Генезис и эволюция философии права в эпоху Античности и Средневековья. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Генезис и эволюция философии права в эпоху Античности и Средневековья.

2018-01-30 750
Генезис и эволюция философии права в эпоху Античности и Средневековья. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Античность (VIII в. до н. э. — V/VI в.)-> Средневековье (конец V - нач. XVI в.) -> Новое время


Антитеза этих двух начал – основная мысль (сюжет) греческой правовой цивилизации и философской мысли

 

Периоды античной философско – правовой мысли:

1. Натурфилософский период (ранней классики) VII в. до н.э. – конец V в. до н.э. ГЕСИОД, СОЛОН, ПИФАГОР – то, что соответствует взглядам на справедливость, воспринимается как право

2. Классический период (высокой классики) конец V века – конец IV вв. до н.э СОКРАТ, ПРОТАГОР, ГОРГИЙ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ – Право – явление политическое, право делится на естественное (объективное) и условное (позитивное).

3. Период поздней классики конец IV в до н.э. – VIв.н.э. ЭПИКУР, ПИРРОН, ЦИЦЕРОН, СЕНЕК, МАРК АВРЕЛИЙ – справедливость носит договорной характер (первая философско – правовая концепция либерализма).

 

Философско-правовая мысль эпохи Средневековья

1. Право трактуется исходя из напутствий «отцов церкви» = христианская догматика

2. Источник нравственного закона – воля Божия → естественное право есть отражение божественной справедливости

3. Система естественного права = римское право + правоположения Священного Писания

4. Идея естественного права носит теократический характер


 


Особенность философских учений Средневековья состоит в их теоцентрическом характере:

· Бог – как центр мироздания и главный хранитель мирового и социального порядка.

· Бог – законодательное первоначало, из которого исходят все религиозные, моральные и правовые нормы

 

Фома Аквинский («Сумма теологии», «О правлении государей»)

Классификация законов:

1. Вечный закон – всеобщий закон миропорядка, который выражает божественный разум, абсолютное правило и принцип. Он источник других законов.

2. Человеческий закон – положительный закон, который обеспечен принудительной санкцией против его нарушений. Это установления, соответствующие естественному праву. В противном случае, такие установления – не закон, а искажения его. → Разграничивается справедливый и несправедливый закон.

3. Божественный закон – правила исповедания, данные людям в божественном откровении.

Трактовка законов дополняется учением о праве

Право – это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития → христианско-теологический вариант правопонимания

Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации

Лоренцо Валла

Положил в основу правовой этики личностный интерес и сделал его моральным критерием.

В оценках человеческих поступков необходимо руководствоваться не абстрактными моральными или правовыми принципами, а конкретными жизненными условиями, определяющими выбор между хорошим и плохим, между полезным и вредным.

Никколо Макиавелли

Цель творчества – создать стабильное государство в условиях нестабильной общественно-политической ситуации Европы того времени.

o Исходит из эгоистичности человека: не существует границ для человеческого стремления к материальным благам и власти. Но в силу ограниченности ресурсов возникают конфликты. Государство должно защищать индивида от агрессивности со стороны других. Сила государства в законе; при отсутствии такой силы возникает анархия, поэтому необходим сильный правитель, для обеспечения безопасности людей.

o Употребляет понятия доброго и плохого государства, а также хороших и плохих граждан.

o Хорошее государство возможно, если оно поддерживает баланс между различными эгоистическими интересами и, таким образом, является стабильным. Соответственно, в плохом государстве открыто конфликтуют разнообразные эгоистические интересы.

o Целью политики является не хорошая жизнь, а содержание властей и, таким образом, поддержание стабильности.

Политика (политическая сила) самостоятельное, отдельное от морали понятие и является правовой основой властных структур.

Мартин Лютер

· Основоположник немецкого протестантизма

o (не был философом и мыслителем, однако его теология включала в себя философские элементы и идеи)

· Жизнедеятельность человека – есть исполнение обязанности перед Богом, которая реализуется в обществе, но не обществом определяется. Общество и государство должны предоставить правовой простор для реализации такой обязанности.

· Человек должен добиваться от властей священного и непререкаемого права на действия, предпринимаемые во имя искупления вины перед Богом.

· Свобода совести – право вести образ жизни, который диктуется верой и выбирается в соответствии с ней.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.