Туристско-рекреационное проектирование — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Туристско-рекреационное проектирование

2018-01-30 5137
Туристско-рекреационное проектирование 5.00 из 5.00 8 оценок
Заказать работу

КУРС ЛЕКЦИЙ

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Оглавление

Лекция 1. Введение в туристско-рекреационное проектирование.

Лекция 2. Туризм и туристская деятельность как объект проектирования

Лекция 3. Проектирование туристского пространства. Типы и виды туристского пространства

Лекция 4.Туристские продукты и услуги: основы проектирования

Лекция 5. Цена туристских продуктов и услуг в системе проектирования туристского предложения

Лекция 6. Каналы сбыта и продвижения туристских продуктов и услуг, основы и особенности проектирования

Лекция 7. Проектирование деятельности туристского предприятия

 

Лекция 1. Введение в туристско-рекреационное проектирование.

 

Проектирование деятельности как инструмент развития

Проектирование – это деятельность, направленная на построение образа создаваемой системы, объекта или процесса с целью его дальнейшего воплощения в реальность.

Под воплощением в реальность создаваемого образа системы, объекта или процесса принято понимать – разработкупроекта.

Проект (от лат. Projectus, брошенный вперед, выступающий) – своеобразный план или совокупность мероприятий, предполагающих осуществление комплекса действий, направленных на достижение поставленных целей.

Ключевые признаки проекта:

Ограниченность во времени.

Проект всегда четко ограничен временными рамками, так как поставленные цели и задачи должны быть реализованы в установленные сроки. В отличие от программы, которая может быть продолжена или наоборот отложена на какой-то период, проект обычно носит законченный характер.

Новизна разрабатываемого продукта.

В ходе реализации проекта обычно разрабатывается новый (оригинальный) продукт, который в дальнейшем может производиться серийно или массово в рамках реализации производственных программ. Процесс проектирования изначально предполагает формирование нового, а в ряде случаев уникального продукта.

Феномен туризма

Туризм как глобальная индустрия приобретает в современном мире исключительно важное значение. С одной стороны, туризм – это сложная социально-экономическая система, а с другой – отрасль экономики или точнее комплекс отраслей. Вместе с тем туристская деятельность по сути своей хозяйственная, а значит, подчинена принципам и правилам любой хозяйственной деятельности, направленной на производство товаров или услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и достижения целей, поставленных субъектом туристского бизнеса (турфирмой, гостиницей, рестораном и пр.).

Проектирование и планирование, как действие, направленное на создание прообраза будущей деятельности, включает в себя анализ будущего состояния объекта, системы, процесса, постановку целей и задач, а также подбор методов, технологий, приемов и иных инструментов достижения поставленных целей.

Изучение проблем и особенностей проектирования и планирования туристско-рекреационной деятельности показало, что оно всегда имеет территориальную (пространственную) ориентацию к определенному типу территории (региону, городу, местности и пр.), обладающему значимыми туристскими или рекреационными ресурсами.

Сущность туристского проектирования состоит в создании на определенной территории такого туристского объекта (системы), который бы отвечал проектному замыслу и был бы полезен для развития сферы туризма на данной территории, не входя в противоречия с уже имеющейся инфраструктурой и ресурсным потенциалом.

Туризм стал одним из способов формирования общечеловеческих ценностей и наиболее доступным методом познания окружающего мира в XXI веке. С туризмом прямо или косвенно связано более 30 отраслей экономики, он занимает более трети мирового рынка услуг, кроме того для его успешного развития необходима мощная инфраструктура, которая активизирует создание более 100 млн. рабочих мест по всему миру. Все это подчеркивает глобальную историческую роль туризма. С одной стороны, можно рассматривать туризм как отрасль национального (мирового) хозяйства, особенно этот подход характерен для западной практики, в отечественной практике туризм рассматривается как комплекс отраслей. В то время как с другой стороны можно рассматривать туризм как деятельность или процесс, направленный на создание новых потребительных стоимостей (благ). Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что туризм стал настоящим феноменом современного мира. Президент Всемирной Академии туризма, ведущий эксперт UNWTO Джафар Джафари в своей работе «Феноменология туризма» отмечает, что люди путешествовали всегда и составили обширное письменное наследие. Записки путешественников носили жизнеописательный характер и историческую направленность, в них обычно рассматривались искусство, философия, религиозные и культурные традиции населения других стран, черты местного быта и формы гостеприимства.

 

Обобщая вышесказанное можно заключить, что туризм предоставляет путешествующим возможность не только получать разноплановый чувственный опыт, но и обобщать и систематизировать его, трансформируя в новые знания и навыки. В этой связи можно отметить, что туризм в условиях современного информационного общества предлагает потребителям новый тип продукта, позволяющего получить сильные впечатления, живые эмоции и интересный. В том числе чувственный опыт. Новый тип экономического предложения, существующий в виде эмоций, ощущений и впечатлений требует выработке качественно новых подходов к организации процессов туристско-рекреационного проектирования, целью которого станет не только проектирование туристского продукта как пакета благ способных удовлетворить потребности туриста, но и проектирование самого действия, в ходе которого потребителю получат впечатления и эмоции. В настоящее время развиваются новые интересные прикладные отрасли экономики: экономика эмоций, экономика опыта, экономика впечатлений, областью их деятельности в значительной степени становится туризм и рекреация.

 

В XX веке под воздействием развития туристской индустрии сформировалось профессиональное туристское сообщество, которое в значительной степени определяет вектор развития туризма как вида экономической деятельности и междисциплинарного поля исследования. Вместе с тем феномен туризма как области исследования заключается в том, что он может стать областью изучения самых разных наук, и хотя каждая наука имеет свой предмет и метод познания окружающего мира, туризм формирует поле междисциплинарного исследования и позволяет решать комплексные задачи.

Ярким примером междисциплинарного исследования является изучение туристских территорий с опорой на категорию «туристское пространство», которое можно рассматривать с разных точек зрения: географической, экономической, культурной, исторической, этнической и пр.

Структура цены

Цена - совокупность элементов затрат и дохода, заключаемых в цене. В самом общем виде цена есть сумма издержек производства плюс прибыль. В свою очередь издержки производства (валовые) делятся на: постоянные и переменные. В состав постоянных затрат входят амортизационные отчисления, необходимые затраты на прошлые обязательства, накладные расходы, т.е. затраты, которые несет фирма, даже если она ничего не производит. К переменным затратам относятся все остальные издержки производства, непосредственно связанные с выпуском продукции. Это - затраты на зарплату, сырье, электроэнергию, и пр. Методика ценообразования также зависит от структуры цены и способов ее формирования.

Методы ценообразования

• Затратный метод «средние издержки + прибыль»

• Метод, основанный на достижении безубыточности и получение целевой прибыли

• Установление цены на основе «ощущаемой ценности»

• Установление цены на уровне текущих цен

• Пакетное ценообразование

Методика, основанная на достижении безубыточности, предполагает выделения трех типов цены, которые складываются в зависимости от структурных элементов:

Цена предельная – цена, покрывающая только переменные затраты на производство продукции.

Цена безубыточности – цена, при которой предприятие покрывает полностью переменные и условно-постоянные затраты на производство единицы продукции, т. е. не получает прибыли, но и свои затраты покрывает полностью.

Цена целевая – цена, покрывающая затраты на производство продукции или услуги (сумму условно-постоянных и переменных затрат), так и содержащая в своем составе запланированную прибыль.

Однако проектирование цен на туристские продукты и услуги имеет свою специфику, так как цены складываются на двух уровнях:

Первый уровень (справочные цены) – цены, подлежащие обязательному опубликованию в специальных и фирменных источниках информации. Справочные цены, публикуются в рекламных и тарифных справочниках, каталогах, брошюрах и в других информационно – справочных изданиях. Это потенциальные цены, которые используются для розничных продаж. При установлении цены первого уровня форма основывается на общей стратегии ценообразования, когда затрагиваются вопросы глобального характера, определяющие положение фирмы на рынке, рассчитываются долгосрочные прибыли на инвестированный капитал, а так же цели развития рынка туристских услуг. Решения, принятые на первом уровне, воздействуют на стратегию ценообразования в течение 3-5 лет, они же регулируют верхние и нижние границы, в пределах которых возможно изменение цен.

Второй уровень – определяющий в целом тактику ценообразования, характеризует цены, по которым ведутся продажи исходя из конкретной ситуации (месяца и дня продажи, путешествие группой и т. д.). Цена изменяется по мере изменения даты производства продукта.

Вместе с тем проектирование цен в значительной степени связано с процессом выбора и реализации стратегии ценообразования.

Стратегия ценообразования – это выбор возможной динамики изменения исходной цены продукта в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия.

Типы стратегий ценообразования: стратегия «снятия сливок»; стратегия цен проникновения на рынок; стратегия престижных цен; стратегия «следование за лидером»; стратегия скользящих цен; стратегия ценовых манипуляций.

Классификация турфирм

По направлениям путешествий

По туристской специализации

По содержанию туристской деятельности

По полноте обслуживания

 

Для организации полноценной деятельности, выполнения функций и задач на предприятии формируется соответствующая организационная структура управления деловыми процессами. Характер и содержание бизнес-процессов туристского предприятия в значительной степени зависит от его туристской специализации, основой которой выступает специализация компании в рамках определенного географического направления деятельности. Рассмотрим специализацию крупнейших туроператоров, работающих на российском рынке туристских услуг.

Формат малая гостиница

Форма собственности: предпочтительночастная, прочие формы (включая смешанные)

Организационно-правовая форма: ООО (Общество с ограниченной ответственностью) или ИЧП (индивидуальное частное предприятие)

Номерного фонд: до 30-35 номеров

Рентабельность: от 0 до 50%

Сроки окупаемости: около 10 лет («с нуля», «под ключ» несколько дольше)

Каналы сбыта: сотрудничество с туристскими агентствами, продажи через Интернет, участие в выставках, вирусный маркетинг («сарафанное радио»)

Персонал и заработная плата:

Сменный администратор (2чел.), ФОТ – 30 000 руб. в месяц;

Горничные, уборщицы (5чел.), ФОТ – 50 000 руб. в месяц;

Бармен, официант, обслуживающий персонал кухни-буфета, ФОТ – до 70 000 руб. (социальная зарплата + процент от выручки).

Комплектация стандартного номера (расходы):

Комплект мебели – 60 000 руб.

Холодильник – 5 000 руб.

Телевизор – 8 000 руб.

Кондиционер – 10 000 руб.

Душевая кабина, сантехника, фен – 35 000 руб.

Постельное белье, шторы, текстиль, репродукции картин, посуда и пр.

- до 12 000 руб.

Итого: 130 000 руб.

Формат турфирма (турагент)

Форма собственности: предпочтительночастная, прочие формы (включая смешанные)

Организационно-правовая форма: ООО (Общество с ограниченной ответственностью)

Рынок: внутренний туризм (экскурсионный, школьный, пляжный, семейный и пр.)

Туроборот: до 4 млн. руб.

Количество обслуживаемых клиентов в год (среднее значение): 2000 человек.

Комиссионные: 10-15%;

Средняя цена тура: 10 000 руб.

Рентабельность: от 0 до 18 - 20%

Дополнительные и сопутствующие услуги: консультации,услуги по аренде транспортных средств

Каналы сбыта: сотрудничество с турфирмами, продажи через Интернет, участие в выставках, вирусный маркетинг («сарафанное радио»), прямые продажи и пр.

Персонал и заработная плата:

Директор (1)

Менеджеры (2)

Бухгалтер-кассир (1)

Курьер (1)

Итого персонала – 5 человек; ФОТ в месяц – 126 т.р.

Офис (расходы на содержание)

Аренда

Услуги связи и Интернет

Канцелярские товары

Итого: 22500 т.р.

Виды показателей

1. Показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия (рентабельность, уровень доходности, уровень издержек обращения, производительность труда, оборачиваемость оборотных средств, фондоотдача основных фондов и др.)

2. Показатели оценки финансового положения предприятия, которые характеризуют структуру его капитала, зависимость от привлеченных источников, эффективность использования собственных и заемных средств, уровень платежеспособности предприятия, его финансовую устойчивость.

3. Показатели конкурентоспособности предприятия, которая включает разные критерии (занимаемая доля рынка, качество товаров и услуг, качество обслуживания, имидж предприятия, уровень развития каналов сбыта и информационных каналов, степень технологической и технической оснащенности)

АБСОЛЮТНЫЕ – устанавливаются в натуральных или денежных измерителях, в сою очередь они делятся на натуральные и стоимостные.

· Натуральные показатели устанавливаются в физических единицах измерения: количество предприятий, количество номеров, число мест, выпуск кулинарной продукции и др.

· Стоимостные показатели выражаются в денежных единицах: объем продаж, средняя цена номера, затраты, прибыль, материальные запасы, финансовые показатели.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ показатели определяют отношение между отдельными показателями и выражаются в процентах, коэффициентах или индексах.

Все показатели, применяемые на уровне предприятия, образуют единую систему, которая отражает неразрывную совокупность взаимосвязанных и соподчиненных хозяйственных процессов по производству, оказанию и реализации услуг.

Методика изучения клиентов

Исследование конкурентов дает много информации для разработки бизнес-стратегии предприятия. Однако очень важно понять, кто является нашими целевыми клиентами целевой сегмент), а если компания работает с разными целевыми группами, то необходимо четко знать разницу между ними. Кроме того, нужно изучить мотивы покупок, покупательские привычки, стереотипы и ожидания клиентов, понять какой информации они доверяют, а какой нет, каким образом предпочитают получать информацию (электронная почта, адресная почтовая рассылка, через каталоги и пр.). Клиентоориенированной может стать только та компания, которая хорошо знает и понимает своих клиентов.

Результаты анализа клиентов имеют очень широкую сферу применения, в частности их используют:

· для разработки рекламно-информационных материалов, которые действительно заинтересуют потребителя;

· для выбора средств и форм размещения рекламных материалов;

· для разработки оптимального ассортимента услуг;

· для определения набора дополнительных и сопутствующих услуг и пр.

Методы

Опрос клиентов.

Самый простой способ узнать, кто такие наши клиенты, чего хочет клиент, что он думает о вашей компании. Опрашиваться могут как потенциальные, так и реальные клиенты. Обычно опрос клиентов турфирмы ставит перед собой следующие цели:

· Составить портрет типичного потребителя компании: пол, возраст, род занятий, доходы, цели поездки и пр.

· узнать мнение клиентов об организации в целом, ее имидже (почему выбрали именно вашу компанию);

· из какого источника узнали о турфирме (Интернет, СМИ, каталоги, выставки, советы знакомых и пр.);

· оценить удовлетворенность клиентов качеством услуг, обслуживанием и условиями работы офиса;

· выявить мнение о фирменном стиле компании;

· определить потребность в новых турпродуктах и услугах и пр.

При проведении опроса следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Опрос эффективен, как правило, только в месте продажи (в офисе компании).

2. Анкета должна быть краткой и четкой, весь опрос устный или письменный не должен занимать более 10-15 мин.;

3. При проведении опроса следует использовать принцип «обратной связи», т.е. давать полезную информацию клиентам-респондентам.

Метод фокус-группы

Суть метода состоит в том, что специально подобранные участники (выбранные из целевой аудитории компании) обсуждают предложенную тему (не менее 2 часов). Обсуждение проводит модератор по специально разработанной технологии. Метод фокус-группы позволяет получить качественную информацию о клиентах и чаще всего используется для формирования какой-либо гипотезы в частности мотивы, ожидания, потребности клиентов. В ходе обсуждения на фокус-группе можно протестировать новый каталог, медийные материалы о новом туре и выявить как они воспринимаются целевой аудиторией, какие чувства и ассоциации вызывают? Что нравится, а что нет и почему? Этот метод интересен и весьма показателен, но отличается трудоемкостью и требует профессионального подхода.

Анализ клиентской базы

Это достаточно эффективный метод анализа, так как опирается на хорошо изученные статистические методы исследований. Однако для его реализации необходимо постоянно вести базу данных и учитывать в ней всю информацию о клиентах: объемы продаж, приходящаяся на одного потребителя, периодичность покупок, тип и вид выбранных продуктов и услуг, прибыль, приносимая каждым клиентом и пр. Сама информационная база данных о клиентах формируется в компании в специально разработанных накопительных регистрах (электронных формах и постоянно обновляется).

После подобного анализа проводится «оптимизация клиентской базы», фактически создаются такие условия работы (максимальные удобства расчетов, электронные продажи, программы лояльности, система скидок и др.), при которых прибыль компании может быть максимальной.

Анализ клиентской базы позволяет составить потрет целевого потребителя компании и сосредоточить усилия на привлечении клиентов именно из своего целевого сегмента. Анализ клиентской базы можно проводить как своими силами, так и с привлечением сторонних специалистов. Эта работа практически не требует финансовых затрат. Она достаточно трудоемка на начальном этапе, когда необходимо создать базу данных и систематизировать разрозненные сведения о клиентах. Когда база данных создана, ее следует только поддерживать и пополнять, а периодически модернизировать.

КУРС ЛЕКЦИЙ

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Оглавление

Лекция 1. Введение в туристско-рекреационное проектирование.

Лекция 2. Туризм и туристская деятельность как объект проектирования

Лекция 3. Проектирование туристского пространства. Типы и виды туристского пространства

Лекция 4.Туристские продукты и услуги: основы проектирования

Лекция 5. Цена туристских продуктов и услуг в системе проектирования туристского предложения

Лекция 6. Каналы сбыта и продвижения туристских продуктов и услуг, основы и особенности проектирования

Лекция 7. Проектирование деятельности туристского предприятия

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.