Взаимодействие учителя-дефектолога и педагогов в группе для детей с интеллектуальной недостаточностью — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Взаимодействие учителя-дефектолога и педагогов в группе для детей с интеллектуальной недостаточностью

2018-01-14 307
Взаимодействие учителя-дефектолога и педагогов в группе для детей с интеллектуальной недостаточностью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                   
   
 
   
   
 
 
   

 

ОД учителя-дефектолога в рамках одной лексической темы  
Вид образовательной деятельности Воспитатель Музыкальный руководитель Учитель-логопед Педагог-психолог
НОД Рисование Лепка Конструирование Аппликация Музыкальные занятия     _     _
ОД в ХРМ - Дидактические игры и упражнения по ознакомлению с окружающим и развитию речи; - Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие; - Сюжетно-ролевые игры; - Сюжетно-отобразительные; - Игры – импровизации; - Театрализованные игры на основе малых форм фольклора; - Театрализованные игры на основе художественной литературы; - Дидактические игры «Я – ребенок»   -Музыкальные развлечения с использованием материала занятий театрализованной деятельностью (песенки, потешки, прибаутки, русские народные сказки и т.п.); - Музыкальные дидактические игры.   - Игры по подготовке артикуляционного аппарата, развитию слуховых функций и речевого слуха; - Лексико-грамматические игры. - Групповой тренинг «Дружба начинается с улыбки» - Индивидуальные игры по коррекции ЭВ и личностной сферы.

Преемственность в работе педагогов группы по разным видам образовательной деятельности


Взаимодействие с семьей в реализации задач образовательного процесса

 

 

Цель:

Активизация родителей, привлечение их внимания к коррекционно-педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка с ИН более последовательным и эффективным.

Успех в воспитании и обучении детей в группе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно для родителей, имеющих ребенка с нарушением интеллекта, т.к. категория этих родителей должна овладеть способами взаимодействия со своими детьми, знаниями их психологических особенностей, умениями по оказанию образовательной помощи детям в домашних условиях.

Руководствуясь возможностями родителей, их интересами, которые ежегодно выявляются в ходе анкетирования, были выбраны наиболее оптимальные для контингента родителей нашей группы формы работы. Их можно разделить на 3 вида:

  1. Аналитические формы работы:

· анкетирование родителей, сбор информации по интересующим специалистов проблемам, информационная корзина «Шкатулка вопросов»);

  1. Информационно-просветительские формы работы:

· Родительские собрания

· Информация в уголке дефектолога

· Информационные стенды, папки, ежемесячная газета «Играем дома», фотогазета.

· Индивидуальные беседы

· Консультации – всеобучи

  1. Практические формы работы:

· Индивидуальные дневнички «Поиграем дома»

· Семинары практикумы

· Заседания семейного кафе

· Открытые мероприятия (индивидуальные и подгрупповые).

 

Т.О. представленная система работы с родителями является личностно-ориентированной, учитывает интересы и желания родителей, позволяет установить партнерские отношения с родителями, и создает атмосферу общности интересов, повышает педагогическую компетентность родителей.

 

 

Проектирование организации образовательной среды в группе для детей с интеллектуальной недостаточностью

Учитель-дефектолог принимает непосредственное участие в организации предметной развивающей среды, вместе с воспитателями группы. Наполняемость ПРС осуществляется в соответствии с изучаемой лексической темой учителя-дефектолога, в речевом уголке в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

При проектировании в ООП данного компонента обязательной части ООП ДО необходимо ориентироваться на психолого-педагогические принципы и требования к созданию предметной развивающей среды (ПРС), обеспечивающей реализацию рабочей программы.

Проектирование и организация среды осуществлено в соответствии с Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ПРС в группе отвечает основным принципам В.А. Петровского:

- дистанция позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми (подбор мебели соответственно росту ребенка, возможность смены поз, положения во время занятий со взрослым (на ковре, за столом);

- активность – реализация возможности проявления активности и ее формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения (совместное создание игровых атрибутов, игрушек, распределение их в игровых уголках с одновременным их обыгрыванием, называнием, возникающим при этом эмоциональном отношении к ним;

- стабильность, динамичность среды – направленность условий на изменение и созидание окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей;

- ориентировка на комплексное и гибкое зонирование, реализующая возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющая детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу (игровые уголки);

- эмоциогенность среды – индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;

- эстетическая организация среды – сочетание привычных и неординарных элементов;

- тенденция открытости – готовности среды к изменению, корректировке развитию;

- учет половых и возрастных различий как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Игровые уголки:

· Познавательно-речевой уголок

· Сенсорный уголок

· Кукольный уголок

· Центр театрализованных игр «Уголок сказки»

· Музыкальный уголок

· «Уголок эмоций»

· Уголок «Познай себя»

 

Т.о. ПРС в группе успешно выполняет свои основные функции:

- организующая (разнообразие среды подталкивает к активному участию детей в разных видах деятельности, самостоятельному ее выбору);

- воспитывающая (способствует зарождению сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения);

- информационная (разнообразие тематики, обогащение среды в соответствии с тематикой занятий);

- развивающая (содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумеваем развитие, позволяя ребенку быть творцом в различных видах деятельности).

В соответствии с тематическим планом предусматривается обновление (обогащение) центров разнообразными материалами, которые помогут детям проявлять нестандартный и творческий подход к деятельности.

 


Раздел III.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей и их интеграция

Образовательная область Образовательная деятельность в разных видах детской деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом развитии.
  Задачи психолого-педагогической работы с детьми Игры на ознакомление с окружающим и развитие речи «Познавай-ка» Игры на сенсорное развитие Игры сюжетно-отобразительные, театрализованные
«Познание» Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.   - развитие познавательно-исследовательской деятельности; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. -развитие сенсорной культуры; - формирование элементарных математических представлений.   - «Мир минералов», «Мое тело», «Мои эмоции», «Мир звуков»   - игры по лексическим темам;     - «Лето. Его краски», «Зима. Его краски»;     - игры на выделение предметов из фона; - игры и упражнения на идентификацию предметов и движений; - игры и упражнения на развитие представлений о форме предметов; - игры на развитие восприятия отношений по величине; - игры на развитие восприятия и воспроизведения пространственных отношений.     Игры с куклами, машинками и животными: «Постелем куклам кроватки», «Стирка одежды», «Куклы ждут Деда Мороза», «Курочка и цыплята», «Поездка в лес», «Путешествие в зоопарк», «Большие и маленькие ножки», «Оденем кукол на прогулку», «Катаем машины по дорожкам» т.п. Игры в театр: «Выросла репка», «Забыла девочка котенка покормить», Желтый маленький комочек», «Хлопья снежные летят», «Елочная песенка», «Капают капели», «Веселый автобус», «На лесной тропинке», «Цветочная полянка».т.п.
«Коммуникация» Цель: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.   - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) - практическое овладение нормами речи; - развитие свободного общения со взрослыми и детьми.     Игры по лексическим темам: - игры на развитие лексико-грамматического словаря;   - разыгрывание ситуаций.   - элементарные беседы по лексическим темам с использованием игрушек, картинок, реальных предметов.       Обогащение, расширение, активизация качественного пассивного и активного словаря (обозначающего размер, форму, цвет): - игры и упражнения на развитие представлений о форме и цвете предметов («Что катится, что не катится», «Найди такую кляксу» т.п.);   - игры на развитие восприятия отношений по величине («Гаражи и машины», «Матрешки», «Гриб под елкой» т.п.).   - Игры с куклами, машинками и животными: «Познакомимся с куклой Аней», «Мишка-топтыжка пришел в гости к кукле Ане», «Кукла Катя и кукла Аня приглашают лесных зверей на праздник», «Кошка и котята», «Кукла Аня проснулась» т.п.   - Игры в театр: Элементарные беседы по произведениям с использованием игрушек, картинок;   Разыгрывание по ролям литературных произведений в театрализованных играх (режиссерских и играх-драматизациях) совместно со взрослым: «Давайте познакомимся!», «Хоровод снежинок», «Петрушкин концерт», «Теремок», «Репка» т.п.     * Все игры направлены решение задач данной области (см. тематический план)
«Здоровье» Цель:охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.   - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание кгн навыков; - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.   Через лексические темы: «Мое тело», «Предметы гигиены» «Домашний очаг», «Мой дом», «Мои эмоции», «Продукты питания», «Лето и летние игры», «Зима. Зимние забавы», «Одежда», «Обувь», «Продукты питания».   - Игры с куклами, машинками и животными: «Стирка одежды», «Купание малышей голышей», «Все умеем делать сами, моем руки кукле Ане», «Постелем куклам кроватки», «Накормим кукол обедом»; - Игры в театр: «Забыла девочка котенка покормить…», «Почему кот моется после еды», «Котик простудился» т.п.
«Социализация» Цель:освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.     - развитие игровой деятельности детей; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); - формирование положительного отношения к себе; - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.     Через лексические темы: «Мой детский сад», «Мое тело», «Домашний очаг», «Моя семья», «Мой дом», «Мои эмоции», «Новый год», «Предметы труда», «Профессии», «Продукты питания».   Игры на сенсорное развитие: «Далеко - близко», «Гаражи и машины», «Девочки и мальчики», «Чья фотография?», «Зеркальце скажи…», «Кто с кем рядом?»   - Игры с куклами (кормление, купание, укладывание спать, одевание на прогулку, обед кукол);   - Игры с машинами (мойка, ремонт, заправка, разные машины, автобус, самолет, паровоз, корабль);   - Игры с игрушечными животными (уход за животными, зоопарк);   - театрализованные игры: «Без друзей нам не прожить», «Очень жить на свете туго без подруги», «Как собака друга искала».
«Безопасность» Цель:формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Через лексические темы: «Мой детский сад», «Мое тело», «Мой дом», «Новый год», «Предметы труда», «Профессии», «Продукты питания», «Растения», «Животные дома», «Животные леса», «Водоем», «Транспорт», «Бытовые приборы».     Создание безопасных условий для детей при организации игр, направленных на сенсорное развитие (осторожное использование мелких предметов, под контролем взрослого – колец, пуговиц, бусин, крупы, зерна т.п.) - Игры с куклами, машинками и животными: «Кукла Аня и кукла Катя наряжают елку», «Оденем Кукол на прогулку», «Поездка на поезде в лес», «Наведем порядок в доме», «Катаем машины по дорожкам», «Путешествие в зоопарк», «Прогулка с игрушками за грибами», «Путешествие с куклами к ручейку»;   - Игры в театр: «Вот поезд наш едет», «Котик простудился», «Катание на санках», «На лесной тропинке».    
«Труд» Цель:формирование положительного отношения к труду. - развитие трудовой деятельности; - воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; Через лексические темы: «Мой детский сад», «Мой дом», «Предметы труда», «Профессии», «Транспорт», «Бытовые приборы». «Посуда», «Мебель», «Сад» Привлечение детей к посильному труду перед занятием и после: подготовка к занятию, приборка Игрушек и т.п.   - Игры с куклами, машинками и животными: «Стирка одежды» «Накормим кукол обедом» «Наведем порядок в доме» «Катаем машины по дорожкам», «Кукла заболела», «Кукла Аня делает покупки», т.п. Игры в театр: «Вот поезд наш едет», «Котик простудился», «Выросла репка», т.п. «Что растет на грядке?».
«Чтение художественной литературы» Цель:формирование интереса и потребности в чтении книг.       - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;   Чтение и знакомство с худ. литературы и устным народным творчеством (песенки, потешки, прибаутки, пословицы, сказки) по лексическим темам; - Обогащение, расширение, активизация качественного пассивного и активного словаря через уточнение новых слов в процессе знакомства с литературными произведениями; - игры на развитие лексико-грамматического словаря; - разыгрывание ситуаций. - элементарные беседы по лексическим темам с использованием игрушек, картинок, реальных предметов, книжных иллюстраций.   - Чтение лит. произведений и малых форм фольклора, как предварительная работа к сюжетным играм; - Театрализованные игры (игры – инсценировки, драматизации, пластические этюды)
«Музыка» Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.   - развитие музыкально-художественной деятельности; - приобщение к музыкальному искусству.         Игры с куклами, машинками и животными: «Укладываем куклу Аню спать» - прослушивание колыбельных. «Мишка – Топтыжка пришел в гости …», «Кукла Аня танцует и поет», - пляска под музыку. «Игры с зайчиками», «Курочка и цыплята», «Грузовик возит грузы», «Поездка на поезде в лес» и т.д. – движения под музыку. Театрализованные игры: - Игры - имитации под музыку; - Хороводные игры; - Ассоциации с музыкой.  
             


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.