Этапы развития языка и речи: первые слова (С 1 до 1,5 лет. ) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Этапы развития языка и речи: первые слова (С 1 до 1,5 лет. )

2018-01-30 143
Этапы развития языка и речи: первые слова (С 1 до 1,5 лет. ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу



Что говорит Ваш ребенок: 1 г. - 1г. Зм.

• говорит несколько слов, часто
пользуется жестами и возгласами

• употребляет слово в значении
целого предложения с подобием
интонации

• произношение нечеткое, слова
понятны только маме

• важные слова «еще», «нет», «все»
быстро усваивает слова, связанные
с едой и игрой

• может точно подражать некоторым
простым словам (типа «дядя»)

• отвечает на вопрос действием или
одним словом

• требует предметы, используя
указательный жест и слово_____

1г.3м.- 1г.6м.

• говорит 20 - 50 упрощенных слов,

• новые слова усваиваются
медленно, легче учит слова,
связанные с конкретными
предметами и действиями

• жест часто заменяет действие или
указание, необходимое для
понимания всего высказывания

• различается интонация вопроса

• ясно звучат только очень простые
слова (из 1-2 слогов),

• любит подражать голосам
животных, играет в игры «Кто так
поет?», «Гуси-гуси»

• соблюдает очередность реплик

• умеет привлечь к себе внимание и
выразить недовольство словами

• в игре разговаривает сам с собой,
иногда различимы отдельные слова


Как Ваш ребенок понимает Вас

• знает свое имя и имена 1-2 близких
людей

• связывает предмет с его названием

• указывает знакомые предметы

• может показать 1-2 части тела

• различает эмоции говорящего,
интонацию

• следует простой инструкции типа
«принеси куклу»

• понимает слова «горячо», «вкусно»

• может узнать знакомый предмет на
картинке, если демонстрировать
изображение и предмет вместе

• прекращает действие, когда
говорят «нельзя»

знает по именам близких людей, различает названия действий возможных с одним предметом (лить воду, пить воду) указывает на себя, отвечая на вопрос (кто это сделал?) показывает части тела и некоторые детали лица (рот, глаза, нос) учится выполнять словесную инструкцию в два действия («накорми куклу и уложи спать») может по просьбе найти предмет вне комнаты

находит игрушку такого же цвета «Дай такой же...» внимательно слушает чтение сказок, стихов узнает изображение одного знакомого предмета на картинке


 


Надо обратить внимание, если ребенок:

• не начал говорить никаких слов, кроме тех, которые Вы слышали еще в
лепете

• не реагирует на словесную инструкцию, ориентируется только на показ

• отворачивается от знакомого человека, пытающегося с ним поговорить

• общается с помощью жестов и отдельных возгласов, часто капризничает

• не любит заниматься с игрушками, слушать сказки, не рассматривает
картинки в детских книжках



ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ: ПЕРВЫЕ ФРАЗЫ (с 1,5 до2 лет)
Надо обратить внимание, если ребенок: • не начал, на Ваш взгляд, хорошо понимать обращенную к нему речь и ориентируется в своих действиях на принятый порядок действий взрослого или наглядный показ • плохо усваивает новые слова, к 2 годам говорит меньше 50 слов, не пробует связывать их в короткую фразу из 2 слов • продолжает добиваться своего с помощью жестов, возгласов, плача • не научился играть с игрушками, а продолжает только манипулировать ими • перестал говорить даже те слова, которые Вы раньше от него слышали • не обращает внимания на игры других детей, играет в одиночестве, молча

Что говорит Ваш ребенок: 1г.6м.-1г.9.

• постепенный рост словаря до
нескольких десятков слов

• начинает соединять 2 слова в
одной фразе (без согласования)

• проговаривает короткие слова,
общее звучание речи смягченное

• говорит о себе по имени (в 3 лице)

• задает вопрос, используя подъем
интонации в конце слова, фразы

• продолжает лепетать на своем
языке во время игры

• может договаривать слово в
знакомой фразе______________

1 г.9 м. -2г.

• стремительный рост словаря

• повторяет за взрослым много
новых слов, из речи постепенно
вытесняются облегченные слова

• использует короткие фразы с
очень выразительной интонацией

• во всех словах заменяет стечения
согласных одним звуком («тк =
ть»)

• называет предмет по просьбе,
часто использует уменьшительные
суффиксы (носик)

• появляются первые падежи
существительных (молока-молоко)
и формы мн. числа (рука - ручки)

• любит сразу сообщать о своих
действиях, наблюдениях

• употребляет по смыслу некоторые
формы глаголов (иду - иди)____


Как Ваш ребенок понимает Вас:

• знает название окружающих
предметов и действий с ними

• отвечает на вопросы словами
да/нет

• выполняет инструкцию в 2
действия

• понимает выражения со словами
«там, тут, вот, вон, туда, сюда»

• улавливает разницу в значениях
«дом - домик»

• любит сказки, детские песенки

• понимает рассказ по картинке с
простым сюжетом

понимает выражение типа «папины

туфли»

понимает пространственные

предлоги (в/на)

знает слова «большой, маленький,

хороший, плохой»

может знать название одного цвета

подбирает по названиям несколько

картинок из детского лото

понимает несложный рассказ

взрослого о событиях из своего

прошлого опыта

внимательно слушает знакомые

песенки, стишки, проявляет

«эмоциональное предвосхищение»

знакомого сюжета

различает понятия «один - много»



• не может выслушать до конца даже самую короткую сказку, механически пролистывает книжки, не обращая внимания на картинки, не учит короткие стихи


ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ: ПРЕДЛОЖЕНИЕ (с 2 до 3 лет)

Что говорит Ваш ребенок: 2 г. - 2г. 6 мес.

• инициирует короткие диалоги

• личные местоимения

• простые предложения, затем
появляются бессоюзные сложные
и, наконец, с союзами (и, да, а)

• наречия (больше, меньше), прилагательные, многие формы глаголов

• появляются предлоги (в, на, с, у)

• появляются некоторые падежи у
существительных (столе) и
основные окончания ед.числа

• в произношении усвоены твердые
согласные (т, д, н, с, з, в, л),
сохраняется смешение звуков

• отдельные стечения согласных
(«пт, фт») произносятся правильно

• многосложные слова еще «теряют»
начальные предударные слоги

2 г.6 мес. -Зг.

• пробует себя в монологе

• появляются сложные предложения
с подчинительными союзами

• согласовывает в устойчивых
словосочетаниях (красивая мама)
прилагательные/существительные

• усваиваются основные окончания
мн. ч. существительных, суффиксы
увеличительности (носище),
принадлежности (папин)

• употребляет глаголы в наст, и пр.
времени, возвратные глаголы

• появляется «сверхгенерализация»:
одним окончанием заменяет все
другие (вижу пап-у, стул-у)

• осваивается произношение
стечений согласных

• слоговая структура нарушается
только в новых словах


Как Ваш ребенок понимает Вас:

• различает значения предлогов
«впереди, около, под, за»

• отвечает на вопросы «где?», «что
сейчас делаешь?», «что ты
видишь?», «что ты слышишь?»

• осознает, что можно задавать
вопросы с помощью различных
вопросительных слов

• понимает значения сокращенных
форм и жаргонных выражений,
которые часто используются
людьми в его окружении: «держи
пять», «пошли смотреть телек»

• начинает формироваться понятие о
числе «два», «пара»

• знает названия основных форм

• знает названия 1-2 основных
цветов

• опознает действие на картинке

узнает предмет по описанию___

 

• различает предлоги «через,
между, из-за, из-под»

• отвечает на вопросы «почему?»,
«сколько?», на несколько разных
вопросов, заданных к одному слову

• отвечая на вопросы типа: «что ты
делаешь, когда холодно; хочется
спать; кушать?», перечисляет
действия в определенной
последовательности,

• представление о числе «1,2, 3»

• знает свой пол, начинает говорить
о себе «я»

• возрастает роль воображения и
фантазии в игре, рассказе

• формируется представление о
ближайшем будущем

• чувствует ритм, повторяет его по
образцу



Надо обратить внимание, если Ваш ребенок:

• продолжает употреблять аграмматичные формы всех основных частей речи

• не использует распространенное предложение

• опускает простые предлоги «в», «на»

• продолжает говорить с нечетким произношением, искажая знакомые слова
• не чувствует ритмическую структуру, мелодию, не учит короткие стихи

Краткие методические рекомендации по заполнению опросника для родителей

• Заполнение раздела «Фразы» показывает, понимает ли Ваш
ребенок высказывания взрослых, обращенные к нему, и умеет
ли он показывать окружающие предметы (брось мячик, дай
куклу и т.п.). Это очень важный показатель нормального
речевого развития для ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет.

• Заполнение тематических разделов из списка типичных слов
начального детского лексикона показывает понимание
(пассивный словарь) и употребление (активный словарь)
наиболее часто известных маленькому ребенку слов.

• При подсчете активного словаря необходимо исключать слова,
употребленные дважды: в разделе звукоподражания и в другой
тематической группе, например, в разделе «Животные».

• После заполнения всего опросника, подсчитайте соотношение
слов между пассивным и активным словарем.

• Не волнуйтесь, если Вам кажется, что Ваш ребенок мало
говорит. До 2 лет для ребенка самым важным является
понимание речи. Маленькое количество произносимых
ребенком слов отнюдь не является свидетельством нарушения
речевого развития. Разрыв между активным и пассивным
словарем может быть очень велик (300-400 слов понимает, 50
слов говорит).


Если ребенок употребляет менее 50 слов, обратите внимание на то, в каком соотношении находятся слова «языка нянь» и нормативные слова.

К «языку нянь» относятся не только звукоподражательные слова, выделенные в опроснике в отдельную группу, но и слова, подобные по слоговой структуре лепету (мама, папа, баба, дядя, бай-бай, топ-топ), которые окажутся внутри различных тематических групп («Люди», «Режимные моменты», «Слова-действия»).

• Подумайте, часто ли Вы употребляете слова «языка
нянь» в общении с Вашим ребенком. Используйте эти
слова чаще, чтобы помочь ребенку быстрее освоить
родной язык.

• Слова, обозначающие действия и слова-признаки,
появляются у детей позже, чем слова, обозначающие
предметы. Чем младше ребенок, тем меньше слов в
последних разделах (начиная с тематического раздела
«Местоимения») Вы отметите.

• Обратите внимание, есть ли у Вашего ребенка в
активном словаре слова «еще», «все», «больше нет» - эти
слова очень важны для развития речи: ребенок начинает
говорить сам «еще каши», если мамы не забывает
переспрашивать его при кормлении о необходимости
добавки; «все!» - сообщает он взрослым о результате
выполнения любого действия, завершив его.

• Задумайтесь над тем, какие слова отмечены и какие не
отмечены Вами в опроснике. Появление слов в
пассивном, а затем и в активном лексиконе ребенка


зависит, прежде всего, от родителей, от того, куда они ходят с ребенком, на что обращают его внимание на прогулке, во время купания, кормления, чтения детской сказки. 4 Желаю Вам успехов!

4 Если ребенок находится на грудном вскармливании или ест только гомогенизированную пищу, тематический раздел «Продукты питания, напитки» не должна быть заполнена.


Опросник разработан к.п.н. О.Е.Громовой на базе MacArthur Communicative Development Inventory. Опросник для родителей (первые слова) Фразы (28),

Пожалуйста, отметьте фразы, которые, Вам кажется, Ваш ребенок понимает:
П Беги к маме. D Пора спать.

D Брось мячик. С Посмотри.

О Встань. D Похлопай в

D Выплюни это О Помоги.

П Дай это маме. D Поцелуй меня.

D Держись. D Прекрати.

D Идем спать (баияьки). П Сядь.

D Иди сюда. П Тихо.

П Не делай этого. D Устал?

D Не трогай. D Хороший мальчик/хорошая девочка.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.