Теоретические основы контроллинга — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Теоретические основы контроллинга

2018-01-30 188
Теоретические основы контроллинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возникновение и эволюция контроллинга как инструмента управления непосредственно обусловлены развитием и усложнением структуры рыночных отношений. Контроллинг (от англ. «controlling») в дословном переводе означает руководство, регулирование, управление, контроль. Контроллинг возник в первой половине ХХ в. как результат формирования новой концепции управления бизнесом.

Понятие контроллинга как научной категории возникло в западной экономической науке и впоследствии в 90-е гг. было воспринято в России в связи с поиском механизмов, способных обеспечить эффективное функционирование хозяйствующих субъектов в рыночных условиях.

Теория и практика контроллинга развивались постепенно, проходя ряд последовательных этапов. Как указывал Дитгер Хан (Dietger Hahn), «истоки контроллинга лежат в области государственного управления и уходят своими корнями в Средние века. Уже в XV в. при дворе английского короля существовала должность с названием „Courtrollour“, в задачи которой входили документирование и контроль денежных и товарных потоков. В современном значении слово „контроллинг“ как характеристика области задач на предприятии стало использоваться в США с конца XV в…» Однако широкое развитие контроллинга началось только с 20-х гг. ХХ в. До Великой депрессии слово «контроллер» на предприятиях оставалось неизвестным. Основной причиной появления понятия контроллинга в экономической литературе называют прежде всего промышленный рост в США в конце XIX – начале XX в., который вызвал усложнение процессов планирования и появление новых подходов к планированию на предприятии. Беспрецедентный рост размеров отдельных предприятий и сложности производства повлекли за собой соответственно необходимость улучшения методов управления.[33] В разных группах предприятий и в разных странах развитие контроллинга шло неравномерно, поэтому сосуществуют концепции контроллинга, соответствующие разным этапам его развития и разным экономическим школам.

Отечественные научные публикации по проблемам контроллинга, круг которых остается пока сравнительно ограниченным, позволяют систематизировать и обобщить информацию о сложившихся в российской науке теоретико-методологических подходах к данному инструменту управления. Одним из факторов, с которым связано некорректное использование контроллинга, является ошибочное отождествление его с контролем. В действительности контроль представляет собой лишь элемент контроллинга, так как последний является комплексной межфункциональной концепцией, целью которой является координация систем планирования, контроля и информационного обеспечения.

Истоки российской теории и практики контроллинга лежат исключительно в области западных научных школ. Это тот редкий случай, когда по конкретному зарождающемуся научному направлению полностью отсутствует какой-либо отечественный практический опыт или научные разработки. В этих специфических условиях развитие научного знания также носит особый характер. Во-первых, отсутствие отечественных корней является, в известной мере, тормозом, так как в силу инерции труднее воспринимаются непривычные идеи и концепции. Во-вторых, в экономической практике в недостаточной мере подготовлена почва для освоения и внедрения метода контроллинга.

В научных трудах российских ученых вопросы теории контроллинга обычно рассматривают как бы «вне времени и пространства», т. е. отсутствует четкое разграничение концепций контроллинга по отдельным хронологическим периодам и по отдельным школам. Принято сравнивать американскую и немецкую школы контроллинга (А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько, М. Л. Слуцкин, Л. В. Попова, Р. Е. Исакова и др.), но нет анализа особенностей российской модели контроллинга и ее отличия от зарубежных воззрений. Не рассматривается вопрос о том, как представлен контроллинг в других странах, кроме США и Германии.

При анализе различных концепций контроллинга обычно не учитывается фактор времени – не определено, в какие годы какие концепции были наиболее популярными. Исключением является подход к классификации, реализованный Л. А. Малышевой, которая в периоде с 1980 г. по настоящее время выделила шесть этапов развития контроллинга, каждый из которых отличается преобладанием конкретной концепции контроллинга. Дискуссионным может быть вопрос о точности хронологических границ и об особенностях каждого этапа, но, бесспорно, научный и практический интерес представляет сам принцип классификации.

Вместе с тем необходимо признать, что выполненные рядом авторов аналитические обзоры концепций контроллинга дают в целом достаточно полную картину основных направлений научной мысли по этому вопросу. В научных трудах представлены разработки по следующим аспектам теории и практики контроллинга.

1. Концепция контроллинга как основополагающая идея теории контроллинга.

2. Взгляды и представления по частным вопросам теории контроллинга, в том числе.

2.1. Формализованное определение понятия контроллинга как научной категории.

2.2. Цели и задачи контроллинга.

2.3. Функции контроллинга.

2.4. Предмет и объект контроллинга.

2.5. Содержание контроллинга.

2.6. Принципы контроллинга.

2.7. Систематизация, классификация видов контроллинга.

2.8. Закономерности развития контроллинга в историческом аспекте.

3. Методологические основы контроллинга.

3.1. Базовые принципы формирования методологии контроллинга.

3.2. Описание конкретных инструментов контроллинга.

4. Основы организации контроллинга.

4.1. Оценка соотношения и взаимосвязи контроллинга и управления.

4.2. Определение сфер практического применения контроллинга.

4.3. Основные положения о службе контроллинга и контроллерах.

Очевидно, что перечисленные аспекты характеристик состояния научного знания в области контроллинга в России находятся в тесной логической взаимосвязи, раскрывают и объясняют друг друга. Наибольший интерес представляют отечественные публикации последних лет по проблемам контроллинга. Более ранние работы, относящиеся к 90-м гг., соответствуют начальному периоду знакомства российских ученых и практиков с трудами западных ученых и зарубежной практикой в области контроллинга, когда в России еще не сложились достаточно устойчивые воззрения на его сущность и функции.

Основным является вопрос о сравнительной оценке основополагающих идей о сущности, принципах и функциях контроллинга, обозначаемых в обобщенном виде как концепции контроллинга.

В большинстве научных публикаций, посвященных контроллингу или затрагивающих его в какой-то мере, теория контроллинга рассматривается в двух основных аспектах:

а) анализ основных представленных в научных публикациях концепций контроллинга;

б) классификация его видов.

В научной и учебной литературе традиционно все концепции контроллинга принято делить на три группы.

1. Контроллинг понимается как функция, интегрированная в систему бухгалтерского учета. При этом основное внимание в ходе экономического анализа сосредоточивается на показателях результатов деятельности предприятия, выраженных в денежном измерении. В данной концепции доминирует ориентация на общие финансовые результаты, без учета вклада каждого подразделения фирмы в совокупные итоги и без учета дифференциации результатов функционирования отдельных подразделений и служб предприятия. Главная особенность данной концепции контроллинга заключается в том, что он ориентирован лишь на прошлую динамику и на текущие задачи менеджмента.[34]

2. Концепция контроллинга, основанная на приоритетной ориентации контроллинга на обеспечение служб менеджмента информацией, необходимой для принятия решений. Такая информация является комплексной, охватывает качественные и количественные аспекты деятельности предприятия, представлена различными видами показателей, содержит данные о прошлом, настоящем и планируемом или прогнозируемом будущем, т. е. становится инструментом обеспечения всего информационного поля системы управления организацией.

3. Концепция контроллинга, ориентированная на управление с акцентом на координацию, или планирование и контроль.

Каждая из перечисленных концепций контроллинга носит ограниченный, частный характер и соответствует начальным этапам и раннему опыту внедрения контроллинга в практику управленческой деятельности.

Более зрелая и завершенная интерпретация сущности контроллинга выражена в современной концепции, которая предусматривает использование контроллинга как инструмента, обеспечивающего ликвидацию узких мест в деятельности организации и ориентированного на будущее в соответствии с поставленными стратегическими целями предприятия. При таком понимании контроллинга он задействован на всех стадиях управленческого процесса, конечной целью которого является обеспечение конкурентоспособности и прибыльности предприятия.

Общее понимание сущности и назначения контроллинга оказывается достаточно близким в большинстве публикаций по его проблемам. В обобщенном виде ключевые положения теории контроллинга можно сформулировать следующим образом.

1. Контроллинг – качественно новый и перспективный инструмент в решении задач управления (менеджмента) предприятием, адекватный условиям информационного общества и эпохи глобализации.

2. Контроллинг ориентирован на обеспечение более высокой эффективности и конкурентоспособности предприятия в условиях неопределенности и нестабильности рыночной среды.

3. Контроллинг призван поддерживать, способствовать оптимизации процесса управления (менеджмента) предприятием и принятия управленческих решений.

4. Контроллинг реализует свои функции, основываясь на базовых положениях системного подхода об интеграции, взаимосвязях, обратных связях при определении комплексной методологии, при охвате всех уровней и сфер управления предприятием.

5. Структуризация (классификация) контроллинга соответствует уровням принятия управленческих решений на предприятии. Общепринятым является разграничение следующих видов контроллинга: стратегического, оперативного, тактического и операционного.

Исходным положением в тории контроллинга является определение контроллинга как экономической категории. Понятие контроллинга относится к той группе экономических категорий, по которым существует большой разброс мнений у специалистов. В значительной мере такая дифференциация обусловлена историческими аспектами зарождения и развития данной ветви научного знания.

Особое внимание к формулировке понятия контроллинга важно потому, что в нем в концентрированной форме выражена сущность каждого варианта видения сущности, функций, концепций контроллинга. В одних случаях российские авторы полностью солидарны с трактовкой понятия «контроллинг» в зарубежных источниках. Так, например, в книге Р. Манна (Rudolf Mann) и Э. Майера (Elmar Meyer) «Контроллинг для начинающих», переведенной на русский язык и изданной в России в первом издании в 1991 г., дано следующее определение: «Контроллинг – это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц».[35] В изданной в 2003 г. книге Ю. П. Анискина и А. М. Павловой «Планирование и контроллинг» представлено очень близкое по содержанию и редакции определение: «Контроллинг – управление будущим для обеспечения длительного и эффективного функционирования предприятия и его структурных подразделений».[36] Но чаще российские авторы дают свои оригинальные формулировки понятия «контроллинг».

Наиболее распространенными в интерпретации отечественных авторов являются следующие варианты определения понятия «контроллинг» (курсивом нами выделены ключевые слова, определяющие то понятие, с которым он отождествляется):

¦ «…система управления, нацеленная на получение…»;[37]

¦ «…система непрерывной оценки всех сторон деятельности компании, ее подразделений, руководителей, сотрудников»;[38]

¦ «…учет и контроль на предприятии»;[39]

¦ «…ориентируется на поддержку процесса принятия управленческих решений на предприятии»;[40]

¦ «…функционально обособленное направление экономической работы на предприятии… для принятия оперативных и стратегических решений»;[41]

¦ «…межфункциональный инструмент управления, обеспечивающий обоснованность принимаемых руководством решений»;[42]

¦ «…концепция системы управления…»; контроллинг «ориентирован, прежде всего, на поддержку процессов принятия решений»;[43]

¦ «…концепция системного менеджмента, управления организацией или отдельным функциональным процессом.»; он «является ведущим элементом, механизмом, обеспечивающим управление по интегрированным целям в многоступенчатой системе планирования и контроля деятельности предприятия»;[44]

¦ «под контроллингом понимают концепцию эффективного управления фирмой. система контроллинга интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему»;[45]

¦ «региональный инфраструктурный инновационный контроллинг становится прогрессивным методом эффективного управления субъектом федерации (или федерального округа), т. е. осуществляется функционально обособленное направление финансово-экономической работы на мезоуровне», «…осуществляет конвергенцию рыночной инфраструктуры».[46]

Если систематизировать представленные варианты определения контроллинга, то наиболее часто встречаются две точки зрения:

1) контроллинг – это концепция управления (или менеджмента);

2) контроллинг – это система управления.

Редко встречаются определения контроллинга как направления экономической работы; инструмента управления; информационной системы; учета и контроля (синтеза планирования, учета, контроля и др.).

В этих же определениях, как правило, указывается, что контроллинг ориентирован на обеспечение принятия решений, и значительно реже говорится о направленности контроллинга на координацию.

Рассмотренный перечень определений понятия «контроллинг» не только интересен как свидетельство крайне большого разброса мнений о сущности этого инструмента управления, но и может служить базой для систематизации основных подходов к определению его сущности, которые в научной литературе обозначают как виды концепций контроллинга.

Особенности взглядов авторов на частные вопросы теории контроллинга являются, по существу, производными из рассмотренных базовых понятий – концепции контроллинга и его формализованного определения. Так, по вопросу о целях и задачах контроллинга наиболее типичными являются следующие суждения:

¦ цель контроллинга вытекает из цели организации;

¦ контроллинг направлен на поддержку принятия управленческих решений;

¦ контроллинг решает задачу предупреждения возникновения кризисных ситуаций, устранения узких мест в работе;

¦ контроллинг решает три основные задачи: планирование, контроль, регулирование посредством планирования и т. д.

Уже из этих нескольких примеров видно, насколько разнонаправленными являются представления о назначении контроллинга на предприятии.

Важным вопросом является определение функций контроллинга на предприятии. К наиболее значимым относятся следующие его функции: сервисная (информационная), состоящая в формировании и предоставлении информации для управления и принятия решений; внутренний контроль; координирующая; аналитическая; интеграция методов учета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации.

Важным свойством контроллинга является его способность создавать предпосылки для успешного функционирования предприятия в долгосрочной перспективе на базе:

а) адаптации стратегических целей к глобальным тенденциям развития внешней среды;

б) согласования текущих планов со стратегическим планом развития предприятия на основе приоритета стратегического плана;

в) координации текущих планов по разным бизнес-процессам;

г) создания системы контроля процесса реализации планов;

д) корректировки содержания и сроков реализации стратегических планов.

Под предметом контроллинга обычно понимают информационно-аналитическое сопровождение процесса управления предприятием, включая все его структурные составляющие. По своему содержанию контроллинг ориентирован на информационно-аналитическую поддержку следующих сфер управления предприятием:

¦ маркетинг;

¦ инновационный процесс;

¦ сфера производства;

¦ обеспечение ресурсами;

¦ материально-техническое обеспечение;

¦ область логистики;

¦ управление запасами;

¦ анализ издержек;

¦ финансовая деятельность;

¦ инвестиционный процесс и др.

По каждому из этих направлений деятельности предприятия определяются задачи контроллинга и его инструменты.

При организации контроллинга необходимо определить основные его принципы, к которым относятся:

1) соответствие системы контроллинга стратегическим целям организации;

2) соответствие концепции контроллинга требованиям системности;

3) гармонизация всех подсистем и элементов контроллинга;

4) научность;

5) комплексность;

6) эффективность;

7) обратная связь.

Основными факторами, определяющими актуальность внедрения системы контроллинга на современных предприятиях, являются:

¦ нестабильность как внешних, так и внутренних условий функционирования предприятия, что порождает повышенные требования к качеству управления предприятием;

¦ глобализация экономических процессов, массовое вовлечение хозяйствующих субъектов во внешнеэкономическую деятельность, что существенно усложняет задачи управления организацией;

¦ необходимость поиска все более эффективных и совершенных систем управления, обеспечивающих жизнеспособность и устойчивость функционирования предприятия;

¦ необходимость совершенствования и качественного изменения организации и методологии информационного обеспечения;

¦ низкая информативность данных, формируемых в рамках традиционных методов планирования, управленческого, бухгалтерского и финансового учета;

¦ недостаточный уровень взаимодействия и согласованности в деятельности различных служб менеджмента предприятия.

Применение контроллинга как инструмента научного управления предприятием предполагает предварительное формирование теоретических основ и методологии, в том числе разработку концепции контроллинга. Под концепцией контроллинга понимается целостное, связывающее воедино все его структурные элементы формализованное представление о контроллинге как подсистеме управления. Эта подсистема призвана обеспечивать эффективность принимаемых управленческих решений и способствовать оптимизации деловой стратегии и политики управляющей системы в целом.

Цель контроллинга определяется целью деятельности предприятия. Основные задачи контроллинга заключаются в информационном обеспечении процессов планирования, регулирования и контроля на предприятии, в выполнении функции интеграции и координации.

Контроллинг должен опираться на системный подход, который предполагает методологическую и информационную поддержку всех направлений деятельности управленческой системы предприятия. Существенную роль играет и синергетический эффект, получаемый при системном подходе к организации контроллинга.

Важное системообразующее свойство контроллинга представляет его ориентация не на прошлое, а на будущее. Заметим попутно, что в этом заключается одно из принципиальных отличий контроллинга от контроля. Такая ориентация «предписывает» ему обязательность свойства агрегирования информации, ибо выработка оптимальных управленческих решений невозможна без полной информации, охватывающей все связи и отношения, в которых реализуется деятельность предприятия. Ориентация на будущее определяет высокую значимость планирования и прогнозирования в системе контроллинга. Трендовые характеристики динамики за предшествующие периоды ценны, прежде всего, в качестве базовой информации для составления прогноза и плана.

Следующее системообразующее свойство контроллинга заключается в его подходе ко всем вопросам с позиций единства количественного и качественного аспектов. Только вместе взятые, они способны дать полноценное знание об изучаемом объекте или процессе.

Системообразующим свойством контроллинга является также сочетание стратегического и оперативного контроллинга, что обусловлено структурой задач управления предприятием как экономической системой.

Существенным системообразующим свойством контроллинга выступает исследование как внутренней, так и внешней среды предприятия, поскольку любая экономическая система является открытой, т. е. обладающей разветвленной сетью внешних связей и отношений.

Обязательным системообразующим свойством контроллинга является его эффективность, так как только при этом условии экономически (и не только экономически) оправдано его существование. В этом состоит одно из принципиальных отличий контроллинга от многих других структурных элементов управляющей системы. Необходим только эффективный контроллинг, у которого полезный результат превышает затраты на его организацию.

Системные свойства контроллинга обеспечивают возможность реализации достаточно сложного комплекса его функций, среди которых наиболее существенными являются:

1) консультационная деятельность в области методики работы с информацией и экспертных оценок на базе объективных индикаторов;

2) проектирование комплексной системы показателей, оценивающих эффективность работы предприятия, измеряющих влияние внутренних и внешних факторов на результат деятельности предприятия;

3) информационное обеспечение служб менеджмента;

4) оптимизация движения информационных потоков на предприятии;

5) учетно-контрольная деятельность;

6) согласование отдельных разделов текущих планов со стратегическим планом;

7) сопоставление плановых и фактических показателей и определение допустимых границ отклонений от заданных параметров, анализ причин отклонений;

8) разработка предложений по устранению и профилактике отклонений фактических результатов от плановых показателей;

9) информационно-аналитическая деятельность, направленная на выявление основных тенденций функционирования предприятия.

Таким образом, контроллинг обеспечивает методическую и информационную поддержку основных функций управления на предприятии, включая определение и обоснование целей, формирование текущих и стратегических планов, контроль их выполнения и корректировку, и т. д.

Контроллинг – это инструмент методического и информационного сопровождения процесса управления, совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка. Контроллинг – единая система, которая направлена на достижение стратегических целей фирмы.

В основе деятельности любого предприятия лежит стратегия, которая реализуется через целенаправленную организацию внутрифирменных процессов и формирование соответствующей организационной структуры, где система контроллинга является ее элементом, обладающим своим специфическим комплексом задач, инструментов и имеющим относительно автономное организационное устройство.

Важнейшими функциями управления, на сопровождение которых ориентирована система контроллинга, являются прогнозирование, планирование, регулирование, координация, анализ и контроль. При обеспечении сервисного обслуживания этих функций управления задачей контроллинга является прежде всего информационное обеспечение. В ходе сервисного обслуживания контроллингом осуществляется оценка потребности в информации, ее подбор, своеобразная «сортировка» имеющихся массивов экономической информации, оценка ее качества, проверка на пригодность, доработка и систематизация, представление информации в виде, наиболее удобном для пользователей (менеджеров).

Кроме информационного обеспечения каждой функции управления важной задачей контроллинга является осуществление координации по двум направлениям:

а) в организационной сфере – совершенствование, модификация, уточнение организационных основ взаимодействия подразделений предприятия при выполнении соответствующих управленческих функций;

б) в функциональной сфере – согласование позиций, нахождение компромиссных решений в деятельности подразделений предприятия, участвующих в реализации соответствующих управленческих функций.

Контроллинг призван обеспечить информационное сопровождение по широкому кругу внутренних и внешних проблем деятельности предприятия, поэтому требуется комплексный подход к определению источников информационных ресурсов. Основным источником данных в системе контроллинга служит внутренняя учетная информация, формируемая в рамках бухгалтерского, финансового и управленческого учета. Кроме того, привлекается информация, получаемая из разнообразных внешних источников. При отсутствии в базе данных внутреннего учета информации, необходимой для выполнения задач контроллинга, проводятся специальные выборочные обследования на предприятии в единовременном или периодическом режиме.

Важнейшей задачей контроллинга является обеспечение единства и взаимосвязи различных функций управления предприятием. Так, система информационного обеспечения принятия решений, система планирования и контроля не могут быть построены независимо друг от друга. Их взаимосвязь реализуется в формах взаимного использования информации, обеспечения непротиворечивости задач, согласования методик и др. Таким образом, контроллинг осуществляет текущую настройку системы управления посредством координации функций управления.

Система контроллинга призвана также осуществлять комплекс аналитических функций, к которым относятся: оценка степени реализации плана через сопоставление фактических и плановых значений параметров, анализ причин и возможных последствий выявленных отклонений от плановых заданий, оценка результатов выполнения плана, выработка на этой основе корректирующих мероприятий, анализ коммерческих рисков и определение способов их снижения и др.

Таким образом, в целом контроллинг является системой сервиса для менеджмента, который использует контроллинг при разработке планов деятельности предприятия и получает из системы контроллинга информацию, используемую при принятии решений. Эти решения приобретают конструктивную форму стратегических и текущих планов.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.