В цепких объятиях морфея, или летаргия — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

В цепких объятиях морфея, или летаргия

2018-01-30 191
В цепких объятиях морфея, или летаргия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Уже более трехсот лет в одной из церквей в пригороде Мадрида находится саркофаг с телом монахини Марии Иезус. И все это время ее тело не подвергается ни малейшему разрушению. Версий, которые пытаются объяснить этот феномен, выдвинуто немало. В частности, одна из них предполагает, что причиной этого удивительного случая является летаргический сон.

Но если считать, что монахиня и впрямь находится в состоянии летаргического сна, то как объяснить, что она остается столько времени живой без свежего воздуха и еды?

В исторических хрониках описано немало случаев, когда человек неожиданно погружался в летаргический сон, длящийся неделями, месяцами, а то и годами.

Уже в Ветхом и Новом Заветах можно отыскать немало примеров этой загадочной и до конца не понятой болезни.

Примеры летаргического сна приводятся в трудах Платона, Плутарха и других ученых древности.

Название «летаргия» состоит из двух латинских слов: «лет» означает «забвение», а «аргия» переводится как «бездействие». То есть летаргия – это похожее на сон состояние неподвижности, при котором отсутствуют реакции на внешние раздражители и до минимума сведены все жизненные процессы. То есть это своего рода мнимая смерть.

И, зная о случаях летаргического сна, люди всегда опасались сами оказаться в таком состоянии, а значит, быть погребенными заживо. И эти страхи имели под собой серьезные основания.

Так, когда за черту городов выносились старые кладбища, то при этом делалась выборочная проверка гробов. И выяснились ужасные факты. Оказалось, что почти каждый четвертый «покойник» был похоронен заживо. Об этом говорили их перевернутые в гробах тела.

Безусловно, современная медицина умеет отличать мертвое тело от живого, и в наше время такое вряд ли возможно. Но в прошлые века, когда медицина была еще слабо развита, а к умирающему приглашали обычно не врача, а священника, мнимая смерть была явлением нередким.

 

Академик И.П. Павлов. Художник М.В. Нестеров

 

Известно, например, что великий итальянский поэт Франческо Петрарка, живший в XIV веке, в 40 лет тяжело заболел. Однажды он надолго потерял сознание, и его посчитали мертвым. К счастью, итальянское законодательство того времени запрещало хоронить покойников раньше, чем через сутки после кончины.

Очнувшись уже в гробу, удивленный Петрарка сказал, что чувствует себя превосходно. И после этого случая великий итальянец прожил еще 30 лет. Согласно же православной традиции, умерших хоронили лишь на третьи сутки, когда все признаки посмертного тления уже были четко выражены.

Чтобы избежать ситуаций, когда человек может быть погребен, находясь в состоянии летаргического сна, в Англии до сих пор существует закон, согласно которому во всех моргах должен находиться колокол, чтобы оживший «покойник» смог позвать на помощь.

В 1960-е годы был изобретен аппарат, с помощью которого можно уловить малейшую электрическую активность сердца. Так вот, когда проводились первые испытания этого прибора, то в одном из моргов среди трупов была обнаружена живая девушка…

Ученые уже давно пытаются разгадать феномен летаргического сна. Например, знаменитый физиолог Иван Петрович Павлов объяснял случаи длительного погружения в сон патологическим торможением двигательного отдела коры больших полушарий мозга. Когда же к старости тормозные процессы в коре ослабевают, больные просыпаются. Ученый считал, что летаргический сон связан с преобладанием торможения над возбуждением в коре головного мозга. Предельно истощенные нервные клетки мозга при малейшем возбуждении впадают в торможение, именуемое охранительным, поскольку такая самозащита спасает их от гибели. Причем процесс торможения распространяется на все зоны коры, постепенно спускаясь в нижние отделы мозга, в том числе и в продолговатый, в котором локализованы высшие, не зависящие от сознания, центры дыхания, сердечной деятельности, терморегуляции и другие.

Ныне ученые считают, что во время летаргического сна, когда происходит глубокое торможение функций мозга, организм продолжает работать, но в замедленном режиме.

Так, один из пациентов И.П. Павлова – Иван Качалкин – проспал 20 лет: с 1898 по 1918 год. Когда же летаргический сон прервался, очнувшийся Качалкин рассказывал, что воспринимал почти все происходящее вокруг. Он помнил разговоры медперсонала, знал, кто лучше делает ему уколы и ставит клизмы, но чувствовал неодолимую тяжесть в мускулах, так что ему было даже трудно дышать.

Нередко в состояние летаргического сна человек впадает после сильного стресса. Но в то же время стресс может вернуть человека в обычное состояние. Так, монархист Качалкин провалился в длительный сон, услышав об убийстве Александра II. Когда же он узнал из разговоров больничного персонала о расстреле семьи Николая II, то летаргический сон прервался.

Но пришедший в себя пациент всего через несколько недель умер от «упадка сердечной деятельности».

Многие специалисты считают, что в летаргический сон чаще всего погружаются впечатлительные люди. Например, у норвежки Августины Леггард летаргический сон вызвали сложные роды. Как только на свет появился ребенок, она уснула и пробудилась только через 22 года.

У людей, которые многие годы провели в летаргическом сне, после того, как они проснулись, нередко поведение несоответствовало их реальному возрасту. Возможно, это связано с некоторыми психическими нарушениями вследствие продолжительной заторможенности многих функций, в том числе и мыслительных.

Исследователям известен еще один факт, связанный с функциональными изменениями в организме во время продолжительного сна. Оказывается, у таких людей во время сна сильно замедлен механизм старения. Связано это, скорее всего, с тем, что в этот период их организм переходит на энергосберегающий режим.

Однако, проснувшись, эти люди очень быстро наверстывают свой истинный возраст и за 2–3 года превращаются в стариков. Так, та же Августина Леггард все годы, пока находилась в летаргическом сне, оставалась молодой. Но, проснувшись, стала стремительно стареть и через пять лет умерла с признаками глубокой старости.

Помимо стресса, впасть в летаргический сон человек может после отравления угарным газом, при большой потере крови, во время обморока или истерического припадка.

Известны редкие случаи, когда человек погружался в летаргический сон через определенные промежутки времени. Например, один священник спал шесть дней в неделю, а в воскресенье вставал, чтобы поесть и отслужить молебен.

Обычно в кратковременных летаргических припадках, хотя и наблюдается неподвижность и расслабление мышц, тем не менее у человека заметно ровное дыхание, его кожа имеет почти естественный цвет.

Однако в тяжелых случаях, которые встречаются крайне редко, человека и впрямь можно принять за покойника. Кожа у него холодная и бледная, отсутствует реакция зрачков на свет, практически нельзя обнаружить ни пульса, ни дыхания, он не реагирует на боль. Порой даже отсутствует след «росы» от дыхания на зеркале.

Иногда после летаргического сна у человека появляются необыкновенные способности. Так, знаменитый медиум Вольф Григорьевич Мессинг в десятилетнем возрасте от изнурительного труда и недоедания упал в обморок прямо посреди мостовой. У него перестал прощупываться пульс, не проявлялось и дыхание. Похолодевшее тело мальчика привезли в морг. Его спас от страшной и мучительной смерти студент, заметивший, что сердце у ребенка еще бьется, хотя и очень медленно.

Проснулся Вольф через трое суток благодаря профессору Абелю, который не только сообщил ему, что он является «удивительным медиумом» и подсказал, как в дальнейшем развить и воспользоваться своими способностями, но и нашел работу.

После попадания в 1969 году молнии шесть лет проспал сын австралийского фермера Том Флетчер. А проснулся он опять же благодаря разряду молнии, который попал в него в очередной раз. И хотя Том не помнил своего прошлого, зато у него появились удивительные математические способности.

Оказывается, летаргия может принимать форму настоящей эпидемии. Это, например, случилось между 1916 и 1927 годами, когда болезнь распространилась почти по всему миру. Были вспышки летаргии и позже: например, в 1948 году в Исландии, а в начале 1990-х годов – в материковой Европе. И хотя болезнь поражала людей всех возрастов, но особо уязвимыми оказались молодые люди.

Это заболевание медики назвали Encaphilitis lethargica, что переводится как «воспаление мозга, которое делает вас уставшим». Настоящую причину этого заболевания никто не установил, но гипотезы высказывались разные.

Одни считали, что летаргию вызывает неизвестный вирус, другие путали ее с эпидемией гриппа, бушевавшей в те годы. Впрочем, истинная причина этих эпидемий неизвестна до сих пор.

 

СНЫ СЛЕПЫХ

 

Обычно психологи рассматривают сновидения исключительно как зрительный опыт. Это предполагает, что только тем, кто видит или когда-то видел, снятся сны. Однако сны бывают и у слепых, и, по-своему, такие же яркие, как и у зрячих людей.

Слепые воспринимают окружающий мир через слух, осязание, запах, вкус, а также через состояние покоя или движения. Человек, родившийся незрячим или потерявший зрение в раннем детстве, не представляет себе видимый нами мир. Поэтому его сны насыщены звуком, движением, тактильными ощущениями, а образные картины совсем отсутствуют.

Исследователь Элинор Дейтч в 20-е годы прошлого столетия подвергла обследованию 67 слепых иллинойсских школьников. Она обнаружила, что самой главной формой восприятия у них был слух, за ним следовало осязание. Одна девочка видела во сне, что она попала в гущу буйволового стада: это определялось по топанью и реву. Другой девочке снилось, что ее мать внезапно развалилась на куски и ее кости гремели на кухонном полу.

Проведя в 70-е годы XX века ряд исследований, Дональд Кетли из Калифорнийского университета обнаружил, что и тем, кто видит, и тем, кто не видит, снятся наиболее значимые предметы и события их жизни. Слепые, путешествующие по роду занятий, видят во сне аэропорты и такси; тем, кто ведет сидячий образ жизни, снится привычная домашняя обстановка.

Интерес к зрительным образам, возникающим во сне у ослепших людей, стал появляться еще в XIX столетии. В 1838 году немецкий ученый Г. Геерман точно указал возраст – между пятью и семью годами, когда прекращаются сны, насыщенные зрительными образами. Обследованные им люди, потерявшие зрение до пяти лет, никогда не видели во сне зрительных образов. Те, кто сохранил зрение по крайней мере до семи лет, продолжали видеть те же сны, в некоторых случаях даже в течение пятидесяти лет. Большинство из тех, кто потерял зрение в возрасте от пяти до семи лет, постепенно утрачивали образную составляющую своих снов и, как и слепые от рождения, заполняли свои сны слуховыми и тактильными ощущениями. Последующие исследования подтвердили эти заключения.

 

Гомер. Античная скульптура

 

В 1955 году немецкий исследователь Г. фон Шуман использовал работы Геермана для изучения сновидений, описанных в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, который, по легендам, был слепым. Древнегреческий поэт рассказывал о снах, почти лишенных зрительных образов, но чуть ли не полностью состоящих из слуховых и тактильных ощущений. На этом основании Шуман сделал вывод, что Гомер действительно был слепым и, вероятно, потерял зрение в раннем детстве.

 

 

Глава 4

Эмоциональные бури и штили

 

ЭМОЦИИ-ОБМАНЩИЦЫ

 

Предполагается, что эмоции – это некий духовный инструмент нашего сознания, с помощью которого у нас вырабатывается определенное отношение к явлениям и событиям, к окружающим нас людям, к самому себе.

Однако эмоции не всегда позволяют нам правильно оценить ситуацию или человека, а значит, в какой-то степени мешают быть теми, кем мы есть на самом деле.

Долгое время западная культура относилась с большой долей недоверия к тем оценкам окружающего мира, которые основывались на человеческих чувствах и эмоциях. Считалось, что только те выводы правильны, которые взвешены на весах трезвого расчета, логики, интеллекта.

И только начиная с середины минувшего века наука стала уделять чувствительному миру человека более пристальное внимание. Теперь во многих странах существует множество курсов и тренингов, которые обучают человека правильно пользоваться своими эмоциями и чувствами, развивать их.

Но самое парадоксальное, что в наше время в отношении к эмоциям появилось убеждение, что эмоции никогда не вводят человека в заблуждение.

 

Ребенок постепенно обучается понимать эмоции взрослых и в соответствии с ситуацией выбирать собственные

 

Однако оказывается, некоторые эмоции появились в нашем внутреннем мире помимо нашей воли, и к нашей личности никакого отношения не имеют.

Или, говоря иначе, мы иногда для оценки событий пользуемся чужими чувствами и не замечаем этого. Поэтому, чтобы сохранить самого себя как полноценную личность, необходимо научиться эти чужие чувства распознавать, не позволяя им влиять на наше поведение…

Эмоции сопровождают нашу жизнь с самого первого мгновения появления на свет. Маленький ребенок чувствуют любовь и нежность, печаль и радость, но, в отличие от взрослого человека, прямой и однозначной связи между ситуацией и эмоцией, которую эта ситуация сформировала, не видит. Иными словами, он не знает, как пользоваться своими чувствами. Например, ребенку на ножку упала игрушка. Ему стало больно. Как же он выразит свое отношение к этому событию? Его реакция может быть самой разной: возможно, он испугается или расплачется, а может, даже улыбнется. Все будет зависеть от того, как отреагируют на его падение другие люди.

Ребенок внимательно смотрит на мать, пытаясь разобраться в ее реакции, и начинает реагировать соответствующим образом. Так, когда мать проявляет беспокойство – он начинает плакать, если же она улыбается – ребенок тоже улыбается.

Таким образом, благодаря этим урокам в сознании ребенка на всю жизнь закладывается комплекс эмоций, которыми он будет пользоваться в будущем. Ребенок «читает» мимику и жесты взрослого, определяет его реакцию на то или иное событие по бледности или румянцу на лице, по прищуру глаз, даже по сердечному ритму. Так постепенно он обучается понимать эмоции взрослых и в соответствии с ситуацией выбирать собственные.

Вот таким путем с самого раннего детства мы приобретаем от родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек определенный «набор» эмоций, которым бессознательно будем пользоваться в дальнейшем.

Бывает, что вопреки нашей воле окружающие нас люди вынуждают нас испытывать не свойственные данному моменту эмоции и чувства. В итоге тот же ребенок, чтобы не разочаровать родителей, демонстрирует радость от встречи со строгой бабушкой, хотя в этот момент, скорее всего, его душу переполняют совсем другие чувства.

Очень часто навязанные эмоции возникают тогда, когда в семье появляется новорожденный. Ведь для старшего ребенка маленький братик или сестричка – это конкурент, отбирающий часть родительской любви. И тогда на конкурента направляется и гнев, и агрессия старших по возрасту детей. Хотя родители постоянно твердят им, что они любят малышей.

Одно время в США взрослые дочери стали обвинять своих отцов и других родственников-мужчин в том, что они подвергали их сексуальному насилию. По этому поводу было даже возбуждено несколько исков. А причиной этого стали ложные эмоции. Дело в том, что все эти женщины во время сеансов психотерапии «вспоминали» о приставаниях к ним в детстве их отцов.

И все эти женщины были убеждены в своей полной правоте лишь потому, что в их памяти возникали такие сильные эмоции и яркие физические ощущения, что не поверить им было невозможно. А к тому же им верили и сами психотерапевты. Правда, в дальнейшем в ходе судебных процессов выяснялось, что никакого инцеста на самом деле не было.

А связано это с тем, что человеку часто кажется, что чем ярче воспоминание детства, тем оно правдивее. На самом же деле это далеко не так. Потому что ребенок не может провести четкую границу между миром реальным и миром, созданным его фантазией.

А ведь известно, что любой ребенок на определенном этапе своего развития влюбляется в родителя противоположного пола. Поэтому на сеансах психотерапии американские женщины выдавали свои тайные детские мечты за реальность.

Хотя и не исключено, что в детском возрасте они все же подвергались насилию со стороны взрослых. Например, эмоциональному.

Если в семье существует какая-то тайна или недоговоренность в среде взрослых, дети это хорошо чувствуют. Ему об этом говорит и особенное выражение лиц, и внезапно оборванный разговор. В конце концов ребенок может отнести напряжение в семье на свой счет и приписать себе то, чего он на самом деле не делал…

Психически здоровые люди хорошо разбираются в языке жестов и мимики. И связано это с тем, что этот язык имеет универсальный характер, как и породившие его эмоции. Радость, гнев, страх, горе и удивление все люди переживают и выражают одинаковым образом.

Чтобы объяснить эту уникальную особенность, крупнейшие американские психологи Кэрролл Изард и Пол Экман выдвинули гипотезу, что некоторые чувства присутствуют в нас с самого рождения. Появившийся на свет младенец уже имеет сформированные простейшие нейронные сети, которые позволяют ему испытывать и проявлять базовые эмоции. Эти же нейронные структуры отвечают и за «телесный язык» чувства. Оказывается, при выражении эмоций у любого человека рефлекторно срабатывает один и тот же набор мышц.

Именно благодаря этой универсальности эмоций мы без затруднений считываем эмоции другого человека, а значит, легко можем ими и «заразиться». А так как мы одинаково испытываем и одинаково выражаем сходные базовые эмоции, то ничего удивительного в том нет, что наше состояние может быть похожим на эмоциональное состояние другого человека. То есть эмоции резонируют. А это означает, что их можно навязать.

«Заимствованные» имеют ряд особенностей, по которым их легко определить. Например, излишняя яркость, слишком острая реакция на незначительную ситуацию. Кроме того, навязанные эмоции в одинаковых ситуациях и проявляются абсолютно одинаково. И еще: они нелогичны. Если человек не может объяснить, например, причину внезапного гнева или страха, но регулярно переживает эти эмоции, значит, они, скорее всего, навязаны.

 

ЭМОЦИИ МЛАДЕНЦЕВ

 

Долгое время педиатры были уверены, что до 4-хмесячного возраста новорожденные ни улыбаться, ни смеяться не могут. Однако эту устоявшуюся точку зрения опровергли японские ученые, которые доказали, что младенцы начинают смеяться намного раньше – через 17 дней после рождения. А это значит, что в это же время они начинают испытывать и проявлять эмоции.

 

Понять, что заставляет новорожденных улыбаться, ученые пока не могут

 

Во время проведения наблюдений ученые в присутствии родителей записали на видео шестерых младенцев в возрасте от 4-х до 87 дней, которые в это время спали. Оказалось, что во время съемок все дети улыбались во сне. Правда, одни дети смеялись чаще, другие – реже, но в среднем от одного до четырех раз за время сна, в первые два месяца жизни.

Впрочем, о том, что младенцы улыбаются сразу после рождения, знали и раньше. Но многие ученые эти улыбки связывали с обычным рефлекторным сокращением лицевых мышц. То есть эти улыбки с эмоциями младенцев до наблюдений японских специалистов никто не связывал.

Однако ответить на вопрос, что заставляет новорожденных улыбаться, – ученые пока не могут. Правда, профессор психологии Киебуми Каваками предположил, что, возможно, таким способом младенцы реагируют на некие воздействия внешней среды.

Но, в отличие от японских исследователей, зафиксировавших смех у новорожденных, американские ученые сумели увидеть у плода, находившегося в утробе матери, мимику, похожую на плач. Причем это событие они тоже сняли на пленку.

На кадрах хорошо видно, как малыш шевелится, морщит личико, сводит бровки, а его щечки начинают дрожать. Затем он тяжело вдыхает и выдыхает, потом закрывает глазки, высовывает маленький язычок и сглатывает. То есть вся его мимика свидетельствует о том, что он и впрямь плачет.

При этом мимика лица, похожая на плач, была отмечена у 10 плодов, начиная с 7-го месяца развития. Произошло это совершенно случайно во время исследования матерей, куривших и употреблявших наркотики. Дальнейшие исследования показали, что «плакали» плоды вне зависимости от того, воздействовали вредные вещества на них или нет. «Плачущее» выражение лица у плодов появлялось даже тогда, когда на них воздействовали безвредной виброакустикой.

Эта лицевая реакция плодов хорошо коррелирует с нейрофизиологическим развитием ребенка. Кроме того, эти открытия еще раз подтверждают предположения ученых, что плод может испытывать ощущения, и что действительно существует эмоциональная память с 5-го месяца беременности.

 

МОЗГИ БЕЗ ЭМОЦИЙ

 

Принятие любого решения, которое в большей или меньшей степени затрагивает нравственные основы личности, всегда дается с трудом. И главным фактором в этой ситуации обычно являются эмоции. Однако при некоторых мозговых дисфункциях давление эмоций на принятие таких решений ослабевает.

Поэтому, как выяснилось, люди, которые страдают некоторыми функциональными болезнями головного мозга, принимают более правильные с точки зрения нравственности решения.

Это было доказано в ходе следующего эксперимента. Участвовали в нем люди, у которых была нарушена функция лобной доли головного мозга. Именно эта область мозга человека, которая сформировалась позже остальных участков коры, играет главную роль в формировании социальных эмоций. До эксперимента ученые уже знали, что те, у кого повреждена эта структура мозга, например, в результате кровоизлияния, намного реже испытывают такие эмоции, как сочувствие, сострадание или чувство вины.

Исследования показали, что в некоторых ситуациях, предложенных как больным, так и здоровым людям, решения, выбранные теми и другими, практически не различались. Но когда в вымышленной ситуации требовалось принять тяжелое с моральных позиций решение, эти две группы возможные варианты оценивали по-разному.

Так, люди с пораженным мозгом легче и быстрее принимали решения, которые сложно воспринять на эмоциональном уровне, зато они более нравственны.

Например, в одном вымышленном сценарии солдаты противника разыскивали жителей города и убивали их. Обеим группам была предложена следующая ситуация. В укрытии вместе с родителями и другими людьми находится ребенок, чей плач может выдать убежище и привлечь врагов.

Для разрешения возникшей проблемы требовалось убить собственного ребенка, чтобы спасти остальных людей. Ведь, когда враги найдут укрытие, они убьют всех, в том числе и дитя.

Оказалось, что большинство испытуемых с нарушениями мозга сочли вариант с убийством ребенка наиболее приемлемым и выбрали именно его.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.