Взаимосвязь я-образа и образа фетиша — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Взаимосвязь я-образа и образа фетиша

2018-01-13 219
Взаимосвязь я-образа и образа фетиша 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для выявления взаимосвязи Я-образа с образом фетиша и его ассо-циативными рядами группам зависимых от фетишей и помогающих фети-шами была предложена методика М. Куна «Кто Я». Затем был предложен модифицированный вариант – испытуемых просили определить их самый главный фетиш, то есть вещь, которая для них больше, чем вещь, без кото-рой они чувствуют себя неуютно. Затем выполнялся ассоциативный экспе-римент. Результаты обработали с помощью контент-анализа. Затем обозна-чили полученные контенты цифрами и обработали с помощью кластерного анализа. Обозначим только значимые моменты. Интересно, что ассоциа-тивные ряды и результаты методики Куна имеют гендерные взаимосвязи (у девочек ассоциативные ряды богаче, чем у мальчиков) и возрастные (чем


 


Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения

потребителей. Монография. – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.

 

старше подросток, тем более полную картину можно получить). Было по-лучено три кластера.

 

Первый кластер (39 %) характеризуется сильным совпадением са-мовосприятия и восприятия своего главного фетиша, то есть здесь фетиш выступает как проекция себя, как продолжение себя. Здесь и далее опуская очевидные определения гендерной принадлежности («девочка»), социаль-ного статуса («школьник», ученик 9 класса), социальной сети («друг»), а заострив внимание на чертах характера, социальном взаимодействии и со-циальных ролях, получили в целом положительное самовосприятие под-ростка и положительное восприятие фетиша. Совпадение идентифицирова-лось по знаку (положительная, отрицательная или нейтральная оценка себя или фетиша) и направленности на себя, других, на дело. Так, в этой группе заметная часть отмечает у себя черты, которые обеспечивают позитивный Я-образ («отличница», «молодец», «красавчик»), поддержание дружеских социальных сетей («Я отзывчивая», «заботливая», «внимательная к близ-ким»), и самоидентифицируют себя через понятие «друг», «дочь», «сын». Их фетиши характеризуются, помимо описательных понятий «красивый», «зеленый», «пушистый» и эмоциональными («любимый»), и действенными («памятная», «исполняет желания»). Множественны совпадения в прилага-тельных «я красивый, предмет красивый; я добрый, предмет добрый». Воз-можно, это связано не только с «отражением» в фетише себя, но и узким тезаурусом подростка. Подгипотеза о том, что фетишами становятся вещи, созвучные с человеком, в этой группе подтвердилась – механизм проекции статистически обоснован.

 

Второй кластер (12 %) отражает аспекты хобби: у волейболиста фетиш – брелок в виде мячика, у танцовщицы – пуанты и т.п. Ассоциатив-ный ряд этих фетишей связан с событием, в котором этот фетиш появился, временем суток, с местом, с людьми, окружавшими в этот момент. Так, подгипотеза об аффилиативном механизме фетишей также статистически подтверждена.

 

Третий кластер (24 %) характеризуется сложной картиной – около половины определений себя и фетиша в нем совпадают. Причем чаще это эмоциональные, пустые определения («игрушка», «красивый, чудесный»). Другая половина расходится в эмоциональном аспекте. Подросток говорит

 

о себе с легким негативным подтекстом «поздно прихожу домой», «не могу выучить историю», «получил сегодня тройку», а о фетише – с положитель-ным знаком, даже преувеличивая его ценность «бесценный», «великий», «дорогой», «волшебный», «долгожданный», либо с отрицательным знаком, но который воспринимается как спасение: «злой» (у слабенькой девочки, которая не могла за себя постоять), «болтливая» (у стеснительной), «реву-щий» (о игрушке с громкой мелодией у тихони). «придет и замочит» (у обиженного). Если обратить внимание на виды этих фетишей, то они гро-тесковые, гиперболизованные: робот-трансформер, который всегда носится


 


в портфеле (основная мечта, сопряженная с ним – месть сверстникам-обидчикам), десяток значков с картинками красоток (основная идея – мечта быть красивой), письмо от мальчика, с которым она рассталась (основная идея – страдание). Ассоциативные ряды этих фетишей гротесковые: в них мало спокойных ассоциаций. Здесь много «фенечек» и средств защиты – амулетов, ценностей, подаренных родителями со словами «оно будет тебя защищать». И если в фетишах первого кластера, где доминирует проектив-ная функция, подспудная идея фетишей – общение, социализация, дружба, любовь, то тут – страдание и «наклеивание заплаток» на проблемы. Инте-ресно, что в этом кластере меньше всего определений «любящий» и «лю-бимый». Если исключить социальные и «пустые»определения, то обнару-живаем, что фетиш является дополнением человека, как бы прикрывая его слабые места – налицо обратная связь между образом фетиша и Я-образом. Гипотеза о компенсационном механизме фетишей статистически подтвер-дилась.

Четвертый кластер (14%) – подростки амбициозные, волевые, напористые, стремящиеся к цели либо стеснительные и волнующиеся. Для них характерны фетиши-ресурсы: украшение, подаренное кем-то из близ-ких/любимых, или переданное по наследству (чаще кольца и кулоны), иг-рушки – из детства или с эмоциональным выражением лица, плавательная шапочка, погоны, оружие. Здесь налицо ресурсная функция фетиша, фетиш как самоуспокоение.

 

Пятый кластер (11 %) – те подростки, у которых не удалось вы-явить ни прямой, ни обратной связи между самооценкой и восприятием фетиша. Отметим, что в этой группе больше всего определений, отнесен-ных к группе «способности» - «умная», «дошел до 7 уровня в игре Х». Если к этой группе добавить еще и фетиш-независимых, которые не принимали участие в этой части исследования, то их можно обозначить как самых психологически здоровых, умеющих решать свои проблемы без дополни-тельного привлечения товаров.

 

Так, здесь статистически подтвердилась гипотеза, но был обнару-жен еще один смысловой механизм фетиша – ресурсность.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.