Тема 1. Понятие и признаки ценных бумаг как объектов гражданских прав — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 1. Понятие и признаки ценных бумаг как объектов гражданских прав

2018-01-13 616
Тема 1. Понятие и признаки ценных бумаг как объектов гражданских прав 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель курса ‒ углубленное освоение студентами понятийного и категориального аппарата комплексного, в первую очередь, гражданско-правового института обращения ценных бумаг; приобретение теоретических и практических навыковпо вопросам правового регулирования возникновения, изменения и прекращения прав на ценные бумаги.

Воспитательная роль данной учебной дисциплины определяется тем, что она способствует расширению кругозора студента, углубляет правопонимание, развивает правовую культуру, формирует личность с высоким уровнем правосознания.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

 

Данная учебная дисциплина является дисциплиной по выбору студента и входит в Вариативную часть профильного модуля раздела «Б.1. Дисциплины (Модули)» ФГОС по направлению подготовки ВО 44.03.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям).

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате изучения таких юридических дисциплин как

- Теория государства и права (часть 1).

- Теория государства и права (часть 2).

- Гражданское право.

 

2.1. Из курса «Теория государства и права»:

 

Знания: основной понятийный аппарат юриспруденции, юридическую терминологию, основные структуры институтов государства и права;общие и специальные закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и правовых явлений; методологические основы научного понимания права и государственно-правовых явлений; закономерности исторического движения и функционирования государства и права; систему знаний о государстве и его функциональной деятельности.

Умения: находить взаимосвязи государства, права и иных сфер жизни общества и человека;пользоваться понятийным и категориальным аппаратом теории государства и права.четко представлять систему права;раскрывать основные признаки, значения и роль различных государственно-правовых явлений;доказывать теоретические тезисы (положения);подкреплять теоретические положения конкретными фактами политической и правовой действительности, примерами из практики.

Владения: способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы; способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации; способен толковать различные правовые акты;владеть аналитическими навыками работы с нормативными актами, предварительно изучив их структуру и типологию; готов обозначить свою правовую позицию в обществе; готов ориентироваться в действующем законодательстве.

 

2.2. Из курса «Гражданское право»:

 

Знания: основные структуры институтов гражданского права; роль и место гражданского права в системе юридических наук; предмет и метод гражданского права; методологические основы научного понимания гражданско-правовых явлений; закономерности исторического развития и функционирования гражданского права; основные положения гражданского кодекса; наиболее важные федеральные законы, регулирующие гражданские правоотношения; основные положения руководящих указаний Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам гражданского права.

Умения: применять полученные знания при освоении других дисциплин;пользоваться понятийным аппаратом гражданского права, связывать теорию и практику при решении задач и рассмотрении конкретных ситуаций; раскрывать основные признаки, значение и роль различных гражданско-правовых институтов;доказывать теоретические тезисы (положения); грамотно работать с нормативными актами и правовыми документами; составлять проекты важнейших договоров и иных правовых документов (исковых заявлений, доверенности и т.д.);

Владения: готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; готов обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации; способен толковать различные правовые акты;способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности; готов участвовать в разработке нормативно-правовых и локальных актов, реализуемых в правоприменительной деятельности.

Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплин:

- Международное частное право.

‒ Организация претензионно-исковой работы.

 

 

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ОП ВО:

 

общекультурные компетенции (ОК):

- способен использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

- способен использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7).

общепрофессиональные (ОПК):

- способен проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОПК-1);

- способен к когнитивной деятельности (ОПК-6);

- владеет системой эвристических методов и приемов (ОПК-10).

профессиональные компетенции (ПК):

- способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

- способен анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);

- готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13)

- способен прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности (ПК-15);

- способен проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18);

- готов к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19).

профильно-специализированные (ПСК):

- готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
(ПСК-2);

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПСК-8):

- способен толковать различные правовые нормы (ПСК-9);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПСК-10):

В результате освоения дисциплины «Правовое регулирование обращения ценных бумаг» обучающийся должен

Знать:

- основные источники правового регулирования обращения ценных бумаг;

- основные виды юридической и иной документации в сфере обращения ценных бумаг, включая реквизиты и правила оформления основных видов ценных бумаг, и составления документов, опосредующих их обращение;

- основные виды толкования правовых норм, регулирующих обращение ценных бумаг, основанные на знании понятийного аппарата, классификационных подходов к ценным бумагам, истории и тенденций развития института ценных бумаг;

- правила составления юридических заключений и консультирования в сфере правового регулирования обращения ценных бумаг.

Уметь:

- применять правовые нормы при осуществлении профессиональной деятельности;

- формулировать результаты своей профессиональной деятельности и составлять юридические и иные документы, в том числе, проекты документарных ценных бумаг, решений об эмиссии бездокументарных ценных бумаг и иных документов в сфере обращения ценных бумаг;

- раскрывать содержание правовых норм и методику их толкования, свободно оперируя юридическими понятиями и категориями в области обращения ценных бумаг;

- применять нормативные правовые акты в сфере обращения ценных бумаг.

Владеть:

- навыками организации профессиональной деятельности в сфере обращения ценных бумаг, основываясь на правовом мышлении;

- навыками оформления результатов своей деятельности в юридических и иных документах;

- аналитическими навыками работы с источниками правового регулирования обращения ценных бумаг с использованием различных методов толкования правовых норм;

- способами составления квалифицированных юридических заключений и методами консультирования в сфере правового регулирования обращения ценных бумаг.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3зачетных единицы, 108 часов, из них 46 аудиторных часов. Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:

аудиторная – 4часа в неделю в 8-м семестре;

самостоятельная работа студентов – 6часов в неделю в 8-м семестре.

 

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Всего зачетных единиц (часов)
Очная форма обучения Заочная форма обучения
1. Виды и объем учебной работы
Семестр      
Общая трудоемкость дисциплины 108 (3)
Аудиторные занятия:    
лекции      
практические занятия      
семинарские занятия - - -
лабораторные работы - - -
другие виды аудиторных занятий (текущие консультации) - - -
Самостоятельная работа:    
изучение теоретического курса      
курсовая работа - - -
контрольная работа - -  
домашние задания   - -
подготовка к зачету   -  
Вид промежуточного контроля Контр.работа,зачнт. Зачет, контр.работа
2. График изучения дисциплины
Курс    
Семестр   9,10
Экзамен (семестр)    
Зачет (семестр)    
Курсовая работа (семестр) - -
Контрольная работа (семестр) -  

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по неделям семестра)  
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Понятие и признаки ценных бумаг как объектов гражданских прав   1,2       Еженед. Эссе – 1;Собесед. –1; Участие в практ. занятии – 2.
2. Классификация ценных бумаг   2,3       Еженед. Собесед. – 2; Участие в практ. занятии –3.
3. Обращение документарных неэмиссионных ценных бумаг   4,5,6       Еженед. Собесед. – 4; Участие в практ.занятии ‒4,5; Терминологический диктант – 6
4. Эмиссия ценных бумаг       -   Еженед. Собесед. – 6
5. Обращение эмиссионных ценных бумаг   7,8       Еженед. Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8
6. Акции как эмиссионные ценные бумаги   8,9       Еженед. Собесед. – 8; Участие в практ. занятии – 9
7. Облигации как эмиссионные ценные бумаги   10,11       Еженед. Собесед.– 10;Участие в практ. занятии – 11
8. Профессиональные участники рынка ценных бумаг           Еженед. Собесед. – 11;Участие в практ. занятии – 11
Итого за семестр         Зачет
Всего  

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании дисциплины используются следующие образовательные технологии:

- лекции;

- практические занятия, на которых рассматриваютсяконкретные правовые ситуации (задачи), анализируется практика применения законодательства, в том числе судебная;

- деловые игры, имеющие характер тренинга, путем воспроизведения студентами конкретных правовых ситуаций;

- самостоятельная работа, направленная на усвоение теоретического материала дисциплины, подготовку к семинарским и практическим занятиям, выполнение творческих заданий, подготовку тезисов, статей, разработку электронных презентаций, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний промежуточной аттестации, экзамену;

- тестирование по отдельным темам и разделам дисциплины;

- консультирование студентов по сложным вопросам учебного курса.


 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

 

Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины «Правовое регулирование обращения ценных бумаг». Она способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. В ходе практических занятий вырабатываются необходимые будущему юристу навыки публичных выступлений, логики доказывания, культуры речи.

Кроме того, они являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студента.

 

Планы практических занятий

 

Занятие 1. Понятие и признаки ценных бумаг как объектов гражданских прав

Контрольные вопросы

1. Понятие и правовая природа ценных бумаг.

2. Основные признаки ценных бумаг.

3. Соотношение ценных бумаг с другими объектами гражданских прав.

4. Источники правового регулирования обращения ценных бумаг.

5. История правового регулирования обращения ценных бумаг.

 

Задания.

Письменно выполнить следующие задания.

1. Дать юридическую оценку ситуаций с позиций теории и законодательства о ценных бумагах.

1.1.Карманов приобрел в подарок жене сертификат американской компании «Лунар реал эстейт» на 1 га территории Луны. К сертификату прилагается подробная карта лунного участка с привязкой к местности и копия разрешения Национального аэрокосмического агентства США, выданного фирме «Лунар реал эстейт» на торговлю лунными участками. По расчетам Карманова уже его внуки смогут начать использовать участок или сдавать его в аренду для размещения объектов на Луне.

1.2. Студентюридического ВУЗа Дубов подрабатывал контролером городского трамвайно-троллейбусного управления. Находясь при исполнении служебных обязанностей, он встретил своего бывшего соученика Рябинина, помощника районного прокурора.Дубов попросил Рябинина предъявить билет. Тот пояснил, что после приобретения билета, тут же его съел, т.к. билет оказался счастливым. Пассажиры и кондуктор подтвердили его слова.

Дубов заявил, что трамвайный билет является предъявительской ценной бумагой, т.к. удостоверенное им имущественное право осуществляется только при его предъявлении.Рябинин не нашел возражений и заплатил штраф.

1.3. Дедов решил подарить своему знакомому Константинову 20 лотерейных билетов на день рождения. При себе у Дедова оказались только 10 билетов, но в записной книжке у него были записаны номера всех 20.В присутствии свидетелей он вручил Константинову 10 билетов и листок с номерами остальных, обязавшись передать их в ближайшее время. До тиража Дедов не смог этого сделать, а когда была опубликована таблица с тиражом, оказалось, что на один из оставшихся у него билетов выпал выигрыш – холодильник «Норд». Константинов просил Дедова передать ему билет, однако тот ответил отказом.

2. Подготовить эссе (1,5-2 стр.) на тему «Место ценных бумаг в системе объектов гражданского права», выразив на основе использования современных научных публикаций свое мнение по дискуссионным аспектам правовой природы ценных бумаг.

 

Варианты контрольных работ

Вариант 1

1. Проследите эволюцию понятия ценной бумаги в российском гражданском законодательстве и теории гражданского права. Отметьте, как менялись представления о правовой природе ценных бумаг.

2. Подготовьте макет таблицы «Виды ценных бумаг», включающий в себя следующие столбцы: А. Наименование и понятие анализируемой ценной бумаги; Б. Источники правового регулирования; В. Вид ценной бумаги в зависимости от формы существования; Г. Вид ценной бумаги в зависимости от способа легитимации управомоченного субъекта; Д. Вид ценной бумаги в зависимости от способа введения в оборот; Е. Вид ценной бумаги в зависимости от характера закрепленных в ней прав; Ж. Вид ценной бумаги в зависимости от ее хозяйственного назначения; З. Субъекты отношений, возникающих по поводу обращения данной ценной бумаги; И. С какими гражданско-правовыми договорами связана соответствующая ценная бумага; К. Классификации ценных бумаг рассматриваемой категории; Л. Иные юридически значимые характеристики (если есть). Выберите любые три документарные ценных бумаги изаполните таблицу.

3. У Осколова вместе с другими вещами были похищены облигации государственного займа. Однако у него сохранилась запись их номеров и серий, которые он предъявил в милиции. Кроме того, он обратился в некоторые отделения сбербанка с просьбой не выдавать выигрыши на указанные облигации. Через 2 года после очередного тиража в одно из отделений Сбербанка обратилась Томилина. Она предъявила облигацию, которая, судя по номеру и серии, была похищена у Осколова. На эту облигацию выпал крупный выигрыш. Выплата выигрыша была задержана, а Осколов предъявил иск к Томилиной об истребовании облигации. В судебном заседании Томилина пояснила, что получила облигацию по наследству от брата вместе с другим его имуществом, и, насколько ей известно, эта облигация была подарена брату на день рождения его близким другом.

 

Вариант 2

1. Сравните по нескольким критериям чековое и вексельное обращение. Отразите результаты сравнительного анализа в таблице.

2. Раскройте правовой режим биржи.

3. Предприниматель Бобков, имеющий свободные денежные средства, решил вложить их в паевой инвестиционный фонд «Державный». Через агента управляющего фондом он приобрел инвестиционные паи фонда на общую сумму 100 тыс. руб. Агент пояснил Бобкову, что в соответствии с Типовыми правилами открытого паевого инвестиционного фонда, утвержденными постановлением ФКЦБ от 12 октября 1995 г., инвестиционный пай — это именная ценная бумага, удостоверяющая право владельца этой бумаги требовать от управляющего фондом выкупа принадлежащего Бобкову инвестиционного пая. Указанные Типовые правила предусматривают, что внесение денежных средств в оплату инвестиционных паев означает заключение между инвестором и управляющим фондом договора доверительного управления этими денежными средствами.

Через несколько месяцев Бобков, испытывая нехватку денежных средств, потребовал от управляющего фондом выкупа имеющихся у него инвестиционных паев. Последний отказался выкупать у Бобкова инвестиционные паи, ссылаясь на то, что в настоящее время из-за падения курса акций, приобретенных на средства фонда, он не располагает необходимыми денежными средствами. Однако расчеты с Бобковым будут произведены, как только стабилизируется рынок ценных бумаг и курс приобретенных фондом акций возрастет.

Бобков обратился в суд с иском к управляющему фондом о возврате 100 тыс. руб.

Каким законодательством должен руководствоваться суд при вынесении решения? Какое решение должен вынести суд?

 

Вариант 3

1. Охарактеризуйте и соотнесите деятельность по ведению реестра ценных бумаг и депозитарную деятельность..

2. Подготовьте макет таблицы «Виды ценных бумаг» в соответствии с указаниями, изложенными во втором задании первого варианта. Отразите в таблице характеристику товарно-распорядительных ценных бумаг.

3. Гражданин Никаноров передал в аренду гражданке Лапиной имевшиеся у него десять акций открытого акционерного общества. Лапина пришла на очередное годовое собрание общества, была допущена к участию в нем, голосовала по всем вопросам повестки дня, получила дивиденды и в тот же день истратила их на свои нужды. Когда Никаноров потребовал передать полученные дивиденды ему, Лапина отказалась сделать это, сославшись на то, что доходы от использования арендованного имущества должны принадлежать арендатору, даже если об этом ничего не сказано в договоре. Никаноров обратился в суд.

Какое решение должен вынести суд? Изменится ли решение, если в аренду были переданы не акции, а векселя? Возможен ли заем акций?

 

Вариант 4

1. Подготовьте обзор научных публикаций за последние три года по теме «Проблемы правового регулирования акций».

2. Подготовьте макет таблицы «Виды ценных бумаг» в соответствии с указаниями, изложенными во втором задании первого варианта. Отразите в таблице характеристику трех инвестиционных ценных бумаг.

3. Сухогруз «Коралл» после трансатлантического перехода встал под разгрузку в одном из российских портов. Дубов служил на сухогрузе в должности суперкарго (занимался выдачей груза).

К нему подошел мужчина, предоставил ему договор о продаже ему отправителем данного груза, перевозимого на «Коралле», указал на то, что он числится в судовых документах получателем груза, и потребовал его выдачи. Дубов отказал в выдаче на том основании, что при погрузке на груз был выписан коносамент, поэтому груз будет выдан только его предъявителю, надлежащим образом легитимированному в качестве держателя этой ценной бумаги..

Мужчина привел тогда прибывшего на самолете из Америки отправителя груза, который а) заявил, что лично он отправлял груз данному получателю; б) заявил, что он отказывается от оформления перевозки коносаментом, о чем составил все необходимые документы; в) поинтересовался, на каком основании нарушается право собственности получателя. Также напомнил Дубову о роли перевозчика в договоре и сфере частного права. Дубов выдал груз, а через несколько часов явился человек и предъявил коносамент на получение того же груза.

Дайте юридическую оценку ситуации.

 

Вариант 5

1. Подготовьте обзор научных публикаций за последние три года по теме «Проблемы правового регулирования облигационных отношений».

2. Подготовьте макет таблицы «Виды ценных бумаг» в соответствии с указаниями, изложенными во втором задании первого варианта. Отразите в таблице характеристику ипотечных ценных бумаг.

3. Дайте юридическую оценку ситуации с позиций принципов гражданско-правового регулирования и специальных норм о ценных бумагах и вексельном обращении.

Карел Чапек написал следующий юмористический рассказ.

Если Вы выдали вексель и должны платить по нему к определенному сроку, а денег нет, еще не все потеряно. Если у Вас есть хотя бы маленькая собачка, перестаньте ее кормить за неделю до срока. Вместо корма, ежедневно окунайте в бульон четвертушку розовой бумаги, держите ее на уровне груди и добивайтесь, чтобы собачка сама достала до этого лакомства.

В назначенный день заявите векселедержателю о готовности к платежу и попросите предъявить вексель. Векселедатель протягивает розовый бланк, собачка прыгает и проглатывает вексель. После этого Вы говорите, что готовы оплатить вексель немедленно после его предъявления и провожаете кредитора.

 

Вариант 6

 

1. Охарактеризуйте порядок восстановления прав по утраченным ценным бумагам различных категорий.

2. Подготовьте макет таблицы «Виды ценных бумаг» в соответствии с указаниями, изложенными во втором задании первого варианта. Отразите в таблице характеристику трех эмиссионных ценных бумаг.

3. Гражданин Васин, уезжая в заграничную командировку, поместил на товарный склад организации «Спецхран» принадлежащие ему ювелирные изделия, картины и антикварные предметы мебели. При оформлении складских документов представитель хранителя попросил Васина указать его предполагаемое место жительства за границей. Именно этот адрес и был вписан в двойное складское свидетельство.

Во время пребывания за границей Васин обратился в представительство российского коммерческого банка с просьбой предоставить ему ссуду под залог двойного складского свидетельства. Договор был заключен, и свидетельство было передано банку. Васин не смог возвратить ссуду в срок, в связи с чем банк предъявил в организацию «Спецхран» двойное складское свидетельство и договор залога двойного складского свидетельства. Представитель организации «Спецхран» отказал в выдаче товаров, пояснив, что, по его мнению, была допущена ошибка при выписке складских документов. Кроме того, на двойном складском свидетельстве отсутствует передаточная надпись.

Банк поручил юрисконсульту подготовить документы для предъявления иска.

Какие аргументы могут быть приведены в исковом заявлении и как должен быть решен возникший спор?

 

Вариант 7

 

1. Подготовьте обзор научных публикаций за последние три года по теме «Проблемы правового регулирования договора складского хранения в контексте выдачи и обращения складских документов».

2. Охарактеризуйте по самостоятельно составленному плану трех профессиональных участников рынка ценных бумаг. Результаты характеристики отразите в таблице, включающей пункты плана в качестве вертикальных столбцов.

3. Дайте юридическую оценку ситуации с позиций законодательства и теории о ценных бумагах.

Студент юридического ВУЗа Дубов подрабатывал контролером городского трамвайно-троллейбусного управления. Находясь при исполнении служебных обязанностей, он встретил своего бывшего соученика Рябинина, помощника районного прокурора. Дубов попросил Рябинина предъявить билет. Тот пояснил, что после приобретения билета, тут же его съел, т.к. билет оказался счастливым. Пассажиры и кондуктор подтвердили его слова.

Дубов заявил, что трамвайный билет является предъявительской ценной бумагой, т.к. удостоверенное им имущественное право осуществляется только при его предъявлении. Рябинин не нашел возражений и заплатил штраф.


6.4. Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие и признаки ценной бумаги как объекта гражданского права.

2. Классификация ценных бумаг.

3. Понятие и общая характеристика документарных ценных бумаг.

4. Переход прав, удостоверенных документарными ценными бумагами.

5. Возражения по документарной ценной бумаге.

6. Ответственность за действительность прав, удостоверенных документарной ценной бумагой.

7. Особенности истребования документарных ценных бумаг от добросовестного приобретателя.

8. Восстановление прав по документарной ценной бумаге.

9. Понятие и общая характеристика бездокументарных ценных бумаг.

10. Переход прав по бездокументарной ценной бумаге.

11. Защита нарушенных прав правообладателя в случае неправомерного списания со счета бездокументарных ценных бумаг или утраты учетных записей удостоверяющих права на бездокументарные ценные бумаги.

12. Легитимация управомоченного на ценную бумагу лица.

13. Источники правового регулирования обращения ценных бумаг.

14. Понятие и признаки эмиссионных ценных бумаг.

15. Понятие и виды акций.

16. Права акционеров, удостоверяемые акцией и их реализация.

17. Облигация как ценная бумага.

18. Виды облигаций с обеспечением.

19. Правовое регулирование чеков.

20. Вексель как ценная бумага.

21. Вексельное обращение.

22. Складские свидетельства.

23. Государственные и муниципальные ценные бумаги.

24. Депозитные (сберегательные) ценные бумаги.

25. Закладная как ценная бумага.

26. Коносамент как ценная бумага.

27. Ипотечные ценные бумаги.

28. Жилищные сертификаты как ценные бумаги.

29. Инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда как ценная бумага.

30. Понятие и этапы эмиссии ценных бумаг.

31. Проспект ценных бумаг: понятие, содержание, подготовка и государственная регистрация.

32. Обращение эмиссионных ценных бумаг.

33. Особенности эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

34. Общегражданские сделки с ценными бумагами.

35. Завещание и наследование ценных бумаг.

36. Правовое положение биржи.

37. Профессиональные участники рынка ценных бумаг: виды, общая характеристика.

38. Правовое регулирование деятельности по ведению реестра.

39. Правовое регулирование депозитарной деятельности.

40. Правовое регулирование брокерской деятельности.

41. Правовое регулирование дилерской деятельности.

42. Номинальные держатели ценных бумаг.

43. Трансфер-агенты.

44. Правовое регулирование клиринговой деятельности.

45. Переход прав на эмиссионные ценные бумаги и по эмиссионным ценным бумагам.

46. Особенности заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью с ценными бумагами.

47. Доверительное управление ценными бумагами.

48. Ответственность за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг.

49. Защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг.

50. Ответственность за нарушение законодательства на рынке ценных бумаг.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Литература

Основная литература

Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. Гражданское право России. Общая часть. Учебник. М.: Юрайт, 2015. 388 с.

Белов В.А. Гражданское право. Общая часть. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 622 с.

Гражданское право: Учебник в 3-х томах. Том 1. / Под ред. В.П. Мозолина, М.: Проспект, 2016. 816 с.

Гражданское право: Учебник. В 3 томах. Том 2. /Под ред. А.П. Сергеева,М.: Велби, 2014. 880 с.

Гражданское право: Учебник. В 3 томах. Том 1. /Под ред. С.Н. Степанова, М.:Проспект, 2016. 704 с.

Селивановский С.С. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. 2014. 582 с.

 

Дополнительнаялитература

Абражевич А. Конфликт интересов брокера и клиента на фондовом рынке: недостатки правового регулирования // Хозяйство и право. 2010. № 6. С. 42-47.

Абрамова Е. Бездокументарная форма ценной бумаги.// Хозяйство и право. 2015. № 5. С. 102-116.

Абрамова Е. Правовая природа облигации // Хозяйство и право. 2009. № 7. С. 95-99.

Агарков М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. М., Изд-во «Волтерс Клувер»,2005. 336 с.

Агарков М.М. Ценные бумаги на предъявителя. М., 1926.

Бондаревская М. Депозитарная расписка: понятие, виды и особенности правовой природы.// Хозяйство и право. 2014. № 3. С.114-125.

Бондаревская М. Проспект ценных бумаг: особенности гражданско-правовой квалификации // Хозяйство и право. 2014. № 7. С. 89-99.

Выговский А. Унификация материально-правовых норм в рамках Конвенции УНИДРУА о ценных бумагах 2009 года // Хозяйство и право. 2010. № 3. С. 112-116.

Галкова Е. Особенности размещения эмиссионных ценных бумаг: сравнительно-правовой аспект. // Хозяйство и право. 2014. № 2. С. 94-108.

Гражданское право. Часть первая: практикум. Екатеринбург. Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2009. 300 с.

Егоров А. Залог корпоративных прав и ценных бумаг.// Хозяйство и право. 2015. № 4. С. 29-45.

Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Судебная практика и официальные разъяснения. Издатель – Тихомиров М.Ю. 2016. 63 с.

Мальцева Ю. Система договоров на рынке ценных бумаг // Хозяйство и право. 2011. № 12. С.82-85.

Мальцева Ю. Типология договоров на рынке ценных бумаг // Хозяйство и право. 2011. № 5. С. 77-85.

Мухамедшин Т. Современные механизмы раскрытия и предоставления информации на рынке ценных бумаг // Хозяйство и право. 2012. № 1. С. 34-41.

Нерсесов Н.О. О бумагах на предъявителя с точки зрения гражданского права // Избранные труды по представительству и ценным бумагам в гражданском праве.(Серия «Классика российской цивилистики») М.: Статут, 2000,286с.

Новоселова Л. Облигация – ценная бумага или договор займа? // Хозяйство и право. 2011. №10. С.18-26.

Постатейный комментарий к ГК РФ. Часть 1. Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010. 815 с.

Решетина Е.Н. Понятие ценной бумаги в Российской Федерации и понятие корпоративной эмиссионной ценной бумаги // Юрист. 2013. № 18. С. 39 - 46

Рогалева М. Компенсация ущерба, причиненного инвесторам на рынке ценных бумаг, в случае невозможности исполнения решения суда. // Хозяйство и право. 2011. № 2. С.53-60.

Селивановский А. Защита прав инвесторов на фондовом рынке: современные вызовы. // Хозяйство и право. 2014. № 7. С.66-89.

Селивановский А., Сенок Г. Ценные бумаги в Гражданском кодкексе РФ: изменения правового регулирования.// Хозяйство и право. 2014. № 10. С.20-37, № 11. С. 3-19.

Суслов Р. Сходство и различие в правовом регулировании коносамента по российскому и английскому праву.// Хозяйство и право. 2015. № 12. С. 108-120.

Цитович П.П. Курс вексельного права. (Серия «Классика российской цивилистики»). М., Изд-во «Статут».2005.

Шевченко Г.Н. Правовое регулирование ценных бумаг. М.: Изд-во «Статут». 2005. 254 с.

Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М, Изд-во «Спарк» 1994.

Янукян М. Г. Практикум по рынку ценных бумаг. «Питер Пресс», 2007. 193 с.

Ясус М. О необходимости установления специальной ответственности за нарушение законодательства о ценных бумагах // Хозяйство и право. 2011. № 5. С. 70-76.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Учебные аудитории, оборудованные в соответствии с санитарно-техническими требованиями для проведения групповых форм работы; оргтехника для тиражирования материалов для слушателей.

В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются мультимедийные средства, кинофильмы и иные электронные ресурсы, необходимые для качественного обеспечения современного образовательного процесса.


 

 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Правовое регулирование обращения ценных бумаг»

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель курса ‒ углубленное освоение студентами понятийного и категориального аппарата комплексного, в первую очередь, гражданско-правового института обращения ценных бумаг; приобретение теоретических и практических навыковпо вопросам правового регулирования возникновения, изменения и пр


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.206 с.