Тема 2. Соотношение философии с наукой, религией и искусством — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 2. Соотношение философии с наукой, религией и искусством

2018-01-30 1143
Тема 2. Соотношение философии с наукой, религией и искусством 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Предмет философии

Вопросы для самопроверки:

1. С чем связано появление философии в истории человечества?

2. Какие основные подходы существуют к определению предмета философии?

3. Раскройте сущность этического подхода к философии.

4. Что понимается под философией как «способом мышления»?

 

Литература по теме:

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Проспект, 2006.

2. Вольф Р.П. О философии. – М., 1996.

3. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1989.

4. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. - Московская финансово-промышленная академия, 2009.

5. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 2007.

 

Практические задания:

 

Задание 1.

Является ли философия узкой сферой нашей жизни, связанной с освоением данной дисциплины в ВУЗе? Может ли быть философом, например, юрист, менеджер, программист, юрист, дизайнер, финансист? В каких случаях мы прибегаем к философскому способу анализа? Приведите примеры.

Ответ: Философия имеет универсальный и интегральный характер обобщающего и систематизирующего знания о явлениях природы, общества, культуры, человеческой жизни и деятельности. Дополняя и завершая любое специальное образование, философия помогает будущему специалисту сформировать необходимые предпосылки осознанного самоопределения в жизни, дает ориентиры для самостоятельного поиска ответа на вечные вопросы бытия, стимулирует активное участие в решении судеб своей страны и современного мира.

Задание 2.

Немецкий философ И.Г. Фихте писал: «Даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия...».

Почему же трудно определить предмет философии?

Ответ: История философии - это, прежде всего, изменение, развитие ее предмета. Именно в связи с изменением предмета философии возникают проблемы в его определении: каждая философская школа стремится выделить свою область для философского исследования, и имеет, как правило, свое представление о предмете философии.

 

Задание 3.

Соотнесите имена философов с основными подходами к определению предмета философии.

 

 

Ответ: а) этический а) К. Леонтьев, Ф. Ницше

б) гносеологический б) Сократ, М. Монтень

в) эстетический в) К. Леонтьев, Ф. Ницше

г) антропологический г) Л. Фейербах, С. Франк

д) онтологический д) Аристотель, Г. Гегель

Задание 4.

Проанализируйте часть выделенного учебного текста и самостоятельно внесите буквы под цифры, которые соответствуют определенным понятиям.

Философия представляет собой систему предельно широких и глубоких знаний о мире (1). Все науки устремлены к истине, и каждая из них открывает свою истину. Но философия (2), как писал средневековый философ Фома Аквинский, «есть знание не какой угодно истины, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первоначалу бытия (3)». Действительно, философами стали называть тех людей, которые начали рассуждать о том, как возник мир, как он устроен, какое место в нем человека (4), в чем сущность и смысл его бытия. Эра философствования началась с выяснения вопроса о началах бытия, с осознания того, что лежит в основе всего сущего. Список семи мудрецов Древней Греции возглавлял Фалес - родоначальник европейской философии, который первый поставил вопрос о первопричине мира. Знание первопричин - это знание общего (5), в том смысле, что из этого знания вытекают все другие представления о мире. Нужны ли такого рода знания? Во все времена было немало людей скептически относившихся к такой цели познания мира. Однако, как верно заметил Аристотель, «научить более способна та наука (6), которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи», но и познать это наиболее общее труднее всего для человека, «ибо оно дальше всего от чувственного восприятия (7) ».

А) философия Д) бытие
Б) человек Е) мир
В) восприятие Ж) наука
Г) общий  

Ответ:

             
Е А Д Б Г Ж В

 

Задание 1.

На примере конкретной науки, выявите ее сходство и отличие с философией.

Ответ (юристы): В эпоху Нового времени произошла радикальная смена приоритетов в философско-правовой пробле­матике. Соотношение религии и правд, церковной и светской власти: отодвинулось на периферию науч­ных исследований западноевропейских мыслителей. На передний план выдвинулись собственно пробле­мы общества, государства и права. Фактически именно в Новое время и сложилось подлинное право­сознание, отличающееся от нравственного и религиозного сознания. Идейный и интеллектуальный настрой рассматриваемой эпохи, как известно, концентрировался вокруг идеи универсального. Это относится и к правоведению, поэтому естественно воспринимаются такие интеллектуальные продукты, как универсальное право и гражданская философия в качестве учения о государстве и природе права. Основой универ­сального права стала признаваться философия, а не римское право. Под влиянием обозначенных выше факторов, а также философии рационализма Нового времени правовые учения сделали своим главным предметом разработку естественного права. Учение о естествен­ном праве получает новую окраску, Во-первых, оно освободилось от богословских трактований. Во-вторых, естественное право в это время не смешивается с правом общенародным; В нем начинают усматри­вать совокупность тех идеальных норм, которые должны служить прообразом для всякого законодательства. Такое новое направление в правоведении оформилось в школу естественного права, которая доминировала в юриспруденции на протяжении XVII — ХVIII столетий.

Ответ (экономика) Философия экономики нацелена на осмысление основ экономического бытия как одной из важнейших сфер человеческой жизни и общества в целом. Опираясь на философские категории и принципы, она выявляет сущностные аспекты экономических явлений и процессов. Философский подход к экономической жизни предполагает высвечивание фундаментальных тенденций и закономерностей отношений человека с природой, с одной стороны, а с другой, - отношение человека к человеку в процессе трудовой деятельности.
В отличие от экономической теории, анализирующей конкретные формы экономических отношений, структурные элементы экономики, философия экономики ориентирована на понимании всеобщих, универсальных закономерностей развития хозяйственно-экономического мира. В центре ее внимания находятся принципиальные вопросы природы экономики, тенденции формирования материальных условий жизни человека и общества в целом.

Философский угол зрения предполагает также выявления сущности поведения и деятельности человека в экономической сфере. Таким образом, речь идет о гуманистической составляющей предмета философии экономики.

 

Задание 2.

Французский философ Р. Декарт замечал: «Философия... распространяется на все доступное для человеческого познания».

Согласны ли Вы с таким пониманием философии? Что Вы можете добавить к сказанному для более полной характеристики философского знания?

Ответ: Если подходить к философии как подходил к ней Сократ, то эта мысль имеет под собой основание; а если подходить к философии как подходил к ней Аристотель, то эта мысль не имеет под собой оснований. Образованность сама по себе не ведёт к нравственности. Среди безнравственных людей полно образованных. Выжить может только общество, живущее по законам объективной нравственности. В противном случае оно обречено. Рим, Византия, Вавилон, Персия - примеров в истории масса. А ведь в этих империях было предостаточно философов.

Задание 3.

Русский философ В. Соловьев писал: «Все философские направления, где бы они не искали сущей истины, как бы ее не определяли, одинаково признают, что она должна представлять характер всеобщности и неизменности, отличающий ее от преходящей и раздробленной действительности явлений».

Попытайтесь объяснить: почему философские знания носят всеобщий характер? Каким образом достигается подобная «всеобщность»?

Ответ: Прежде всего, следует отметить, что философия обладает мировоззренческим характером, т. е. представляет мир через призму человека, не исключая его из единой системы: «мир – человек», выражая его отношение к действительности. Но это особое мировоззрение – рационально–теоретическое. Оно дает ответы на фундаментальные вопросы: о природе мира, о высших целях и ценностях человека, поэтому направленно на рационально – теоретическое постижение всеобщих форм бытия и освоения его человеком. Сам человек в философском мировоззрении представлен как часть универсума, философия дает понимание его места и предназначения в природном, социальном и духовном мире. Причем, человек понимается не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода, выходящее за рамки мира объектов, обладающее душевной и духовной жизнью, способное в познании, в практике проявлять активное отношение к миру.

Философия – это всегда поиск одного общего начала для всех вещей и событий в мире, иначе говоря, - познание ВСЕОБЩЕГО. Но, всеобщее не дано в чувственном восприятии. А то, что дано в чувственном восприятии – это всегда нечто отдельное ограниченное, конкретное, единичное. Всеобщее нельзя воспринять чувственно, то есть увидеть его, услышать, потрогать или указать на него пальцем. Более того, его невозможно и вообразить себе, представить наглядно – его можно лишь мыслить. Вот почему философия – познание всеобщего в мире – есть абстрактное (отвлечённое) мышление, или мышление в наиболее общих понятиях, но не в наглядных образах. «Существам» она противополагает сущность, рассказу – размышление. Философия возникает как упорядоченная последовательность суждений – как рассуждение, опирающееся на внимательное наблюдение фактов и подчиняющееся законам логической связи и вывода.

Задание 4.

Постарайтесь мысленно представить полемику представителей скептицизма и догматизма по проблеме поиска истины. Какие аргументы могли бы быть приведены с той и с другой стороны? Что рационального Вы могли бы вынести из этого спора?

Ответ: С точки зрения скептицизма именно Пиррону принадлежит характерная для всего последующего античного скептицизма формулировка философской проблемы. Счастье состоит только в невозмутимости и в отсутствии страданий. Кто желает достигнуть понятого таким образом счастья, должен ответить на три вопроса: 1) из чего состоят вещи? 2) как должны мы относиться к этим вещам? 3) какой результат, какую выгоду получим мы из этого нашего к ним отношения? Всякая вещь, утверждал он, «есть это не в большей степени, чем то». Поэтому ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым. Ни о чем нельзя сказать, что оно существует по истине, и никакой способ познания не может быть характеризуем ни как истинный, ни как ложный. Всякому нашему утверждению о любом предмете может быть с равным правом, с равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Это воздержание, впрочем, не значит, будто для нас не существует ничего достоверного. Скептицизм Пиррона не есть совершённый агностицизм: безусловно достоверными являются для нас, по Пиррону, наши чувственные восприятия или впечатления, поскольку мы рассматриваем их лишь как явления. Если, например, нечто кажется мне горьким или сладким, то мое суждение «Это кажется мне горьким или сладким» будет истинным. Заблуждение возникает лишь там, где высказывающий суждение пытается от кажущегося заключать к тому, что существует по истине, от явления — к его подлинной основе. Ошибку совершает лишь тот, кто утверждает, будто данная вещь не только кажется ему горькой (или сладкой), но что она и по истине такова, какой она ему кажется.

Результатом, или выгодой из обязательного для скептика воздержания от всяких суждений об истинной природе вещей, будет та самая невозмутимость (или безмятежность), в которой скептицизм видит высшую степень доступного философу счастья.

С точки зрения догматизма. Догматизм метафизически противопоставляет истину и заблуждение. Для догматика истина и заблуждение абсолют­но несовместимы и исключают друг друга. Согласно это­му взгляду, в истине не может быть ни грамма заблужде­ния. С другой стороны, и в заблуждении не может быть ничего от истины, т.е. истина понимается здесь как абсолютное соответствие знания объекту, а заблужде­ние — это абсолютное их несоответствие. Таким образом, догматик признает абсолютность истины, но отрицает ее относительность.

Задание 1.

Немецкий философ М. Хайдеггер замечал:«Философия ни наука, ни мировоззренческая проповедь». Справедливо ли это суждение? Выразите свое отношение к взаимосвязи философии и мировоззрения.

Ответ: Суждение не является справедливым. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень - обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества.

В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально - политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино - цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия - это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

 

Задание 2.

Греческий философ Аристотель писал: «Большинство первых философов считали началом всего одни лишь материальные начала, а именно то из чего состоят все вещи... Фалес - основатель такого рода философии - утверждал, что начало вода (поэтому он заявлял, что земля находится на воде)». О какой философской школе ведет речь Аристотель? Выразите свое понимание проблемы о соотношении материи и сознания.

Ответ: Речь идет о Милетской школе.

Смысл философского вопроса о соотношении метрии и сознания заключается в решении предельно глобального и глубокого противоречия, лежащего в основе понимания сущности мира и человека - противоречия между материальным и идеальным. Он имеет две стороны - онтологическую и гносеологическую. Первая сторона (онтологическая); в ней раскрывается основа (субстанция) бытия путем постановки и решения вопроса о том, что первично - материя или сознание. Вторая сторона данного вопроса (гносеологическая) акцентирует внимание на проблеме познаваемости мира, на том, может ли наше сознание адекватно отражать бытие. Из позитивного решения данной проблемы возникает гносеология (теория познания) - учение о путях, методах и формах познания окружающего нас мира.

В зависимости от решения онтологической стороны вопроса возникают два четко выделяемых направления в истории развития философской мысли - материализм и идеализм. Материалистические философские школы признают первичность материи, природы, а сознание рассматривают как свойство высокоорганизованной материи.

 

Задание 3.

Немецкий философ А. Шопенгауэр замечал: «Истинно философское воззрение на мир... то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность...». О какой функции философии идет речь в этом высказывании? Выскажите свои представления об основных функциях философии.

А. Шопенгауэр говорит о гносеологической функции философии.

Функции философии

Мыслительно-теоретическая. Способствует развитию концептуального мышления и учит создавать различные теории. Подобные функции философии кратко и максимально понятно обобщают окружающий мир и создают системы знаний, которым он подчиняется. Позволяют создавать мыслительно-логические схемы.

Аксиологическая. Оценивает явления и объекты окружающего мира относительно имеющейся системы ценностей, например, этические, морально-нравственные, социальные, идеологические. Основная цель подобной функции философии в обществе - отсеивать все тормозящее и ненужное, пропуская и принимая только то, что будет полезно на данном этапе развития. Наибольшая активность наблюдается в переломные моменты истории: свержение власти, революции, противостояния.

Гносеологическая. Осуществляет особый механизм познания, полагающийся только на достоверное и правильное понимание действительности.

Прогностическая. Подобные функции философии кратко позволяют прогнозировать развитие и тенденции общества, человека и природы на основании имеющихся достижений и знаний.

Мировоззренческая. Осуществляет формирование представлений о мире как о едином целом. Окружающая действительность предоставляет познание о взаимодействии с человеком и определяет его место.

Критическая. Предоставляет человеку пищу для размышлений. Основная задача данной функции философии (кратко) - подвергать сомнению знания об окружающем мире, смотреть на вещи и явления с новой стороны, а также определять ранее не изученные качества и черты. Конечная цель - разрушение противоречий и догм, расширение границ познания и увеличение достоверности имеющихся.

Социальная. Предоставление человеку и обществу в целом знаний о причинах его зарождения и развития, определение важнейших движущих сил и элементов, устранение противоречий и выявление направлений для дальнейшего совершенствования.

Методологическая. Наработка основных направлений и методов познания.

Воспитательно-гуманитарная. Определение и укрепление существующих идеалов и нравственных ценностей, адаптация человека к окружающей действительности и укрепление моральных норм.

 

Задание 4.

Современный английский философ А. Уайтхэд пишет: «Когда цивилизация достигает своей кульминации, общество, избавленное от общефилософского понимания жизни, обречено на упадок... Те исторические эпохи, развитие которых было связано с распространением философского мировоззрения, никогда не исчезнут из памяти человечества». Существуют ли основания для такой мысли философа? Выскажите свою точку зрения на роль философии в современном мире.

Ответ: Теперь человечество вступило в одну из редких эпох, когда изменяется его мировоззрение. Традиция потеряла свою принудительную силу. И наша задача – задача философии, людей науки и людей практической деятельности – обновить и переделать мировоззрение (что вбирает в себя те элементы уважения и порядка, без которых человечество утонуло бы в хаосе безделья), все больше пронизанное действенной рациональностью. Такое мировоззрение есть знания, которые Платон приревновал к добродетели.

Задание 5.

Установите соответствия.

Соотнесите понятия и определения.

 

 

Ответ:

А) агностицизм – невозможность истинного познания мира

Б) мировоззрение - система взглядов, убеждений и отношение человека к миру и различным аспектам бытия

В) дуализм – независимость материи и сознания

Г) убеждение - глубоко усвоенное знание, ставшее частью собственного «я»

Д) гуманизм – свобода личности, уважение достоинств и прав человека

 

Задание 6.

Проанализируйте часть выделенного учебного текста и самостоятельно внесите буквы под цифры, которые соответствуют определенным понятиям.

Идеалисты, напротив, считают первичным сознание (1), которое порождает материальный (2) мир. Первые идеалистические школы также возникли в Древности, но сам термин «идеализм» получил распространение только в 17 в., после опубликования немецким философом Г. Лейбницем трактата о «гипотезах Эпикура и Платона, крупнейших материалистов и крупнейших идеалистов». Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из того, что мир сотворен высшей духовной, сверхъестественной силой - Богом, мировым разумом, абсолютной идеей, миром идей и т.п. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство (3)), но классическую форму это направление идеализма приобретает в философии Платона. Субъективный идеализм полагает, что мир существует только в нашем сознании: мир - это мое представление (4) о нем (Шопенгауэр), вещь - это комплекс моих ощущений (Беркли). В этом смысле субъект (5) создает свой мир, и является как бы его основой, субстанцией: другого мира для него нет. Субъективный идеализм (6) появился значительно позднее объективного на основе эмпирической философии английского ученого Дж. Локка, который пришел к выводу о том, что в опыте мы имеем дело не с предметом, а с чувственными впечатлениями. Основываясь на этом выводе, соотечественник Локка епископ Дж. Беркли сформулировал основную идею субъективного идеализма - материальный мир (7), есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании. Особенно интенсивно субъективный идеализм развивался в 19 и 20 веках в философии Ницше, экзистенциализме, неопозитивизме и других школах.

 

А) представление Д) конфуцианство
Б) идеализм Е) материальный
В) сознание Ж) субъект
Г) мир  

Ответ:

             
В Е Д А Ж Б Г

 

Задание 1.

Закон отрицания гласит: «развитие осуществляе6тся посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали, с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших».

Что вкладывается в понятие «диалектическое отрицание? Является ли примером закона отрицания смена дня ночью? Ответ обоснуйте.

Речь идет не о механическом, а о диалектическом отрицании, под которым понимается не любое отрицание, а только такое, которое приводит к качественным изменениям. Диалектическое отрицание исходит из того, что новое не уничтожает старое, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. Энгельс в своей известной работе Анти-Дюринг приводил зерно в качестве примера диалектического отрицания. Сначала имеется зерно, затем его отрицает растение, а потом растения выбрасывает много зерен и круг как бы замыкается, но на более высоком уровне: вначале было одно зерно, а теперь зерен множество. Примером диалектического отрицания можно считать смену общественно-экономических формаций. Сначала господствовала архаическая (первобытнообщинная) формация, которая основывалась на общественной собственности, затем ей на смену пришла эпоха формаций основанных на частной собственности и затем, на новом более высоком уровне развития, в СССР была попытка вновь построить общество с господством общественной собственности.

Смена дня ночью не является примером закона отрицания.

 

Задание 2.

Современный российский философ Гобозов И.А. сказал «Настоящий политик руководствуется не моральными нормами, а интересами государства и народа … Потеряв часть, сохраняется целое, но потеряв целое, погибает и часть». Согласны ли Вы с данной точкой зрения? При ответе на вопрос руководствуйтесь применением диалектических категорий «целое» и «единичное».

Ответ: В отличие от морали политика исходит не из добра или зла, справедливости или несправедливости, гуманности или негуманности, а из интересов. Поэтому политик руководствуется интересами, и если он уверен в том, что в данных обстоятельствах интересы его класса или государства требуют принятия решения, которое противоречит моральным принципам, то он как политик игнорирует эти принципы. Поэтому нельзя требовать от него принимать политические решения в соответствии с моральным кодексом. Политик заинтересован в сохранении целого и поэтому жертвует частью. Настоящий политик понимает, что если погибнет целое, то погибнет и часть. Если, скажем, погибнет народ, то погибнет и человек, являющийся частью этого народа. Поэтому политик жертвует человеком во имя сохранения народа. Он несет политическую ответственность и поэтому должен заботиться, прежде всего, о целом (обществе), а затем о части (личности). Политик имеет дело с массами, а не с отдельным человеком. Поэтому несерьезными и наивными являются утверждения о том, что в центре политики должен находиться человек. Политик, руководствуясь политическими интересами, политическими законами и принципами, защищает интересы либо государства, либо господствующего класса. Поэтому он приносит в жертву интересы отдельной личности, если они противоречат общим интересам.

Таким образом, противоречия между государством и обществом проявляются, прежде всего, как противоречия между моралью и политикой.


Задание 3.

Перед вами два столбика, в которых приводятся категории диалектики. Задача соединить между собой парные категории.

 

Сущность Действительность
Содержание Форма
Необходимость Явление
Возможности Причина
Целое Единичное
Следствие Случайность

Ответ:

Сущность Явление  
Содержание Форма
Необходимость Случайность
Возможности Действительность  
Целое Единичное
Следствие Причина

Задание 1.

Установите соответствие между основными направлениями философии и представляющими их философами:

 

1) Материализм. 2) Идеализм. 3) Дуализм. 1) Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах. 2) Ф. Аквинский, Д. Беркли, Г. Лейбниц. 3) Р. Декарт, И. Кант. 4) Платон, Демокрит, Ф. Ницше. 5) Н. Кузанский, Т. Гегель, И. Кант. 6) Ф. Бэкон, Д. Беркли, Р. Декарт.

Ответ: Материализм -Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах.

Идеализм - Ф. Аквинский, Д. Беркли, Г. Лейбниц

Дуализм -Р. Декарт, И. Кант

Задание 2.

Установите соответствие между философскими школами античности и принадлежащими к ним философами:

 

1) Милетская школа. 2) Софистика. 3) Атомизм. 1) Фалес, Анаксимен. 2) Протагор, Горгий. 3) Демокрит, Эпикур. 4) Фалес, Платон. 5) Демокрит, Протагор.

Ответ: 1) Милетская школа -Фалес, Анаксимен

2) Софистика -Протагор, Горгий

3) Атомизм -Демокрит, Эпикур

Задание 3.

Установите соответствие между философскими традициями и методами исследования, к которым они тяготеют:

 

1) Эмпиризм. 2) Рационализм. 1) Индуктивный метод, эксперимент. 2) Математический метод, интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод. 3) Индуктивный метод, вычислительный эксперимент. 4) Дедуктивный метод, религиозное откровение. 5) Компьютерное моделирование, эксперимент, математический метод.

Ответ: 1) Эмпиризм - Индуктивный метод, эксперимент

2) Рационализм -Математический метод, интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод

Задание 4.

Проанализируйте часть текста, посвященного английскому философу-эмпирику Ф. Бэкону (1561-1626). Внесите соответствующую определенному понятию букву под каждую цифру в таблице.

Единственно надежным источником познания, согласно Бэкону, является чувства, _______________(1) и то, что из них вытекает. В этой связи, философию Бэкона можно определить как э мпирическуюмпирия - опыт, опирающийся на ______________(2), а не изолированное чувственное восприятие). Бэкон считал, что эмпирический _________________(3) требует решительного освобождения человеческого разума от ложных представлений и предвзятых идей, которые он называет «идолами» или ________________(4). «Идолов», унаследованных от прошлого, возникших из особенностей человеческой природы или позиций устоявшихся _____________(5), он делит их на четыре вида:

«Идолы рода» - ложные представления о вещах, возникших из-за несовершенства органов человеческих чувств человека и ограниченности человеческого _____________(6);

«Идолы пещеры» - искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам;

«Идолы рынка» - ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов (как обычно употребляются слова на рынках, площадях, в толпе);

«Идолы _________(7)» - искаженные представления людей, заимствованные ими из различных философских концепций и идей.

Своим учением об «идолах» Ф. Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластических представлений и разного рода заблуждений, создать тем самым условия для успешного развития и распространения научных знаний. В мире науки он видел и основное средство решения социальных проблем. Естественнонаучный подход Ф. Бэкона напрямую повлиял на становление в XIX в. философии позитивизма.

 

А) метод Д) «призраки»
Б) авторитеты Е) эксперимент
В) опыт Ж) разум
Г) театр  

 

             
             

 

Задание 1.

Установите соответствие между теоретическими моделями общества и характерными для них особенностями:

 

1) Натуралистическая. 2) Идеалистическая. 3) Материалистическая. 4) Плюралистическая. 1) природные условия — определяющий фактор развития; государство – биологический организм; 2) сознание - конечная причина исторических событий; отрицание объективных законов развития общества; 3) определяющая роль общественного бытия; признание объективных законов исторического процесса; 4) равнозначность всех факторов; отрицание детерминирующего фактора общества; 5) определяющая роль общественного бытия; сознание как конечная причина исторических событий; 6) отрицание детерминирующего фактора общества; природные условия — определяющий фактор развития общества.

Ответ: 1) Натуралистическая - природные условия - определяющий фактор развития; государство – биологический организм;

2) Идеалистическая - сознание - конечная причина исторических событий; отрицание объективных законов развития общества

3) Материалистическая -определяющая роль общественного бытия; признание объективных законов исторического процесса

4) Плюралистическая -равнозначность всех факторов; отрицание детерминирующего фактора общества

Задание 2.

Установите соответствие между теоретическими моделями общества и персоналиями, их представляющими:

 

1) Идеалистическая. 2) Материалистическая. 3) Плюралистическая. 4) Натуралистическая. 1) П. Сорокин, Л. Фейербах. 2) К. Маркс, Ф. Энгельс. 3) М. Вебер, Р. Арон. 4) Ш. Монтескье, Г. Бокль. 5) Р. Арон, К. Маркс. 6) Ш. Монтескье, П. Сорокин. 7) Л. Гумилев, М. Вебер.

Ответ: 1) Идеалистическая -П. Сорокин, Л. Фейербах

2) Материалистическая -К. Маркс, Ф. Энгельс

3) Плюралистическая -М. Вебер, Р. Арон

4) Натуралистическая -Ш. Монтескье, Г. Бокль

Задание 1.

Установите соответствие между формами общественного сознания и их главными функциями:

 

1) Искусство. 2) Религия. 1) эстетическая; 2) мировоззренческая; 3) регулятивная; 4) методологическая; 5) нормативная; 6) познавательная; 7) прогностическая.

Ответ: 1) Искусство - эстетическая

2) Религия -мировоззренческая

Задание 2.???

Установите соответствие между уровнями и видами общественного сознания:

 

1) Обыденное. 2) Теоретическое. 1) Эмпирические знания, народное творчество, общественная психология. 2) Идеология, наука, профессиональное искусство. 3) Идеология, общественная психология, наука. 4) Эмпирические знания, идеология, профессиональное искусство. 5) Идеология, наука, общественная психология.

Ответ: 1) Обыденное -Эмпирические знания, народное творчество, общественная психология

2) Теоретическое -Идеология, наука, профессиональное искусство

Задание 3.

Проанализируйте часть текста, посвященного русскому социальному философу Л.А. Тихомирову (1852-1923). Внесите соответствующую определенному понятию букву под каждую цифру в таблице.

Крупнейшим русским консервативным философом был Лев Александрович Тихомиров. В своих работах «Монархическая государственность», «Начала и концы» и др. он настаивал на том, что «подсказанный историей» тип самодержавной _______________(1) – лучшая форма правления для России. В частности, он писал: «Всякий русский должен признать установленную в России власть и, думая об улучшениях, должен думать о том, как их сделать с самодержавием и при самодержавии». В православно-самодержавном государственном ______________(2)Л.А. Тихомиров видел гаранта сохранения Россией своего исторического пути развития и преодоления крайностей - ______________(3) и революционных потрясений. Он был убежден, что и социализм, и либеральная _________________(4) западного толка одинаково неорганичны и разрушительны для страны. Л.А. Тихомиров так настаивал на том, что русская национальная философия и наука должны быть самостоятельными, непосредственно и


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.