Тема 1. Экологические системы как объект правового регулирования — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 1. Экологические системы как объект правового регулирования

2018-01-13 942
Тема 1. Экологические системы как объект правового регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса – формирование у студентов общего представления
об экологическом законодательстве, обеспечение их квалифицированной теоретической и практической эколого-правовой подготовки.

Воспитательная роль данной учебной дисциплины определяется тем, что она направлена на формирование у студентов правовой культуры, экологического сознания и экологического мировоззрения, а также активной жизненной позиции и уважения к правам других участников правоотношений, укреплению нравственных позиций.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

Данная учебная дисциплина входит в вариативную часть дисциплин
по выбору профильного модуля (Б1.В.ДВ.2) по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля «Правоведение
и правоохранительная деятельность».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Теория государства и права»:

Знания: основной понятийный аппарат юриспруденции, юридическую терминологию, основные структуры институтов государства и права.

Умения: четко представлять систему права, правотворчество и действие нормативных правовых актов; формулировать соответствующие теоретические положения (например, понятия государства и права, нормы права и т.д.) в виде развернутого определения; раскрывать основные признаки, значения и роль различных государственно-правовых явлений; доказывать теоретические тезисы (положения).

Владения: аналитическими навыками работы с нормативными актами; навыками толкования нормативно-правовых актов; навыками юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства; навыками ориентироваться в действующем законодательстве.

2.2. Из курса «Социология»:

Знания: особенности функционирования и развития социальных процессов и явлений основных сфер (подсистем) жизнедеятельности общества – экономической, политической, социальной, духовной.

Умения: анализировать и критически оценивать тенденции, противоречия и проблемы различных сфер жизнедеятельности общества, потребности различных социальных групп в той или иной сфере общественной жизни.

Владения: социологическими методами изученияразличных сфер жизнедеятельности общества.

2.3. Из курса «Концепции современного естествознания»:

Знания: основные физические явления и основные законы физики; границы их применимости, применение законов в важнейших практических приложениях.

Умения: объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий.

2.4. Из курса «Экология»:

Знания: закономерности взаимодействия организмов со средой обитания; принципы функционирования и свойства биосферы как среды обитания человека; экологические принципы природопользования, способы защиты окружающей среды и нормирование качества окружающей среды; экологические проблемы и пути их преодоления.

Умения: оценивать экологические последствия деятельности человека, в том числе в профессиональной области; использовать принципы охраны природы и рационального природопользования в бытовых, производственных и социальных ситуациях.

2.5. Из курса «Правоохранительные органы»:

Знания: принципы организации и деятельности правоохранительных органов Российской Федерации; правовое регулирование структуры
и деятельности правоохранительных органов; структуру, задачи и компетенцию правоохранительных органов Российской Федерации.

Умения: анализировать нормы Конституции РФ, законов, подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих организацию
и функционирование правоохранительных органов.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

Международное право.

Земельное право.

Лесное право.

Гражданское право.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Экологическое право» является неотъемлемой для изучения последующих правовых дисциплин учебного плана.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные, общепрофессиональные и профильно-специализированные компетенции, соотнесенными с общими целями ОП ВО:

общекультурные компетенции:

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

- способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7).

общепрофессиональные компетенции:

– владением системой эвристических методов и приемов (ОПК-10).

профессиональные специализированные компетенции:

- готовностью участвовать в разработке нормативных актов
в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПСК-1);

- готовностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПСК-2);

- готовностью соблюдать и защищать права и свободы человека
и гражданина (ПСК-5);

- способностью толковать различные правовые нормы (ПСК-9);

- готовностью участвовать в разработке нормативно-правовых
и локальных нормативных актов, реализуемых в правоприменительной деятельности (ПСК-11).

Знать:

- законодательство РФ и основы международного законодательства
в области экологического права;

- общие положения и принципы экологического права;

- основные права и обязанности субъектов экологического права.

Уметь:

- толковать и применять законы и другие нормативно-правовые акты
в области охраны окружающей среды и природопользования;

- анализировать и оценивать ситуации в области природопользования
и охраны окружающей среды для поиска и применения необходимой правовой нормы;

- исследовать состав экологического правонарушения, понимать цели
и значение наказания;

- определять правовой статус предприятия и его экологическую правоспособность.

Владеть:

-аналитическими навыками работы с нормативными актами, предварительно изучив их структуру и типологию;

-навыками толкования нормативно-правовых актов;

-навыками юридически грамотно квалифицировать факты
и обстоятельства, возникающие в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

- навыками ориентироваться в экологическом законодательстве.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы,
144 часа. Из них:

34 часа – аудиторная нагрузка,

110 часов – самостоятельная работа студентов.

 

 

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Очная форма обучения Заочная форма обучения с полным сроком
Семестр   5-6
Общая трудоемкость дисциплины 4 (144)
Аудиторные занятия    
лекции    
практические занятия    
семинарские занятия - -
лабораторные работы - -
другие виды аудиторных занятий - -
Самостоятельная работа    
изучение теоретического курса    
контрольная работа -  
домашние задания   -
подготовка к экзамену    
Вид промежуточного контроля экзамен экзамен

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Экологические системы как объект правового регулирования   1,2       Еженед. Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 2; Входной контроль – 2.
2. Правовые формы использования природных ресурсов   3,4       Еженед. Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4.
3. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования   5,6       Еженед. Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6.
4. Ответственность за экологические правонарушения   7,8       Еженед. Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8.
5. Правовой режим использования и охраны земель и недр   9,10       Еженед. Собесед. – 9; Участие в практ. занятии – 10.
6. Правовой режим использования и охраны вод   11,12       Еженед. Собесед. – 11; Участие в практ. занятии – 12.
7. Правовой режим использования и охраны лесов и животного мира   13,14       Еженед. Собесед. – 13; Участие в практ. занятии – 14.
8. Правовой режим особо охраняемых территорий   15,16       Еженед. Собесед. – 15; Участие в практ. занятии – 16.
9. Правовой режим охраны атмосферного воздуха. Международно-правовая охрана окружающей природной среды       -   Еженед. Собесед. – 17.
10. Подготовка к экзамену   18-19 - -      
Всего за курс         Экзамен
 

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных
и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм)
в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых
в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины «Экологическое право». Она способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях
и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. В ходе практических занятий вырабатываются необходимые будущему юристу навыки публичных выступлений, логики доказывания, культуры речи.

Кроме того, они являются средством контроля преподавателей
за самостоятельной работой студента.

 

Занятие № 1. Понятие, предмет и система экологического права

Вопросы для подготовки:

1. Экологическое право как отрасль права Российской Федерации, соотношение с другими отраслями права.

2. Понятие, предмет и метод экологического права. Система экологического права.

3. Основные принципы экологического права.

4. Понятие экологических правоотношений, их виды.

5. Субъекты экологических правоотношений. Объекты экологических правоотношений.

6. Источники экологического права: понятие и структура.

Задания:

1. Составьте список примеров по международным и региональным источникам экологического права (выбираете один из регионов Российской Федерации).

2. Заполните таблицу, используя Федеральный закон от 10.01.2002
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

Компетенция федеральных органов государственной власти Компетенция региональных органов государственной власти Компетенция органов местного самоуправления
     

Задачи:

1. Гражданин Кротов незаконно занимался отстрелом диких лисиц в лесу.

Как следует квалифицировать его действия? Что изменится, если данный гражданин предпримет попытку убить дикого зверька в городском зоопарке или искусственно выращенную лисицу на звероферме? Каковы признаки объекта экологического правоотношения?

2. В процессе производства уголовного дела, субъектом которого являлся инженер завода, встал вопрос о квалификации преступления: загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельно допустимой концентрации – как нарушение правил охраны окружающей среды или как нарушение правил охраны труда?

Дайте ответ на поставленный вопрос. Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, воды и почва будут охраняться с помощью законодательства об охране окружающей среды?

3. Орган законодательной власти субъекта РФ представил эксперту для заключения проект областного закона «Об охране окружающей среды
и природопользовании». В заключении эксперта среди прочих замечаний было следующее: областной закон не может устанавливать принципы охраны окружающей среды и природопользования, так как принципы могут устанавливаться только федеральными законами.

Прав ли эксперт?

Темы докладов:

1. Природа как объект правового регулирования. Этапы взаимодействия природы и общества.

2. Основные формы взаимодействия природы и общества на современном этапе.

 

 

Занятие № 2. Правовые формы использования природных ресурсов

Вопросы для подготовки:

1. Право собственности на природные объекты и ресурсы.

2. Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы.

3. Основания возникновения и прекращения права собственности
на природные ресурсы.

4. Содержание права собственности на природные ресурсы.

5. Право природопользования: понятие, содержание и виды.

Задание:

Составьте таблицу по экологическим правам и обязанностям физических лиц и общественных организаций:

 

  Граждане Общественные организации
Права    
Обязанности    

Задачи:

1. В соответствии с решением органа Беловского района все природные объекты и ресурсы в границах муниципального образования объявлены исключительной собственностью этого образования.

Глава Дубинского района своим постановлением изъял 1,5 га земли, принадлежащей на праве частной собственности фермеру Соловьеву, под строительство больницы.

В свою очередь глава администрации Красновского района своим постановлением потребовал от фермеров и руководителей коллективных хозяйств ограничить посадку картофеля ввиду того, что в прошлом году не удалось реализовать весь выращенный урожай.

Оцените законность решений названных органов, сославшись на закон.

2. Дорожно-транспортное управление (ДРСУ) заключило с фермером Цаплиным договор на аренду 3 га земли для добычи гравия. При этом арендатор обязался выплачивать фермеру 10 тысяч рублей в год за каждый гектар земли и, кроме того, возвести для фермы надворные сооружения.

Скажите, все ли требования закона соблюдены?

3. В ходе проверки работники комитета по земельным ресурсам
и землеустройству установили, что некоторые фермеры неэффективно используют выделенные им земли, а отдельные участки не засевают
по несколько лет. Более того, они применяют методы обработки земли, приводящие к потере ее плодородия.

Поясните, какие меры воздействия могут быть применены в отношении подобных фермеров? При ответе сошлитесь на закон.

4. Областная администрация выдала лицензию иностранной фирме сроком на 10 лет на разработку месторождения железных руд и сдала в аренду 40 га земли. При этом согласно договору 30% прибыли будет поступать
в бюджет области, а 70% − фирме.

Ответьте, вправе ли областная администрация заключать подобные договоры с иностранными фирмами?

5. Своим решением сельский представительный орган установил пошлину (сборы) за собранные в лесу ягоды, березовый сок, лечебные травы
и грибы. При неуплате пошлины, составляющей 30% рыночной стоимости собранного, предусматривается взимание штрафа в размере трехкратной рыночной стоимости собранного.

Прокомментируйте это решение с позиций соответствия его закону.

Темы докладов:

1. Понятие правового механизма охраны окружающей среды.

2. Понятие экономического механизма охраны окружающей среды.

Занятие № 3. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования

Вопросы для подготовки:

1. Понятие и система органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

2. Государственный учет в сфере охраны окружающей среды.

3. Природоохранное нормирование и экологическая стандартизация.

4. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.

5. Экологическое лицензирование.

6. Экологический мониторинг.

7. Экологические общественные объединения и организации: понятие, порядок создания.

Задание:

Составьте схему органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования, определяя их основные полномочия.

Задачи:

1. В Уставе Муниципального образования город «Полевской», утвержденном Городской Думой, был зафиксирован ряд полномочий органа местного самоуправления в области охраны окружающей среды, в том числе:

- принятие нормативных правовых актов в области регулирования экологических отношений;

- осуществление экологического планирования;

- проведение экологического мониторинга;

- проведение экологической экспертизы;

- осуществление экологического надзора.

Дайте анализ принятого решения с точки зрения экологического законодательства.

2. В юридическую консультацию обратилась группа граждан, желающих создать общественную экологическую организацию.

Дайте обоснованный ответ о организационно-правовой форме и порядке создания общественных экологических организаций, а также о том, каковы их задачи и полномочия.

3. В результате выброса в атмосферный воздух вредных веществ предприятием «Химволокно» ряд жителей ближайшего микрорайона получили отравления.

Назовите предусмотренные действующим законодательством гарантии прав граждан на благоприятную окружающую среду.

4. Постановлением Правительства субъекта РФ в связи с ухудшением экологической обстановки были изменены нормативы ПДК вредных веществ.

Дайте оценку ситуации. Какие органы, и в каком порядке вправе устанавливать нормативы качества окружающей среды.

Темы докладов:

1. Экологическое лицензирование.

2. Экологическое страхование.

 

Занятие № 4. Ответственность за экологические правонарушения

Вопросы для подготовки:

1. Понятие и виды экологических правонарушений.

2. Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения.

3. Административная ответственность за экологические правонарушения.

4. Уголовная ответственность за экологические преступления.

5. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.

Задание:

Заполните таблицу по соотношению экологических преступлений
и административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды
и природопользования, пользуясь главой 26 Уголовного кодекса РФ и главой
8 Кодекса об административных правонарушениях РФ:

Экологическое преступление Меры ответственности по данной статье Уголовного кодекса Соответствующие данному экологическому преступлению правонарушения из КоАП Меры ответственности по данной статье КоАП
       
       

Задачи:

1. ДРСУ государственного предприятия «Свердловскавтодор» в течение ряда лет загрязняло водные источники, водопроводные коммуникации и рельеф местности неочищенными и необезвреженными отходами производства. Вредные вещества, просочившись через грунт, загрязнили артезианскую скважину – источник водоснабжения близлежащего садоводческого товарищества «Сказка». В результате погибли плодово-ягодные насаждения, повреждены до степени прекращения роста 24 березы, нанесен ущерб водопроводным коммуникациям. Прокурор поставил вопрос о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности и предъявил иск
о взыскании 5 млн. руб. за ущерб, причиненный имуществу садоводов.

Решите дело.

2. Председатель Кемеровского областного собрания направил
в Конституционный Суд материалы, свидетельствующие о тяжелой экологической обстановке, о росте заболеваемости населения от загрязнения окружающей среды. На этом основании предлагалось объявить город и область зоной экологического бедствия и оказать необходимую помощь для оздоровления экологической среды.

Каковы признаки зоны экологического бедствия в отличие от других видов зон экологического риска?

Каков порядок объявления территории зоной экологического бедствия?

В чем состоят первоочередные меры, вытекающие из статуса зоны экологического бедствия?

3. При попытке сброса мусора на территории городского леса был задержан гражданин Сидоров. В ходе разбирательства выяснилось, что гражданин неоднократно сбрасывал мусор и иные бытовые отходы
на территории данного лесного массива. По данному факту было возбуждено административное производство.

Определить виды и меры ответственности за данное правонарушение.

4. В результате прокурорской проверки деятельности различных организаций и граждан на территории городского поселения выяснилось:

1) на трех предприятиях не соблюдаются требования по учету выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ;

2) химический завод по производству серной кислоты введен
в эксплуатацию при наличии 40 % мощности очистных сооружений;

3) индивидуальный предприниматель осуществляет строительство автозаправочной станции при отсутствии заключения государственной экологической экспертизы;

4) несколько граждан, являющихся собственниками земельных участков
в садоводческом товариществе, обустроили скважины на глубину
до 35 м и осуществляют их эксплуатацию для добычи минеральной воды, обладающей лечебными свойствами.

Дать правовую оценку данным ситуациям.

5. Нефтехимическое предприятие и обувная фабрика обратились
в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ с заявлением
о выборе земельного участка для расширения производства. Представителям предприятий было заявлено, что им необходимо пройти процедуру оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Назовите условия и порядок проведения ОВОС.

Темы докладов:

1. Правовой режим зон экологического бедствия и зон чрезвычайных ситуаций

2. Правовое регулирование отходов производства и потребления.

Занятие № 5. Правовой режим использования и охраны земель и недр

Вопросы для подготовки:

1. Земля как объект использования и охраны. Понятие и состав земельного фонда России.

2. Право собственности и другие права на землю.

3. Правовые меры охраны земель от загрязнения, истощения
и нерационального использования.

4. Недра как объект использования и охраны. Право пользования недрами
и его виды.

5. Ответственность за нарушение земельного законодательства
и законодательства о недрах.

Задания:

1. Заполните таблицу по правам, обязанностям и ответственности пользователей земли и недр.

2. Составьте схему, раскрывающую порядок приобретения права пользования недрами.

Задачи:

1. На военном аэродроме Чкаловский на протяжении 10 лет происходил сброс оставшегося керосина из баков военно-воздушных судов непосредственно в местах стоянки, впоследствии чего 1000 т топлива попали
в почву. При проведении строительных работ на территории поселка Бахчиванджи, расположенного рядом с аэродромом из почвы было откачано 100 т застоявшегося керосина.

Как можно квалифицировать данную ситуацию?

2. Руководитель районной администрации своим постановлением санкционировал отвод земельного участка, находящегося в водоохраной зоне реки Клязьма, под строительство многоэтажного дома.

Как следует квалифицировать данное деяние?

3. При проведении на землях совхоза «Рассвет» предпосевной обработки почвы с добавлением в неё агрохимикатов работник совхоза Николаев намеренно изменил состав оросительной смеси будучи уверенным в улучшении её воздействия на почву. В результате вся территория, на которой применялась эта смесь, была отравлена.

По заключению экспертизы, в течение ближайших трёх лет на данной территории посадки осуществлять невозможно.

К какой ответственности будет привлекаться Николаев?

4. Горнодобывающее предприятие ООО «Каскад», осуществляя добычу полезных ископаемых, систематически загрязняло подземные воды.

К какой ответственности могут быть привлечены нарушители?

5. Акционерное общество «Полином» самовольно захватило часть территории площадью 2 га, принадлежащей фермеру Петрову. На этой территории была проведена мелиорация земель и снесено несколько строений.

Петров обратился в суд с просьбой обязать «Полином» вернуть 2 га земли, самовольно занятых ответчиком 2 года назад, и возместить убытки.

Как решение должен принять суд?

Темы докладов:

1. Государственная система лицензирования недропользования.

2. Правовой режим использования минеральных ресурсов морского дна.

Занятие № 6. Правовой режим использования и охраны вод

Вопросы для подготовки:

1. Воды как объект использования и охраны.

2. Право водопользования и его виды.

3. Особенности государственного управления водопользованием: понятие, система органов и их компетенция.

4. Ответственность за нарушение водного законодательства.

Задания:

1. Заполните таблицу по нормативам в области охраны окружающей среды:

Вид норматива Содержание норматива
   

2. Составьте схему, раскрывающую порядок получения гражданами Российской Федерации информации о состоянии окружающей среды, обозначая органы власти, в которые необходимо обращаться, и виды информации, которые можно получить.

Задачи:

1. При проверке деятельности акционерного общества органами охраны окружающей среды было установлено, что данное общество систематически осуществляет сброс сточных вод в водоём. При этом содержание загрязняющих веществ в сточных водах превышает установленные нормативы предельно допустимого их содержания.

Какие меры юридической ответственности могут быть применимы
к акционерному обществу?

2. Без соответствующего оформления права водопользования завод «Капитал» забрал из реки Урал большое количество воды, что провело
к обмелению реки и уменьшению её рыбных запасов. Последнее отрицательно сказалось на хозяйственной деятельности ряда фермерских хозяйств, использующих воду из реки для полива и в качестве питьевой. Фермеры обратились с исками в суд.

В роли судьи примите решение по существу.

3. В комитет природных ресурсов поступили сведения о том, что строительная организация без согласования с органами санитарно-эпидемиологического надзора вблизи реки Исеть, т.е. в зоне водозабора, оборудовало склад строительных материалов (песок, кирпич и т.д.), которые
с водостоками проникала в реку. Председатель комитета вынес предписание,
в котором поставил вопрос о незамедлительной ликвидации названного склада и вывозе строительных материалов. Однако это предписание исполнено
не было.

Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять председателю комитета для выполнения предписания?

4. В территориальных водах Норвегии ввиду износа нефтеперевозящего танкера «Egle» водоизмещением более 2000 т, принадлежащего на правах собственности капитану – гражданину Латвии, произошла аварийная утечка нефти. Судно не было застраховано и не имело иного финансового обеспечения.

Какой международный договор устанавливает ответственность
за разлив нефти? Кто отвечает за ущерб, причиненный утечкой нефти?

5. Работник лаборатории концерна «Медицина» по неосторожности допустил утечку токсина в местный водоём, и никаких мер не было принято, распространилась эпидемия кишечного заболевания.

Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством за подобные деяния?

Темы докладов:

1. Правовая охрана вод от истощения и загрязнения.

2. Международно-правовая охрана океанов.

Занятие № 7. Правовой режим использования и охраны лесов

И животного мира

Вопросы для подготовки:

1. Лес как объект использования и охраны.

2. Право собственности на лесной фонд и право собственности на леса.

3. Право лесопользования и его виды.

4. Животный мир как объект использования и охраны.

5. Право собственности и право пользования на объекты животного мира.

6. Ответственность за нарушения лесного законодательства
и законодательства об охране и использовании животного мира.

Задания:

1. Заполните таблицу по сравнительной характеристике Красной книги Российской Федерации и Красной книги Свердловской области:

  Красная книга РФ Красная книга Свердловской области
Редкие животные    
Исчезающие животные    
Редкие растения    
Исчезающие растения    

2. Составьте схему предоставления лесного участка по разным основаниям, определяя сроки, условия и категории лиц, которым
он предоставляется:

- Договор аренды

- Постоянное бессрочное пользование

- Безвозмездное пользование.

3. Составьте перечень защитных и особо защитных лесных участков

Задачи:

1. Строительная фирма «Икар» без разрешительной документации совершила отсыпку строительного мусора на территории лесопарка «Соколовский», повредив до состояния прекращения роста 71 дерево
и 46 кустарников.

Как следует квалифицировать данное правонарушение?

2. Гражданин Рокотов в мае 2015 г. въехал на территорию сосновых лесопосадок на автомобиле, где вымыл его и натёр полировальным средством. Затем он поджёг тряпки, которыми производил полировку, а также мусор
из багажника автомобиля, и, не дождавшись, пока костёр догорит, стал выезжать из лесопосадок, но был остановлен сотрудниками полиции.

Какое правонарушение совершено Рокотовым? По какой статье следует квалифицировать? Какое наказание грозило бы Рокотову в случае возгорания леса?

3. Граждане Петров и Васнин были задержаны при добыче рыбы на месте нереста. При этом они использовали «электроудочки».

Какая ответственность предусмотрена за данное деяние?

4. Группа туристов остановилась на ночлег в лесу. Для сооружения шалаша и разведения костра ими было срублено шесть берёз. Повреждены другие деревья и кустарники.

Определите вид ответственности за совершённые действия туристов. Изменится ли вид ответственности, если рубка деревьев была произведена одним туристом, а не группой?

5. Браконьеры, жители села Дубрава, при незаконно проведённой охоте убили медведя.

Какой ответственности подлежат указанные лица?

Темы докладов:

1. Охота как один из основных видов пользования животным миром.

2. Рыболовство как один из основных видов пользования животным миром.

3. Правовая охрана лесов от пожаров.

Занятие № 8. Правовой режим особо охраняемых территорий

Вопросы для подготовки:

1. Понятие и основные виды особо охраняемых территорий.

2. Право собственности на особо охраняемые территории.

3. Особенности правового режима отдельных особо охраняемых территорий: заповедников, заказников, национальных и природных парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

4. Особо охраняемые территории Уральского региона.

5. Ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых территориях.

Задание:

Подготовьте презентацию по конкретной особо охраняемой территории в Российской Федерации (10-12 слайдов).

Задачи:

1. Егерем Сидоровым на территории государственного природного заповедника был задержан гражданин Иванов. При нём были обнаружены оружие в собранном виде и тушка зайца. Задержанный утверждал, что тушку он нашёл. Никаких документов, дающих право на охоту, у задержанного
не было.

Совершил ли Иванов правонарушение, и если да, то к какой ответственности он будет привлечён?

2. Гражданин А. на территории дендрологического парка города Е. был задержан его охраной при попытке выкопать в питомнике парка несколько деревьев редких пород. По данному факту администрация парка обратилась
в органы прокуратуры с заявлением о возбуждении уголовного дела и с иском
в суд о компенсации ущерба, причиненного данным правонарушением.

Решите дело.

3. По решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ часть земельного участка природного парка была изъята для целей строительства автодороги областного значения, а также гостиницы, объектов общественного питания и торговли, обслуживающих водителей и пассажиров автотранспорта.

Оценить правомерность данного решения.

4. Гражданин Иванов осуществлял без разрешения сбор камней и иных минералов на территории государстве


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.191 с.