Лекция 3. Проектирование туристского пространства. Типы и виды туристского пространства. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Лекция 3. Проектирование туристского пространства. Типы и виды туристского пространства.

2018-01-30 3199
Лекция 3. Проектирование туристского пространства. Типы и виды туристского пространства. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Понятие туристского пространства, территориальный подход к организации туристско-рекреационного проектирования. Типы и виды туристского пространства, экономическое пространство. Территориальный аспект и уровни туристского проектирования.

Туристское пространство (tourism space) - это особый вид пространства, существующего как логическая форма (структура), состоящая из элементов, или конструкций разной природы, объединенных единой целью – удовлетворение потребностей людей в проведении досуга, отдыха, и рекреации.

Туристское пространство составляют разнообразные элементы: достопримечательности, туристская инфраструктура, туристские маршруты, продукты, услуги и многое др. Все эти элементы имеют разную природу, функциональные и иные особенности, но вместе с тем совокупно они формируют туристское пространство каждой территории (континента, страны, региона, города и пр.). Выделим основные типы туристского пространства, в рамках которых будет удобно систематизировать информацию о различных туристских объектах изучаемой территории с учетом общности их природы, выполняемых функций и иных особенностей. Выделение обособленных типов туристского пространства дает возможность посмотреть на территорию с разных точек зрения и в том числе более четко обозначить ее туристскую специализацию, что особенно важно для работы в геоинформационных системах (ГИС) на которых преимущественно построены все электронные туристские ресурсы (сайты и порталы).

Далее рассмотрим основные типы туристского пространства.

Естественное (природное) туристское пространство -сохранено в практически первозданном виде и привлекает туристов богатыми природными туристскими ресурсами, дающими возможность заниматься активными видами туризма, контактировать с нетронутой природой и малоизмененными природными ландшафтами. Такой тип пространства составляют памятники природы и в том числе особо охраняемые природные территории (ООПТ).

Вместе с тем для более глубокого изучения такого комплексного объекта как памятники природы, предлагается отдельно рассматривать ООПТ как особенно сложные и масштабные объекты и памятники природы, имеющие, как правило, четко выраженную локализацию.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ):

· Природные заповедники, в том числе биосферные

· Национальные парки

· Природные парки

· Природные заказники

· Дендрологические парки

· Ботанические сады

Культурно-историческое туристское пространство -насыщено различными историко-культурными объектами: памятники истории, культуры, архитектуры, дворянские усадьбы, дачи, выставочные центры парки (тематические, аквапарки, зоопарки и пр.), музеи, галереи, выставочные залы, театры, кинотеатры, остатки материальной культуры прошлых эпох, сакральные объекты (церкви, храмы, монастыри, старинные кладбища, часовни, могилы известных людей и пр.).

Культурно-историческое туристское пространство включает объекты:

Памятники истории -скульптурные памятники, установленные в честь знаменательных исторических событий или личностей; отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, ансамбли (четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений).

Памятники культуры -произведения монументальной живописи и скульптуры, памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с культурой народов на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся личностей, надгробные сооружения, садово-парковые ансамбли.

Памятники архитектуры - ( произведения архитектуры и градостроительства), к ним можно отнести: гражданские здания и сооружения, связанные с крупнейшими историческими событиями в жизни народов России, дворцы, замки, кремли, крепости, дворянские усадьбы, дачи, триумфальные арки, фонтаны, улицы и площади городов и поселков, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

Памятники археологии -археологические раскопки или находки, остатки материальной культуры прошлых эпох, археологические памятники — городища, культурные слои, земляные валы, дольмены, курганы, каменные бабы, древние наскальные рисунки, лабиринты и пр.

Музеи и музейные экспозиции - краеведческие музеи, музеи изобразительных искусств, исторические музеи, музеи декоративно-прикладного искусства, музеи науки и техники, картинные галереи, выставочные залы, выставочные центры, мемориальные квартиры

Памятники религиозного назначения (сакральные объекты) -монастыри, подворья, храмы, храмовые комплексы, церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, дацаны, пагоды, синагоги, молельные дома, старинные кладбища, мавзолеи, могилы известных людей.

Учреждения культуры и досуга - Театры: драматические, оперные, оперетты, балета, детские, кукольные, сатиры, комедии, эстрады, пантомимы, танца, света, теней, музыкальные (мюзиклы), кабаре и др. Кинотеатры, киноплексы (кинотеатр, расположенный в торговом или торгово-­развлекательном центре), киноклубы. Цирки: стационарные, передвижные, «цирк на воде», «цирк на льду», «цирк на сцене», зооцирк и др. зоопарки и зоологические сады (зоосады)

Рекреационное туристское пространство -способствует восстановлению духовных и физических сил людей.

Включает курорты и лечебно-оздоровительные местности, а также расположенные на них объекты лечебного туризма: санатории, пансионаты, лечебницы, ванные корпуса, бюветы, курортные галереи, терренкуры, стадионы, спортивные комплексы, спортивные площадки, бассейны и пр. спортивные сооружения и объекты:

Курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти.

Курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления.

Курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.

Лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.

Природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения.

Лечебно-оздоровительные учреждения - санатории, пансионаты с лечением, пансионаты отдыха, базы отдыха, турбазы, туркомплексы, оздоровительные комплексы, кемпинги, курортные поликлиники, лагеря отдыха, спортивно-оздоровительные лагеря и пр.

Спортивно-оздоровительные сооружения - дворцы спорта, с портивные комплексы, спортивные базы, стадионы, яхт-клубы, спортивные площадки, спортивные поля, спортивные трассы, спортивные арены, спортивные залы, плавательные бассейны, велодромы, гребные каналы, эллинги.

 

Сервисное туристское пространство – способствует удовлетворению потребностей туристов и местного населения в услугах (размещения, питания, транспорта, бытовых, и пр.). Сервисное пространство включает средства размещения, торговые предприятия, туристские предприятия, предприятия транспорта, предприятия бытового сервиса.

Средства размещения – гостиницы, пансионаты, мотели, флотели, кемпинги, коттеджи, особняки, дачи, пансионы, бунгало.

Предприятия питания – рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, кофейни, магазины кулинарии.

Торговые предприятия – гипермаркеты, универмаги, магазины-склады, супермаркеты, гастрономы, магазины товаров повседневного спроса, дома торговли, и пр.

Туристские предприятия – компании туроператоры, компании турагенты, экскурсионные бюро и пр.

Предприятия бытового сервиса – дом бытовых услуг, предприятие «мультисервис», дом моды, ателье, мастерские, салоны красоты, бани, студии, химчистки, прачечные, ателье проката, и пр.

Предприятия транспорта – транспортные компании, мастерские по ремонту, автосервис, компании по аренде транспортных средств, заправочные станции, станции технического обслуживания, предприятия комплексного транспортного сервиса.

Антропологическое (этническое) туристское пространство -дает возможность туристам изучать национальную культуру, фольклор, эпос, гастрономию, а также заниматься ремеслами, декоративно-прикладным искусством и пр.

Включает: этнокультурные центры, этнические деревни, этнические парки, этнические центры, мастерские ремесел, народные художественные промыслы, деревни мастеров и пр.

 

Событийное туристское пространство – тип туристского пространства, предлагающий комплексный туристский продукт, основанный на событийном календаре территории. Включает: выставки, фестивали, ярмарки, форумы, слеты, спартакиады, конкурсы, юбилеи, театральные сезоны, праздники и др. события.

 

Мифологическое туристское пространство -особый тип туристского пространства, основанный на искусственно созданных туристских аттракциях на основе мифологизации территории. Основой для формирования мифологического пространства являются: легенды, эпос, народные предания, художественный вымысел, устное народное творчество, рассказы очевидцев о мистических событиях и места (благоприятные и «гиблые места»).

Использование мифологизации как способа предполагает изучение туристского пространства через миф, выступающий неким элементом творчества. Элементы изучаемого пространства становятся носителями мифа формирующего ярко выраженный (позитивный или негативный) имидж туристского пространства, заключенного в рамках определенной территории (района, города, страны).

Научное туристское пространство – этотип туристского пространства, предлагающий туристский продукт, базирующийся на научном и образовательном потенциале территории, способной предложить качественные программы основного и дополнительного образования, программы стажировок, исследовательские программы и проекты, мастер-классы и иные интерактивные формы получения знаний, умений, навыков и компетенций на базе различных научных и образовательных учреждений. К подобным учреждениям можно отнести: научные организации, наукограды; учреждения образования; научные библиотеки, депозитарии и др.

 

Туристское пространство становится новым «опытным полем» туристско-рекреационного проектирования и эффективным способом применения современных информационных технологий в теорию и практику территориального планирования развития туристской деятельности на основе применения геоинформационных систем (ГИС).

 

Территориальный подход к организации туристско-рекреационного проектирования позволяет рассматривать различные модели пространственной организации туристской деятельности, принимая во внимание тот факт, что туризм – это экономический способ освоения пространства и само туристское пространство сохраняет все основные черты и свойства экономического пространства.

Экономическое пространствоэто территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети, инфраструктура и др.

Качество и структура экономического пространства определяется рядом факторов, среди них можно выделить:

Плотность (численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, приходящиеся на одну единицу пространства).

Размещение (показатели равномерности распределения населения и субъектов экономической деятельности).

Связанность (интенсивность экономических связей между элементами пространства).

Следовательно, туристское пространство – это экономическое пространство, характеризующееся множеством объектов и субъектов деятельности, специализирующихся на туризме и рекреации.

В этой связи туристско-рекреационное проектирование, ставящее своей целью освоение и развитие территорий, специализирующихся на туристско-рекреационной деятельности, отталкивается от того, что необходимо использовать пространственное моделирование, т.е. применить пространственные модели развития туризма, на которых строятся наиболее популярные подходы и методы территориальной организации туристской деятельности в условиях рыночной экономики.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.