Задачи: обсудить состояние семьи сегодня; проанализировать проблемы, с которыми семья не справляется; определить круг вопросов, над которыми надо работать.

Форма проведения: обсуждение проблемы с позиции подрост­ков на основании материалов диспута.

Подготовительная работа: подготовка и проведение диспута уча­щихся на тему «Семья сегодня. Мои требования к моей будущей семье»;

выборы ведущего (ученик, классный руководитель, пси­холог),

подготовка вопросов; видеосъёмка диспута,

подготовка высказываний о семье по материалам социологических исследо­ваний, психологов, социологов, СМИ;

подготовка итоговых ма­териалов для передачи общественным институтам (в газету, попе­чительский совет, центр по опеке, отдел по образованию).

Ход собрания:

I. Вступительное слово.

По мнению социологов, современная семья как социальный институт переживает кризис. Всё больше в сознании молодых лю­дей укореняется понятие одиночества, как необходимости; карь­ера прежде всего, а потом уже семья. Всё больше детей вырастает в отсутствии одного из родителей, что влияет на их мотивации, оценки в зрелом возрасте, когда приходится делать выбор между семьёй и карьерой и прочим.

На 2001 год на 1000 жителей есть 4 развода и всего 6 браков, в то время как в 1960 году на 1000 жителей приходилось 12 браков и лишь 1,5—2 развода. Молодые люди не имеют представления о вза­имоотношениях в семье, в браке. Им проще быть одним, чем прой­ти через все перипетии семейной жизни. Как правильно постро­ить взаимоотношения — один из главных, возникающих у моло­дых.

Функции семьи, по крайней мере, некоторые из них морально устаревают для всё большего количества граждан. Функция соци­ального контроля также имеет всё меньше популярности потому, что в обществе позиционируется свобода во всех направлениях деятельности, свобода без ограничений. Сегодня никому не нуж­но, чтобы его контролировали ни семья, ни государство, ни за­кон, ни морально-этические взаимоотношения.

Рассматриваемая проблема важна и актуальна в равной степе­ни как для современных семей, так и для будущих.

Вот почему вашим детям предложили обсудить эту проблему. В наших возможностях сосредоточить их внимание на этом, убе­дить в опасности этого и высказать претензии государству.

III. Подведение итогов

Литература

ТощенкоЖ.Т. Социология. - М., 2001.

Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. — М., 1990.

Антонов А.И., Медков В.Н. Социология семьи. — М., 1996.

 

 

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Наше собрание мы посвящаем такому важному качеству харак­тера человека, как уверенность в себе, своих силах.

Без уверенности в себе человеку трудно состояться в обществе. Можно иметь хорошее здоровье, блестящий ум, хорошее образо­вание, но остаться не у дел только потому, что ты не веришь в себе, своим возможностям, своим умениям, все время находишься в сомнениях. Наше собрание важно потому, что ваши дети — стар­шеклассники. Сегодня им нужно принимать массу собственных решений. Они связаны с выбором профессии, выбором мораль­ных ценностей, которые лягут в основу их будущих достижений, выбором друзей, окружения, выбором человека, с которым ему захочется разделить свои сомнения и надежды на будущее.

Воспитывая у подростка чувство собственной ценности, мы с вами формируем у него чувство уважения к окружающим его лю­дям, сознание ценности других людей.

Сегодня идет речь о том, что мы не ставим целью воспитать са­моуверенного человека, готового пройти по другим людям для достижения своих целей. Мы ведем разговор о разумной уверен­ности человека в своих силах.

Давайте обратимся к мнению самих учащихся по данному воп­росу.

VII. Подведение итогов

Литература

Асмолов А. Г. Психология личности. — МГУ, 1990.

Коломинский Я. Л. Человек: психология. — М., 1986.

Мудрик А. В. Социализация и воспитание. — М., 1997.

Психология развивающейся личности / А. В. Петровский. - М., 1987.

 

 

I. Вступительное слово

В быстром темпе современной жизни не находится времени, подчас, атмосферы и настроения, чтобы поговорить по душам, без формальной критики оценить поступки, ситуации и человеческие ценности. Давайте попробуем это сделать на бумаге. Важно, на­сколько вы знаете своего ребёнка, что, на ваш взгляд, необходи­мо ему для успешной реализации себя как личности. Что вы посо­ветуете ему, и как он воспринимает и воспримет ваши советы. В любом случае, эта «контрольная» будет полезна и вам, и вашему ребенку. Только стиль должен быть доверительным, а мысли ис­кренними. Желаю успехов!

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Узнав о теме нашего родительского собрания, возможно, кто-то из вас подумал: «Зачем мне это, с моим ребенком ничего по­добного произойти не может!»

Надеюсь, что это будет так, а наш разговор сегодня останется только разговором.

III. Родительский практикум

На доске написаны ситуации и формы поведения, которые нуж­но разделить на категории: Сопряжено с риском. Безопасно.

Представьте, что рядом с вами, с вашей семьей появился чело­век, зараженный СПИДом. Какие ситуации, приведенные на дос­ке или формы поведения, могут привести к заражению вашего ребенка и вас болезнью — чумой XXI в.?

1.Дружески целоваться.

2.Иметь половые сношения.

3.Принимать пищу за одним столом.

4.Спать в одной комнате.

5.Обмениваться рукопожатиями.

6.Помогать при промывании ран.

7.Сидеть за одним столом или партой.

8.Дать другому человеку на время карандаш или ручку.

9.Использовать чужую зубную щетку.

10.Утолять жажду из общего питьевого фонтанчика.

11.Пользоваться туалетом после другого человека.

12.Целоваться в губы.

13.Кашлять и чихать в одной комнате.

14.Совместно посещать бассейн.

15.Ехать в одном автобусе.

16.Купаться в одной реке.

17. Быть укушенным ВИЧ- инфицированным.

18.Пользоваться чужой бритвой.

19.Играть в одной команде по футболу.

20.Читать одну и ту же газету.

V. Беседа с родителями

1.Встречали ли вы на своем жизненном пути человека, больно­го СПИДом?

2.Как выглядит такой человек?

3.Чем он отличается от нас с вами?

Стадии ВИЧ-инфекции

Американский институт исследований вируса СПИДа выделя­ет 6 стадий.

1.проникновение вируса в организм, люди еще не чувствуют, что они больны. Организм выделяет достаточное количество ан­тител для борьбы с болезнью, но при половом контакте больные уже заражают других людей.

2.Ночная потливость, опухание желез. Через 2—3 недели у боль­шинства инфицированных эти симптомы исчезают, и человек еще не знает, что он - носитель вируса.

3.Поражение иммунной системы. У взрослых этот период мо­жет длиться 10 лет. Люди не чувствуют себя больными.

4.Повреждение иммунной системы и ослабление сопротивля­емости организма инфекционным заболеваниям. Если человек подвергается любому вирусному заболеванию, ему излечиться гораздо труднее, чем до заражения СПИДом.

5.У больного наблюдаются следующие симптомы:

—хроническая усталость;

—жар, озноб, обильная ночная потливость;

—потеря веса (более 5 кг);

—опухание желез (сохраняется более 2 месяцев);

—пятна, сыпь, фурункулы различных оттенков (от розового до лилового) на коже и под кожей;

—неисчезающие белые пятна в ротовой полости;

—хронический понос;

—хронический сухой кашель с одышкой.

6. Последняя стадия ВИЧ-инфекции. Больной имеет шанс про­жить лишь 18 месяцев.

Пути распространения СПИДа

—Интимная половая близость (половое сношение).

—Внутривенное введение лекарственных препаратов или нар­котиков.

—Переливание крови.

—Нанесение татуировок или проведение ритуалов, связанных с использованием человеческой крови.

—Трансплантация органов.

IV. Подведение итогов

В завершении нашего собрания послушайте поучительную ис­торию легендарного греческого баснописца Эзопа, мораль кото­рой вы должны определить сами.

«В одном болоте жили-были две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на новое место, ведь лягушки живут там, где влажно. В поисках нового убе­жища они наткнулись на глубокий колодец.

Одна из лягушек заглянула в него и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и ос­танемся в нем жить!»

Нo другая лягушка ответила: «Не торопись. Конечно, здесь много воды, но что с нами будет, если этот колодец высохнет, как и болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?»

Литература

Как вырастить здорового ребенка. — М., 1991. Гаррисон М. Любовь, секс, СПИД. - М., 1996. СПИД, его последствия и предупреждение. — Калуга, 1992.

Собрание «Об этом с тревогой говорят родители...

I. Вступительное слово

Сегодня нам предстоит разговор об одной из самых актуаль­ных проблем современной молодежи — наркомании. Что нужно знать об этом? Как уберечь своего ребенка от этой трагедии? На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить в ходе на­шего собрания.

VI. Анализ сочинений.

VII. Подведение итогов.

Литература

Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. — Ярос­лавль, 2003.

Соловое А.В. Наркомания: причины, виды, последствия, профилак­тика. — Казань, 1999.

I. Вступительное слово

Уважаемые родители!

Пройдет совсем немного времени, и ваши дети покинут стены школы, которая с каждым годом становится им все более тесной.

Они пойдут учиться, работать, строить свою жизнь и судьбу. Как сложится их жизнь, будет ли она счастливой и интересной, зави­сит от многих факторов.

Однако одним из главных факторов является характер челове­ка. Добрый он или злой, капризный или неприхотливый, безжа­лостный или душевный — покажет время. От качеств характера, присущих человеку, зависит его жизнь.

Сегодня мы поговорим о характере. Однако наш разговор бу­дет несколько необычен. Мы сами определим основные характе­ристики человеческого характера, обсудим это в группах, а затем родители и дети приведут свои доводы по каждому пункту тех за­даний, которые лежат перед вами.

II. Работа в группах «Отцы и дети»

Учащиеся и родители делятся на группы «Отцов и детей». Каждая груп­па получает одинаковое задание. В ходе собрания группы «Отцов и де­тей» должны привести свое толкование тех постулатов, которые им пред­лагаются. Они могут вступать в полемику, опровергать доводы друг друга или соглашаться. На выступление каждой группы отводится 3-4 мину­ты. Затем эксперты-педагоги, присутствующих на собрании, выносит свой вердикт и отдает предпочтение какой-либо одной группе, которая была более убедительна.

Группа «Отцы и дети» (1)

Задание 1. Дайте толкование понятию «характер». Что он «ха­рактеризует» в человеке?

Задание 2. Проиллюстрируйте примерами пословицу: «Посеешь при­вычку — пожнешь характер». Докажите, что это так, или опровергните эту точку зрения.

Задание 3. Есть черты характера, которые определяют способность че­ловека к выбору цели. Назовите их и проиллюстрируйте примерами.

(К сведению классного руководителя: целеустремленность, прагматизм, рациональность, расчетливость.)

Группа «Отцы и дети» (2)

Задание 1. Объясните непосвященным, как формируется харак­тер человека? Приведите примеры.

Задание 2. Оноре де Бальзак говорил: «Серьезность — основа характера». Так ли это?

Задание 3. Есть черты характера, которые демонстрируют отно­шение человека к делу, к труду. Назовите их и проиллюстрируйте примерами.

(К сведению классного руководителя — трудолюбие, добросо­вестность, инициативность, безответственность и т. д.)

Группа «Отцы и дети» (3)

Задание 1. Часто можно слышать: «У него золотой характер» или «Как можно жить с таким несносным характером?»

Как можно интерпретировать эти высказывания. С чем связа­но наличие у человека золотого или несносного характера?

Задание 2. Опровергните или подтвердите мысль Виктора Гюго, выне­сенную в эпиграф.

Задание 3. Есть черты характера, которые демонстрируют отношение человека к людям. Назовите эти черты характера и проиллюстрируйте их своими примерами.

(К сведению классного руководителя: общительность — замк­нутость, искренность — лицемерие и другие.)

Группа «Отцы и дети» (4)

Задание 1. Что вы можете сказать по данному утверждению: «Плохой характер можно изменить».

Задание 2. Подтвердите или опровергните эту мысль: «Характер - это умение быть собой». Трудно ли человеку быть всегда самим собой?

Задание 3. Есть группа качеств, которые характеризуют отношение че­ловека к самому себе. Назовите эту группу качеств. Какими качествами этой группы обладают люди, близкие вашему окружению. Какие каче­ства этой группы могут помешать человеку «нормально жить»?

(К сведению классного руководителя: самокритичность, требователь­ность, гордость.)

Группа «Отцы и дети» (5)

Задание 1. Объясните фразу: «Темперамент — климат характе­ра».

Задание 2. Какие черты характера демонстрируют отношение человека к материальным ценностям? Так ли это важно в реаль­ной жизни?

Проиллюстрируйте это положение своими примерами.

Задание 3. Можно ли иметь хороший характер и быть бездухов­ным человеком? Какие черты характера кроются за бездуховностью? Приведите примеры и доказательства.

VI. Подведение итогов

Литература

Василевич Л. И. Дневник самопознания. Мозырь, 2002. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999. Сонин В.А. Психологический практикум. Задачи, этюды, решения. М, 1998.

Вариант собрания «Таланты и поклонники»

Задачи: укрепление духовной связи родителей с учащимися; поддержка творческих успехов учащихся; формирование потреб­ности к творчеству у родителей и подростков.

Форма проведения: вечер в кругу друзей.

Подготовительная работа: подведение итогов олимпиад, творческих конкурсов, предметных декад; оформление зала; подготовка аль­манаха «Творчество»; выявление интересов, увлечений родите­лей; подготовка концерта по заявкам родителей; подготовка уст­ного журнала «Что мы натворили!».

Комментарии для учителя. Успешность проведения вечера зави­сит от атмосферы сотрудничества, традиций класса, накопленно­го творческого материала. Всё это продукт совместного творче­ства.

Ход собрания

VI. Слово родителям

VII. Подведение итогов

Собрание «Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности подростка»

С того, что человек делает не то, что он дол­

жен делать, а то, что ему хочется, начинается

нравственное опустошение, развращение и па­

дение. В. А. Сухомлинский

 

И так как едва ли удастся каким-либо обра­

зом быть настолько зорким, чтобы к детям не

могло проникнуть какое-либо зло, то для про­

тиводействия дурным нравам совершенно необ­

ходима дисциплина. Я. А. Коменский

Конфликт - это опасение хотя бы одной сто­

роны, что ее интересы нарушает, ущемляет, иг­

норирует другая сторона. Уильям Линкольн

Задачи: разъяснить родителям причины совершения дурных по­ступков детьми и значение дисциплины в воспитании; формиро­вать культуру прав и обязанностей взрослых и детей в семье.

Форма проведения: вечер вопросов и ответов.

Вопросы для обсуждения: анализ анкетирования и таблицы «Челове­ческие потребности, которые являются наиболее ценными»; опасности, грозящие подростку.

Подготовительная работа: анкетирование родителей и учащихся (см. приложение); подготовка вопросов для пресс-конференции; приглаше­ние участников пресс-конференции.

Комментарии для учителя. Данное родительское собрание является очень важным в работе классного руководителя с родителями старшек­лассников. В первую очередь это связано с тем, что многие старшекласс­ники, стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, имен­но в 10 классе более всего подвержены сомнениям и внутренним противоречиям. Родители, в свою очередь, часто в такой ситуации не помощники и не друзья своим детям. Они в мечтаниях и уста­новках на собственного ребенка создают идеализированный об­раз подростка и его дальнейшего пути. Но, столкнувшись в жизни с реальными возможностями ребенка, с его отношением к свое­му будущему, родительские радужные перспективы рушатся, и наступает «эра конфликтов». Родители и дети воюют по поводу и без повода, каждый доказывает свою правоту и каждый по-своему прав. Именно на этот период времени попадает самое большое обращение родителей к учителям, психологам и другим людям за помощью в разрешении конфликтной ситуации. В связи с этим классный руководитель может подготовить и провести родитель­ское собрание, а затем предложить родителям поучаствовать в тре­нинге эффективного взаимодействия, который проводят психоло­ги или просто компетентные и подготовленные люди. Материал к выступлению классный руководитель готовит в виде тезисов, которые следует написать на доске в классе.

Ход собрания

I. Вступительное слово

Классный руководитель объявляет тему собрания и представ­ляет гостей конференции. Это могут быть юристы, социальные

педагоги, работники органов опеки и попечительства, работники детской комнаты милиции, представители адвокатуры и про­курорского надзора.

IV. Подведение итогов

Литература

Как защитить вашего ребенка? — М., Даниловский благовестник. Дереклеева Н. И. Родительские собрания. - М., ВАКО, 2004. Селевко Г. К. Реализуй себя. — М., Народное образование, 2001.

Ход собрания

I. Вступительное слово.

Классный руководитель начинает собрание с отрывка из произведе­ния Ф. М. Достоевского «Записки из мертвого дома»:

«...Весь этот народ, — за некоторыми немногими исключения­ми неистощимо веселых людей, пользовавшихся за это всеобщим презрением, - был народ угрюмый, завистливый, страшно тщес­лавный, хвастливый, обидчивый и в высшей степени формалист. Способность ничему не удивляться была величайшей добродете­лью. Все были помешаны на том, как наружно держать себя. Но нередко самый заносчивый вид с быстротою молнии сменялся на самый малодушный. Было несколько истинно сильных людей; те были просты и не кривлялись... Тщеславие, наружность были на первом плане. Большинство было развращено и страшно исподлилось.

Сплетни и пересуды были беспрерывные: это был ад, тьма кромеш­ная... Ругались они утонченно, художественно. Ругательство возведено было у них в науку; старались взять не столько обидным словом, сколько обидным смыслом, духом, идеей — а это утонченнее, ядо­витее.

"Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу!" — го­ворили они про себя сами; а потому сплетни, интриги, бабьи наговоры, зависть, свара, злость были всегда на первом плане в этой кромешной жизни.

Не мог я раньше представить, как можно ругаться из удоволь­ствия, находить в этом забаву, милое упражнение, приятность. Впрочем, не надо забывать и тщеславия».

Итак, без конфликтов жизнь невозможна, поэтому необходи­мо учиться их конструктивно разрешать. Для того чтобы научить­ся разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Уход от решения конфликтной ситуации может привести к про­блемам куда более серьезным.О причинах конфликтов между детьми и родителями, о спосо­бах их преодоления мы и будем сегодня говорить на нашем со­брании.

II. Полезная информация

В юношеском и подростковом возрасте происходит поиск и ста­новление своего «я». Подросток стремится освободиться от влия­ния взрослых и больше общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где под-росток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

V. Подведение итогов

Литература

Григорьева Т.Г., Усолъцева Т.П. Основы конструктивного общения.

Новосибирск, 1999.

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — М., 1999.

Сонин В.А. Психологический практикум. — М., 1998.

Фадеева Е.И. Тайны имиджа. - М., 2002.

Ход собрания

I. Проведение занятий.

Занятие I.

Упражнение 1. Самопредставление. Участники группы усажива­ются в круг и представляются по следующей схеме:

—имя;

—увлечения и интересы;

—ожидания от участия в группе.

Упражнение 2. Цена участия. Участники (по кругу) проговари­вают следующий вопрос: «Какую цену ты заплатил за участие в тренинге?» (Цена может быть эмоциональная, бытовая, семейная, лично­стная и т. д.)

Упражнение 3. Пианино. Ладони кладутся на колени участникам группы справа и слева. Потом под музыку отбивается ритм по чу­жим коленям. Затем участники обмениваются мнением о том, как они переживали присутствие чужих рук у себя на коленях.

Упражнение 4. Ласка. Участники разбиваются на пары. Они дол­жны стать друг напротив друга и ватным тампоном по очереди поглаживать лицо друг друга. Глаза при этом закрыты. Затем уча­стники делятся впечатлением от упражнения.

Упражнение 5. Рассказ о себе. В течение 5—7 минут рассказать о себе, начиная с детства. Во время каждого рассказа все осталь­ные участники должны написать на листочке несколько слов, которые передадут их впечатление о рассказчике. В конце каждый участник получает листочки с мнением о его рассказе.

Упражнение 6. Пантомима. Каждый участник готовит пантомиму и с ее помощью передает свои чувства, которые он испытывает ко всем участ­никам после прочтения их записок. Участники должны догадаться, о ка­ком чувстве идет речь.

Упражнение 7. Мои чувства. Участники получают листы бумаги и рисуют свои чувства, которые они переживали в самом начале занятия и в его конце. Свои чувства можно сопроводить цитатой, стихами и т. д.

Занятие II.

Упражнение 1. Встреча. Участники группы садятся в круг и де­лятся впечатлением о первом занятии. Они рассказывают о соб­ственных переживаниях и мнении об их участии в тренинге окру­жающих близких им людей.

Упражнение 2. Зеркало. Каждый участник поворачивается по очереди к другому участнику, всматривается в его лицо и расска­зывает о тех чувствах, которые переживает другой человек.

Упражнение 3. К солнцу. Участники встают и берутся за руки. Они должны поднять руки вверх, крепче их сплести и потянуться к солнцу. Глаза закрыты, в тишине нужно услышать биение чужого сердца.

Упражнение 4. Горе. Один из участников садится в круг. Он изоб­ражает горе. Каждый из участников по кругу должен выразить сочувствие. Все участники определяют, кто был наиболее искре­нен и убедителен в утешении.

Упражнение 5. Магазин. По кругу участники выполняют упраж­нение. Они должны повернуться лицом к соседу справа и «про­дать» ему качество характера, которое очень им мешает, и купить какое-то другое качество, объяснив, зачем оно ему нужно.

Упражнение 6. День рождения. Каждый участник говорит о сво­ем будущем дне рождения и называет желаемый подарок.

Упражнение 7. Передача чувств на расстоянии, участники долж­ны повернуться к соседу справа, положить свои руки на его ладо­ни и пожелать мысленно что-то. Следующий участник должен по­пытаться догадаться, что ему пожелали, и сказать следующему: «Мне пожелали... Я желаю тебе того же и...»

Занятие III.

Упражнение 1. Ритм. Каждый участник по очереди подает руку соседу справа, сжимает ее и улыбается ему. Следующий участник повторяет то же самое, но только после того, как все требования соблюдены.

Упражнение 2. Впечатление. Все участники по очереди садятся на стул посреди комнаты и рассказывают о впечатлениях прошлого занятия. Ве­дущий может прервать рассказ на полуслове и пригласить другого участ­ника.

Упражнение 3. Телефон. Участники по очереди выходят за дверь и пе­редают друг другу услышанную информацию. Затем они обсуждают, в каком виде дошла информация до последнего участника, и делятся пере­житыми впечатлениями.

Упражнение 4. Экзамен. Участники должны последовательно назвать:

—три лучшие черты своего характера;

—три слабые черты своего характера;

—желаемые черты характера.

Упражнение 5. Деликатность. Участники должны обратиться по кругу друг к другу со следующей фразой: «Ты можешь мне по­мочь...» Следующий участник продолжает просьбу соседа и задает вопрос дальше.

Упражнение 6. Противоречие. Участники работают в парах. Они предъявляют друг другу какое-нибудь парадоксальное требование. Нужно доказать несостоятельность этого требования, при этом разговаривать только спокойным и доброжелательным тоном.

Упражнение 7. Доказательство. Участники обсуждают в кругу свою доказательность в предыдущем упражнении.

Упражнение 8. Летающая тарелка. Участники группы образуют два круга: внутренний и внешний. Во внутреннем кругу передает­ся друг другу тарелка с водой. Группа выполняет задание в пол­ной тишине. Тарелка передается сначала в одну, затем в другую сторону. Внешний круг наблюдает. Затем идет обмен мнением. Какие чувства испытывали участники, кто кому помогал мыслен­но, кто это чувствовал во внутреннем кругу?

КЛАСС

I. Вступительное слово

Уважаемые папы, мамы и ребята!

XX век—век распространения идей защиты прав человека стал веком, породившим такие чудовищные явления, как фашизм, тоталитаризм, на­цизм. XXI век стал веком, в котором также сильны расистские, ре­лигиозно-экстремистские, профашистские настроения.

К сожалению, нетерпимость, культурный эгоизм все сильнее проникает в нашу жизнь и школа не вправе оставаться в стороне от происходящего в обществе.

Страна, в которой представители всех национальностей, насе­ляющих ее, заплатили так много за свою свободу в годы войны, слышит часто от некоторых «борцов за чистоту национальной куль­туры» призывы уничтожать тех, кто имеет иной цвет кожи, разрез глаз, акцент, религию. Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы не только обсудить данную проблему, но сделать для себя определенные выводы по данной теме.

V. Подведение итогов

Учащиеся зажигают маленькие свечи и вручают каждому учас­тнику собрания.

Классный руководитель просит участников собрания встать и почтить минутой молчания память всех жертв геноцида века минувшего и настоя­щего.

 

Ход собрания

I. Вступительное слово

Большое спасибо всем, кого заинтересовала тема сегодняшне­го собрания. Наверное, возникает естественный вопрос: чем обус­ловлен выбор данной темы?

II. Лекция учителя

В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка лич­ностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди дру­гих людей». От самооценки зависят его взаимоотношения с окружа­ющими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Следовательно, самооценка влияет на эффективность деятельности и подростка, на дальнейшее развитие его личности. Поэто­му сегодня мы поговорим о том, почему формируется та или иная самооценка, как определить уровень самооценки вашего ребен­ка, подумаем о возможных последствиях низкой самооценки и о том, как ее повысить.

Как и почему формируется та или иная самооценка?

В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном роди­тели влияют на самооценку ребенка. Если родители любят, уважают, це­нят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная само­оценка.

Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с не­приязнью, если находится в зависимом, подчиненном положе­нии, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с не­гативной самооценкой.

В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимо­отношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.

Родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пыта­ются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют(!) от ребёнка послушания, учат его подстраиваться, не конф­ликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребен­ка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится не­уравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.

В подростковом возрасте все несколько усложняется: появляется по­требность самоутвердиться, стремление найти свое место в жизни, утвер­диться в обществе. В результате именно под влиянием оценки ок­ружающих у подростка складывается собственное отношение к себе, самооценка своей личности.

Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребенка.

Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов: нарисуйте на чистом листе бумаги лестницу из 10 ступенек. Дайте такую инструкцию:

На верхней ступени лестницы находятся самые удачливые люди. Они красивы, талантливы, уверенны, у них все получается быстро, хорошо, легко. Их любят окружающие, ими восхищаются, на них равняются.

А на самой нижней ступенинеудачники. Они не уверены в себе, не обладают определенным талантом. Их сторонятся окружающие.

Все остальные находятся на других ступенях: одни выше, другие ниже.

Подумай, где твоё место на этой лестнице в данный момент, и укажи его.

Если подросток поместил себя на одной из трёх нижних ступе­нек — это тревожный симптом. Уважаемые родители, значит, на­стало время бить тревогу.

1.Чувство неполноценности может проявиться самым непредсказуе­мым образом: например, оно снижает эффективность учебы. Не вызывает сомнения тот факт, что оценки и качество работы зависят от того, насколь­ко уверенно или неуверенно чувствует себя подросток. Если он все время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает ни сил, ни энергии для разрешения встающи


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.177 с.