Профессиональные качества спасателя — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Профессиональные качества спасателя

2018-01-13 2335
Профессиональные качества спасателя 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

1. Волевые качества – эмоционально-волевая устойчивость, связывающая интеллект и моральные структуры личности.

2. Целеустремлённость – способность личности подчинить свою деятельность и поведение высоким общественно значимым целям.

3. Решительность – это волевое качество человека, благодаря которому он способен своевременно принимать обоснованное решение и без лишних колебаний выполнять их.

4. Энергичность и настойчивость – черты, в которых проявляется степень волевой активности человека.

5. Выдержка и самообладание – способность человека сдерживать психическую и физическую активность, мешающую достижению цели.

6. Исполнительность – волевое качество, заключающееся в активности, старательном, систематическом и своевременном выполнении решений руководства.

7. Смелость и храбрость – выражаются в готовности человека бороться и преодолевать опасность. Храбрость проявляется только в борьбе с врагами. Храбрый человек может поддаться порыву, допустить безрассудство. Смелость – это храбрость, сочетаемая с учётом опасности.

8. Сознательная дисциплинированность.

9. Стойкость и мужество – это ядро воли. Стойкость – это духовная и физическая выносливость, бодрость духа. Эти волевые особенности проявляются в длительной борьбе с трудностями.

10. Реалистическое мышление, высокий уровень самоконтроля, эмоциональная стабильность, высокий уровень адаптационных возможностей.

11. Хорошо развитое пространственное мышление, координация движений.

12. Умение взять ответственность на себя.

13. Знания, профессионализм.

14. Согласованность в работе.

Психограмма профессии спасатель.

· особое значение имеет хорошо развитая память и внимание.

· способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценить степень важности поступающей информации;

· хорошо развитое пространственное мышление;

· способность к быстрой выработке и перестройке сенсомоторных и умственных навыков;

· хорошая дикция для ведения радиосвязи;

· хорошая физическая выносливость, устойчивость к физической усталости;

· хорошая координация движений, устойчивость к тремору;

· способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера;

· способность к быстрым двигательным реакциям;

· способность к резкой смене вида деятельности.

 

Личностные особенности:

· реалистическое мышление;

· высокий уровень субъективного контроля;

· эмоциональная стабильность;

· толерантность к стрессу и фрустрации (хорошие адаптационные возможности);

 

Социально-психологические качества:

· умение работать в команде;

· склонность к соблюдению общественных и групповых моральных норм;

· осознание социальной роли (понимание своих профессиональных функций, целей деятельности и отношение к их реализации);

· осознание социально-технических и социально-психологических взаимосвязей (логика операционально-технологического функционирования и особенностей работы каждого специалиста и их роль в надежности работы).

Противопоказаниями к профессиональной деятельности являются:

· нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость;

· выраженные акцентуации, психические отклонения;

· высокая склонность к риску;

· обостренная реакция на неудачи;

· алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость;

· медицинские противопоказания;

· плохая физическая подготовка.

Психологические характеристики обобщенного психологического «портрета» спасателя по многим показателям весьма близки к средним. Однако, наличие ряда профессионально важных качеств у спасателей выделяют их из «золотой середины». Так, спасатели отличаются незначительно повышенной активностью, достаточно высокой самооценкой. Они не склонны уклонятся от контактов с окружающими, умеренно общительны. Принимая решения, они стараются тщательно проанализировать возможные варианты развития событий. Им присущи упорство, настойчивость, целеустремленность, внутреннее ощущение полезности своей деятельности.

 

Вопрос 2. Психологическая подготовка спасателей к действиям в ЧС.

Под психологической подготовкой пожарного и спасателя следует понимать систему мероприятий, направленных на активизацию способностей и обеспечение состояния психической готовности пожарного и спасателя к действиям в боевой обстановке тушения пожара. Психическая готовность - это способность мобилизовать психику, настроиться на целесообразные действия в конкретной деятельности.

Состояние психической готовности пожарного к боевой деятельности, как всякое психическое состояние, является сложным целостным проявлением личности. Оно характеризуется:

· стремлением выполнить свой профессиональный долг;

· убеждённостью в необходимости решения боевой задачи;

· уверенностью в своих силах, надёжности техники и поддержке товарищей по звену, боевому расчёту;

· стремлением активно, с полной отдачей сил и до конца бороться за правильное выполнение боевой задачи;

· высокой помехоустойчивостью при работе в неблагоприятных и угрожающих здоровью и жизни условиях;

· оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, позволяющим контролировать свои мысли, чувства, поведение и обеспечивающим высокую эффективность работы на пожаре.

Психическая готовность в сочетании с профессиональными навыками позволяет пожарному и спасателю умело и быстро выполнять боевые задачи в условиях пожара, способствует осуществлению активных, решительных и эффективных действий. Однако она не возникает у пожарного и спасателя сама по себе, а целенаправленно и систематически формируется и закрепляется в процессе всей его служебной деятельности, на учебных занятиях и тренировках. Различают два вида психологической подготовки пожарного и спасателя – общую и непосредственную.

Общая психологическая подготовка пожарных и спасателей неразрывно связана с морально-волевой, физической, пожарно-тактической, пожарно-строевой подготовкой. Задачами общей психологической подготовки являются:

· воспитание важнейших нравственных качеств: любви к своему народу, государственного отношения к общественному достоянию, любви к своей профессии, чувства долга, ответственности, чести;

· формирование характера, его стержневых черт – трудолюбия и добросовестности, аккуратности, чуткости и отзывчивости по отношению к своим товарищам по службе и другим людям;

· повышение интеллекта (развитие потребности постоянно приобретать и совершенствовать общие и специальные знания, выработка таких качеств как самостоятельность, критичность, быстрота и гибкость мышления);

· развитие профессиональных ощущений и восприятий (быстроты и правильности ориентировки в задымлённой среде, чувства пространства и времени, температурных ощущений и т.д.);

· развитие волевых качеств (целеустремлённости и инициативности, решительности и смелости, выдержки и самообладания, настойчивости и упорства);

· совершенствование профессиональных качеств: физических (силы, быстроты, выносливости, ловкости) и психологических (готовности к опасности и риску);

· выработка способности в нужный момент мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи;

· обучение приёмам саморегуляции эмоциональных психических состояний.

Непосредственная психологическая подготовка пожарных и спасателей направлена на подготовку к конкретной деятельности – тренировочному занятию, соревнованию, выполнению боевой задачи на пожаре. Она предусматривает:

· осознание особенностей и условий будущей деятельности;

· осознание задач, которые предстоит решать в данной деятельности;

· снятие излишнего нервно-психического напряжения перед работой и обеспечение состояния «боевая готовность»;

· организацию своего поведения в трудной обстановке;

· мобилизацию физических и духовных сил на выполнение поставленной задачи.

Непосредственная психологическая подготовка базируется на общей психологической подготовке и может осуществляться только на её основе.

На первом этапе непосредственной психологической подготовки пожарных и спасателей важно:

· знать информацию об объекте, на котором возник пожар или произошло происшествие;

· уметь настроиться на выполнение предстоящих действий (извлекать из памяти идеомоторные образы);

· уметь отвлекаться от навязчивых мыслей о предстоящей опасности («боюсь огня», «вдруг взрыв», «погибну» и т.д.), так как этим предупреждается неблагоприятное психическое состояние перед боевыми действиями.

На втором этапе непосредственной психологической подготовки пожарных и спасателей большое место занимают приёмы регулирования эмоционального состояния, которые пожарные и спасатели должны заранее овладеть.

Таким образом, непосредственная психологическая подготовка пожарных и спасателей имеет свои особенности и определяется конкретными условиями тушения пожара (на высоте, при ведении сильнодействующих ядовитых веществ, при сильном ветре и т.д.), пожарно-тактической характеристикой объекта (здания и массовым пребыванием людей, склады химикатов или взрывчатых веществ, предприятия нефтехимии и т.д.), индивидуально-психологическими особенностями пожарного и спасателя, командира, уровнем профессионального мастерства, возрастом.

При подготовке спасателей к работе в ЧС целесообразно уделять внимание психофизической тренировке. Психофизические упражнения – это такие упражнения, которые тренируют психику и одновременно с эти человек развивается физически.

Это тренировки в экстремальных погодных условиях, создание моделей чрезвычайных ситуаций, на учебно-тренировочных базах с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, водных преград, химически опасных веществ. А так же создание трудных ситуаций по спасению пострадавших (манекенов) из-под завалов при наличии загораний, тушение загораний на манекенах. Тренировки по решению задач с применением видеокомпьютерных имитаторов ситуаций аварии на химически и радиационно-опасных объектах, принятие решений в условиях неопределённости, дефицита времени, внезапного изменения обстановки. Для психологической закалки спасатели посещают морг, просматривают фильмы по подготовке врачей-травматологов.

При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для спасателей стали привычными. Чтобы неожиданность стало правилом, сюрприз – закономерностью, а внезапное изменение ситуации – обычным делом.

Психологическая подготовка спасателя – это своего рода прививка от страха

Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель: убедить, что ты сильнее собственного страха. Возможности человека беспредельны, если он победит страх.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.