Особенности китайского менталитета — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности китайского менталитета

2018-01-14 385
Особенности китайского менталитета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

I.Введение...................................................................................................................................... 3 3

II.Из истории.................................................................................................................................. 4

III.Особенности ведения бизнеса в Китае................................................................................. 5

1. Некоторые советы начинающим бизнесменам.......................................................................... 8

2. Этнопсихологические особенности китайцев в контексте делового сотрудничества…..12

3. Нумерология и её роль в ведении переговоров…………………………………………....13

4. Влияние конфуцианства на китайскую культуру……………………………………...…..15

Заключение …………………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы ………………………………………………………18

 


Введение

За последние годы Китай сильно укрепил свои позиции в мировой экономике. Его, наряду с некоторыми другими странами Юго-Восточной Азии, называют «экономическим тигром». Социально-экономические успехи страны заставляют все мировое бизнес-сообщество более внимательно изучать азиатский рынок, а также особенности восточного делового этикета. Не секрет, что китайские традиции значительно отличаются от европейских. Порой незнание определённых правил поведения может навлечь общественные санкции на человека, который не желал сделать ничего плохого. Поэтому важно уметь ориентироваться в этикете той страны, которую вы собираетесь посетить или с которой планируете вести бизнес.

Благодаря росту экономики Китая жители этой страны стараются адаптироваться к общепринятым правилам предпринимательства, европейским нормам этикета. Тем не менее, у китайцев до сих пор сохраняются и широко используются свои особенности в этих вопросах, берущие начало в истоках азиатской культуры.

Здесь будут рассмотрены основные правила поведения и нормы делового этикета для специфического китайского бизнеса. Также будет затронута история общения Китая и западных стран для более объёмного изучения вопроса.


Из истории

 

В течение трех тысячелетий Китай, граница которого и сегодня включает исторические территории, существует как крупная и важная держава региона. Этот огромный опыт установления взаимоотношений с самыми разными соседями и последовательное отстаивание собственных интересов творчески применяется и в современной внешней политике страны. На международные отношения Китая наложила отпечаток общая философия нации, которая основывается во многом на конфуцианстве. Согласно китайским воззрениям истинный владыка ничто не считает внешним, поэтому международные отношения всегда рассматривались как часть внутренней политики государства. Еще одной особенностью представлений о государственности в Китае является то, что, согласно их взглядам, Поднебесная не имеет конца, она охватывает весь мир. Поэтому Китай мыслит себя некой глобальной империей, «Срединным государством». Внешняя и внутренняя политика Китая строится на главном положении – китаецентризме. Это легко объясняет достаточно активную экспансию китайских императоров в разные периоды истории страны. При этом китайские правители всегда считали, что влияние куда более значительно, чем власть, поэтому Китай устанавливал особые отношения с соседями.

 

Отношения с Европой не складывались. Китай не стремился идти на контакт с неизвестными, чужими народами, и любые попытки проникнуть в страну извне проваливались. Кроме одной. В начале ХVI века португальцы проникли в устье реки Чжуцзян, а спустя сорок лет основали поблизости торговую факторию. Город под названием Макао процветал.

Первые попытки установления отношений с Россией начались ещё в конце правления династии Мин, но определённые успехи были достигнуты только в цинский период.

Его проникновение в другие страны связано с экономикой и культурой. До середины 19 века страна существовала в рамках имперской идеологии Большого Китая, и только европейское вторжение заставило Поднебесную менять свои принципы взаимоотношения с соседями и другими государствами.

 

В 1949 году провозглашается Китайская Народная Республика, и это приводит к значительным переменам во внешней политике. Хотя социалистический Китай декларировал партнерские отношения со всеми странами, однако постепенно произошло деление мира на два лагеря, и страна существовала в его социалистическом крыле, вместе с СССР. В 70-х годах правительство КНР меняет это распределение сил и заявляет, что Китай находится между сверхдержавами и странами третьего мира, и что Поднебесная никогда не захочет стать сверхдержавой. Но к 80-м годам концепция «трех миров» начала давать сбои - появляется «координатная теория» внешней политики. Усиление США и их попытка создать однополярный мир привели к тому, что Китай заявляет о новой международной концепции и своем новом стратегическом курсе.


Заключение

 

Китай – современная и динамично развивающаяся мировая держава. Китайские экономические достижения привлекают внимание всего мира. Весьма часто человеку, не относящемуся к восточной культуре трудно понять и найти систему ориентиров для понимания этой великой страны и ее деловой культуры, бизнес-этики, манер делового общения.

Понятие деловой культуры охватывает нормы и ценности взаимной выгоды и доверия, надежность партнеров при выполнении договоренностей, культуру ведения бизнеса и переговоров, отношение работников к труду и их взаимоотношения. Тесно связан с деловой культурой и термин «делового этикета», который подразумевает под собой манеры поведения и правила общения и взаимодействия с деловыми партнерами. Все эти сферы взаимосвязаны друг с другом и представляют собой большую систему ценностей в бизнесе, формирующихся в течение многих столетий и передающихся из поколения в поколение.

На сегодняшний день Китай продолжает набирать обороты на мировой арене, также в плане бизнеса, все больше компаний появляются на китайском рынке, которые ведут свой бизнес с иностранными партнерами, все больше китайских брендов появляются в рейтингах самых популярных брендов мира. Одним словом, Китай за последнее десятилетие продолжает расти в плане международных сделок и начинает оказывать все большее влияние на мировую экономику.

Таким образом, Китай продолжает оставаться интересным деловым партнёром для западных стран и в дальнейшем этот интерес только будет усиливаться. Налаживание контактов с китайскими предпринимателями важно не только с точки зрения бизнеса, но и как культурное самообогащение, способствующее расширению глобализационных тенденций в мире.


Список использованной литературы

 

1. Сунь-Цзы, «Искусство войны. Основы китайской военной стратегии» // Издательство ЭКСМО, 2015, 452 с.

2. А.А. Маслов, «Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения»// РИПОЛ классик; М.:; 2010.

3. Зенгер Харро фон, «36 стратагем для менеджеров» / [Пер. с немецкого И. Каневской.]. – М.: Издательство «Олимп-Бизнес», 2017. – 224 с.

4. Маслов А.А. //Китай и китайцы. О чем молчат путеводители.М.2013.

5. Мидлер, Пол. //Плохо сделано в Китае. М., БХВ-Петербург, 2012, 304 с.

6. Одед Шенкар. Китай. Век XXI. Баланс Бизнес Букс. М., - 2005.

7. Википедия, свободная энциклопедия, интернет-портал.

8. Единый информационный портал: Экспортёры России.


[1] Сунь-Цзы, «Искусство войны. Основы китайской военной стратегии», Издательство ЭКСМО, 2015, 452. гл. 6 «Полнота и пустота»

[2] А.А. Маслов, «Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения»: РИПОЛ классик; М.:; 2010, с. 24

[3] Зенгер Харро фон, «36 стратагем для менеджеров» / [Пер. с немецкого И. Каневской.]. – М.: Издательство «Олимп-Бизнес», 2017. – 224 с., с.5

[4] Маслов А.А. Китай и китайцы. О чем молчат путеводители.М.2013 С. 171

Содержание

I.Введение...................................................................................................................................... 3 3

II.Из истории.................................................................................................................................. 4

III.Особенности ведения бизнеса в Китае................................................................................. 5

1. Некоторые советы начинающим бизнесменам.......................................................................... 8

2. Этнопсихологические особенности китайцев в контексте делового сотрудничества…..12

3. Нумерология и её роль в ведении переговоров…………………………………………....13

4. Влияние конфуцианства на китайскую культуру……………………………………...…..15

Заключение …………………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы ………………………………………………………18

 


Введение

За последние годы Китай сильно укрепил свои позиции в мировой экономике. Его, наряду с некоторыми другими странами Юго-Восточной Азии, называют «экономическим тигром». Социально-экономические успехи страны заставляют все мировое бизнес-сообщество более внимательно изучать азиатский рынок, а также особенности восточного делового этикета. Не секрет, что китайские традиции значительно отличаются от европейских. Порой незнание определённых правил поведения может навлечь общественные санкции на человека, который не желал сделать ничего плохого. Поэтому важно уметь ориентироваться в этикете той страны, которую вы собираетесь посетить или с которой планируете вести бизнес.

Благодаря росту экономики Китая жители этой страны стараются адаптироваться к общепринятым правилам предпринимательства, европейским нормам этикета. Тем не менее, у китайцев до сих пор сохраняются и широко используются свои особенности в этих вопросах, берущие начало в истоках азиатской культуры.

Здесь будут рассмотрены основные правила поведения и нормы делового этикета для специфического китайского бизнеса. Также будет затронута история общения Китая и западных стран для более объёмного изучения вопроса.


Из истории

 

В течение трех тысячелетий Китай, граница которого и сегодня включает исторические территории, существует как крупная и важная держава региона. Этот огромный опыт установления взаимоотношений с самыми разными соседями и последовательное отстаивание собственных интересов творчески применяется и в современной внешней политике страны. На международные отношения Китая наложила отпечаток общая философия нации, которая основывается во многом на конфуцианстве. Согласно китайским воззрениям истинный владыка ничто не считает внешним, поэтому международные отношения всегда рассматривались как часть внутренней политики государства. Еще одной особенностью представлений о государственности в Китае является то, что, согласно их взглядам, Поднебесная не имеет конца, она охватывает весь мир. Поэтому Китай мыслит себя некой глобальной империей, «Срединным государством». Внешняя и внутренняя политика Китая строится на главном положении – китаецентризме. Это легко объясняет достаточно активную экспансию китайских императоров в разные периоды истории страны. При этом китайские правители всегда считали, что влияние куда более значительно, чем власть, поэтому Китай устанавливал особые отношения с соседями.

 

Отношения с Европой не складывались. Китай не стремился идти на контакт с неизвестными, чужими народами, и любые попытки проникнуть в страну извне проваливались. Кроме одной. В начале ХVI века португальцы проникли в устье реки Чжуцзян, а спустя сорок лет основали поблизости торговую факторию. Город под названием Макао процветал.

Первые попытки установления отношений с Россией начались ещё в конце правления династии Мин, но определённые успехи были достигнуты только в цинский период.

Его проникновение в другие страны связано с экономикой и культурой. До середины 19 века страна существовала в рамках имперской идеологии Большого Китая, и только европейское вторжение заставило Поднебесную менять свои принципы взаимоотношения с соседями и другими государствами.

 

В 1949 году провозглашается Китайская Народная Республика, и это приводит к значительным переменам во внешней политике. Хотя социалистический Китай декларировал партнерские отношения со всеми странами, однако постепенно произошло деление мира на два лагеря, и страна существовала в его социалистическом крыле, вместе с СССР. В 70-х годах правительство КНР меняет это распределение сил и заявляет, что Китай находится между сверхдержавами и странами третьего мира, и что Поднебесная никогда не захочет стать сверхдержавой. Но к 80-м годам концепция «трех миров» начала давать сбои - появляется «координатная теория» внешней политики. Усиление США и их попытка создать однополярный мир привели к тому, что Китай заявляет о новой международной концепции и своем новом стратегическом курсе.


Особенности китайского менталитета

Для любого китайца престиж компании, в которой он работает превыше его личного успеха. В Китае из-за неблаговидного поступка одного из членов группы – семьи, трудового коллектива или общественной организации – можно потерять репутацию всей группы, поэтому в любой ситуации китаец старается вести себя достойно.

Как ни странно, многим бизнесменам в начале их пути помогла книга Сунь-Цзы «Искусство войны». В ней описываются стратегии поведения на различные случаи жизни, которые можно применить, в том числе, и в ведении деловых переговоров. Например, такой отрывок:

«1. Сунь-цзы сказал: кто является на поле сражения первым и ждет противника, тот исполнен сил; кто потом является на поле сражения с запозданием и бросается в бой, тот уже утомлен. Поэтому тот, кто хорошо сражается, управляет противником н не дает ему управлять собой.

2. Уметь заставить противника самого прийти – это значит заманить его выгодой; уметь не дать противнику пройти – это значит сдержать его вредом. Поэтому можно утомить противника, даже исполненного сил; можно заставить голодать даже сытого; можно сдвинуть с места даже прочно засевшего.

3. Выступив туда, куда он непременно направится, самому направиться туда, где он не ожидает. Тот, кто проходит тысячу миль и при этом не утомляется, проходит местами, где нет людей.

4. Напасть и при этом наверняка взять – это значит напасть на место, где он не обороняется; оборонять и при этом наверняка удержать – это значит оборонять место, на которое он не может напасть. Поэтому у того, кто умеет нападать, противник не знает, где ему обороняться; у того, кто умеет обороняться, противник не знает, где ему нападать. Тончайшее искусство! Тончайшее искусство! – нет даже формы, чтобы его изобразить. Божественное искусство! Божественное искусство! – нет даже слов, чтобы его выразить. Поэтому он и может стать властителем судеб противника.

5. Когда идут вперед, и противник не в силах воспрепятствовать – это значит, что ударяют в его пустоту; когда отступают и противник не в силах преследовать – это значит, что быстрота такова, что он не может настигнуть.

6. Поэтому, если я хочу дать бой, пусть противник и понастроит высокие редуты, нароет глубокие рвы, все равно он не сможет не вступить со мною в бой. Это потому, что я нападаю на место, которое он непременно должен спасать. Если я не хочу вступать в бой, пусть я только займу место и стану его оборонять, все равно противник не сможет вступить со мной в бой. Это потому, что я отвращаю его от того пути, куда он идет.

7. Поэтому, если я покажу противнику какую-либо форму, а сам этой формы не буду иметь, я сохраню цельность, а противник разделится на части. Сохраняя цельность, я буду составлять единицу; разделившись на части, противник будет составлять десять. Тогда я своими десятью нападу на его единицу. Нас тогда будет много, а противника мало. У того, кто умеет массой ударить на немногих, таких, кто с ним сражается, мало, и их легко победить.

8. Противник не знает, где он будет сражаться. А раз он этого не знает, у него много мест, где он должен быть наготове. Если же таких мест, где он должен быть наготове, много, тех, кто со мной сражается, мало. Поэтому, если он будет наготове спереди, у него будет мало сил сзади; если он будет наготове сзади, у него будет мало сил спереди; если он будет наготове слева, у него будет мало сил справа; если он будет наготове справа, у него будет мало сил слева. Не может не быть мало сил у того, у кого нет места, где он не должен быть наготове. Мало сил у того, кто должен быть всюду наготове; много сил у того, кто вынуждает другого быть всюду наготове.

9. Поэтому, если знаешь место боя и день боя, можешь наступать и за тысячу миль. Если же не знаешь места боя, не знаешь и дня боя, не сможешь левой стороной защитить правую, не сможешь правой стороной защитить левую, не сможешь передней стороной защитить заднюю, не сможешь задней стороной защитить переднюю. Тем более это так при большом расстоянии – в несколько десятков миль, и при близком расстоянии – в несколько миль.

10. Если рассуждать так, как я, то пусть у юэсцев войск и много, что это может им дать для победы? Поэтому и сказано: «победу сделать можно». Пусть войск у противника и будет много, можно не дать ему возможности вступить в бой.

11. Поэтому, оценивая противника, узнают его план с его достоинствами и его ошибками; воздействовав на противника, узнают законы, управляющие его движением и покоем; показывая ему ту или иную форму, узнают место его жизни и смерти; столкнувшись с ним, узнают, где у него избыток и где недостаток.

12. Поэтому предел в придании своему войску формы – это достигнуть того, чтобы формы не было. Когда формы нет, даже глубоко проникший лазутчик не сможет что-либо подглядеть, даже мудрый не сможет о чем-либо судить. Пользуясь этой формой, он возлагает дело победы на массу, но масса этого знать не может. Все люди знают ту форму, посредством которой я победил, но не знают той формы, посредством которой я организовал победу. Поэтому победа в бою не повторяется в том же виде, она соответствует неисчерпаемости самой формы.

13. Форма у войска подобна воде: форма у воды – избегать высоты и стремиться вниз; форма у войска – избегать полноты и ударять по пустоте. Вода устанавливает свое течение в зависимости от места; войско устанавливает свою победу в зависимости от противника.

14. Поэтому у войска нет неизменной мощи, у воды нет неизменной формы. Кто умеет в зависимости от противника владеть изменениями и превращениями и одерживать победу, тот называется божеством.

15. Поэтому среди пяти элементов природы нет неизменно побеждающего; среди четырех времен года нет неизменно сохраняющего свое положение. У солнца есть краткость и продолжительность, у луны есть жизнь и смерть.»[1] Не правда ли, это несколько напоминает деловые переговоры?

Китайцы не гнушаются некоторыми подлостями, обманом и давлением, если это поможет достичь цели: выгодного контракта. При этом они не видят в этом ничего плохого. Причина этого в изначально высокомерном их отношении к европейцам, ведь привычка считать себя «избранной нацией», а свою страну «Срединным государством», никуда не делась. Следующая история наглядно демонстрирует принцип: «Пожертвуй галькой ради нефрита».

 

Император династии Тан Тайцзун очень хотел заполучить свиток великого мастера каллиграфии Ван Сичжи, который тщательно хранил и оберегал один из монахов, никому его не давая. Хитроумный придворный – министр – взялся за это дело и решил проблему таким путем: он принес в подарок монаху каллиграфию другого автора и заявил, что это и есть подлинный Ван Сичжи, а свиток монаха объявил поддельным. Монах был так сильно расстроен, что оставил свой свиток без присмотра, и тот достался императору.[2]

Это – история. Но одновременно образец классической китайской тактики поведения на переговорах: китайские бизнесмены нередко устраивают для гостей роскошные приемы, преподносят дорогие подарки, чтобы затем полностью забрать у них бизнес. А вот некоторые другие принципы, так называемые стратагемы:

«Удалите огонь из-под котла» – прежде чем предпринимать любые действия, надо лишить противника ресурсов, узнать все его аргументы и связи.

«Заколоть противника украденным мечом» – использовать кого-то другого, чтобы он сделал за вас всю неприятную или сложную работу.

«Расслабиться и ждать, пока противник истощит свои силы» – дождаться, пока противник (или партнер по бизнесу) истощит все свои аргументы, выложит на стол все свои козыри, самому же надо оставаться недвижимым и не торопиться предлагать что-то взамен.

«Грабь горящий дом» – воспользоваться сумятицей в делах соперника, чтобы увести у него бизнес.

«Пусть ваш голос слышен на Востоке, а атакуйте с Запада» – запутайте своего противника, не дайте ему понять, где будет нанесен главный удар.

«Создавайте нечто из ничего» – старайтесь сделать вид, что у вас много сил и влияния, хотя при этом все это может быть чистым блефом.

«Покажите, что направляетесь по одной дороге, в то время как проследуете совсем по другой» – противник до конца так и не должен узнать, какие реальные цели вы преследуете.

«Наблюдайте за пожаром с другого берега реки» – пускай соперники сражаются между собой, вы должны быть сторонним наблюдателем.

«Спрячьте нож в улыбке» – сделайте так, чтоб ваш противник расслабился благодаря вашему гостеприимству и дружелюбию.

«Пожертвуйте сливой ради персика» – всегда уступайте в малом, чтобы получить значительно больше.

«Украдите козу прямо на ходу» – воспользуйтесь непрофессионализмом вашего оппонента, чтобы отобрать у него добычу. Таких стратагем – несколько десятков, вряд ли все они используются в чистом виде в деловых отношениях, хотя какое-то представление о некоторых аспектах китайского бизнеса они дают.

Вообще стратагемами называются приёмы военной хитрости, используемые китайцами на протяжении уже трёх тысяч лет. Как и советы Сунь-Цзы, они могут быть применены в самых разных областях жизни. Но мы-то говорим о бизнесе. Поэтому и будем смотреть на них с этой точки зрения.

1. Обманув небо, пересечь море, обмануть императора [пригасив его в дом на берегу моря, который в действительности является замаскированным кораблём] и [таким образом] пересечь море.

2. Занять [незащищённую столицу государства] Вэй, чтобы спасти Чжао [испытавшее нападение основных вооружённых сил государства Вэй].

3. Убить чужим ножом

4. Отдохнув, ждать утомлённого врага.

5. Использовать пожар для грабежа.

6. На востоке шуметь, на западе нападать.

7. Из ничего создать что-то.[3]

И здесь мы видим всё те же правила или похожие на них постулаты. Китаец будет видеть в своём деловом партнёре потенциального союзника, но только до тех пор, пока ему это выгодно. В любой момент вы можете стать если не кровными врагами, то серьёзными конкурентами точно, и это абсолютно нормально. Но, чтобы не оказаться в такой ситуации, необходимо выполнять чётко указанные в народном менталитете этические нормы.



Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.