Виды ИС и их потребительские свойства — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Виды ИС и их потребительские свойства

2018-01-13 599
Виды ИС и их потребительские свойства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для работы на различных организационных уровнях предназначены четыре основных вида ИС, приведённые на рис. 1.16.

 
 

 

 


Рис. 1.16. Основные виды ИС

Системы операционного уровня – обеспечивают возможность контролировать все элементарные действия и транзакции внутри организации, их основными целями являются решения рутинных задач и мониторинг всех транзакций внутри организации. Информация должна быть легкодоступной, актуальной и точной.

Системы для работы со знаниями – поддерживают знания организации и использование их сотрудниками. Назначением таких систем является интеграция новых данных и знаний и помощь сотрудникам в работе со всевозможной документацией.

Системы управленческого уровня – служат для мониторинга, контроля, помощи в принятии решений, а также выполнения административных функций управленцами среднего звена, могут представлять периодические отчёты о состоянии дел и информацию по отдельным операциям.

Системы стратегического планирования – помогают сотрудникам-руководителям решать вопросы стратегии и заниматься долгосрочным планированием, учитывая при этом кроме данных о самой организации реалии внешнего мира.

Управление транспортным процессом предполагает реализацию всех перечисленных уровней, так:

· Системы операционного уровня ИТС – должны обеспечить управление и контроль работы датчиков и исполняющих устройств. К датчикам относятся устройства: идентификации, видеонаблюдения, навигации, регистрации скорости движения и др. К исполняющим устройствам: светофоры и шлагбаумы, «умные» дорожные знаки, сирены и др.

· Системы для работы со знаниями ИТС обеспечит переработку полученных от датчиков данных и сформирует выработку оптимального режима управления исполнительными устройствами. Также переработанные оперативные данные обеспечат диспетчеров информацией требуемой для отчётной документации.

· Системы управленческого уровня ИТС позволят автоматизировать работу управленческого аппарата диспетчерских пунктов, а по возможности и перейти к автоматическому режиму.

· Системы стратегического планирования ИТС требуются для формирования перспективных планов по внедрению новых элементов ИТС, выработке требований к строящейся транспортной инфраструктуре и актуализация существующей нормативной базы транспортного процесса под новые реалии количественных и качественных возможностей регионального транспортного комплекса.

При моделировании информационно-логических процессов сопровождающий работу ИТС необходимо использовать современные методы моделирования и программный инструментарий, описанные в разделе 2.

По функциональному использованию ИС делятся на два типа (рис. 1.17).

Информационно-поисковые системы


Рис. 1.17. Классификация по типам ИС

Документальные ИС – сообщают сведенья о документах, содержащих определённую информацию (например, библиотечные каталоги).

Фактографические ИС – выдают интересующие пользователя факты (например, даты, количественные характеристики, справочники и др.).

Сравнительная характеристика поисковых и справочных ИС приводится в табл. 1.4.

Потребительские свойства АИС имеют, как правило, количественную меру, которая может быть определена как при проектировании, так и в процессе функционирования системы. Основные потребительские свойства приведены на рис. 1.18.

Функциональная полнота – свойство, которое характеризует удовлетворение информационных потребностей ЛПР при использовании АИС.

Коэффициент функциональной полноты (F) – количественная мера информирования объекта управления, которая равна отношению:

 
 
F = Па / По,

 

 


где Па – число показателей, полученных автоматизировано в течение некоторого интервала времени;

По – общее число показателей, используемых на объекте в течение того же интервала времени.

Таблица 1.4

Характеристика ИПС ИСС
Тип системы Документальная, фактографическая Фактографическая
Число выполняемых функций Многофункциональность: Производят поиск в БД информации в том виде, в котором она была туда введена (документ или факт) Многофункциональность: Выполнение сложных процедур переработки информации. Получаемые на выходе данные могут в явном виде не присутствовать в ИС
Обновление данных Случайное поступление новых элементов; срок старения велик (годы) Высокая частота и заданная периодичность изменения значений хранимых данных
Структура информационного фонда Предварительно отсутствует, нестабильна. Организуется по мере поступления и обработки единиц хранения Жёсткая, определяемая составом входного потока информации
Возможность неоднозначности результатов Один вопрос – несколько ответов Необходимость однозначного ответа на запрос.

Рис. 1.18. Классификация потребительских свойств ИС

Своевременность – свойство АИС, которое характеризует возможность получения ЛПР необходимой информации в требуемый момент времени.

Коэффициент своевременности (Kt) – количественная мера, определяемая по формуле:

 
 
Kt = (Па1 - ∆Па1) / Па1,

 


где Па1 – общее число значений показателей, получаемых автоматизировано с помощью АИС, в течение некоторого интервала времени;

∆Па1 – аналогичное число значений показателей, полученных с задержкой по отношению к плановому сроку их представления.

 

Функциональная надёжность – свойство АИС выполнять свои функции по обработке данных. Это интегрированная оценка, которая складывается из надёжности ИО, ПО, КТС и эргономической надёжности.

Следует отметить, что в зависимости от квалификации персонала, человеческий фактор нередко становиться слабым звеном системы человек-компьютер. Но так как человек участвует во всех этапах функционирования АИС, наиболее важной является эргономическая составляющая надёжности.

Адаптивная надёжность – свойство системы выполнять свои функции в условиях развития системы управления объектом в течение заданного промежутка времени. Адекватность системы реальным условиям объекта управления на некотором интервале времени является функцией отказов АИС.

Большинство АИС относятся к классу восстанавливаемых систем, поэтому на них действует два потока – поток отказов с интенсивностью λ0 и поток восстановления с интенсивностью μ. Система, как это показано на рис. 1.19, может находиться в двух состояниях: работоспособное состояние и ремонт.

 

 

Рис. 1.19. Изменение состояний системы

 

Интенсивность отказов – величина, определяющая среднее число отказов за единицу времени, и зависящая от числа элементов системы и их соединений.

Если любой отказ носит катастрофический характер, то есть приводит к нарушению работоспособности, то интенсивность отказов в системе равна:

 
 
n λ0 = ∑ λi, i = 1

 


где λi – интенсивность отказов i-го элемента или соединения;

n – число элементов и соединений в системе.

Так если λ0 = 1 / 100 (ед/ч), то в среднем за 100 часов происходит 1 отказ.

Средняя наработка на отказ (Т0) – это средний промежуток времени между двумя смежными отказами.

То есть, Т0 = 1 / λ0 и при λ0 = 1/100 ед/ч наработка на отказ составит 100 часов.

Среднее время восстановление – случайная величина, которая равна времени, затрачиваемого на восстановление работоспособности системы.

Коэффициент адаптивной надёжности (Ка) – доля времени, в течение которой система работоспособна и равна:

 
 
Ка = μ / (λ0 + μ) = Т0 / (Т0 + Тв),

 


где Т0 – среднее время между отказами;

Тв – среднее время восстановления.

Так как: λ0 = 1 / Т0 и μ = 1 / Тв. Кроме того, Ка определяет вероятность того, что в произвольный момент времени система работоспособна. Значение (1 – Ка) представляет долю времени, когда система неработоспособна.

Экономическая эффективность – оценка результативности АИС, соотношение между полученным эффектом и понесёнными для этого затратами, то есть это эффект на единицу затрат.

Социальный эффект характеризуется степенью удовлетворения потребностей населения, влиянием на его жизненный уровень.

Технический эффект характеризуется быстродействием выполнения определённых операций, увеличением производительности машин, механизмов, ТС и т.д.

Прямая эффективность – снижение трудовых и стоимостных затрат на обработку информации, и непосредственно входит своей величиной в результативные показатели работы объекта.

Косвенная эффективность – имеет скрытую форму и проявляется, в конечном счёте, в улучшение качества управления объектом.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какие информационные потоки обеспечивают требуемую связь между управленческими звеньями транспортного процесса?

2. Укажите три контура управления обобщённой схемы управления бизнес-процессом.

3. По каким признакам можно классифицировать информацию, циркулирующую в объекте управления?

4. Каковы стадии образования информации?

5. Чему равен коэффициент использования информации?

6. Чему равен коэффициент стабильности информации?

7. Каковы структурные единицы информации?

8. Какой реквизит может быть использован в качестве ключевого поля?

9. Укажите основные принципы эффективной эксплуатации информационной модели регионального транспортного комплекса.

10. Укажите качественные характеристики информационных ресурсов.

11. Приведите пример документооборота при проведении перевозок автотранспортом.

12. Перечислите показатели использования систем обработки данных.

13. Чему равно время отклика системы?

14. Укажите четыре основных вида ИС для работы на различных организационных уровнях.

15. На какие два типа делятся ИС по функциональному использованию?

16. Приведите классификацию потребительских свойств ИС?

17. Чему равен коэффициент функциональной полноты?

18. Чему равен к оэффициент своевременности?

19. Чему равна интенсивность отказов в системе, если любой отказ носит катастрофический характер?

20. Чему равен коэффициент адаптивной надёжности?

21. В чём отличие экономического, социального и технического эффекта при использовании АИС?

22. В чём отличие прямой и косвенной эффективности при использовании АИС?

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.