Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессиональных намерений старшеклассников и профориентационной работы с ними — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессиональных намерений старшеклассников и профориентационной работы с ними

2018-01-30 999
Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессиональных намерений старшеклассников и профориентационной работы с ними 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……….3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессиональных намерений старшеклассников и профориентационной работы с ними

1.1 Общая характеристика ранней юности………………………………..…….5

1.2 Учебно-профессиональная деятельность и профессиональные интересы старшеклассников…………………………………………………………………8

1.3 Профориентация в школе………………………………………………..….13

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей профессиональных намерений у старшеклассников

2.1. Методические основы исследования………………………………………18

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования……………………….22

2.3.Рекомендации по организации профориентационной работы в школе….30

Заключение………………………………………………………………………34

Список литературы……………………………………………………………...35

Приложение……………………………………………………………………...38

Введение

Актуальность исследования. В условиях рыночных отношений меняется сама работа, которая требует высокого профессионализма, умение быстро адаптироваться в новых общественных и экономических отношениях. С изменением экономической, политической и социально-культурной ситуации в стране возникают проблемы выбора профессии. За последние годы актуальность проблемы выбора профессии растет. Окончание старшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в высшие учебные заведения. Начало обучения характеризуется разнообразными сложностями и проблемами, которые возникают перед выпускниками и связанны с качественно новой, сложной социальной ролью, которую они начинают выполнять.

В научных исследованиях развитие интереса к определенному виду деятельности рассматривается как динамический многоплановый процесс, детерминирующий разнообразие подходов к определению его сущности. Теоретические основы интереса освещаются в работах психологов (Л. Божович, Л. Выготский, С. Рубинштейн и др.) и педагогов (Г.Щукина, А. Осипов и др.)

На сегодня, ученые исследуют профессиональные намерения старшеклассников в двух основных направлениях. Во-первых, они занимаются изучением личностных характеристик (мышления, памяти, ответственности, внимания, активности и др.), которые влияют на умственную работоспособность личности. Во-вторых, они исследуют и внешние факторы, которые влияют на умственную деятельность (среда для работы и отдыха, температура, освещение и др.).

Таким образом, в отечественной психологии профессиональное становление личности рассматривается как составная часть ее общего развития (Л.И. Божович, Е.О.Климов, Г.С. Костюк и др.), а профессиональное самоопределение - как форма жизненного, личностного самоопределения (М.М.Захаров и др.).

Анализ научной литературы указывает на то, что, к сожалению, вопросам профессиональных намерений и профессиональных интересов старшеклассников в наше время уделено недостаточно внимания. Именно это обусловило выбор темы исследования: «Диагностика профессиональных намерений у старшеклассников».

Объект исследования. Профессиональная сфера личности.

Предмет исследования. Профессиональные намерения старшеклассников.

Гипотеза исследования. В качестве гипотезы исследования высказано предположение о том, что выбор профессии старшеклассниками обусловлен индивидуальными особенностями.

Цель исследования. Осуществить диагностику профессиональных намерений у старшеклассников.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

-Провести обзор научной литературы по вопросам профессиональной сферы личности;

-Изучить особенности профориентационной работы со старшеклассниками;

-Установить психологические особенности выбора будущей профессии школьников и изучить влияние на этот выбор;

-Разработать рекомендации по организации профориентационной работы в школе.

Методы исследования. Теоретические (обзор и анализ источников по теме исследования), эмпирические (тестирование), методы математической обработки данных.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессиональных намерений старшеклассников и профориентационной работы с ними

Профориентация в школе

 

Профориентация - это научно-практическая система подготовки личности к самостоятельному и осознанному выбору профессии. Основным объектом этой системы является личность ученика в разные возрастные периоды ее развития - от младшего до старшего школьного возраста [26].

Современный подход в профориентации - личностно-ориентированный - предполагает своевременную поддержку и развитие тех особенностей и характеристик личности, которые будут предпосылкой будущей успешной профессиональной деятельности, способствуют познанию окружающего мира, самопознанию, самореализации личности, осознанию собственной роли в выборе профессии[ 15].

Проблема профессионального самоопределения старшеклассников - одна из самых актуальных проблем юношеского возраста.

Ученики выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные трудности в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они делают этот выбор под влиянием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых или друзей). При этом подростки считают, что имеют достаточное количество информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения [11].

Поэтому в этом случае необходима помощь психолога, а именно профориентационная работа с ними.

Профориентационную работу в школе проводят учителя, классные руководители, другие члены педагогического коллектива, специалисты различных отраслей производства.

Общеобразовательная школа готовит старшеклассников к выбору профессии всем содержанием и методами учебно-воспитательной работы. В этой подготовке важно все: система общеобразовательных знаний, политехническое и трудовое обучение, идейно-политическое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание учащихся. Однако выбор профессии не может быть только как побочный результат общей школьной и внешкольной воспитательной работы. Нужна специальная система мер, направленных на подготовку учащихся старшего школьного возраста именно к профессиональному самоопределению. На основе этой системы и формируется в личности то особое психологическое образование, называется готовности к сознательному выбору профессии.

Психологические особенности профориентационной работы используют в своем арсенале такие методы как наблюдение, эксперимент, методы беседы, анкетирование, изучение продуктов деятельности.

Выделяют три этапа профконсультационной работы:

Подготовительный - должен подвести учащихся к осознанному выбору профессии, этот этап длится в течение всего периода школьного обучения.

Оказание помощи в выборе профессии в соответствии с умениями, навыками, интересами и психофизиологическими способностями ученика. Эту работу проводят специалисты-профконсультанты вместе с учителями школы.

Уточняющая профконсультация нередко выходит за пределы школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.

На каждом из этих этапов профконсультация имеет разный характер. На первом этапе подготовка учащихся, прежде всего, носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта заключается в предоставлении правильного направления.

На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает следующие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбранной профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможности получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную [27].

Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу [9].

Задача профессионального консультанта выявить в личности желание и готовность к будущей профессии, научить ставить перед собой цель и достичь ее.

Профконсультант должен знать как психологическое состояние человека, которого консультирует, так и его индивидуальные особенности. Определив в процессе беседы индивидуально-психологические особенности, эмоциональное состояние и имеющиеся профессиональные возможности клиента, профконсультант может начинать поиск среди профессий и вакантных рабочих мест, соответствующих имеющимся возможностям и опыту. Для положительного результата нужно собрать как можно больше информации о клиенте. Для этого используют различные формы и методы.

Как формы профессиональной ориентации можно выделить следующие: «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций, ярмарки вакансий и пр.

Формы реализации профессиональной консультации могут быть коллективными, групповыми и индивидуальными. Важную роль в профориентации учащихся играют факультативные курсы. Значительная их часть ориентирует старшеклассников на конкретную профессию и дает им определенный объем знаний умений и навыков по данной профессии.

Итак, результатом профориентационной работы является профессиональное самоопределение старшеклассников. На современном этапе развития общества именно это должно стать не узко направленной профессиональной специализацией, а готовностью ученика к будущей профессии и карьере, способностью самостоятельно ставить цели, определять этапы их достижения, оптимально используя все имеющиеся ресурсы. Важнейшей целью социально-педагогической помощи является помощь личности в правильном построении жизни и реализации его личных планов.

 

Выводы по первой главе

В период ранней юности продолжает формироваться самосознание. Существенным отличием формирования самосознания в юношеском возрасте по сравнению с подростковым возрастом выступает необходимость осознать свои личностные проявления при поиске будущего места в самостоятельной трудовой жизни.

В период ранней юности ведущей деятельностью является учебно-профессиональная деятельность. В учебной деятельности старших школьников осуществляется достаточно высокое развитие абстрактного, теоретического мышления, умение старшеклассников самообучаться.

Активные размышления старшеклассников над своим будущим в основном являются следствием сложившейся направленности по выбору профессии. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения.

«Самоопределение» позволяет личности осознавать себя во всем богатстве своих отношений к окружающему миру и определяет ее систему ценностей, идеалов, жизненных и социальных планов, социальных ролей с соответствующими формами поведения.

На профессиональное самоопределение личности старшеклассника влияют социально - экономические условия, межличностные отношения, возрастные особенности, ситуативные факторы, но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, ее активности, ответственности за свое становление.

Профессиональное самоопределение чаще всего определяется как выбор человеком направления и содержания своего дальнейшего развития, сферы и средств реализации индивидуальных качеств и способностей, социальной среды для воплощения своей жизненной цели и нравственных ценностей; это - целостный, интегративный процесс, в котором реализуются основные жизненные ценности человека и конкретизируются аспекты его жизненного, личностного, социального самоопределения.

Становление профессионального самоопределения старшеклассников происходит в ходе профориентационной работы, готовящей ученика к будущей профессии и карьере, развивающей способность самостоятельно ставить цели, определять этапы их достижения, оптимально используя все имеющиеся ресурсы. Важнейшей целью социально-педагогической помощи является помощь личности в правильном построении жизни и реализации его личных планов.

Рекомендации по организации профориентационной работы в школе

На наш взгляд основы профориентационной работы в общеобразовательной организации должны закладываться уже в младшем школьном возрасте. Так, в 1-4 классах это должно быть формирование у обучающихся младших классов ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности.

В 5-7 классах - развитие у обучающихся познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью человеку.

В 8-9 классах должно проводиться уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

В 10-11 классах - обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

На каждом этапе профориентационной работы целесообразно проведение классных часов по профориентационной тематике
с учетом возрастных особенностей обучающихся (Приложение 6).

Решение задач профориентации может осуществляться в различных видах деятельности обучающихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

Если говорить о классных часах в работе с обучающимися, то очень значим их уровень коммуникативной культуры, ведь сегодня успешен тот, кто является профессиональным коммуникатором. Профессиональная деятельность чаще ориентирована (сопоставима) на общение с людьми, поэтому надо целенаправленно работать над расширением возможностей в познании мира, себя, окружающих, над повышением социальной компетентности, по овладению старшеклассников искусством самопрезентации.

Необходимо знакомить старшеклассников с конкретными советами безошибочного устройства на работу, это и как составить резюме, обретение навыков делового общения по телефону, а также условий прохождения собеседования. Также следует знакомить старшеклассников с конкретными профессиональными образовательными организациями, специальностями и условиями приема в них.

Как правило, направление профориентационной деятельности прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в общеобразовательных организациях являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации профориентационной работы могут оказать социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя «Технологии».

На наш взгляд важен также тесный контакт общеобразовательных организаций со всеми заинтересованными партнерами, предприятиями, образовательными профессиональными организациями, органами службы занятости населения и другими.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности обучающихся, которую проводят психологи образовательного учреждения.

 

Выводы по второй главе

 

В ходе практической части исследования с целью изучения особенностей профессиональных намерений у старшеклассников и их готовности к выбору профессии, нами было организовано и проведено эмпирическое исследование.

Исследование проводилось на базе ______________________________. Всего в эксперименте приняло участие 40 человек: 20 человек - учащиеся 11 класса в возрасте 16-17 лет и 20 человек – родители этих учащихся.

В исследовании были использованы следующие методики:

1.Диагностика учащихся и заполнение карты личностного и профессионального самоопределения старшеклассников,

2.«Психологический тест оценки профессионально важных черт характера»,

3.Рефлексивная диагностика детей и родителей (анкета «Изучение профессиональных намерений старшеклассников» (Л.М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович)),

4 Методика «Мотивы выбора профессии».

5.Методика ДДО (Е. А. Климов).

Результаты, полученные в ходе исследования позволили нам сделать следующие выводы:

- для большинства старшеклассников важны такие черты характера как чувство тяги к новым впечатлениям и умение скрыть волнение со значимым для тебя человеком, но совершенно не оказывают влияние, по их мнению, серьёзность, обидчивость, скрытность, мечтательность.

- в результате рефлексивной диагностики детей и родителей нами были получены низкие показатели совпадений, на наш взгляд, это результат эмоционального разобщения детей и родителей в современных семьях по вопросу профессионального самоопределения старшеклассника,

- нами выделены наиболее значимые мотивы в выборе будущей профессии: высокая зарплата, указ родителей, престижность. И лишь некоторые выделяют такие необходимые мотива, как: возможность трудоустройства и соответствие возможностям.

- результаты исследования показали, что интересы учащихся разносторонние и у них не существует определенного профессионального выбора.

 

Заключение

Школа играет ведущую социальную роль в формировании всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения. Ведущую позицию занимают педагогические коллективы в процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью.

Школьники при выборе профессии имеют возможность сознательно управлять выбором. При умении управлять своей деятельностью старшеклассники понимают свои возможности и потребности человечества. Осознание необходимости ценности новой информации. Интерес к ее содержанию предопределяет устойчивость в выборе профессии. Профориентационный процесс зависит и от доступности и посильности учебных задач, поставленных перед учениками, а также от умения учителя организовать процесс обучения, чтобы охватить всех учащихся класса.

Для успешного обучения в высших учебных заведениях и надлежащего усвоения материала, большую роль играет именно то, что дети с большим желанием изучают именно тот предмет, который они выбирают сознательно.

Цель исследования заключалась в выявлении профессиональных интересов у старшеклассников, определении проблемы профессионального выбора и профориентационной работы со старшеклассниками. Цель поставленная ​​перед началом исследования была достигнута.

Список литературы

 

1.Аверичев Ю.П. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ. – М.: «Просвещение» 2012. – 76с.

2.Артемова Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации // Профильная школа. – 2014.

– № 6. – С. 47–54.

3. Балашова И. А. Профориентационная деятельность образовательных учреждений. // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2008. – № 2. – С. 48-65.

4. Бобровская Л.Н. Анкеты для профориентации для старшеклассников. // Практика административной работы в школе. – 2010. – № 1. – С. 56–59.

5.Воронин И. В. Эффективность профориентационных занятий с подростками // Педагогические технологии. – 2010. – № 1. – С. 71-77.

6.Галлимулина Ф. Редкие профессии: Классный час по профильной подготовке // ИД «Первое сентября» Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. –№ 12. – С. 27-36.

7.Гапоненко А.В. Диагностика готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Школа и производство. – 2016. – №3. – С. 10.

8. Дубровин Д.Н. Профессиональное самоопределение в подростковом и раннем юношеском возрасте как психологический феномен и психолого-педагогическая проблема / Журнал прикладной психологии. – М., 2014, №5. – С. 7-10.

9.Изотова Е.И Психологическая служба в системе образования, – М.: Академия, 2012. – 304 с.

10.Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.

11.Клычкова А.И. Работа школьного психолога по поддержке профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения. // Профильная школа. – 2008. – № 4. – С. 33-37.

12.Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.:Владос.- 2005. – 640с.

13.Кузнецова О.Н. «Азбука профориентации»: серия классных часов для младших подростков. // Классный руководитель. – 2015. – № 2. – С. 80-85.

14.Леонтьева О. Основы профориентации // ИД «Первое сентября» Классное руководство и воспитание школьников. – 2014. – № 17. – С. 25-28.

15.Никулина О.В. Профориентационная работа в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. – № 3. – С.

62-65.

16.Организация профориентационной работы в школе: Сборник инструктивно-методических материалов. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2011. – 28 с.

17.Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: Сфера, 2015. – 128 с.

18.Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2014 – 592с.

19.Профессиональный ориентир: учеб.метод. пособие для классных руководителей / сост. Г.Е.Григорьева, И.С.Литвина, А.В.Карабан. – Минск: Современное слово, 2009. – 198с.

20.Профориентационная работа в учреждениях образования: справ. пособие / И.Д.Вышаковская и др. – Минск: А.Н.Вараксин, 2010. – 166 с.

21.Профориентация школьников. // ИД «Первое сентября» Классное руководство и воспитание школьников. – 2017. – № 21. – С. 39-43.

22.Пряжников Н.С. Личная профессиональная перспектива. // Педагогическая диагностика. – 2017. – № 6. – С. 138-142.

23.Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга / Под ред. И. В. Дубровиной, СПб.: Питер, 2010. – 592с.

24.Раздобаров Н.Д. Профориентационная работа колледжа и школы //Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2012. – № 2. – С. 68-73.

25.Резапкина Г. Уроки самоопределения: Мои профессиональные интересы // ИД «Первое сентября» Классное руководство и воспитание школьников. – 2015. – № 2. – С. 38-43.

26.Резапкина Г. Уроки самоопределения: Профессиональный тип личности // ИД «Первое сентября» Классное руководство и воспитание школьников. – 2016. – № 23. – С. 45-47.

27.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки – М.: Генезис, 2015. – 208с.

28.Скоробогатова Т. Что мы знаем о профессиях // ИД «Первое сентября». – Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 9. – С. 14-15.

29.Твоя профессиональная карьера: Книга для учителя / под ред. С.Н. Чистяковой. М.:Просвещение, 2008. – 188с.

30.Тесты в профориентации: для школьных психологов, учителей- предметников, классных руководителей / сост. А.М.Кухарчук, В.В.Лях. –Минск: Экоперспектива, 2009.

31.Тесты для выбирающих профессию / сост. А.М.Кухарчук, В.В.Лях, С.Г.Макарова. – Минск: Современная школа, 2008. – 288 с.

 

Приложение

Приложение 1

Карта личностного и профессионального самоопределения старшеклассника

Фамилия, имя__________________________________________________

Пол____________ год рождения___________________________________

Школа__________ класс________________________________________

Состав семьи:

Отец__________________________________________________________

(где и кем работает или работал)

Мать__________________________________________________________

(где и кем работает или работала)

Как я учусь:

отлично (преимущественно получаю «5»);

хорошо (почти не получаю «2» и «3»);

удовлетворительно (преимущественно получаю «3»);

плохо (часто получаю «2»).

Мои любимые предметы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нелюбимые учебные предметы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мои любимые занятия на досуге:

чтение;

участие в художественной самодеятельности;

занятие каким-либо искусством (музыка, литературное творчество, рисование);

спорт;

техника (радиотехника, фотографирование, мотодело и т.п.);

моделирование;

коллекционирование, рукоделие, туризм.

(перечисли ещё что-нибудь)

Куда я собираюсь пойти после окончания 11-ого класса:

учиться (в техникуме, колледже, ПТУ, институте, университете);

работать и учиться;

работать;

не знаю.

Какую профессию я решила для себя выбрать и почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________

Не выбрала и почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________

Кто повлиял (что повлияло) на пробуждение к данной профессии?

родители; родственники; учителя;

одноклассники; друзья; знакомые;

герои любимых книг.

 

Приложение 2

Обработка данных


Внутренние индивидуально значимые мотивы: 1, 5, 8, 15, 20.
Внутренние социально значимые мотивы: 3, 7, 12, 14, 17.
Внешние положительные мотивы: 4, 9, 10, 16, 19.
Внешние отрицательные мотивы: 2, 6, 11, 13, 18.
Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Внешняя мотивация - это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.

 

Приложение 5

«Дифференциально - диагностический опросник»
(ДДО)

 

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?

Опросник

1. а. Ухаживать за животными
б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их

2. а. Помогать больным людям, лечить их
б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы

3. а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок
б. Следить за состоянием и развитием растений.

4. а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5. а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6. а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7. а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.
б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)

8. а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9. а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10. а. Лечить животных
б. Выполнять вычисления, расчеты.

11. а. Выводить новые сорта растений
б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12. а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13. а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14. а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15. а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

16. а. Делать лабораторные анализы в больнице
б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17. а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18. а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19. а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20. а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)

Классы

1. «Мир моих интересов».

2. «Все работы хороши – выбирай на вкус».

3. «Профессии наших родителей».

4. О профессиях разных, нужных и важных.

5. Путь в профессию начинается в школе.

6. «Моя мечта о будущей профессии».

7. Труд на радость себе и людям.

Классы

1. Мир профессий. «Человек – техника».

2. Почтовая связь в нашей стране. «Почта нужна всем». Экскурсия
в отделение связи.

3. Мир профессий. «Чтобы люди были красивыми». Парикмахер. Визажист. Конкурс. Экскурсия в парикмахерскую.

4. Мир профессий. «На страже закона». Встреча с сотрудником полиции.

5. Мир профессий. Выставка книг.

6. Мир профессий. Электронные помощники.

7. Астрономия наших дней. Экскурсия в планетарий.

8. Мир профессий. «Когда на весах – лекарства». Фармацевт. Встреча. Экскурсия в аптеку.

Классы

1. «Познай себя!»

2. Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии. Анкетирование.

3. Профориентация и медицинская профконсультация.

4. Мотивы выбора профессии.

5. «Психологические» характеристики профессий.

6. «Они учились в нашей школе».

7. «Выпускники нашей школы – учителя».

8. Профессии с широкой перспективой.

9. «Как стать гением?» Жизненная стратегия творческого человека.

10. «Что век грядущий нам готовит?»

11. Труд и творчество как главный смысл жизни.

12. «Сотвори свое будущее».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……….3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессиональных намерений старшеклассников и профориентационной работы с ними

1.1 Общая характеристика ранней юности………………………………..…….5

1.2 Учебно-профессиональная деятельность и профессиональные интересы старшеклассников…………………………………………………………………8

1.3 Профориентация в школе………………………………………………..….13

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей профессиональных намерений у старшеклассников

2.1. Методические основы исследования………………………………………18

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования……………………….22

2.3.Рекомендации по организации профориентационной работы в школе….30

Заключение………………………………………………………………………34

Список литературы……………………………………………………………...35

Приложение……………………………………………………………………...38

Введение

Актуальность исследования. В условиях рыночных отношений меняется сама работа, которая требует высокого профессионализма, умение быстро адаптироваться в новых общественных и экономических отношениях. С изменением экономической, политической и социально-культурной ситуации в стране возникают проблемы выбора профессии. За последние годы актуальность проблемы выбора профессии растет. Окончание старшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в высшие учебные заведения. Начало обучения характеризуется разнообразными сложностями и проблемами, которые возникают перед выпускниками и связанны с качественно новой, сложной социальной ролью, которую они начинают выполнять.

В научных исследованиях развитие интереса к определенному виду деятельности рассматривается как динамический многоплановый процесс, детерминирующий разнообразие подходов к определению его сущности. Теоретические основы интереса освещаются в работах психологов (Л. Божович, Л. Выготский, С. Рубинштейн и др.) и педагогов (Г.Щукина, А. Осипов и др.)

На сегодня, ученые исследуют профессиональные намерения старшеклассников в двух основных направлениях. Во-первых, они занимаются изучением личностных характеристик (мышления, памяти, ответственности, внимания, активности и др.), которые влияют на умственную работоспособность личности. Во-вторых, они исследуют и внешние факторы, которые влияют на умственную деятельность (среда для работы и отдыха, температура, освещение и др.).

Таким образом, в отечественной психологии профессиональное становление личности рассматривается как составная часть ее общего развития (Л.И. Божович, Е.О.Климов, Г.С. Костюк и др.), а профессиональное самоопределение - как форма жизненного, личностного самоопределения (М.М.Захаров и др.).

Анализ научной литературы указывает на то, что, к сожалению, вопросам профессиональных намерений и профессиональных интересов старшеклассников в наше время уделено недостаточно внимания. Именно это обусловило выбор темы исследования: «Диагностика профессиональных намерений у старшеклассников».

Объект исследования. Профессиональная сфера личности.

Предмет исследования. Профессиональные намерения старшеклассников.

Гипотеза исследов


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.