Муниципальный этап олимпиады по русскому языку для учащихся с родным (нерусским) языком обучения — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Муниципальный этап олимпиады по русскому языку для учащихся с родным (нерусским) языком обучения

2018-01-13 272
Муниципальный этап олимпиады по русскому языку для учащихся с родным (нерусским) языком обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Класс

1. Укажите самую «звучную» пословицу. При этом помните, что «звучность» речи передаётся не только наличием звонких согласных.

По одежке встречают, а по уму провожают. Старый друг лучше новых двух.

2. Докажите, что ударение в русском языке может служить для различения лексического значения и грамматических форм разных слов. Приведите примеры.

3. Как известно, правильное произношение имеет большое значение для устной речи, так как облегчает понимание и общение людей. Используя данные примеры, дайте свои рекомендации в отношении норм произношения выделенных сочетаний букв в современном русском литературном языке. Назовите лингвистический словарь, по которому можно уточнить произношение слов?

Подпи сч ик, ску чн о, яи чн ица, бе зж изненный, учи тьс я, бе сш умно, чт о.

4. В «Словаре иностранных слов» нет ни одного слова на букву … (хотя на соседнюю букву ш можно найти десятки слов). И это не случайно: звук [… ] (на письме он обозначается буквой ….) – специфически славянский звук. Его нет ни в греческом, ни в латинском, ни в английском, ни во французском, ни в немецком языках. Отсутствует он и в тюркских и финно-угорских языках. В русском языке на этот звук можно подобрать десятки слов. Попробуйте угадать, о каком звуке и какой букве идет речь. Приведите примеры.

5. Как вы знаете, в русском языке есть слова-паронимы, употребление которых иногда вызывает затруднения. О чем надо помнить и что следует знать, чтобы правильно употребить слова-паронимы ветровой -ветреный – ветряной? Составьте с ними предложения и запишите их.

6. Сравните значение данных словосочетаний: известный человек – неизвестный человек – небезызвестный человек. Объясните, как меняется значение прилагательного с добавлением приставок. Приведите аналогичные примеры.

7. Как вам известно, некоторые поэты и писатели любили заниматься словотворчеством, то есть образовывать новые слова, например у А.С.Пушкина «огончарован», «тяжело-звонкое скаканье»; у А.П.Чехова «оравнодушел», «лимонадно» и др. Как вы думаете, почему появляется потребность в образовании новых слов? Определите, как образованы индивидуально-авторские слова, принадлежащие поэту Марине Цветаевой: близь, домашнесть, заоблачье, дыханьице.

8. Найдите в каждой строке лишние слова. Аргументируйте свой выбор.

1) белила, лампы, столы, дома;

2) неужели, разве, что за, чтобы;

3) носище, сапожище, домище, чудище;

4) морской, свежий, прохладный, теплый.

9. Восстановите знаки препинания в следующем фрагменте текста: Филология наука глубоко личная и глубоко национальная нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур. Она оправдывает своё название («филология» - любовь к слову) так как в основе своей опирается на любовь к словесной культуре всех языков уважение и интерес ко всем словесным культурам. Она стоит в начале культуры и завершает её выражает её. (Д.С.Лихачев)

10. Как вы понимаете слова Дмитрия Сергеевича Лихачева из предыдущего задания? Какое значение имеет филология для развития языка и культуры? Кого из известных ученых-филологов вы можете назвать? Хотели бы вы стать филологом? Почему? Напишите ваши ответы и рассуждения в виде небольшого текста.

 

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УЧЕБНЫЙ ГОД

Муниципальный этап олимпиады по русскому языку для учащихся с родным (нерусским) языком обучения

Класс

1. Укажите самую «звучную» пословицу. При этом помните, что «звучность» речи передаётся наличием не только звонких согласных.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Любишь кататься, люби и саночки возить.

2. Докажите, что ударение в русском языке может выполнять смыслоразличительную функцию. Приведите примеры.

3. Как вы знаете, правильное произношение имеет большое значение для устной речи, так как облегчает понимание и общение людей. Используя данные примеры, дайте свои рекомендации в отношении норм произношения выделенных буквосочетаний в современном русском литературном языке. Назовите лингвистический словарь, по которому можно уточнить произношение слов?

Подпи сч ик, ску чн о, яи чн ица, бе зж изненный, учи тьс я, бе сш умно, чт о.

4. Некоторые приставки современного русского языка возникли из наречных предлогов, например: меж-, между-, сверх-, вне-, около-, противо-, внутри-. Приведите не менее двух примеров на каждый из предложенных приставок и запишите их.

5. Как известно, в русском языке есть слова-паронимы, употребление которых иногда вызывает затруднения. О чем надо помнить и что следует знать, чтобы правильно употребить слова-паронимы масленый – масляный? Составьте с ними предложения и запишите их.

6. Сравните значение данных словосочетаний: опасное задание – неопасное задание – небезопасное задание. Объясните, как меняется значение прилагательного с добавлением приставок. Приведите аналогичные примеры.

7. Как вам известно, некоторые поэты и писатели любили заниматься словотворчеством, то есть образовывать новые слова, например у А.С.Пушкина «огончарован», «тяжело-звонкое скаканье»; у А.П.Чехова «оравнодушел», «лимонадно» и др. Как вы думаете, почему появляется потребность в образовании новых слов? Определите, как образованы индивидуально-авторские слова, принадлежащие поэту Марине Цветаевой: близь, домашнесть, заоблачье, дыханьице.

8. Найдите в каждой группе лишнее слово. Аргументируйте свой выбор.

1) белила, лампы, столы, дома; 2) неужели, разве, что за, чтобы; 3) носище, сапожище, домище, чудище; 4) морской, свежий, прохладный, теплый.

9. Восстановите знаки препинания в следующем фрагменте текста: Филология наука глубоко личная и глубоко национальная нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур. Она оправдывает своё название («филология» - любовь к слову) так как в основе своей опирается на любовь к словесной культуре всех языков уважение и интерес ко всем словесным культурам. Она стоит в начале культуры и завершает её выражает её. (Д.С.Лихачев)

10. Как вы понимаете слова Дмитрия Сергеевича Лихачева из предыдущего задания? Какое значение имеет филология для развития языка и культуры? Кого из известных ученых-филологов вы можете назвать? Хотели бы вы стать филологом? Почему? Напишите ваши ответы и рассуждения в виде небольшого текста.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.