Теоретические основы изучения девиантного поведения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Теоретические основы изучения девиантного поведения

2018-01-14 622
Теоретические основы изучения девиантного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реферат по курсу

Социальная антропология

«Девиантное поведение, его характеристика и классификация»

 

Выполнила студентка

2 курса заочного отделения

Направление подготовки:

«Социальная работа»

Анненкова Лариса Владимировна

 

Проверил: Шпак Алексей Павлович

 

 

Псков


 

Содержание

Введение

1.Теоретические основы изучения девиантного поведения

1.1. Девиантное поведение: понятие и сущность

1.2. Классификация девиантного поведения

2. Факторы, способствующие формированию отклоняющегося поведения.

2.1. Социальные факторы.

2.2. Биологические факторы.

3. Психодинамические теории формирования девиантного поведения.

Заключение

Список использованных источников и литературы


 

Введение

Актуальность исследования в настоящее время проявляется в повышенном интересе к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в социологии, психологии, криминологии, психопатологии. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Тревожным симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях.

Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Осмысление накопленного опыта и его систематизация нашли отражение в трудах современных отечественных исследователей Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Н.И. Озерецкий и зарубежных исследователей Г. Шнайдера, Айхорн К. Роджерс, А. Бандура и других.

Современные знания о девиантном позволяют утверждать; что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: социологии, медицина, биологии, психологии. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиацию.

Отдельные подходы, уделяют внимание преимущественно какому – то одному аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга. Поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой.

Обращение к проблеме исследования девиантного поведения насчитывает в настоящее время огромное количество работ. Необходимо серьезное изучение специфики социально-экономической и социокультурной ситуации, индивидуальной и социальной психологии, этических норм, традиций общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться отечественная социальная политика и социальная работа по решению проблемы девиантного поведения.

Цель – изучить теоретические основы девиантного поведения.

Задачи:

1. определить, что такое девиантного поведение;

2. изучить виды девиантного поведения

3. обозначить факторы, способствующие формированию отклоняющегося поведения;

4. рассмотреть психодинамические теории формирования девиантного поведения.


Теоретические основы изучения девиантного поведения

Факторы, способствующие формированию

Отклоняющегося поведения.

Социальные факторы.

 

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э.Дюркгейм. Он считал, что основной причиной девиации является аномия (фр. anomie – отсутствие закона), т.е. «отсутствие регуляции», «безнормие».Аномия – это состояние дезорганизации общества (ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми). Это приводит к нарушению стабильности, неустойчивости, неоднородности социальных связей, порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей. Результат – появление различного рода девиаций.

Э. Дюркгейм считал девиацию столь же естественной, как и конформизм. Отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало: девиация вызывает реакцию общества, социальных групп, что влечет уточнение границ социальных норм, укрепление и обеспечение социального единства, это приводит к социальным изменениям, и как следствие – совершенствованию социальных норм.

Теория аномии получила дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиаций он считал разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. Он предложил типы поведения, которые, с его точки зрения, являются типами приспособления к обществу:

- конформность – соответствие и культурным целям, и средствам;

- инновация – предполагает согласие с целями, но отрицает социально одобряемые средства их достижения (результат – рэкет, спекуляция, шантаж и пр.);

- ритуализм – отрицание целей, но принятие одобряемых обществом средств их достижения (бюрократизм – полная абсолютизация формальных процедур);

- ретретизм – отрицание и целей, и средств (для лиц, оказавшихся вне общества – бродяги, наркоманы, пьяницы и др.);

- бунт – предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.

Социальный антрополог Р. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности:

- нормативная личность – личность, черты которой лучше выражают данную культуру (идеал данной культуры).

- модальная личность – статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций.

Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликта между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы (субкультуры), нормы которых не соответствуют нормам остального общества (бандитские группировки, скинхеды, хиппи, панки, металлисты и пр.). Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества.

Концепции стигматизации, т.е. наклеивания ярлыков (Э. Лемерт, П.Беккер) объясняют развитие девиантного поведения способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп.

Сазерленд в 1939 г. сформулировал теорию дифференциальных ассоциаций. Согласно данной теории, девиантное поведение – сложная и дифференцированная форма поведения, оно формируется в процессе взаимодействия с другими. Этот процесс включает усвоение девиантной мотивации, оправдания девиантного поведения и техник его реализации.

Таким образом, краткий обзор социальных теорий свидетельствует о том, что девиантное поведение – результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения (социальная дезорганизация, социальное неравенство), а с другой стороны – индивидуальные особенности человека в процессе социализации его личности.

 

Биологические факторы

Важным фактором, влияющим на поведение личности, являются внутренние, биологические условия.

Биологические факторы включают:

- наследственно-генетические особенности;

- врожденные свойства индивида;

- импринтинг (запечатлевание на ранних этапах онтогенеза).

Биологические теории, объясняющие развитие девиантного поведения, появились одними из первых.

В конце ХIХ в. итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо сформулировал теорию, согласно которой существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по характерным антропометрическим чертам (выступающая нижняя челюсть, редкая борода, пониженная чувствительность к боли, сплющенный нос, приросшие мочки ушей и др.).

Теория Ломброзо получила в свое время широкое распространение, но в последующем была признана научно необоснованной (невозможно достоверно установить связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей).

Известный американский врач и психолог Уильям Х. Шелдон (1940) подчеркивал зависимость между типами темперамента (и поведения) и типами соматического строения человека. Он считал, что у людей определенного строения тела (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный) присутствуют характерные личностные черты.

Опираясь на исследования поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиациям мезоморфы, хотя они не всегда становились преступниками.

Предпринимались попытки установления связи между девиантным (делинквентным) поведением и наследственностью. Так, результаты генетических исследований, проведенные У.Пирсом в 60-е гг. ХХ в., позволили ему сделать вывод, что наличие лишней Υ-хромосомы у мужчин (кариотип – ХYY) определяет их предрасположенность к криминальному поведению. Среди заключенных такая аномалия встречается в 15 раз чаще, чем обычно. Дальнейшие исследования позволили предположить, что данная хромосомная аномалия вносит неспецифический вклад в развитие девиантого поведения через генетическую дезорганизацию и нарушения развития личности.

Другие биологические факторы – уровень гормонов (тестостерона, в частности), повреждения головного мозга, органические заболевания мозга, особенности нервной системы – также рассматриваются в качестве детерминант отклоняющегося поведения личности.

Делались попытки отыскать корреляты отклоняющегося поведения путем регистрации активности коры головного мозга и автономной нервной системы, проведения биохимических исследований, определить электродермальные (кожно-гальваническая активность) и кардиоваскулярные (ЧСС) корреляты у лиц, совершивших преступления или демонстрирующих психопатические черты и недостаточный уровень социализации.

Ограниченность теорий, приписывающих социальным и культурным процессам роль важнейших детерминант девиантного поведения, заключается в том, что на самом деле люди, живущие в одинаковых условиях, не развиваются единообразно. Поэтому просто невозможно не признать то обстоятельство, что индивидуальные различия, появляющиеся на раннем этапе развития, опосредуют влияние социального окружения.

Девиантного поведения.

 

По мнению З. Фрейда, люди по существу антисоциальны. В силу своей биологии они наделены эгоцентрическим влечением к поиску удовольствия, к разрушению. Эти влечения вступают в конфликт с требованиями социальной среды. Чтобы обеспечить выживание в обществе, люди сами должны контролировать или перенаправлять в другое русло свои влечения.

В психодинамических теориях девиантное (криминальное) поведение объясняется преимущественно недостаточным формированием или функционированием Суперэго на той или иной стадии психосексуального развития.

По А. Адлеру, жизненная цель – основной фактор, определяющий развитие индивидуальности. В содержание жизненной цели А. Адлер вкладывал ряд понятий: стремление к власти, богатству, силе, известности, образованности и др. В норме существует гармония между направленностью на достижение цели с направленностью на сотрудничество с другими людьми. При нарушении этой гармонии в человеке возникает внутренний конфликт (чувство неполноценности). Люди используют различные пути для компенсации чувства неполноценности. Одни прибегают к адекватным способам – успеху, власти, объединению в группы. Другие пытаются подавлять других или используют насилие. В итоге формируются устойчивые негативные черты личности – нетерпимость, зависть, самомнение, подозрительность, которые и определяют поведение личности и ее жизненный путь в целом.

Экзистенциально-гуманистический подход. В понимании австрийского психолога и психиатра В. Франкла, специфическими человеческими характеристиками являются, прежде всего, духовность, свобода и ответственность. Проблемы поведения, так или иначе, связаны с дефицитом указанных качеств.

Фундаментальной мотивацией, по мнению В. Франкла, является стремление к смыслу. Тогда, когда стремление к смыслу чем-либо блокировано (фрустрировано), возникает состояние экзистенциальной фрустрации. Она характеризуется апатией и скукой. В случае, если человек не рассматривает себя ответственным за самоопределение в ценностях, активным участником собственной жизни, он позволяет различным факторам (социальным, биологическим, психологическим) определять свой жизненный путь. Человек в данном случае страдает от ощущения бессмысленности, опустошенности. Состояние этой внутренней пустоты В. Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальная фрустрация и экзистенциальный вакуум становятся причиной агрессивности человека. В соответствии с воззрениями В. Франкла, отклоняющееся поведение возникает потому, что люди подавляют свою духовность, «уходят от ответственности за поиск смысла».

Поведенческие теории. Бихевиоризм — это теория, описывающая на основе экспериментов законы или принципы человеческого поведения. Основоположниками данного направления являются Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Э. Торндайк. В соответствии с теорией Дж. Уотсона, и человек, и животное приспосабливаются к окружающей среде посредством использования наследственных задатков и привычек. Стимул или предмет, который вызывает реакцию, исходит от объектов, находящихся во внешней или внутренней среде. Посредством обусловливания диапазон стимулов, на которые реагируют люди, все более расширяется. Наблюдение за детьми показывает, что все, обычно называемое инстинктом, в значительной степени является результатом научения или обусловливания.

Б. Скиннер внес особый вклад в развитие поведенческой психологии, так как обнаружил, что на поведение существенно влияют его же последствия (механизм оперантного обусловливания). В результате проб и ошибок может достигаться успех, который приводит к удовольствию или устраняет неприятности (конкретная форма поведения самоподкрепляется). Аналогичным образом может подкрепляться и отклоняющаяся форма поведения.

В соответствии с теорией социального научения А. Бандуры, врожденными являются только элементарные рефлексы и границы возможностей человека. Любое поведение человека социально обусловлено, т.к. за ним стоят сложнейшие навыки, требующие специального научения. По теории социального научения, основными механизмами формирования поведения, в том числе девиантного, являются:

– научение через наблюдение (викарное научение);

– научение в действии (научение через опыт, влияние поведения на последствия).

Теория криминальности Айзенка. Данная теория появилась в 1964 г. Главный акцент в теории сделан на «активно асоциальном, психопатическом преступнике», который являет собой пример крайней степени несоциализированности. В теории предпринята попытка объяснить, почему некоторые люди не могут подчиняться социальным нормам и правилам. Айзенк установил связь вариаций темперамента с тремя независимыми измерениями – нейротизмом, психотизмом и экстраверсией/интроверсией; и представил доказательства влияния на них генетических факторов (реактивность лимбической и автономной систем, уровень кортикального возбуждения, порог возбуждения, уровень циркуляции андрогенов).

Кроме того, подобно З. Фрейду, Айзенк считал людей по природе гедонистическими существами, социализация которых состоит в приобретении ограничений в форме «совести» или «Суперэго». Так как экстраверты менее подвержены страху наказания, медленнее формируют условные реакции, можно предположить, что при прочих равных условиях они будут труднее поддаваться социализации, чем интроверты и, следовательно, они более склонны к формированию девиантных форм поведения.


 

Заключение

 

Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение – два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.

В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение – улучшить жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма будет только расти.


 

Реферат по курсу

Социальная антропология

«Девиантное поведение, его характеристика и классификация»

 

Выполнила студентка

2 курса заочного отделения

Направление подготовки:

«Социальная работа»

Анненкова Лариса Владимировна

 

Проверил: Шпак Алексей Павлович

 

 

Псков


 

Содержание

Введение

1.Теоретические основы изучения девиантного поведения

1.1. Девиантное поведение: понятие и сущность

1.2. Классификация девиантного поведения

2. Факторы, способствующие формированию отклоняющегося поведения.

2.1. Социальные факторы.

2.2. Биологические факторы.

3. Психодинамические теории формирования девиантного поведения.

Заключение

Список использованных источников и литературы


 

Введение

Актуальность исследования в настоящее время проявляется в повышенном интересе к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в социологии, психологии, криминологии, психопатологии. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Тревожным симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях.

Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Осмысление накопленного опыта и его систематизация нашли отражение в трудах современных отечественных исследователей Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Н.И. Озерецкий и зарубежных исследователей Г. Шнайдера, Айхорн К. Роджерс, А. Бандура и других.

Современные знания о девиантном позволяют утверждать; что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: социологии, медицина, биологии, психологии. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиацию.

Отдельные подходы, уделяют внимание преимущественно какому – то одному аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга. Поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой.

Обращение к проблеме исследования девиантного поведения насчитывает в настоящее время огромное количество работ. Необходимо серьезное изучение специфики социально-экономической и социокультурной ситуации, индивидуальной и социальной психологии, этических норм, традиций общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться отечественная социальная политика и социальная работа по решению проблемы девиантного поведения.

Цель – изучить теоретические основы девиантного поведения.

Задачи:

1. определить, что такое девиантного поведение;

2. изучить виды девиантного поведения

3. обозначить факторы, способствующие формированию отклоняющегося поведения;

4. рассмотреть психодинамические теории формирования девиантного поведения.


Теоретические основы изучения девиантного поведения


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.