Интернет- зависимость. Технологические зависимости. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Интернет- зависимость. Технологические зависимости.

2018-01-30 333
Интернет- зависимость. Технологические зависимости. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Последние 2 десятилетия ознаменовались повсеместным распространением интернета как в профессиональной, так и в обыденной жизни людей. С помощью интернета совершаются покупки, общение, берется информация о всех аспектах жизни, реализуются сексуальные и игровые пристрастия. Кажется нет такого аспекта жизни, который бы не затронул интернет. В связи с возрастанием компьютеризации и интернетаризации российского общества, становится актуальной проблема патологического использования интернет ресурсов. За рубежом эта проблема возникла еще ы 80-е годы. Речь идет о так называемой интернет зависимости (другие ее названия - интернет аддикция, интернет зависимое поведение, избыточное или патологичное использование интернета).

Для обозначения новых форм психических или поведенческих аддикций, связанных с высокими технологиями М.Гриффитс в 1995 году предложила термин «технологические зависимости», который включает в себя пассивные (зависимость от просмотра ТВ) и активные (интернет –игры) зависимости.

При технологических аддикциях объект зависимости (компьютер, мобильный телефон) на самом деле являются ее предметом, организмом реализации других форм аддиктивного поведения.

Зависимость от интернета.

Термин в 1996 году предложен Гольбергом, под которым он понимал непреодолимое, желание пользоваться интернетом. Кроме того, в настоящее время используется термин «патологическое использование компьютера», под которым понимают использование компьютера для получения информации через широкие, далеко выходящие за пределы непосредственных интересов содержания.

Зависимость от интернета – форма не химической зависимости, качество которой отличается других форм зависимости, использованием возможностей виртуального мира. Потенциал интернета как субстрата – вещества, вызывающего зависимость как аддиктивный агент, способного формировать зависимость включает в себя:

1. Возможности получения неограниченного количества информации (возможности которой ограничены, если используются другие источники информации).

2. Возможности установления анонимных контактов с собеседником, которые могут в процессе общения удовлетворить потребности пользователей интернета. Во время сеанса можно представить себя пользователем любого пола, возраста, пренебрегать социальными, моральными формами поведения, проявлять агрессии и вести себя так, как ты не ведешь себя в реальном обществе. Также есть возможность прерывать и возобновлять общение по желанию.

3. Возможности ухода в виртуальный мир фантазии и иллюзий, где нет реальных проблем и можно быть человеком, который всех подчинил и может наказать, унизить любого, без возможности получения ответного реального вида наказания. В интернете можно быть победителем, повысить самооценку, посетить порно - сайт и настроение, получить все блага и удовлетворить все желания.

Суть – интернет: большая, анонимная и разнообразная помойка.

М.Орзак в 1998 году выделил следующие психологические и физические синдромы, характерные для интернет – зависимых:

1. Психологические – хорошая самооценка или эйфория за компьютером, невозможность остановиться, повышение количества времени, проводимого за компьютером, пренебрегаются семья и друзья и ощущение депрессии, ощущение пустоты, депрессии и раздражения за пределами компьютера, ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой.

2. Физические – синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с перенапряжением мышц), сухость в глазах, головная боль по типу мигрени, пропуски приемов пищи и нерегулярное питание, пренебрежение гигиеной, расстройство сна, тошнота, боли в спине.

Кимберли Янг. Признаки интернет – зависимости:

1. Навязчивое пристрастие к работе с компьютером («Пойду поработаю», а на самом деле нет).

2. Компульсивная навигация по сетям.

3. Патологическая привязанность с опосредованным интересом к азартным играм, онлайн- аукцинам, интернет - покупкам.

4. Зависимость от социального применения интернета (общение в социальных сетях, блогах).

5. Зависимость от кибер – секса (порно-сайты, закрытые группы для взрослых).

 

Согласно исследованиям К.Янг предвестниками (опасными сигналами) интернет -зависимости являются:

1. Навязчивое стремление проверять электронную почту и события в социальных сетях.

2. Предвкушение следующего сеанса «встречи с интернетом».

3. Повышение времени, проведенного в интернете.

4. Повышение количества денег, расходуемых к интернет.

 

Поведенческие признаки зависимости от интернета.

1. Прогрессивное увеличение количества времени, проведенного в интернете. неспособность планирования времени нахождения в интернете (повышение толерантности).

2. Появление сильного неудержимого влечения посещения интернета, с которым сложно справиться (патологическая тяга).

3. Неспособность и активное нежелание отвлечься от работы в интернете, прекратить ее.

4. Появление следующих негативных эмоций при невозможности ожидаемого выхода в интернет: раздражительность, досада, нежелание заняться другим делом. Симптоматика купируется при выходе в интернет.

5. Готовность тратить на обеспечение работы в интернете больше денег.

6. Потеря интереса к другим видам работы.

7. Пренебрежение личной гигиеной и проблемы с работой, учебой.

8. Злоупотребление кофе и другими стимулирующими средствами.

9. Ложь по поводу времени, проведенного в интернете.

Возможность сочетания различных видов интернет - зависимости.

· сочетание интернет – зависимости и зависимости от азартных игр (интернет – казино).

· интернет = зависимости и сексуальной аддикции (порно-сайты, фантазии по поводу посещения данных сайтов).

Мотивация как проблема зависимого поведения.

Мотивировка – объяснение субъектом причин своих действий обычно путем указания на приемливые для него обстоятельства. Мотивировка может не совпадать с истинной, сознательной или неосознанно маскировать или искажать ее. (А.Е.Личко, В.С.Битенский).

Классификация мотивов употребления алкоголя по Завьялову:

Предлагал разделение мотивов на 3 группы, включающие в себя 9 мотивов:

I. Социально – психологические (связанные с окружением; более характерны для молодого возраста; характерны для начальных этапов патологического развития зависимости):

А – социо- культуральные (традиции, культурные особенности),

Б – субмиссивные (подчинение, социальному давлению значимых лиц на употребление алкоголя),

В – псевдокультурные (стремление соответствовать алкогольным ценностям социальной микросреды, в которой живет человек).

II. Личностно – значимые (потребность в изменении своего состояния; более характерны для зрелого возраста; приближаются к патологии, «мне чего- то не хватает»):

Г – гедонистические (стремление испытать удовольствие, эйфорию от действия алкоголя),

Д – атарактические (нейтрализация негативных переживаний (страх, тревога, мыслительные переживания, чувство одиночества)),

Е – мотивый гиперактивации поведения (получение стимулирующего, растормаживающего эффекта, насыщение стимулами при относительной сенсорной депривации с помощью выпивки: скучно, неинтересно, нет желаний -> выпил -> стало веселей и интересней)

III. Патологические мотивы (болезнь; связаны с болезненным стремлением к алкоголю, «не могу не пить»):

Ж – похмельные или связанные со синдромом отмены (снять явления абстинентного синдрома)

З – аддиктивные или связанные с патологическим влечением к алкоголю (тяга к алкоголю)

И = самоповреждение (стремление пить назло себе и другим, потеря перспективы в будущем).

 

В 1986 году Э.Е.Бехтель указала на то, что употребление ПАВ (проверял на алкоголе) ведет в изменению мотивационной структуры личности:

· Снижение побудительной силы основных смыслообразующих мотивов личности (сужение круга интересов, сокращение разнообразных видов деятельности, уменьшение эмоционального сопровождения при удовлетворении редуцированной потребности, принудительный характер деятельности)

· Изменение процессов смыслообразования. Разрушается иерархическая структура мотивационной сферы, нарушается субординация отношений, мотивация носит неустойчивый характер, актуализируется непосредственное ситуационное влияние, нарушается долговременное планирование деятельности.

 

Внешняя и внутренняя мотивация

Внешняя мотивация - побуждение к деятельности, идущей из социальной среды и реализуемое путем одобрения и поощрения данной деятельности, либо путем угрозы наказания при отказе от этой деятельности.

Влияние внешней мотивации ограничено временным интервалом, по истечении которого его побудительное действие истекает, результат деятельности оказывается малоэффективным.

 

Внутренняя мотивация- возникает, когда выполняемая деятельность приносит человеку удовольствие.

Внешняя и внутренняя мотивации являются полюсами одного континуума, и между ними существуют взаимные переходы. По мнению ряда авторов, внешняя и внутренняя мотивации не существуют друг без друга. Превращение внешней по внутреннюю мотивацию идет с помощью процесса интернализации (по сути интериоризация) - принятия или адаптация установок, убеждений, ценностей как своих собственных. Она позволяет осуществлять переход от регуляции с помощью внешних факторов к саморегуляции.

Внешняя мотивация имеет несколько уровней:

1. Уровень собственно внешней регуляции. Регулируется с использованием обещанных наград, либо угрозы наказания. Данный уровень создает нестабильную ситуацию, когда человек должен действовать в ожидании поощрения или наказания., которое регулирует изменение. Потребность больного в самостоятельности и независимости, быть компетентным подавляется, что приводит к возникновению у него пассивной позиции в отношении деятельности, которая контролируется внешними стимулами. Межличностные отношения при этом ухудшаются, важность результата деятельности становится малозначимой, а сами результаты - низкими. Зависимые имеют данный уровень при принудительном поступлении на лечение под влиянием угрозы наказания или ожидании поощрения. В процессе лечения, пациенты занимают пассивно – вынужденную позицию, ведут себя в соответствии с выбранной ими действительной, а не декларируемой целью, не ставят перед собой трудных целей, пассивно и формально лечатся.

2. Уровень интроецированной регуляции. (интроекция – процесс, при котором аспекты внешнего мира поглощаются «Я» или включаются в него. Затем внутренняя мотивация принимает на себя внешние функции психотических объектов). Больные считают себя людьми, имеющими определенные особенности, но в их Эго это они входит: думают, что хорошо быть пунктуальным -> считают себя пунктуальным -> но на самом деле опаздывает всегда. На данном уровне регуляции поведение человека регулируется частично усвоенными требованиями, правилами, которые побуждают его действовать так, а не иначе. Деятельность в данном случае выполняется под влиянием внутренних причин, которые имеют в своей основе контролирующую межличностную основу. Они декларируют желание избавиться от зависимости, но на самом деле ничего для этого не делают и на самом деле этого не хотят.Пример: в больнице говорят, что хотят не пить -> выходят из нее и напиваются -> возвращаются в больницу. У человека с подобным типом регуляции происходит усвоение требуемого поведения как необходимого ему, в результате появляется ощущение ответственности за результат деятельности. На этом этапе есть чувство вины и незрелая ответственность. Больные данного уровня регулярно соглашаются на лечение под давлением среды. При этом их собственные установки частично совпадают с необходимостью прохождения лечения (уход из конфликтной ситуации, устранение социального неблагополучия, временное прекращение употребления ПАВ). Однако, больной не ставит цели прекратить зависимое поведение, интенсивно работать над изменением поведения, вредного для здоровья и осознанно двигаться к выздоровлению.

3. Уровень идентифицированной регуляции. Человек испытывает ощущение собственного выбора данной деятельности, принятия ранее внешних целей и ценностей, регулирующих ее осуществление. Он начинает сам считать важным поведение, которое он прежде совершал под влиянием внешней регуляции. Зависимые самостоятельно принимают решение о начале лечения, однако, внешние факторы имеют значение в принятии данного решения. Больной может включаться в процессе лечения, но сталкиваясь с личностными и средовыми факторами (снижение настроения, отсутствие работы), чаще в семье и с друзьями не может длительно сохранять внутренний компонент мотивации и отказываться от выполнения поставленной цели лечения.

При внутренней мотивации у человека есть ощущение внутреннего выбора и удовлетворения от выполнения работы. У зависимых нет внутренней мотивации в чистом виде. В лечении зависимого поведения мотивация больного на изменение поведения часто является необходимой предпосылкой без которой специалисты мало что могут сделать.

Были попытки рассматривать мотивацию как статическую черту личности и один из параметров его характера, которые больной либо имеет, либо не имеет. Это позволяло трактовать задачи в лечении как результат отсутствия у больного мотивации на лечение как недостаток пациента и возлагает ответственность за лечение на больного. Если больной следовал предписаниям врача, соглашался с клеймом «зависимый от…», то в этом случае считалось, что он имеет мотивацию на лечение. Прямо противоположное поведение – больной не имеет этого. Мотивация в данном случае оценивалась как ответственность пациента за результат лечения, но не как ответственность специалиста.

 

Основные положения, характеризующие мотивацию здоровья и болезни в наркологии:

1. Мотивация (побуждение) – ключевой и первоначальный элемент в изменении поведения человека. Концепция изменения личности находится в фокусе лечения зависимого поведения. Мотивация неразрывно связана с поведением. С позиции изменения поведения мотивация может рассматриваться как возможность того, что личноть будет включаться в процессе изменения, функционировать в нем и придерживаться определенной стратегии поведения.

2. Мотивация имеет сложную многокомпонентную структуру. Включает цели, ценности, готовность к изменениям поведения, когнитивной оценке ситуации, восприятия риска и полезность поведения для себя, уверенность в своих способностях выполнять поставленную задачу, побуждение на употребление или воздерживаясь от употребления ПАВ, побуждение к лечению. Мотив имеет 2 функции: смыслообразующую и побудительную (копинг поведения)

3. Составные компоненты регуляции могут быть определены и измерены современными психодиагностическими методами. Могут быть измерены следующие компоненты мотивов на лечение и самоэффективность, готовность к изменению, амбивалетность (баланс принятия решений), мотивирования к употреблению ПАВ, цели и ценности и др.

4. Мотивация - динамичный (не статичный) процесс, колеблющийся во времени и пространстве в зависимости от состояния личности и среды. Мотивация имеет склонность к колебаниям во времени и может зависеть от разных ситуаций, причин и воздействий. Постановка противоречивых целей -> колебаниям мотивации. Побуждение к изменению поведения – это амбивалетное состояние. Интенсивность мотивации может изменяться при появлении сомнения. Четко поставленные и понятные для индивида цели способствуют укреплению мотивации.

5. Мотивация находится под влиянием внешних и внутренних воздействий. Ведущим является внутреннее побуждение. Внешнее воздействие – социальная почва, на которой вырастает и созревает внутреннее побуждение. Интенсивное влияние могут оказывать семья, друзья, коллеги, значимые люди, общественное мнение(героин – «плохо», а сигаретки – «хорошо»), социальная поддержка или ее отсутствие.

6. Мотивация может быть изменена. Мотивация распространяется на все виды деятельности, действует в разных контекстах и может быть усилена или ослаблена на любой точке процесса изменения. Какие факторы могут влиять на изменение мотивации:

· уровень дистресса может усиливать мотивацию на изменение поведения, вести к поиску стратегии изменения поведения.

· критические жизненные события чаще стимулируют мотивацию к изменению поведения (смерть, несчастный случай, травма, свадьба, беременность, рождение ребенка, обращение к религии др.).

· Когнитивная оценка. Индивид оценивает влияние зависимого поведения на него, сопоставляет доводы за преодоление или прекращение употребления, проводит переоценку негативных последствий, вреда.

· положительная и отрицательная внешняя стимуляция. Наличие друзей, их сопереживания и оказывание социальной поддержки. Принуждение к лечению или вознаграждение за участие в нем могут стимулировать изменение мотивации.

7. На мотивацию может влиять работа специалиста, осуществляющего мотивационное воздействие. Мотивация на изменение поведения и жизненного стиля может изменяться под влиянием врача, психолога, консультанта, социальной среды. Стиль взаимодействия врача всегда влияет на мотивацию к изменению больного.. Задача врача - оценить уровень мотивации и укрепиться в направлении.

8. Мотивация на изменение зависит от готовности пациента к изменения и от стадии готовности, на которой находится пациент.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.