Проектирование элективных курсов — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Проектирование элективных курсов

2018-01-14 130
Проектирование элективных курсов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проектирование элективных курсов

Пояснительная записка.

Элективный курс «Анализ текста и написание рецензии» предназначен для учащихся 10 - 11-х классов гуманитарного или социально - гуманитарного профилей и рассчитан на 18 часов.

В основе занятий данного элективного курса лежит понятие риторического канона. Автор научного или публицистического произведения (как и любого другого) создает свой текст по определенным законам. Он изобретает его содержание (тему, основную мысль, систему аргументов), располагает этот материал (работает с композицией), заботится о речевом оформлении. Все это делается для того, чтобы донести важную для автора мысль (содержание) до планируемого адресата в единстве с формой и авторскими целями, в единстве авторской мысли и чувства.

Адресат (читатель, слушатель) тоже действует по законам риторической деятельности. Он должен воспринимать и исследовать в тексте результаты авторской работы на этапах изобретения, расположения и использования изобразительно-выразительных средств.

Для деятельности учащегося, воспринимающего текст и понимающего его содержания, существуют достаточно надежные и проверенные алгоритмы, которые объясняются и прорабатываются на занятиях данного элективного курса. Система упражнений на практических занятиях должна обеспечить успех аналитической деятельности по интерпретации текста в единстве его содержания, формы и авторских целеустановок, а также успешное написание рецензии на этот текст.

Написание рецензии – творческая работа, выполняя которую ученик, только что бывший в позиции адресата текста, интерпретирует его, становится создателем собственного текста. И тогда те закономерности, которые он открывал, познавал и анализировал в авторском произведении, он попробует применить в тексте собственной рецензии.

Краткость рецензии делает необходимой работу над четкостью мысли и уместностью формы этого текста: системой аргументов к основной мысли, выбором композиционного решения, применением риторических и общих средств выразительности.

Все это вместе – интерпретация и рецензирование научного и публицистического текстов – должно стать надежной основой речевой и коммуникативной компетентности ученика, что, в свою очередь, обеспечит и успешное выполнение тестового задания типа «С» по русскому языку.

Задание типа «С» является трудным, но очень полезным среди тестовых заданий ЕГЭ. Оно ориентировано на анализ (интерпретацию) научно-популярного или публицистического текста и написание рецензии на него. Практика показывает, что выполнение задания типа «С» представляют для учащихся определенную сложность. В школьной программе обучения русскому языку этим вопросам уделяется недостаточно внимания в силу объективных причин. Тем не менее в реальной жизни человек сталкивается чаще всего именно с этими стилевыми разновидностями текста, особенно в средствах массовой информации, и умение воспринимать, понимать, интерпретировать и рецензировать такие тексты жизненно важно и необходимо, чтобы не дать себя ввести в заблуждение, не затуманить свое сознание и не позволять манипулировать собой. В этом заключается актуальность предлагаемого элективного курса.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию речи учащихся, а также их аналитической и познавательной деятельности.

Формы организации занятий – лекция, семинар, практикум, выступления с творческими работами.

Основной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся.

Используются фронтальная, индивидуальная и групповая формы деятельности учащихся. Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений. Поэтому предполагается выполнение индивидуальных заданий, написание рецензий, итоговый тест.

Целью данного курса является приобретение учащимися старших классов умений и навыков, необходимых для работы с текстом, формирование у них устойчивого интереса к языку, выявление и развитие их лингвистических способностей, языковой и риторической эрудиции, подготовка к ЕГЭ и к вступительным экзаменам в вузы.

Задачи: освоение закономерностей построения связной письменной речи, формирование навыков творческой речевой деятельности, необходимой для овладения профессиями филолога, педагога, журналиста, критика.

Тематическое планирование

№ занятий Тема занятий Количество часов
  Введение в курс. Определение функционального стиля речи.  
  Занятие –практикум. Работа с таблицей «Стили речи».  
  Смысловые типы речи  
  Занятие –практикум. Тест.  
5-7 Основная мысль текста-рассуждения.  
  Приемы логического разворачивания основной мысли текста.  
  Занятие –практикум. Освоение приемов логического разворачивания основной мысли (тезиса). Тест.  
10-12 Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста: виды связи между предложениями; средства выражения межфразовой связи.    
  Анализ композиции научного и публицистического текстов.  
  Коллоквиум. Специальные средства выразительности: тропы и риторические фигуры. Оценочные слова и речевые клише.  
  Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.  
  Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов.  
  Написание рецензии на научный и публицистический тексты.  
  Итоговое занятие. Анализ текстов ученических рецензий.  

 

Содержание программы.

Тема №1 (вводная). Определение функционального стиля речи.

Цель создания текста. Сфера общения, в котором текст уместен по теме. Адресат. Языковые и стилистические особенности (лексические, морфологические, синтаксические).

Практическое занятие: анализ различных текстов, работа с таблицей.

Приложение №1

Разработка занятия элективного курса «Анализ текста и написание рецензии»:

Основная мысль текста

О чем говорится Что говорится об этом

в тексте (тема) предмете («новое»)

Схема №2

Обобщенная схематекста-рассуждения

Основная мысль (тезис): О чем говорится Что говорится

 

так как так как так как
1 довод 2 довод 3 довод

 

Иллюстрация (примеры) Иллюстрация (примеры) Иллюстрация (примеры)
поэтому поэтому поэтому

 

Вывод автора

 

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:

При подготовке к экзамену, в реальной жизни человек сталкивается с необходимостью уметь рецензировать текст, особенно преподносимый в средствах массовой информации, находить основную мысль текста, как это не банально звучит, но иметь свою точку зрения, не дать себя обмануть и ввести в заблуждение – это очень актуальный навык в современном мире.

Знать, как «изобретается» текст, как он создается, какие каноны, механизмы используются, - необходимо, но очень важно и самому научиться создавать текст. Мы с вами исследуем результаты авторской работы на этапах «изобретения». И прежде всего целью нашей аналитической деятельности является умение применять свои навыки в жизни, в профессиональной деятельности, а затем успешное написание рецензии на ЕГЭ. Написание рецензии (письменного критического разбора какого-либо произведения) – творческая работа, выполняя которую нужно уметь четко мыслить, подбирать аргументы, выбирать соответствующее композиционное решение, применять риторические и общие средства выразительности.

На прошлых занятиях курса мы обобщили знания о типах и стилях речи (краткий фронтальный опрос учащихся по данной теме), сегодня поговорим об основной мысли текста. Работая с текстом, стараясь понять информацию, заложенную автором, мы, прежде всего, должны определить тему текста и его основную мысль, так как именно она определяет основное содержание текста: что будет говориться по данной теме (как будет раскрываться тема).

2. Работа со схемой №1, представленной на доске, объяснение темы и ремы («новое») текста.

3. Знакомство с рекомендациями. (Начало)

1. Основная мысль должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она часто формулируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чем), а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться.

Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!

2. Удобно, когда в формулировке основной мысли не использованы слова в переносном значении. Если в тезисе все-таки употребляются слова в переносном значении, то при работе с текстом их можно заменить словами в прямом значении.

4. Устная тренировочная работа по карточкам в парах.

Учащиеся знакомятся со своим текстом, читают его вслух, им необходимо определить основную мысль микротекста и доказать свой ответ.

 

Карточка №1.

Самые опытные экскурсоводы советуют знакомиться с Лондоном при помощи собственных ног, так как места паломничества туристов расположены в городе компактно, и если вы в состоянии самостоятельно разобраться со схемой столицы, то никакой гид вам не нужен.

Предполагаемый ответ ученика: - Места паломничества туристов в Лондоне расположены компактно – это «новое», что мы узнали из текста.

Карточка №2.

Примерно 25% регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине курения, а ведь многие из этого числа могли бы прожить на 10, 15, а то и на 20 лет дольше.

Предполагаемый ответ ученика: 25% регулярных курильщиков могли бы прожить дольше – основная мысль текста очень актуальна для нашего поколения.

Карточка №3.

Все гуляющие по набережной вдруг увидели несущееся низко над водой, громадное серое облако, которое вскоре окутало всех людей, и только тогда стало ясно, что это огромная стая стрекоз.

Предполагаемый ответ ученика: - в этом тексте использованы слова в переносном значении «громадное серое облако», но затем дано объяснение, поэтому мы можем определить основную мысль: «Все гуляющие увидели стаю стрекоз». Согласно рекомендациям при формулировке основной мысли не желательно использовать слова в переносном значении, сравнения, метафоры.

Карточка №4.

В одно мгновение все кругом волшебным образом переменилось: дети с восхищением смотрели, как солнце просвечивает сквозь слюдяные крылышки стрекоз, как радужно мерцает воздух, как на лицах гуляющих играют крошечные радуги, солнечные зайчики, искорки.

Предполагаемый ответ ученика: - данный текст связан с предыдущим одной темой, поэтому мы можем выразить основную мысль таким образом: «все волшебно переменилось»

Карточка №5.

Опасней всего, когда в земную атмосферу влетает целый рой космических осколков, именуемых метеоритным дождем, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде обрушилось 8000 камней, общим весом 4 тонны.

Предполагаемый ответ ученика: - Метеоритный дождь бывает очень интенсивным и опасным – это основная мысль.

5. Знакомство с рекомендациями (Продолжение)

3. Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во-вторых, его рему.

4. Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нем свое развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы. Каждый довод представляет новую грань основной мысли.

Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью, он должен содержать необходимые смысловые оттенки в её раскрытии.

Работа со схемой №2.

Анализ текста.

Текст.

Есть еще люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение!

«Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше»,- писал замечательный немецкий композитор 18 века Гендель.

«Высекать огонь из сердец людей» - вот к чему стремился великий Бетховен.

Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы «приносить людям утешение».

Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!»

Как точно определил поэт назначение искусства – пробуждать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке – самому эмоциональному искусству.

Музыка – это большая и серьезная часть жизни, могучее средство духовного обогащения. (по Д. Кабалевскому)

Вопросы:

1. В каком стиле написан текст? Какой тип речи использовал автор? Обоснуйте свое мнение.

2. Найдите основную мысль (тезис) текста. Докажите свое мнение.

3. Какие доводы помогают раскрыть основную мысль в тексте?

4. В какой части текста представлена основная мысль? Заявлена ли она в начале текста? Докажите.

5. Составьте схему данного текста, опираясь на схему №2

 

Относится к музыке как к развлечению - это огромное заблуждение

 

так как так как так как так как

 

Музыка делает людей лучше Музыка высекает огонь из сердец Музыка приносит людям утешение Музыка пробуждает чувства добрые

 

Музыка – могучее средство духовного обогащения

 

8. Знакомство с рекомендациями (Окончание)

5. Часто основная мысль предъявляется в начале текста-рассуждения, затем она раскрывается (доказывается) с помощью доводов.

В заключении (выводе) она звучит ещё раз в более широком и проблемном варианте. Такой ход доказательств называется дедуктивным.

Однако текст может быть построен и по другой, индуктивной, схеме, в которой есть два варианта:

а) сначала ставится проблема, затем приводятся примеры и звучат доводы, в заключении текста предъявляется основная мысль;

б) сразу даются примеры и доводы, а затем, в конце формулируется основная мысль и, Возможно, проблема, поднимаемая, автором.

6. В тексте-рассуждении наряду с достаточно ясной и конкретной основной мыслью, как правило, есть формулировка широкой нравственной проблемы, иногда спорной по своему характеру. Её формулировка часто содержит образные и оценочные слова. Проблема может предъявляться в любой части текста, а может и отсутствовать – тогда ее формулирует читатель (это особый авторский прием привлечения внимания читателя).

9. Продолжение а нализ текста.

Вопросы:

1. Какую новую информацию вы получили из этого текста?

2. Согласны ли вы, что схема сделана правильно? Совпадает ли она со схемой №2? Возможны ли варианты схемы?

3. По индуктивному или дедуктивному методу идет ход доказательств?

4. Какая проблема поднимается в этом тексте?

10. Прослушивание музыкальных отрывков (Вивальди «Зима»,

П. И. Чайковский «Печальная песня»)

Беседа с классом о музыкальной теме данных произведений.

11. Домашнее задание написать отзыв или рецензию на текст

Д. Кабалевского.

 

Список использованной литературы

1. Борисова И. К, Купина Н. А., Матвеева Т. В. Основы сти­листики, культуры речи и риторики: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Екатеринбург: УрГУ, 1995.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: МарТ, 2000.

3. Капинос В. И., Гостеева Ю. А. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов. Министерство образования РФ —М.: центр тестирования Минобразования России, 2002.

4. Капинос В. И. (рук.), Львова С. И., Пучкова Л. И. и др. Единый государственный экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы: Русский язык. Министерство образования РФ. 2-е изд. М.: Просвещение, 2003.

5. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература для школьников стар­ших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие.3-е изд. стереотип. М.: Дрофа, 2001.

6. Лосева Л. М. Как строится текст: Пособие для учителей /Под ред. Солганика Г. Я. М.: Просвещение, 1980.

7. Майданоба Л. М., Лазарева Э.А. Практическая стилистика жанров СМИ: Репортаж, корреспонденция, рецензия, радиообзор печати, реклама: Учебное пособие. Ека­теринбург: УрГУ, 1996.

8. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. 3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001

9. Михайлова С. Ю., Нефедова Р. М. Как писать изложения, конспекты, рефераты. М.: ЮНВЕС, 2001.

10. Михальская А. К. Основы риторики. 10—11 кл: Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е изд., с измен. М.: Дрофа, 2001

11. Михайлова О. А., Голомидова М. В. Шаги к искусной речи: Учебное пособие. Пермь,2003.

12. Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 9 кл.: Учеб­ник для общеобразовательных учреждений. 6-е изд., сте­реотип. М.: Дрофа, 2001.

13. Пахнова Т. М. Русский язык: сборник текстов для прове­дения устного экзамена по русскому языку за курс сред­ней школы: 11 кл. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001.

14. Риторика: 8 кл.: Учебное пособие для общеобразователь­ных школ. В 2 ч. Ч. 2. / Под ред. Ладыженской Т. А.Изд. дом «С-инфо», Изд-во «Баллас ЛТД», 1998.

15. Служевская Т. Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб.: Ин-т образования взрослых совместно с «Тускарора», 1994.

.16. Францман Е. К. Изложении с элементами сочинения: 5—9кл.: Книга для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 2001.

17. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика: Курс лек­ций, словарь риторических приемов / Отв. ред. Ширяе­ва Е. Н. 2-е изд, перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Фе­никс, 1999.

 

 

Проектирование элективных курсов


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.