Основное – то, что на эмпирическом уровне исследователь непосредственно работает с реальным объектом. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Основное – то, что на эмпирическом уровне исследователь непосредственно работает с реальным объектом.



Теоретический (от греч. теорейя - созерцание) – уровень создания теорий.

К теоретическому уровню относятся все те виды познавательной деятельности и способы организации знания, которые характеризуются той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение и разработку научной теории как логически организованного знания об объективных законах и других существенных, т.е. общих и необходимых связях и отношениях в объективном мире.

К теоретическому уровню относятся такие формы научного знания как теория и ее элементы (научные абстракции, идеальные объекты, мысленные модели), научные законы и их различные формулировки, научные идеи и гипотезы, различные методы оперирования с научными абстракциями и методы построения теорий.

Задача теории – дать объяснение объективной реальности, т.е. описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня.

Поэтому теоретический уровень включает в себя процедуры выдвижения гипотез, построения научной теории, формулировки законов, сопоставления теорий и гипотез, а также процедуры обобщения, объяснения и предсказания.

Но в теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. В отличие от эмпирического уровня теория описывает идеальные объекты, а не конкретные события и явления. Идеальные объекты, в отличие от реальных, обладают не бесконечным, а определенным числом свойств.

Т.о. Эмпирический и теоретический уровень различаются по способам познания. На эмпирическом уровне исследователь непосредственно взаимодействует с объектом. На теоретическом уровне – опосредованно, на основании результатов полученных в опыте.

!!! Но это различие нельзя смешивать с различием между рациональным и чувственным.

Уровни научного познания различаются также понятийными средствами и языком.

Эмпирические высказывания поддаются непосредственной проверке.

Теоретические оперируют абстрактными терминами. Соответственно, проверка на истинность возможна либо логически, либо опосредованно – через уровень эмпирических высказываний.

Как уже было сказано, каждый из уровней научного знания обладает собственными методами. Основными методами эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент.

 

19. Факты как форма эмпирического знания, их роль в научном познании.

Научный факт (лат. «сделанное, совершившееся») – форма научного знания, фиксирующая достоверные данные, установленные в процессе научного познания. (Возможно и другое (более частное) понимание научного факта – событие, признанное достоверным-синином истины. (Например, в истории)). Н факт-знание о каком-либ событии,явлении, достовер-ть котор.доказана. Роль фактов: 1)совокуп-ть Ф образует эмпирич основу; 2) подтвержд/опроверж-е теории.



Фактуализм-автономность Ф от теории (системы теорий) Теоретизм – факты зависят от Т и меняются вместе с ними.

В отличие от факта в широком понимании, научный факт обладает следующими характеристиками:

Методологическая контролируемость. Т.е. научный факт должен быть получен приемлемым с точки зрения научной методологии способом.

Теоретическая значимость. Важен не любой факт сам по себе, а такой, который способствует развитию научного знания.

Онтологическая универсальность – факт должен быть репрезентативен, представлять собой целый класс явлений того же типа.

Одним из важнейших свойств научного факта является его достоверность, которая подтверждается в ходе многочисленных наблюдений или экспериментов (один раз яблоко падает на землю-единичное наблюдение, а если фиксировали подобное неоднократно - достоверный факт). Подобные факты составляют эмпирический, т.е. опытный, фундамент науки.

Факт – результат мысленной переработки, закрепление его в языке, никогда не бывает «голым», чистым.

Теоретическое осмысление научного факта приводит к постановке новой проблемы.

В современной методологии науки существуют два мнения: фактуализм и теоретизм. Первый подчеркивает независимость фактов от теории, второй утверждает, что факты полностью зависят от теории и меняются вместе с ними. Можно найти компромисс – научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку детерминирован материальной действительностью.

В научном познании факты выполняют 2 основные функции:



- совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез;

- факты имеют решающее значение в подтверждении теорий или их опровержении.

Схема: Наблю-е и/или Экспер-т –> сравнение Н фактов –> зависимости фактов –> объяснение Н знания > умозрение и идеализация.

 

20. Методы эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, моделирование.

Наблюдение – первичный и элементарный познавательный процесс эмпирического уровня научного познания. Преднамеренное и целенаправленное (обусловленное задачей исследования), организованное восприятие предметов и явлений внешнего мира.

Наблюдение опирается на такие чувственные способности как ощущения, восприятия и представления. Наблюдение проводится в естественных условиях и исключает их изменения. Ощущения – результат воздействия на органы чувств. Целостный же образ воспринимаемого объекта называют восприятием. Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Представление – образ предмета или явления, в данный момент не воспринимаемого.

Наблюдение избирательно и активно. В наблюдении участвует не только чувственная, но и рациональная способность человека (т.е. постановка целей, задач, выделение существенного и побочного и т.п.). Активность также связана с сознательным выбором и созданием средств наблюдения. Поэтому необходимо различать систематические и случайные наблюдения. Важно то, что наблюдение связано с решением научной проблемы или задачи. Т.о. от чувственного восприятия наблюдение отличается своей организованностью, от эксперимента – отсутствием преобразующего воздействия на объект изучения.

Структура наблюдения включает наблюдателя, объект исследования, условия наблюдения, средства наблюдения (установки, приборы, измерительные инструменты, язык науки).

Эмпирическое описание — это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений о наблюдаемых явлениях. Описание подразделяется на качественное и количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка математики и предполагает проведение измерительных процедур.

Этапы наблюдения: подготовительный (определение целей и задач, времени и места) – непосредственно наблюдение и фиксация результатов – обобщение и анализ данных.

Виды наблюдения:

качественное – установить наличие или отсутствие предполагаемого явления, и количественное – связано в измерением (математизация науки)

прямое – объект наблюдается непосредственно; – косвенное – объект не может быть наблюдаем непосредственно, узнаем о нем по влиянию на другие объекты.

непосредственное – с помощью органов чувств; – опосредованное - с пом. приборов.

Косвенное и опосредованное наблюдение имеет первостепенное значение в современной науке.

Рассмотрим также более подробно количественное наблюдение. Оно связано в измерением. Измерение – метод исследования, при котором устанавливаются отношения одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом. Общей целью любых измерений является получение данных, позволяющих судить о количестве некоторых состояний.

Наблюдение в научном исследовании призвано осуществлять три основные функции.

Первая и важнейшая из них состоит в обеспечении той эмпирической информацией, которая необходима как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для последующей их проверки. Вторая функция наблюдений состоит в проверке таких гипотез, которую нельзя осуществить с помощью эксперимента. Третья функция наблюдения заключается в том, что в его терминах осуществляется сопоставление результатов, полученных в ходе теоретического исследования, проверяется их адекватность и истинность.

Эксперимент – активная деятельность субъекта, направленная на изучение объекта в искусственных условиях, которые созданы заранее и находятся под контролем экспериментатора. Т.е. – метод, при помощи которого явления действительности изучаются в контролируемых, управляемых, точно учитываемых условиях.

Преимущества эксперимента над наблюдением: – Изучаемые явления можно воспроизвести по желанию исследователя; – В эксперименте можно обнаружить такие характеристики, которые нельзя наблюдать в естественных условиях; – можно изолировать изучаемое явление от привходящих обстоятельств; – расширяется возможность использования приборов, и соотв. автоматизация и компьютеризация эксперимента. Э всегда орг-н нами, есть задача Э-та, идет от теор.уровня. Вз-е на приоры должны происходить по естественным законам, т.е. являться объективными.

В структуре научного познания эксперимент занимает особое место, так как он связывает эмпирический и теоретический уровни знания.

Эксперимент всегда обусловлен предварительным теоретическим знанием: он задумывается на основании соответствующих теоретических знаний и его целью часто является подтверждение или опровержение научной теории или гипотезы.

Структура эксперимента – исследователь (субъект), объект исследования, пространственно-временные условия (лаборатория, время проведения эксперимента), экспериментальные установки (приборы, источники энергии, средства контроля и измерения и т.п. Важным элементом проведения эксперимента является протокол эксперимента, в который заносятся сведения как о подготовке эксперимента, о ходе процесса и полученные результаты.

Т.о. 3 основных составляющих: субъект, объект, средства. Различают следующие виды экспериментальных средств: – приготовляющие устройства (источники света, электрического тока, генераторы элементарных частиц волн и т.п.); – изолирующие устройства (защитные экраны, вакуумные насосы и т.п.); – устройства непосредственного воздействующие на объект (дифракционные решетки, призмы и т.п.); – средства усиления и преобразования (микроскопы, ускорители частиц и т.п.); – регистрирующие и измеряющие устройства (гальванометры, счетчики, эмульсионные пластины), фиксирующие результаты эксперимента в форме, непосредственно доступной органам чувств.

Этапы эксперимента: Разработка программы – проведение исследований – анализ результатов – дальнейшая разработка программы.

Виды экспериментов в зависимости от условий и средств проведения: естественный (в естественных условиях (чаще в биологии и т.п.)), лабораторный – требует для проведения специальной обстановки, средств; прямой – в эксперименте участвует непосредственно изучаемый объект; модельный – объект-заместитель, вычислительный (компьютерный) – с помощью компьютерной модели (т.е. частный случай моделирования).

Также часто говорят о мысленном эксперименте – воображаемые действия с идеализированными объектами, которые должны вести себя согласно приписанным им свойствам и законам логики. Мысленный эксперимент является теоретическим, а не эмпирическим методом исследования, поскольку он не имеет дела с реальным объектом. Экспериментом его можно называть лишь условно.

В зависимости от целей познания:

исследовательский, или поисковый – не имеет всецело систематического характера, часто является начальной стадией в серии экспериментов; направлен на обнаружение новых, пока неизвестных свойств объекта. Т.е. его цель – получение необходимой эмпирической информации для построения или уточнений некоторой догадки, предположения.

проверочный, или контрольный – служит для эмпирической проверки той или иной гипотезы

воспроизводящий – воспроизводит определенные условия;

изолирующий – объект изолируется от внешних воздействий

качественный, количественный

В зависимости от объекта исследования

физический, биологический, химический, социологический

Решающий эксперимент – проводится с целью отобрать одну из нескольких конкурирующих гипотез.

Моделирование – одни из важнейших научных методов. Его особенность заключается в том, что вместо объекта используется объект-заместитель. Исходный объект в таком случае называют оригиналом или прототипом, а объект-заместитель – моделью.

Сущностные черты метода моделирования: – наличие объекта-посредника; – объект посредник должен находиться с оригиналом в отношении отображения, т.е. существенного сходства; – изучение объекта-посредника должно давать новую информацию об исходном объекте.

Структура моделирования во многом сходна со структурой эксперимента, но место модели в структуре исследования отлично – она является и объектом и средством изучения. Включает в себя: субъект, осуществляющий моделирование, моделируемый объект – оригинал, объект-посредник – модель, контекст моделирования – условия места и времени, концептуальные и материально технические средства.

Этапы моделирования: – Построение модели; – Изучение модели; – экстраполяция – перенос полученных данных на область знаний об исходном объекте.

Классификация моделей:

По субстрату – материальные (вещественные, естественные, механические, термодинамические) и идеальные (концептуальные, мысленные: графические, логические, математические).

По моделируемым аспектам – структурные (воспроизводит структуру объекта), функциональные (воспроизводит функцию).

По виду сходства между оригиналом и моделью – физические (тождество физической природы), аналоговые (физическая природа разная, но математически описываются одними и теми же уравнениями, напр. колебательные процессы в цепи с током и механической системе), квазианалоговые и др. (математическое описание различно, но результаты эквивалентны).

В целом, возможны 4 ситуации моделирования:

1. Искусственный объект помещается в искусственные условия

2. Искусственный объект помещается в естественные условия

3. Естественный объект помещается в искусственные условия

4. Естественный объект помещается в естественные условия.

В 1-м и 3-м случае иногда говорят о «модельном эксперименте».

 

Мето.: наблюд, описан, измерен, экспер-т.Науч.эмпир.методы: формализация, аксиомализация, гипотезо-дедуктивный метод.. Глав.задача-описание явлений.Различия-в отношении чувственного и рационального. Жесткой границы между Э и Т не сущ-ет. Двигается Н от наблюдения к объяснению. Теор. Уровень надстраивается над опытом. Основной прием эмпирич уровня-зключ-е на основе индукции.

 

21. Научная теория, ее структура и основные функции (описание, объяснение, прогнозирование). Методы теоретического познания.

Теория – это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, сущность изучаемого объекта.

Теория – развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний, в сформулированных законах и закономерностях, где каждое определение, понятие сформулировано по жестким правилам. Это система объективно истинного знания и она предполагает выведение следствий.

Любая теория имеет следующие основные особенности:

1. Теория – это не отдельно взятые научные положения, а их совокупность, целостная развивающаяся система.

2. Чтобы превратиться в теорию, знание должно не просто описывать определенную совокупность фактов, но и объяснять их

3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений

4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений

5. Характер теории зависит от степени обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.

6. Важную роль в выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем лучше.

Основные функции теории:

1.Описательная. Описание и обобщение знаний (данных полученных в ходе наблюдения или эксперимента) об объекте, их классификация. Описание фактов, ситуации, методов, условий, в которых наблюдался объект. (Синтетическая - объединяет, синтезирует знания)

2.Объяснительная. Объясняет явления своей предметной области. Объясняются причинные связи, делаются выводы, отвевается на вопрос «для чего?», объясняются результаты. Объяснение - это мыслит операция, ориентированная на выявление причинной зависимости объекта исследов, постижение закономерностей его функционирования и развития и, наконец, раскрытие его сущности. Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на вопрос, как устроен объект; функциональные объясн - как действует и функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в проц объясн мы используем уже имеющиеся знания для объясн других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Что же дает нам процесс объяснения. Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между разл системами знаний. Во-вторых, позвляет осущ предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.

3.Прогнозирование. После того, как будут сделаны определенные выводы возможно прогнозирование, предсказания (предвидение) на будущее и соответствующие научные рекомендации.

4.Эвристика – получение нового знания, способность научной теории служить исходной точкой и ориентиром для постановки новых проблем, открыла и перспективы для будущих исследований.






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.017 с.