Структура общей социально-педагогической технологии. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Структура общей социально-педагогической технологии.

2018-01-30 432
Структура общей социально-педагогической технологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Диагностико-прогностический - этап диагностики объек­та, определения его социально-педагогических проблем и построения прогноза вероятного развития, вос­питания, изменения. Этап предназначен для получе­ния информации, необходимой для последующей деятельности специалиста.

Этап выбора (разработки) оптимальной технологии следует после диагностико-прогностического этапа. Имея необходимую инфор­мацию об индивидуальности клиента и его социально-педагоги­ческих проблемах, специалист определяет цель работы с ним.

Данный этап предусматривает: выбор одной из имеющихся тех­нологий социально-педагогической работы с клиентом; индиви­дуализацию имеющейся технологии с учетом ситуации, индиви­дуальности клиента, его проблем, возможностей специалистов; разработку новой, индивидуальной технологии, соответствующей потребностям клиента, возможностям специалиста и ситуации практической реализации.

Этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии необходим для выявления материальных, технических, организационных и методических аспектов, возникающих в связи с необходимостью обеспечения эффективности реализации выб­ранной социально-педагогической технологии. Позволяет предупредить возможные сложности реализации и обес­печить эффективность и качество всей социально-педагогической работы с клиентом.

Реализационный — основной этап, ради которого предус­матривался и проводился весь комплекс предшествующих мер. Эффективность и качество реализации технологии во многом за­висят также от личности специалиста, осуществляющего его, и от ситуации (места) практической ра­боты.

Экспертно-оценочный — этап, позволяющий оценить ре­зультат реализации социально-педагогической технологии и всей выполненной работы.

Структура деятельности по выбору оптимальной социально-педа­гогической технологии. Одной из важнейших проблем, стоящих перед специалистом в процессе организации социально-педаго­гической работы, является выбор технологии, наиболее оптимальной для конкретного объекта и условий реализаций. Основными структурными компонентами (подэтапами) по выбору оптимальной технологии являются следующие: анализ исходных материалов, необходимых для выбора наибо­лее оптимальной технологии. Анализу подвергаются данные диагностико-прогностической деятельности.

Социально-педагогическое моделирование; под ним понимается эмпирическое создание образа целенаправленной социально-педагогической деятельности, отражающей определенную технологию, которая обеспечивает достиже­ния прогнозируемой цели с учетом возможностей среды. Главное назначение со­циально-педагогического моделирования — помочь специалисту выбрать наиболее оптимальный вариант технологии, который позволит обеспечить в данной ситуации, с учетом личного опыта, достижение опти­мального прогнозируемого результата.

Выбор социально-педагогической (целевой) технологии. Для каждой социально-педагогической про­блемы может быть несколько технологий. Каждая технология включает: особенности объек­та и социально-педагогической проблемы; описание варианта со­циально-педагогической деятельности по ее решению; методические рекомендации к ее практи­ческой реализации.

Анализ соответствия результата моделирования и выбранной со­циально-педагогической технологии направлен на выявление соответствия построенной социально-педагогической модели выб­ранной технологии — объекту, условиям реализации и педагоги­ческим возможностям специалиста. Одновременно анализ позво­ляет представить технические, организационные и методические возможности реализации проблемы, а полученные данные помо­гут предусмотреть сложности, трудности, недостатки, резервы и пр.

Принятие решения — подэтап, позволяющий на основе анализа сделать вывод: соответствует выбранная целевая технология ситу­ации или не соответствует. При соответствии варианта следует вывод о завершении выбора. В социально-педагогической техноло­гии общего типа это означает возможность перехода к следующему этапу деятельности. В случае несоответствия варианта принимается решение провести корректировку выбранной целевой технологии (если это возможно) либо разработать новую — индивидуальную — целевую технологию, наиболее полно отвечающую ситуа­ции. Коррекционная деятельность позволяет специалисту формировать наибо­лее индивидуально ориентированную целевую технологию.

Выбор оптимального варианта (способа) реализации социально-педагогической технологии — подэтап подготовки к практичес­кой деятельности.

Литература

См. п.1.7 №№2, 3, 4, 5, 6, 7, 33, 42, 44

Тема 8. Технологии работы социального работника в образовательном учреждении

Социальная служба должна быть ориентирована на решение проб­лем социализации человека, его воспитания, защиты его прав, помощь в разрешении проблем самореализации в среде жизнедея­тельности.

К основным функциям социальной службы школы относятся:

•выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место в классах, школе;

• изучение и диагностика индивидуальных особенностей обу­чаемого, групп — объектов социальной службы; оказание помощи в работе учителя с учеником, группой, ро­дителями;

• социальная защита обучаемого в связи с возникновением проблем, которые имеют или могут иметь для него жизненно важное значение;

• социальная защита группы, класса от отдельных лиц;

• выявление личностно-педагогических возможностей учителя;

• социально-педагогическая оценка планируемых и проводимых воспитательных мероприятий в группах, школе;

• непосредственная подготовка социально-педагогических мероприятий с различными группами школьников, отдельными учащимися, учителями, родителями;

• установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними, другими учреж­дениями.

Эта служба может представлять собой самостоя­тельное структурное подразделение школы, выполняющее осо­бые функциональные задачи, в то же время она должна органич­но войти в ее общую организационную структуру. Это обеспечива­ется в том случае, если общее руководство деятельностью социаль­ной службы школы будет осуществлять директор, определяющий стратегию ее развития, основные направления деятельности и за­дачи, а также осуществляющий контроль за ходом их реализации.

Социальная работа школы. На обеспечение и защиту прав ребенка и должна быть направлена социальная работа школы. Возглавляющий данное на­правление деятельности социальной службы заместитель директо­ра школы может называться по-разному: «заместитель по социаль­но-правовым вопросам», «заместитель по защите прав детей» и т.п. В целом заместитель директора по социально-правовым вопро­сам уделяет основное внимание решению следующих проблем:

• разработке и реализации социальных проектов и программ школы;

• сбору и накоплению информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей; детях, нуждающихся в социальной защите;

• обеспечению защиты прав детей в условиях школы: получению ими необходимого обучения и воспитания, питания, соблюдению норм отношений и пр.;

• контролю за деятельностью должностных лиц школы в аспекте защиты прав ребенка;

• координации усилий должностных лиц школы по обеспечению защиты прав отдельных школьников, групп, должностных лиц школы;

•установлению сотрудничества с органами социальной защи­ты, отделами по делам несовершеннолетних и другими ведом­ствами для координации совместных усилий в интересах защиты прав ребенка и др.

Наиболее важными направлениями социально-педагогической работы заместителя директора школы являются:

• выявление социально-психологических проблем в школьных коллективах, их направленности и, с учетом этого, определение перспектив социально-педагогической работы;

• предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в школьных коллективах;

• разработка и реализация школьных воспитательных (социаль­но-педагогических) программ;

• анализ разрабатываемых воспитательных программ с различ­ными группами школьников, родительским коллективом;

• выявление дезадаптированных детей и их диагностика — изу­чение условий их жизни, интересов, потребностей, причин дезадаптации;

• координация воспитательных усилий должностных лиц школы по достижению конкретных социально-педагогических целей;

• помощь и поддержка коррекционно-развивающих классов;

• повышение квалификации учителей в области социальной педагогики;

• профилактическая работа с семьями;

• работа с отдельными семьями, дети которых нуждаются в социально-педагогической помощи;

• установление связей с местными органами администрации, молодежными организациями, медико-психолого-социальными центрами по работе с семьей и детьми, коррекционной работе с детьми и др. в интересах совместного проведения социально-педа­гогической работы в школе и школьных коллективах;

• координация деятельности психолога и социального педагога в процессе изучения социально-психологических явлений в школе и школьных коллективах, организации всей социально-педагогической работы и др.

Действенность функционирования службы во многом опреде­ляется тем, в какой степени она представляет собой целостный, активный и постоянно действующий организм. Анализ функцио­нальных возможностей каждого должностного лица социальной службы школы и потребностей реальной практики позволяет вы­делить в ней основные звенья, обеспечивающие ее целостность и эффективность работы.

К таким звеньям следует отнести:

организационно-посредническое и прикладное звено. В нем следует выделять посредническое звено — педагогический совет школы, родительское собрание, а также прикладное — непосредственных организаторов деятельности всей социальной службы школы: за­местителя директора по социально-правовым вопросам и замес­тителя директора по учебно-воспитательной работе;

исследовательское звено службы, включающее психолога и со­циолога школы. Они изучают, диагностируют различные явления школьной жизни, социальных групп и отдельных личностей;

аналитическое звено службы. Оно может быть представлено пси­холого-педагогическим консилиумом, включающим заместителя директора по социальным вопросам, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, психолога, социолога, социального педагога (социальных педагогов), специально приглашенных специалистов. Эту роль могут также выполнять педагогиче­ский совет и родительское собрание с приглашением необходи­мых специалистов;

прикладное звено (практические работники). К ним следует от­нести всех, кто может принять участие в решении социально-педагогических проблем школьников, школьных коллективов, учи­телей и родителей.

Общественный контроль за деятельностью социальной службы могут осуществлять педагогический совет школы и родительское собрание.

Участие в управлении школой социальный работник-педагог осуществля­ет по трем основным направлениям.

Консультирование администрации. Деятельность в качестве со­ветника администрации предполагает:

проведение социологических и социально-психологических исследо­ваний как в педагогическом и детском коллективах, так и среди родителей.

Методическая работа. Она входит в прямые обязанности любо­го специалиста педагогического коллектива. В рамках этой дея­тельности:

проводит с учителями занятия, на которых он должен обу­чить их приемам социометрического контроля за межличност­ной атмосферой в классе, помочь в диагностике факторов рис­ка, содейство­вать эффективному распределению ролей в коллективе учащихся и др.;

участвует в работе консилиумов.

Внешкольное взаимодействие. Данное направление деятельно­сти включает:

участие от имени школы в работе местных органов власти и самоуправления по вопросам социального развития и решения социально-педагогических проблем, в разработке и обсуждении региональных и местных социальных программ и проектов и т. п.; взаимодействие с органами управления и учреждениями образо­вания, социальной защиты, здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних и др. для решения конкретных соци­ально-педагогических проблем; сотрудничество с общественными и другими организациями, ко­торые могут оказать содействие в решении тех или иных социаль­но-педагогических проблем.

Участие в воспитательном процессе предполагает два основных направления.

Внутришкольный мониторинг. Он обеспечивает выявление и ди­агностирование социально-педагогических проблем и включает:

текущее наблюдение за общей ситуацией в школе, классных коллективах, группах учащихся, за взаимоотношениями между учителями, учащимися, родителями и т.д.;

анализ и прогнозирование конкретных проблемных социально-педагогических ситуаций.

Социально-педагогическая реабилитация. Данное направление является ведущим в деятельности специалиста. Оно тре­бует индивидуальной работы с конкретным учеником, где от со­циального педагога ожидают наибольших успехов, достигнутых личными усилиями. Это направление реализуется в разных видах деятельности:

социально-педагогическая поддержка;

социальный контроль;

педагогическая реабилитация;

психопрофилактика.

Участие в организации среды воспитания ребенка включает три следующих обязательных направления работы.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.