Встреча с прошлым, или «дежа вю» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Встреча с прошлым, или «дежа вю»

2018-01-30 207
Встреча с прошлым, или «дежа вю» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Почти каждый, наверное, попадал в ситуацию, когда место, где он очутился впервые, казалось ему знакомым, хотя это абсолютно исключалось. Причем как показали опросы исследователей, с ощущением «уже виденного», или «дежа вю» сталкивались, как минимум, две трети взрослого населения Земли. Правда, многие о нем сразу забывали.

Сам же феномен «дежа вю» был открыт в 1900 году французским врачом Флоренсом Арно. И с тех пор ощущение «я это уже видел» именно так и называется: дежа вю.

Кстати, наблюдается этот феномен не только в форме «уже виденного». Он также может проявить себя как ощущение «уже слышанного» («déjà entendu»), «уже читанного» («déjà lu») или «уже испытанного» («déjà éprouvé»).

Впрочем, люди явление «дежа вю» заметили уже давно. О нем упоминается в древних манускриптах, исторических хрониках, летописях. Французский же медик этот факт только констатировал. И хотя с тех пор прошло более ста лет, точного объяснения феномену наука не может дать до сих пор, хотя это пытались сделать многие ученые.

Например, Зигмунд Фрейд считал, что ощущение «уже виденного» появляется у человека в результате спонтанного воскрешения в его памяти подсознательных фантазий.

Свою точку зрения на этот феномен в 1990 году высказал психиатр Герман Сно, который предположил, что следы памяти хранятся в головном мозгу человека в виде неких голограмм. Причем каждый фрагмент голограммы, в отличие от фотографии, содержит всю информацию, необходимую для восстановления целого изображения. Но при этом, чем такой фрагмент меньше, тем более нечеткой оказывается воспроизводимая картина.

И в тот момент, когда какая-то небольшая деталь из возникшей ситуации по многим параметрам совпадает с определенным фрагментом памяти, и возникает в воображении расплывчатая картина прошлого события.

Некоторые психологи в свою очередь для объяснения «дежа вю» привлекают так называемую модель глобального сопоставления.

Сущность ее заключается в том, что ситуация для человека начинает казаться знакомой потому, что она сильно напоминает хранящееся в его памяти прошлое событие, или по той причине, что похожа на множество удерживаемых в памяти случаев.

 

Известный швейцарский психолог Карл Юнг на себе испытал феномен «дежа вю»

 

Справедливость этих предположений убедительно демонстрирует следующий пример. Предположим, вы рассматриваете фотографии нескольких представителей некой семьи. Проходит какое-то время, и вы неожиданно сталкиваетесь с одним из членов этого семейства, фотографию которого вы не видели, на улице. Однако вам начинает казаться, что вы этого человека все-таки знаете. А ведь никто из домочадцев не является его точной копией, хотя все они на него чем-то похожи. Связано это с тем, что в соответствии с моделями глобального сопоставления в вашем головном мозге сходства суммируются.

Что же касается природы «дежа вю», то ученые попытались объяснить ее при помощи двух типов памяти. Основу первого составляют осознанные воспоминания: например, память о первом поцелуе. В основе второго типа памяти лежит узнавание.

В самом же мозге за эти явления отвечают определенные области. Так, по мнению ученых, осознанными воспоминаниями занимается префронтальная область коры и гиппокамп, расположенные в передней части коры головного мозга. А вот за узнавание отвечает так называемая парагиппокампальная извилина и ее корковые проекции.

Исследователи предполагают, что чувство «уже виденного» возникает у человека в тот момент, когда при нормально функционирующей префронтальной коре и гиппокампе происходит временная активация парагиппокампальной извилины и связанных с нею мозговых структур. Это и вызывает чувство узнавания, которое, однако, не сопровождается какими-то осознанными воспоминаниями.

Совсем иная точка зрения на феномен «уже виденного» у психотерапевтов. Они считают, что «дежа вю» – это своеобразная защитная реакция организма, например, на необычную обстановку, которая и заставляет человека неосознанно отыскивать в ней известные элементы. Именно в это время некоторые предметы и становятся «уже виденными».

Немало вопросов задает ученым и эффект повторяемости «дежа вю», когда человек, словно двигаясь по кругу, видит снова и снова одну и ту же картину. При этом он даже теряет ощущение времени.

Психиатры считают, что это, скорее всего, патология. И в этом случае необходимо обратиться к врачу, так как в некоторых же случаях слишком частое повторение одного и того же «дежа вю» является одним из симптомов бессудорожного эпилептического приступа.

Так как, в общем-то, при любых воспоминаниях задействованы различные типы памяти, то, естественно, появилась гипотеза, которая эффект «дежа вю» как раз и объясняет расстройством памяти.

Часто «дежа вю» появляется у наркоманов, особенно у тех, кто принимал ЛСД. Предполагается, что цепь реакций, которые произошли в клетках мозга под влиянием наркотиков, запоминается на нейронном уровне. И когда человек переутомился или испытал стресс, у него и появляется ранее испытанное состояние. При этом могут быть самые разные ощущения: от изменений времени и пространства до галлюцинаций. Причем этот эффект может повториться даже через десять и более лет.

А вот парапсихологи феномен «дежа вю» объясняют реинкарнацией. Кстати, придерживался этой точки зрения и известный швейцарский психолог Карл Юнг, который впервые испытал в «дежа вю» в двенадцатилетнем возрасте. Тогда он увидел картину XVIII века с изображением врача, на ботинках которого Юнг «узнал» знакомые пряжки.

«В тот момент, когда я увидел их на картине, у меня возникло яркое ощущение, что я когда-то носил ботинки с такими же пряжками. Я буквально чувствовал их у себя на ногах!» – писал впоследствии знаменитый психолог.

Не остались в стороне от объяснения «уже виденного» и физики. Они, например, считают, что прошлое, настоящее и будущее происходят одновременно. Анаше сознание воспринимает лишь то, что мы называем «теперь». И когда во времени происходит небольшой сбой, тогда и возникает феномен «дежа вю». Но даже этой незначительной помехи хватает на то, чтобы увидеть фантастическую картину якобы «уже виденного».

Для объяснения «дежа вю» были даже проведены специальные опыты, в которых участвовали студенты Вашингтонского университета. Участникам эксперимента сначала в течение нескольких секунд показывали разные картинки. Спустя неделю их попросили отобрать те из виденных ранее изображений, которые они запомнили.

И, к удивлению ученых, некоторые из участников эксперимента, увидев знакомые иллюстрации, ответили, абсолютно не сомневаясь в своей правоте, что они когда-то побывали в изображенных местах, хотя в реальности этого не было.

 

«ШЕСТОЕ ЧУВСТВО»

 

Этот случай аббат де Монморен запомнил на всю жизнь. А произошло следующее. Однажды во время молитвы в храме он вдруг почувствовал странное беспокойство, которое перешло в неодолимое желание переменить место молитвы. Вначале аббат сопротивлялся этому властному чувству, тем более что ему не хотелось прерывать начатую молитву. Однако сила, которая в этот миг овладела его чувствами, была так велика, что аббат, подчиняясь ей, поднялся с колен и перешел в другое место. И тотчас со свода сорвался камень и рухнул туда, где минуту назад находился священник.

Впрочем, подобных историй известно немало. И многие из них случились, можно сказать, в наши дни.

 

Уинстон Черчилль в 1940 году спасся от смерти благодаря «шестому чувству»

 

Так, известен случай, произошедший с Черчиллем осенней ночью 1940 года, когда германские люфтваффе бомбили Лондон. Британский премьер как раз в это время посещал батарею, чтобы укрепить боевой дух солдат. Возвратившись к автомобилю, Черчилль неожиданно проигнорировал предупредительно открытую дверцу и сел с другой стороны. Как оказалось, этим своим странным решением он спас себе жизнь: именно поблизости от того места в машине, на которое отказался сесть Черчилль, разорвалась бомба. Потом британский премьер признался, что внутренний голос буквально заставил его обойти автомобиль…

Вряд ли кто из пассажиров рейса Нью-Йорк – Женева подозревал, что это их последнее в жизни путешествие. «Боинг», на котором они летели в Европу, разбился в районе канадского города Галифакса. Избежать смерти не удалось никому: список погибших в авиакатастрофе полностью соответствовал списку тех, кто находился в этот момент на борту лайнера. Этим же злополучным рейсом собирался улететь на родину и известный швейцарский теннисист Марк Россет. Однако, подчиняясь появившемуся накануне странному чувству, которое словно удерживало его от полета, Россет в последний момент изменил решение и остался жив…

Выходит, что некоторых людей от опасности может уберечь предчувствие беды, или, иначе говоря, «внутренний голос», который «заставляет» их в последний момент поменять решение на прямо противоположное…

Еще в середине прошлого века американский ученый Кокс, заинтересовавшись этим феноменом, установил любопытную закономерность: в поездах, которые попали в катастрофу, пассажиров, как правило, было меньше, чем обычно. Как будто предчувствуя надвигающуюся беду, люди отказывались от запланированной поездки. При этом причины своего отказа толком никто объяснить не мог, хотя большинство говорили, что накануне поездки у них появлялась смутная тревога, странное беспокойство, непонятное волнение…

Все эти предчувствия в науке называются интуицией – одномоментным постижением истины без каких-то логичных доказательств, или точным и непосредственным угадыванием. Есть у интуиции и другое название: «шестое чувство».

Включается этот внутренний механизм тогда, когда перестает работать логика, когда мозг не в состоянии быстро переработать тот огромный массив информации, который внезапно появился в его распоряжении.

Именно в этой ситуации и начинает управлять нашим поведением интуиция, переводя его в автоматический режим. Мы же воспринимаем это как прозрение, которое послали нам глубины нашего подсознания.

Обычно к «внутреннему голосу» начинают прислушиваться в критических ситуациях. И в этом есть свой резон. Дело в том, что в минуты опасности все чувства обостряются. И тогда человек различает малейший шорох, едва заметное движение, замечает даже самое незначительное изменение ситуации. То есть он нутром чувствует, что произошли какие-то непредвиденные перемены, на которые следует соответствующим образом отреагировать.

Увы, далеко не каждый готов прислушаться к внутреннему голосу. А нередко заставляет интуицию просто замолчать, так как она вынуждает совершить то, что противоречит логике и здравому смыслу.

В подтверждение этого любопытный факт. Как-то ученые Техасского университета попросили семьдесят крупнейших американских менеджеров ответить на вопрос: влияет ли интуиция на принятие ими тех или иных решений? Шестьдесят девять ответили положительно, добавив, что своим коллегам в этом они никогда бы не признались. Причина простая: в западном мире принимать во внимание интуицию не принято. «Я знаю, как, но не могу объяснить, почему» – такая аргументация редко принимаются всерьез…

До последнего времени серьезные исследования интуитивного принятия решений практически не проводились. Однако в настоящее время, чтобы понять тот механизм, который позволяет нам, не перебирая все возможные жизненные варианты, моментально находить единственно верный, ставятся изощренные эксперименты, придумываются оригинальные тесты, используются современные технические средства.

Так, в одном из экспериментов ученикам предлагали в течение нескольких минут оценить преподавательские таланты незнакомого им учителя. И их скоропалительные мнения оказывались точнее суждений тех, кто оценивал его, тщательно взвешивая все за и против.

Еще в одном исследовании испытуемым требовалось, долго не думая, выбрать один из предложенных плакатов и повесить его дома на стену. В то же время другим участникам эксперимента давали время подумать.

Спустя месяц исследователи поинтересовались судьбой выбранных плакатов. Оказалось, что большинство из тех, кто при выборе долго колебался, плакаты уже со стен поснимали. А вот те, кто выбирал их интуитивно, в считаные секунды, все еще любовались удачным приобретением.

Наличие у человека «шестого чувства» опытным путем, причем очень убедительно, доказал английский психолог Дин Рейдин. Суть эксперимента заключалась в следующем. Испытуемый сидел перед экраном, на котором компьютер случайным образом воспроизводил фотографии с нейтральными и неприятными изображениями. Снимки задерживались три секунды, а паузы между ними длились восемь секунд. В ходе опыта у человека производились замеры электрического сопротивления кожи и кровотока. Опыт проводился в спокойной обстановке, в отдельной комнате, в отсутствии экспериментатора.

На первый взгляд ничего особенного опыты не показали. Так, когда появлялись неприятные изображения, кривые физиологического состояния подскакивали. При нейтральных изображениях они оставались спокойными.

Однако когда Рейдин исследовал кривые более детально, то установил удивительную закономерность: оказалось, что за две секунды до появления на экране картинки с неприятным изображением кривая физиологических показателей взмывала вверх. То есть организм реагировал на появление неприятных эмоций еще до того, как они возникали.

Для объяснения приведенных выше фактов ученые выдвинули несколько гипотез. Но прежде чем говорить о них, следует заострить внимание на том факте, что процессы, которые осмысливаются сознанием, составляют лишь крохотную часть нашей умственной деятельности.

И впрямь, даже мозг человека, который абсолютно ничего не делает, а просто сидит в кресле, каждую секунду получает около 11 миллионов сигналов от различных рецепторов тела. А ведь эксперименты показывают, что наше сознание может воспринимать одновременно лишь около сорока сигналов. Весь же остальной массив информации обрабатывается скрытно от нас.

В таком случае, как мы оцениваем оставшиеся миллионы сигналов, если они не анализируются нашим сознанием?

Эксперименты показывают, что главную роль в этом процессе играет скрытая память головного мозга, объем которой поразительно велик. Здесь беспрерывно накапливаются новые сведения. Происходит это даже тогда, когда сознание человека отключается. Например, американский психолог Дэниел Шактер зачитывал пациентам, лежавшим под наркозом, перечни слов, а потом, когда они возвращались к действительности, предлагал им на выбор несколько списков слов. Как правило, люди выбирали слова из того списка, который был зачитан им в час операции.

Оказывается, почти все поступающие сигналы анализируются на бессознательном уровне. Причем происходит это даже тогда, когда сознание человека отключается. Так, в одном из опытов американский психолог Дэниел Шактер зачитывал пациентам, которые находились под наркозом, слова, входящие в определенный список. Когда же испытуемые возвращались к действительности, он предлагал им на выбор несколько списков слов. И, как правило, люди выбирали слова из того списка, который был зачитан им во время операции.

Именно в подсознании мозг не только накапливает информацию, но и анализирует и сортирует ее. При этом он выуживает из огромного объема различных сведений наиболее важные и нужные для себя.

В это же время наше подсознание молниеносно сравнивает увиденное с тем, что оно перед этим спрогнозировало. И как только появляется хоть какое-то отличие, сознание тотчас настораживается. А когда это отличие возрастает, в действие вступает интуиция, сила которой заключается в многообразии сведений об окружающем мире, накопленных в нашем подсознании.

 

ФЕНОМЕНЫ ГИПНОЗА

 

В 1992 году в Токио проходил Международный конгресс экстрасенсов. На нем присутствовало более 200 участников более чем из 50 стран мира. Народные целители, колдуны, шаманы, йоги демонстрировали свои удивительные возможности.

В этом грандиозном мероприятии принимал участие и известный российский гипнотизер Геннадий Гончаров.

Во время одного из конкурсов жюри предложило Гончарову ввести в детство известного всей Японии киноактера – крупного мужчину средних лет. Для контроля за состоянием артиста его тело оснастили множеством датчиков, соединенных с точной электронно-измерительной аппаратурой. Для большей убедительности показания приборов демонстрировались на нескольких больших экранах.

Ситуация для Гончарова была сложной по той причине, что он не знал японского языка, а его партнер – русского. Поэтому общаться приходилось через переводчика, а это при вербальном гипнозе большой недостаток.

Но пассы и внушение делают свое дело. На экранах появляются данные о работе сердца, давлении, деятельности мозга, частоте пульса и т. д. И все эти показатели соответствуют физиологическому состоянию ребенка пяти-шести лет…

Гончаров просит японца спеть песню. И высокий, немного грузный мужчина начинает петь тоненьким голоском популярную детскую песенку про желтые тюльпаны. Затем танцует, выкидывая уморительные коленца. Неумелой детской рукой рисует кошку…

Возрастная планка поднимается до 10–11 лет. И приборы бесстрастно демонстрируют состояние организма, соответствующее подростковому возрасту. В итоге россиянин получил приз за первое место…

Бесспорно, изменить физиологическое состояние человеческого организма могут далеко не все гипнотизеры, а только очень талантливые.

Но и другие могут проделывать с человеком самые разные манипуляции. Под их влиянием человек не только совершает самые разные действия, но и входит практически в любые психологические состояния.

 

Гипнотизер имеет почти полную власть над тем, кого ввел в гипнотический транс

 

Например, его телу они могут придать самые разные положения, точно оно пластилиновое. Так, когда человек находится в гипнотическом трансе, его рука, поднятая гипнотизером, замирает, словно окаменев. Более того, гипнотизер может придать любые, причем самые причудливые, положения кисти руки, пальцам, плечу, всему телу загипнотизированного. И они будут находиться в соответствующем состоянии столько, сколько пожелает гипнолог.

Гипнотизер может внушить, чтобы испытуемые надрывно кашляли, гомерически хохотали, зевали, чихали, танцевали, пели, свистели, то есть производили массу самых разных действий.

В то же время загипнотизированного можно лишить возможности писать, говорить, двигаться и т. д. В глубоком трансе испытуемый, разговаривая с гипнологом, может одновременно записывать личные воспоминания. Причем в этот момент он не осознает, что пишет его рука.

Под гипнозом можно также изменить реакцию организма на те или иные раздражители. Например, уменьшить и даже полностью заблокировать чувствительность кожной поверхности или слизистых оболочек к боли или температуре.

Гипнотик не реагирует ни жестами, ни мимикой на уколы иглой, на прикосновение охлажденных предметов и т. д. Однако организм эту боль воспринимает.

У человека, находящегося в состоянии гипноза, гипнотизер может уменьшить или увеличить остроту зрения, вызвать полную слепоту или слепоту на один глаз, дальтонизм. Это же касается и слуха. Кроме того, гипнотику можно внушить чувство утомления или бодрости, отвращения к пище или, наоборот, повышенный аппетит, жажду, зуд, тошноту.

Когда человек находится в гипнотическом трансе, ему легко внушить разнообразные галлюцинации и иллюзии. Подчиняясь влиянию гипнотизера, он будет съеживаться от мнимого холода с появлением гусиной кожи или «изнывать» от жары, обмахиваясь воображаемым веером. Гипнолог может заставить его «обливаться» водой или купаться в мнимом море, «вдыхать» запах роз, воздух соснового бора или аромат французских духов из пустого флакона.

Загипнотизированный может отправиться в «кинотеатр». Здесь он с удовольствием будет «смотреть» кинокомедию, реагируя на смешные эпизоды хохотом. Через минуту он может оказаться в «концертном зале», где будет сосредоточенно «слушать» классическую или эстрадную музыку Без особых проблем ему можно предоставить место за столиком в ресторане или на трибуне стадиона. И всюду он будет вести себя в соответствии с ситуацией.

Под гипнозом человека можно лишить почти всех практических навыков и знаний. И в этом состоянии он уже не сможет писать, читать, играть, рисовать, шить и даже производить элементарные действия.

У гипнотика можно убрать из памяти определенные фрагменты из его жизни, или же, наоборот, заставить вспомнить мельчайшие подробности событий, произошедших с ним многие годы назад.

Как мы знаем, Гончаров ввел японского актера в состояние детства, изменив при этом и его физиологические показатели. Опытный гипнолог тоже может вызвать у человека, находящегося в глубокой стадии гипноза, самые разные превращения личности, изменив в ту или иную сторону его возраст, причем с соответствующим поведением. Так, взрослый мужчина, превратившись в «трехлетнего мальчугана», будет размахивать детской саблей, стрелять из игрушечного пистолета, залезать под стол. А женщина станет забавляться куклой: мыть ее, наряжать, шутить с ней. При этом у них будут проявляться многие черты личности, свойственные детскому возрасту: интеллект, артикуляция, словарный состав, почерк.

Более того, можно ввести загипнотизированного даже в состояние новорожденного ребенка, с соответствующими этому периоду реакциями: характерным плачем, хаотичным движением рук и ног, сосательным и хватательным рефлексами, а также характерной для этого возраста электроэнцефалограммой.

В глубоком гипнотическом состоянии при соответствующем внушении гипнотик превращается в Цезаря, Наполеона, оратора, известного художника. И, что любопытно, при этом наблюдается поведение, соответствующее внушенному образу. Например, если гипнотику внушить, что он Репин, он начинает намного лучше рисовать, а в образе оратора – принимать соответствующую позу и произносить четко построенные фразы.

У загипнотизированного можно также «изменить» пол, «превратить» его в какое-либо животное, в неодушевленный предмет. И поведение гипнотика при подобных внушениях тоже меняется в соответствии с заданным образом.

Так, в образе собаки он ходит на четвереньках и лает, в образе кошки – мяукает и лакает мнимое молоко, а когда ему внушат, что он корова, то мычит и пережевывает сено. В образе столба он замирает в оцепенении в вытянутом положении, в образе ковра – растягивается на полу.

Кроме того, загипнотизированному человеку можно внушить произвести те или иные действия спустя несколько часов или дней по выходу из гипноза: прокукарекать, спеть песню, поцеловать незнакомого человека. При этом принято считать, что произведенное внушение может оставаться эффективным по крайней мере в течение двух месяцев.

 

ГИПНОЗ ЛЕЧИТ И КАЛЕЧИТ

 

Безусловно, мимо такого уникального явления, как гипноз, не могли пройти мимо ни служители различных культов, ни врачи.

Уже в древние времена многие гипнотические приемы стали широко применяться в различных религиозных церемониях, хотя те, кто их применял, механизмов их воздействия на человека почти не понимали, а лишь видели результаты влияния этих приемов.

Взять, к примеру, процедуру «изгнания злого духа», то есть исцеления больного шаманом.

Во-первых, целитель во время церемонии одет в обрядовые одежды, которые уже сами несут некий момент таинственности: это как у гипнотизера «особый» взгляд или сверкающее колечко на пальце или блестящий шарик в руке.

Во-вторых, он начинает многократно повторять одни и те же слова и фразы, призывая на помощь добрых «духов-помощников» и угрожая «злым». При этом каждое заклинание шамана сопровождается непрерывными ритмичными ударами в бубен и особыми движениями, иначе говоря, гипнотическими пассами.

 

Под гипнозом можно лечить многие болезни

 

В это же время чум наполняется дымом от тлеющих ядовитых и ароматических растений.

Темп же ударов в бубен становится все быстрее, а их звук – громче. И шаман, словно заведенный этой все возрастающей круговертью темпа и звука, все быстрее и быстрее кружится в пляске. И вдруг в какой-то миг он сам, доведенный до полного исступления, впадает в гипнотическое состояние и начинает демонстрировать перед присутствующими свои необычные способности: например, режет себя ножом или голыми руками выхватывает раскаленные угли из костра.

И в конце концов монотонный заунывный голос шамана, его порывистые движения, сопровождаемые нанесением ран на свое тело, дурманящие воскурения делают свое дело: все, кто присутствует в чуме, погружаются в новое состояние, отчуждающее их от реальности и вводящее в иной, мистический мир, населенный внеземными сущностями.

А вскоре им и впрямь уже слышатся глухие голоса вызываемых духов или предков. Постепенно, сопровождаемые тягучим голосом шамана, больные впадают в забытье. В этом состоянии заклинания шамана воспринимаются особенно остро, глубоко проникая в одурманенный разум. Победные возгласы шамана о бегстве и поражении «духов зла» звучат для больных желанной вестью о выздоровлении. И они действительно чувствуют себя уже значительно лучше: боли, которые изнуряли их тело, отступили. Некоторые же особо впечатлительные больные к концу обряда чувствуют себя почти здоровыми…

В современной медицине гипноз тоже нашел широкое применение. Ниже приведенные примеры в какой-то степени подтверждают это.

Об одном случае из своей практики в книге «Гипноз и чудесные исцеления» рассказывает профессор В.Е. Рожнов. Женщина, перенесшая нервное потрясение, неожиданно перестала ходить. С ней начали проводить курс лечебного гипноза. И уже после четвертого сеанса в ее состоянии началось улучшение. В глубоком гипнотическом сне ей внушалось: «Вы поправились. Вы можете и будете ходить. Вы уверены в себе. Вы здоровы».

После одного из сеансов больная, проснувшись, самостоятельно встала на ноги и без посторонней помощи вышла из кабинета, забыв костыли.

Вот еще один интересный пример из той же книги. Девушка потеряла зрение при необычных обстоятельствах. С детских лет ее пугали: не трогай электрическую лампочку, а то она может взорваться и ты ослепнешь. Прошло много лет. Она стала взрослой. И вот однажды ей пришлось менять перегоревшую лампочку. И в тот момент, когда она ее вывинчивала, неожиданно услышала звон бьющегося стекла. Почти сразу же молодая женщина почувствовала резь в глазах, как от множества стеклянных осколков, и перестала видеть. На самом деле лампочка была цела, а разбился графин.

Обследовав больную, врачи установили, что глаза женщины никаких повреждений не имеют. Потеря зрения объяснялась нервным потрясением. Больную подвергли гипнозу. Когда сеанс был закончен, ей сказали: «Откройте глаза. Вы видите, как прежде. Вы здоровы». И истерическая слепота прошла!

Но кроме истинного лечебного гипноза существует и так называемый хроногенный, или рассроченный, гипноз, с помощью которого пытаются продлить человеческую жизнь. О нем, наверное, знают единицы.

Суть его в следующем: гипнотизер, погрузив пациента в глубокий сон, замедляет ход его биологических часов. В итоге, как утверждают те, кто применяет этот метод, человек может прожить и 100, и 150, и даже 200 лет.

На Западе хроногенный гипноз появился в начале 80-х годов прошлого века. Клюнули на экстравагантную приманку в первую очередь богатые люди, поскольку эта процедура стоит больших денег.

Одним из тех, кто решил продлить свое присутствие на Земле, оказался видный деятель Голливуда Ричард Райт, который в середине 80-х годов подвергся хроногенному гипнозу. Но спустя 10 лет он подал в суд на нескольких английских психиатров. Дело в том, что за это время у Райта развилась атрофия рук. Причем конечности Райта не просто парализовало, а они со временем становились все больше похожими на детские: уменьшились в размерах, укоротились, лишились волосяного покрова.

Но рассроченный гипноз – услуга нелегальная, поэтому врачи упорно отрицали, что практикуют его. В конечном итоге доказать их вину не удалось, и они ушли от ответственности.

А тем временем дела с руками Райта пошли еще хуже, и он покончил жизнь самоубийством, прожив вместо обещанных ему 150 лет лишь 54 года.

Пример Райта оказался заразительным: в 1999 в английские суды с подобными исками обратились еще 90 человек. У одних из истцов развилось раннее старение, у других – отказывали внутренние органы, у третьих обнаружился рак.

 

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ВНЕ МОЗГА

 

Малоизвестный парижский художник и фотограф Пьер Буше проснулся с тяжелой, словно налитой свинцом, головой. Впрочем, иначе и быть не могло. Мало того, что после очередной попойки домой он вернулся довольно поздно, так еще и по-настоящему поспать ему не дала парочка чертей, которые гонялись за ним почти всю ночь.

Однако в каком бы состоянии Пьер ни находился, ему все равно необходимо было выполнить срочный заказ: отпечатать несколько снимков богатых клиентов. В противном случае он мог потерять не только заказчиков, но и свою репутацию.

Пьер вошел в небольшую комнатушку, где размещалась его фотолаборатория, закрыл за собой дверь и при свете красной лампы стал разглядывать лежавшие в беспорядке пластины, соображая, какие из них необходимо отпечатать в первую очередь. Ничего толкового в голову не лезло, поэтому фотограф решил проявлять все подряд.

 

Галлюцинации алкоголика

 

И вдруг, словно в продолжение ночного кошмара, на первой же пластинке вместо респектабельного семейства Пьер увидел отвратительные физиономии ночных «гостей». Его охватил понятный в такой ситуации ужас, и он с воплем выскочил из лаборатории.

Вернулся он обратно в комнатушку лишь тогда, когда окончательно протрезвел. Но за время его отсутствия ничего не изменилось: ужасные лики чертей по-прежнему ухмылялись с негатива. Страх опять охватил фотографа, но выхода у него не было, и трясущимися руками он довел работу до конца. При этом сделал он не только фотографии клиентов, но и «чертей». Таким образом, впервые в мире в 1880 году Пьером Буше были отпечатаны вполне сносные лики «нечистой силы»…

Через какое-то время фотографии с изображением чертей Буше показал приятелям. Вначале снимки они приняли за розыгрыш. Но когда Пьер убедил их, что никакого подвоха с его стороны нет и фотографии подлинные, один из них, естествоиспытатель, проявил к снимкам определенный интерес. Более того, он даже предложил провести контрольный эксперимент, в соответствии с которым Пьеру следовало в очередной раз напиться до умопомрачения. Эксперимент прошел успешно, а его следствием стала научная статья, направленная во Французскую академию наук…

Но статью не опубликовали. Впрочем, этого и следовало ожидать: академики даже представить не могли, что алкогольный бред можно сфотографировать.

На этом, возможно, история с фотографиями чертей и завершилась бы. Но статья случайно попала в руки известному французскому популяризатору науки и собирателю аномальных явлений Камиллу Фламмариону, который, опубликовав статью о странных фотоснимках, положил начало повсеместному увлечению «психической фотографией». О размахе этого увлечения говорит тот факт, что в начале XX века только на русском языке вышли две объемистые книги с большим количеством иллюстративного материала, в том числе и с фотографиями галлюцинаций.

Одно время этой проблемой занимался и знаменитый Никола Тесла. Еще в 1893 году он писал: «Уже не кажется невероятным предположение, что в ответ на образ, возникающий в мозгу вследствие работы мысли, в сетчатке глаза возникает ответное рефлекторное возбуждение, где оно превращается в картинку».

Он даже предположил, что эту картинку могут «прочитать» другие люди или же ее можно спроецировать на экран с помощью специального усилителя. Но дальше этих идей Тесла не пошел: слишком занятым и увлеченным человеком он был.

Впрочем, окончательно из поля зрения ученых проблема не пропала. По меньшей мере еще лет семьдесят в среде психиатров шли абстрактные дискуссии на эту тему. Более того, некоторые специалисты даже рискнули расширить идею Теслы насчет фиксации зрительных образов вне человека. Но это были всего лишь теоретические рассуждения. Повторить же опыты Пьера Буше пытались единицы.

Правда, еще в 1885 году некто Бенет зафиксировал, что, если приставить к глазу психически больных людей призмы, то можно зафиксировать удаление галлюцинаций. Через двадцать лет, в 1903 году, Штерринг повторил этот эксперимент. Еще через 70 лет, в 1973 году, А. К. Зеньковский, используя вместо призмы линзу, отметил, что зрительные галлюцинации удаляются в направлении центральной оптической оси.

А в 1974 году, то есть почти сто лет спустя, пермский врач-психиатр Г.П. Крохалев снова попытался сфотографировать галлюцинации у больных, страдающих алкоголизмом. И все, что потребовалось ему для этого эксперимента – это фотоаппарат «Зенит», маска для подводного плавания и соединительная «гармошка» от старого фотоаппарата «Фотокор». Что же касается испытуемых, то их хватало даже с избытком: ими стали все алкоголики больницы, в которой работал Крохалев.

Были обследованы 2801 человек, причем у 115 из них фотографии зафиксировали образы, сходные с теми, которые они сами воспринимали и описывали. В том числе и чертей.

А для объективности эксперимента часть снимков была получена другими врачами-психиатрами и даже медицинскими сестрами.

Вот такая история с галлюцинациями, которые выдает отравленный алкоголем мозг. Но вот почему и как это происходит, пока загадка.

 

МЫСЛЬ НА… ФОТОГРАФИИ

 

Некоторые люди обладают феноменальной способностью создавать на фотопленке вполне узнаваемые, действительно существующие объекты, отсутствующие, разумеется, перед фотокамерой. Более того, эти люди могут воссоздавать на пленке «заказанные» им объекты!

Трудно не назвать здесь «жемчужину русской парапсихологии» Нинель Сергеевну Кулагину (1926–1990), проявлявшую самые разнообразные парапсихологические способности, включая так называемую «пси-фотографию». Она, в частности, экспонировала на фотопленку заранее заданные ей символы – крест, звезду, а также буквы «H», «T», «Ш». Механизм экспонирования в одном из опытов заключался в том, что Кулагина сидела в темном помещении и держала в руках отрезки пленки эмульсией вверх. Концентрация заданного изображения на каждый отрезок длилась довольно долго – примерно по полчаса. И неудивительно, ведь на фотопленке фиксировалась эфемерная субстанция, каковой является наша мысленная энергия!

 

Нинель Кулагина

 

Но наибольшую известность в мире, благодаря многочисленным англоязычным публикациям, получил в свое время мастер «заказных» фотографий, коридорный одного из чикагских отелей, заядлый курильщик и беспробудный пьяница Тед Сериос.

Представьте себе полуголого нетрезвого мужчину с сигаретой в одной руке и бутылкой виски в другой. На его лицо нацелена фотокамера «полароид-ленд». Сериос прихлебывает из бутылки, затягивается сигаретой и, не отвлекаясь, смотрит в объектив фотокамеры, как будто там должно появиться что-то особенное. Экспериментатор с фотокамерой внимательно следит за поведением испытуемого. Тот продолжает раскачиватъся на стуле, обливаясь потом, и вдруг, как будто «поймав» нужный момент, издает звериный рык! Экспериментатор, давно ожидающи


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.