Классические направления экономической мысли — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Классические направления экономической мысли

2018-01-14 283
Классические направления экономической мысли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Меркантилизм Меркантилизм возник в последней трети XV века. Его возникновение связано с первоначальным накоплением капитала, эпохой торгового капитализма. Представителями меркантилизма в Англии являются У. Стаффорд, Т. Мен, в Италии - Г. Скаруффи, А. Серра, во Франции - А. Монкретьен. Выдающимся русским выразителем идей меркантилизма был Иван Тихонович Посошков (1652-1726), купец, предприниматель, помещик, владевший землей с крепостными крестьянами. Свои взгляды он выразил в полной мере в “Книге о скудости и богатстве” (1724 г.). · Основными положениями меркантилистских концепций является отождествление богатства с деньгами. «Нация, которая имеет больше денег, сильнее и богаче». Деньги представляют богатство не в виде недвижимого сокровища, а в форме капитала, находящегося в постоянном движении. Важнейшим инструментом накопления денег рассматривается государство. · Предлагалась система денежного баланса, сводившаяся к законодательному запрету на вывоз из страны благородных металлов. Позже меркантилисты перешли к политике торгового баланса. · В сфере государственной политики – обеспечение мер по предоставлению преимуществ собственному торговому капиталу (политика протекционизма) и недопустимость «порчи» денег · В сфере национального производства основой процветания национальной торговли остается экспорториентированное производство внутри страны
Начальная школа (постижение исходных основ науки) Представителем этой школы в Англии является Уильям Петти (1623–1687). “Начальная школа” в России двойственна – это сумма почвеннических и привнесенных западных концепций. Она связана с именами М.В. Ломоносова, Х.А. Шлецера, А.К. Шторха, Н.С. Мордвинова и др. · Факторы, участвующие в производ­стве продукции: два основных – земля и труд («оценку всех предметов следовало бы привести к двум естественным знаменателям, к земле и труду; т.е. нам следова­ло бы говорить: стоимость корабля или сюртука равна стоимости та­кого-то и такого-то количества земли, такого-то и такого-то количест­ва труда, потому что ведь оба – и корабль, и сюртук – произведены землей и человеческим трудом») и два дополнительных – квалификацию (искусство) работника и средства его труда (орудия, запасы и материалы). · Попытка определения основы ценообразования на базе трудовых затрат. · Заработная плата (устанавливаемая в законодательном порядке) должна обеспечивать минимум средств существования рабочего; повышение ее - прямой ущерб для общества. · Выделены основные проблемы страны: Ø внешняя безопасность, охрана границ, содержание армии; Ø организация стабильного и эффективного государственного управления на гигантских просторах; Ø обретение выходов к морям, создание внешнеэкономических коммуникаций; Ø слабая населенность, недостаточность трудовых ресурсов; Ø ускорение экономического развития страны, недопущение ее значительного отставания от других передовых (европейских) государств. Необходимо активное вмешательство государства в экономическую жизнь, проведение протекционистской политики для достижения активного торгового баланса.
Макроэкономическая школа физиократов Возникает из необходимости выработки альтернативы господствующим экономическим воззрениям меркантилистов. Хозяйственная политика, базировавшаяся на меркантилистских воззрениях, проводилась во Франции на протяжении предшествующего века и привела страну к банкротству. Наиболее известным представителем является француз Франсуа Кенэ (1694-1774). Его важнейшая работа – “Экономическая таблица” Основные представители: Анн Роберт Тюрго, Пьер Буагильбера, Дюпон де Немур, В.Мирабо и др. · Приходят к пониманию экономических законов, которые действуют независимо от воли отдельных лиц. Естественными законами управляет принцип естест­венного порядка. Эти законы имеют место в природе, действуют в живом организме, в мире животных. Отсюда – уменьшение гос. регулирования экономики. · В понимании физиократов богатство образует натуральный продукт, но такой натуральный продукт, который может быть обменян. Природное благо становится богатством тогда когда оно продается или может быть продано. · Сфера, где происходит реальный прирост богатства, – сельское хозяйство, все остальные – только преобразуют и удорожают исходное сырье. Только земля способна приносить доход, превышающий первоначальные затраты. · Разработана целостная макроэкономическая модель функционирования экономики страны (Франции XVIII в.). · Дешевизна съестных припасов невыгодна никому, даже бедным слоям населения. Дороговизна выгодна всем, ибо способствует увеличению прибыли земледельцев, росту доходов собственников земли, росту налогов, а следовательно – благоденствию всего государства.
Английская классическая (космополитическая) школа Ее родоначальником является шотландец Адам Смит (1723-1790). Его работа “Исследование о причинах и природе богатства народов” (1776 г.). Давид Рикардо (1772-1823), главный труд которого - “Начала политической экономии и налогового обложения” (1817 г.). Джон Стюарт Милль (1806–1873) – «Принципы политической экономии» (1848 г.) · Разделение труда является важнейшей причиной роста производительности труда, а, следовательно, и роста богатства. Истинный источник богатства, по Смиту, «годовой труд нации», используемый на личное и производительное потребление. · Каковы бы ни были желания и стремления человека нечто заставляет действовать во благо всего общества, что вовсе не входило в его первоначальные намерения. (“невидимая рука рынка”). · Отмечает и две стороны экономической науки - позитивную (аналитическую) и нормативную. · Анализирует природу богатства: деньги не есть богатство, а технический инструмент обмена, необходимый для его облегчения. · Стоимость товара определяется не трудом, затраченным на производство данного товара, а трудом, который может быть получен в обмен на данный товар · Щедрая оплата труда является поэтому как неизбежным следствием, так и естественным симптомом роста национального богатства. · Создана политико-экономическая система знаний о передовой стране того времени (Англии) базирующуюся на трудовой концепции стоимости
Просветительская школа Основоположник: француз Жан-Батист Сэй (1767-1832). Теория трех факторов производства (каждый из трех основных факторов производства - труд, капитал и земля - сам создает доход, соответственно, заработную плату, прибыль и ренту). Согласно факторной теории стоимость не распадается на доходы, а складывается из них. Сами же доходы не что иное, как результат функционирования факторов либо «жертв» их владельцев.
Апокалиптическое направление Наиболее известным представителем, последователем и критиком является Томас Роберт Мальтус (1766-1834). Его основная работа “Опыт о законе народонаселения” (1798) Предложена модель неравновесного роста на основе теории народонаселения:
  • биологически способность к размножению у человека превосходит способность человечества увеличивать продовольственные ресурсы,
  • сама эта способность к воспроизводству ограничивается в первую очередь наличными продовольственными ресурсами.
Первый тезис состоит в том, что население земли увеличивается в геометрической прогрессии, удваивается каждые 25 лет. Второй тезис заключается в том, что средства пропитания возрастают за тот же самый период лишь в арифметической прогрессии. Вывод состоит в необходимости регулирования экономического роста за счет снижения рождаемости и роста уровня смертности (трудящееся населе­ние само виновато в своем бедственном положении). Мальтус утверждал, что заработная плата всегда будет определяться прожиточным минимумом (минимальным количеством средств для поддержания физического существования). По его мнению, если заработная плата в силу роста спроса на труд превысит прожиточный минимум, "неумеренная склонность к размножению" приведет к росту населения, предложение труда увеличится и заработная плата опять вернется к исходному уровню.
Историческая школа Основоположником данной экономической школы является Фридрих Лист (1789-1846). Его главный труд - “Национальная система политической экономии” (1841 г.). Горячими сторонниками идей Фридриха Листа были: выдающийся реформатор России Сергей Юльевич Витте (1849-1915) и реформатор послевоенной Германии Людвиг Эрхард (1897-1977). Представители: Бруно Гильдебранд (1812–1878), Карл Книс (1821–1898) · Каждая страна имеет свои национальные экономические особенности и развивается особым неповторимым путем. · Сравнительный метод в экономической науке – наиболее надежный и результативный ин­струмент изучения экономической реальности. · Выступает против космополитизма за первенство национального, против свободы торговли (как ее понимал А. Смит) за протекционизм, против раздробленности за национальное единство с целью подъема экономики страны. · Открыть законы посредст­вом логических обоснований нельзя. Обобщения теоретического ха­рактера должны опираться на опыт, факты.
Утопическая школа В XIX веке наибольшую известность имели теории таких социалистов-утопистов как Франсуа Мари Шарль Фурье[1] (1772-1837), Анри де Сен-Симон (1760–1825), Роберт Оуэн (1771-1858), Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) · Существуют два основных вида утопий, искусственных конструкций общества, которые, по замыслу авторов, в процессе реализации должны преодолеть человеческие и социальные пороки: социалистические и коммунистические утопии; либерально-демократические утопии; · Соответственно имеется два противоположных вида антиутопий: антисоциалистические и антилиберальные. · Если об­щество потеряет своих главных промышленников, ученых, банкиров, нация превратится в безжизненный организм. Если же общество оста­нется без чиновников, священников, дворян, никакого серьезного ущерба для государства не будет. Мир, в котором живут люди, опира­ется на промышленность, общество сильно деятельностью тех, кто за­нят в промышленности, науке, сфере производства. · Преодолеть социальное неравенст­во можно посредством справедливого распределения основных мате­риальных благ, исследование основ налогообложения.
Марксизм Основоположник – немецкий ученый, философ, экономист Карл Маркс (1818 – 1883) и его друг и соратник Фридрих Энгельс (1820 – 1895). В России марксизм получил самое широкое распространение. Марксистами были Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков и др. Исходные аксиомы экономической теории марксизма таковы: · в основе цены товара (стоимости) лежит общественно необходимый труд, затраченный на производство; · труд работников делится на конкретный и абстрактный (качественно однородный человеческий труд, обезличенный и сопоставимый с трудом другого человека). Является источником стоимости, которая проявляется исключительно в процессе эквивалентного обмена. В обществе, функционирующем на базе неэквивалентного обмена стоимость не проявляется, труд не принимает абстрактной формы. · капиталистический способ производства - историческая стадия в развитии товарного хозяйства, на которой рабочая сила человека становится товаром; объектом эксплуатации. · в процессе капиталистического производства наемные рабочие создают новую стоимость. Эта новая стоимость больше стоимости рабочей силы (заработной платы) на величину прибавочной стоимости, которую безвозмездно присваивает капиталист.  

 


Блок 2. Основ­ные направления современной экономической мысли

Однако вернёмся к другому пути, по которому пошла западная экономическая мысль. Собственно говоря, в середине 19 в, существо­вало несколько школ, которые можно отнести к немарксистскому на­правлению в развитии экономической теории.

Одной из основ неоклассического направления стала теория из­держек производства, в развитие которой внесли крупный вклад Т. Ма­льтус, Ж.Б. Сэй, Джеймс Миль, Дж.Ст. Миль, Н. Сениор, Ф. Бастиа и др. Некоторые из них являлись сторонниками теории полезности, согласно которой «производство создаёт полезность, а полезность сообщает предметам ценность (стоимость)». Поскольку в процессе производства принимают участие все три основных фактора производства: труд, ка­питал и земля, постольку каждый из них (точнее их владельцы) впра­ве рассчитывать на справедливое вознаграждение.

Теория полезности сама по себе не была нова. Она возникла ещё в 18 веке в работах Э. Кондальяка и Ф. Галиани. В 19 в. она была усовершенствована с помощью предельного анализа (marginal analysis), который и дал одно из названий данному на­правлению экономической мысли («маржинализм»). Прежде всего, это заслуга австрийской школы (К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бём-Баверк). Со­гласно теории предельной полезности, ценность блага зависит от его редкости и определяется той пользой, которую приносит последняя (предельная, дополнительная) единица запаса блага. Предельный ана­лиз впоследствии был распространён на другие экономические теории: издержек производства, распределения, общего равновесия. Дж.Б. Кларк (США) создал теорию предельной производительности и сформулировал закон убывающей предельной производительности факторов производства.

Большой вклад в развитие экономической теории внесли предста­вители математической школы (Л. Вальрас, В. Парето, У. Джевонс и др.), а также их исторические предшественники – А. Курно и Г. Госсен. Они придавал большое значение использованию количественных, математи­ческих методов в экономическом анализе. Опираясь на идеи А. Смита, Л. Вальрас разработал экономико-математические модели общего рыноч­ного равновесия, а В. Парето сформулировал три своих знаменитых принципа.

Завершил в основном формирование неоклассического направления в конце 19 в. представитель кембриджской школы А. Маршалл, состыко­вавший теории издержек производства, спроса и предложения с теория­ми предельной полезности ж предельной производительности. Он же ввёл в научный оборот такое широко известное ныне понятие как элас­тичность спроса и предложения, предложил способ вычисления этого показателя.

Представители неоклассического направления в своих работах отказались от употребления термина «политическая экономия» и заме­нили его термином «экономикс» (economics). Термин «экономикc» впервые появился в незавершённой работе английского экономиста У. Джевонса "Принципы экономики" и был обстоятельно охарактеризован А. Маршаллом в его работе с аналогичным названием (1890 г.). Мар­шалл считал, что термины "политическая экономия" и "экономикс" не тождественны как чистая и прикладная экономические теории. Другой английский экономист М. Добб считал, что политическая экономия рас­сматривает отношения между классами и социальными группами (чем занимались А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс). В центре же исследования «экономикса» находится проблема равновесия. В целом же представители неоклассического направления считали, что экономика управляется рынком, законом спроса ж предложения ж вмешательство государства в действие рыночного механизма несёт только вред (принцип "laissez faire" - пусть всё идёт как идёт).

Название "политическая экономия" возвратили экономической теории кейнсианцы, сторонники активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь. В настоящее время в западной экономической литературе используются оба указанных термина без их общепризнанного разграничения.

Неоклассическая школа решала в основном вопросы микроэкономи­ческого уровня. Макроэкономические проблемы оказались гораздо ме­нее разработанными. «Великий кризис 1929-1935гг.» явился тем ката­лизатором, который обнажил глубокое несоответствие ортодоксальных неоклассических представления о функционировании рыночного меха­низма реальной действительности. Оказалось, что процветание отдель­ных фирм не тождественно эффективному функционированию экономики в целом.

Микроэкономическому анализу неоклассиков Джон Мейнард Кейнс противопоставил макроэкономический подход, основанный на анализе зависимостей и пропорций между совокупным народнохозяйственными величинами - национальным доходом, сбережениями, инвестициями, потреблением (см. его «Общую теория занятости, процента и денег», 1936 г.). Кейнс и его последователи считали, что рыночный механизм на макро­уровне не справляется с решением задач эффективного воспроизвод­ства, борьбы с инфляцией и безработицей и т.п. и потому нуждается в государственном вмешательстве и корректировке.

Основным фактором, воздействующим на динамичное развитие экономики, Кейнс считал "эффективный спрос". Для его регулирова­ния необходимы активные меры кредитно-денежной и бюджетной политики. Во время спада государство должно снижать налоги, увеличи­вать дотации и госзаказы производителям, создавать новые рабочие места, снижать ставку процента по кредитам, расширять социальные программы помощи, короче говоря, проводить «проинфляционную» полити­ку превышения расходов над доходами. Тем самым будет активизиро­ваться покупательский спрос и поддерживаться производство. В пе­риоды экономического подъёма политика государства должна быть прямо противоположной.

Господство кейнсианской школы в развитии западной экономичес­кой мысли продолжалось вплоть до конца 70х годов 20 века, т.е. до момента, когда кризис системы государственного регулирования достиг пика. Оказалось, что рецепты кейнсианской школы не срабатывают в услови­ях одновременно высокой инфляции ж экономического спада (а именно такая ситуация стала характерной для экономики Запада в 70е годы).

На первый план опять выдвинулись представители неоклассичес­кого направления (прежде всего в США и Великобритании). В рамках неоклассического направления в настоящее время выделяют три теории (школы): монетаризм, теорию «экономики предложения», теорию «рациональных ожиданий».

Монетаристских взглядов придерживаются представители так на­зываемой чикагской школыМ. Фридмен, А. Шварц, а также близкие к ним по духу либералы – Фридрих фон Хайек, Л. Мизес. Они последовательные сторонники свободного рынка, «минимума госу­дарства». Они считают, что ничего более совершенного, чем рыночное ценообразование быть не может, и что общество страдает при отходе от идеи управления, осуществляемого рыночным механизмом. Деньги же, по их мнению, представляют собой главную и решающую силу в рыночной экономике. Основная функция государства заключается, та­ким образом, в регулировании денежной массы.

Сторонники теории «экономики предложения» (Дж. Гилдер, А. Лаффер, М. Эванс и др.), в противоположность кейнсианцам, считают необходимым сосредоточить усилия государства не на спросе, а на пред­ложении. В качестве стимулирующих мер для активизации производства и накопления капитала они предлагают снижение налогов и предостав­ление льгот корпорациям. Одновременное сокращение расходов на со­циальные программы усилит стимулы к труду и сбалансирует бюджет.

Наряду с традиционными для неё вопросами микроэкономики, нео­классическая школа активно разрабатывает сейчас проблемы макроэко­номического уровня. За последние 20-30 лет большую популярность среди части экономистов завоевала теория рациональных ожиданий, которую иногда называют "неоклассической макроэкономикой". Её сто­ронники (Р. Лукас, Т. Сарджент, Н. Уоллес и др.) доказывают, что спо­собность экономических субъектов (фирм, работников, потребителей) рационально оценивать прошлые изменения в экономической жизни, предвидеть перспективы развития хозяйственной конъюнктуры и при­нимать заблаговременные решения, сводят к нулю эффективность госу­дарственного регулирования экономики.

Помимо перечисленных теорий в современной экономической мысли Запада можно выделить ещё несколько направлений и концепций.

Прежде всего это касается кейнсианства. В 50е годы усилиями Р. Харрода, Е. Домара, Э. Хансена и др. оформилось неокейнсианское направление. Упор был сделан на проблемах экономического роста, темпах развития, вкладе каждого фактора и т.п.

Попытки соединить кейнсианские рекомендации по регулированию экономики с неоклассическими положениями о стимулировании произ­водства породили теорию «неоклассического синтеза» (П. Самуэльсон).

Другую попытку модернизации традиционного кейнсианства представля­ет собой посткейнсианство (Дж. Робинсон, Н. Калдор, Р. Клауэр и др.). Пытаясь обновить теорию Кейнса, посткейнсианцы не идут при этом на компромисс с неоклассическим направлением. Они пытаются вернуть­ся к истокам классической школы, к теории стоимости Рикардо, гото­вы признать вклад К. Маркса в развитие экономической науки.

Особое направление в развитии экономической мысли представля­ет институционально-социологическая школа. Оно возникло в конце 19 века на базе так называемой исторической школы и оформилось в 20-30х годах уже ХХ века. Её представители (Т. Веблен, У. Митчел, Дж. Гэлбрейт, Р. Хейлбронер и др.) рассматривают экономику как систе­му взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, «институтами», под которыми понимают фирмы, профсоюзы, государство. Помимо чисто экономических факторов они исследуют влияние на экономику правовых, этических, психологических и прочих явлений. Путём «социального ди­алога», «партнёрства», по их мнению, можно разрешить большинство проблем как в социальной сфере, так и в производстве. В рамках это­го направления можно отметить теории: «стадий роста» (У. Ростоу), «постиндустриального общества» (Дж. Белл), «информационного общества».

В 50-70е годы двадцатого столетия среди экономистов институци­онального направления распространилась теория конвергенции (Дж. Гэлбрейт, Я. Тинберген, Р. Арон, П. Сорокин и др.), в соответствии с ко­торой мировая экономика движется к некоему симбиозу из положитель­ных черт капитализма и социализма. Сближение, по их мнению, идёт в области техники, социальной структуры, управления и т.д.

Ещё одним направлением, возникшим в конце 60х годов можно считать так называемую радикальную политэкономию (Г. Шерман, Э. Хант и др.), выражающую интересы мелкого и среднего предпринимательства. По своим теоретическим положениям она близка посткейнсианству и институционализму, пытается использовать отдельные элементы марк­систской теории. Резко расходится с неоклассической школой.

Завершая краткий обзор основных этапов и направлений разви­тия экономической теории, следует подчеркнуть, что «свободная кон­куренция» на «рынке экономических идей» положительно сказывается на развитии экономической науки в целом, заставляет совершенствовать теории, усиливать аргументацию, генерировать новые идеи.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.