Рефлекс как принцип функционирования мозга — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Рефлекс как принцип функционирования мозга

2018-01-30 228
Рефлекс как принцип функционирования мозга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как было рассмотрено выше, в целостном психическом акте можно выделить три звена: побуждение, принятие решения и пла­нирование, действие.

В рамках другой концептуальной схемы, широко распростра­ненной в советской психологии и физиологии, эти три звена цело­стного психического акта называются звеньями рефлекса, а вся психическая деятельность уподобляется рефлекторному акту и состоит из рецепторного звена, центральной, или средней части

рефлекса, и эффектора.

Рецепторное звено — это I сигнальная система, сенсорная сигнализация в виде действующих раздражителей, или образов-воспоминаний, мотивов, целей, которые побуждают человека к активности. Это интериоризация как выражение жизненного опыта, по терминологии Б.Г. Ананьева [7].

Центральное звено, или средняя часть рефлекса, и есть соб­ственно «психическое явление», по мнению И. Сеченова. И. Сече­нов говорил, что в человеке всегда имеется «цельный натуральный процесс» по типу рефлекса, средний член рефлекса есть психичес­кое явление, обособить средний член цельного акта от его есте­ственного начала и конца нельзя. Таким образом, И. Сеченов включал психическую феноменологию в систему рефлексов и ут­верждал, что вне системы рефлексов психические явления не, име­ют места. Ясной границы между телесным нервным и психичес­ким центральным нет: нервный и психический процессы «слитны» и во времени неразрывны. С этим утверждением согласны все: и материалисты, и идеалисты, и дуалисты.

В. Зеньковский писал, что такие рассуждения И.М. Сеченова о родстве психических явлений с т.н.-нервными процессами как будто дают основания считать И.М. Сеченова материалистом, но точнее его надо было бы назвать, по мнению В. Зеньковского, натуралистом {70]. Основные мысли И.М. Сеченова об отрицании самостоятельности, независимости психических процессов, о том, что психологию нельзя строить только на интроспекции, что ее нельзя отделять от материального бытия, кроме той, что наукой психологию сделает только физиологияэти мысли мо­гут признать справедливыми ученые, находящиеся на разных идей­ных позициях.

Наряду с высказанными мыслями И.М. Сеченов признавал, что «сущность психических явлений, насколько они выражаются сознательно, останется во всех без исключения случаях непрони­цаемой тайной» [70].

И.М. Сеченов, и И.П. Павлов, таким образом, резко предос­терегали от отождествления психического, субъективного с фи­зиологическим, объективным. Очевидно, ученики и последователи

 

их грубо вульгаризировали мысли своих великих учителей, чему, возможно, способствовал сильный идеологический пресс.

Главная идея «основателя материалистической психологии» И.М. Сеченова о неотделимости психических процессов от не­рвных, центрального, срединного звена рефлекса от его перифе­рийных концов не противоречит гипотезе о том, что мозг являет­ся приемником информации, гигантским анализатором, с одной стороны, а с другой — исполнительным органом — «эффектором», инструментом изменения человеком окружающего внешнего мира. «Срединная» же, «Центральная» часть рефлекса — тайна.

В.М, Бехтерев тоже писал, что субъективные проявления, психические процессы, являясь результатом напряжения энергии, движущейся по нервным путям, «сопутствуют» рефлекторной де­ятельности мозга [20].

Таким образом, мозг, как телесный орган, функционирует по принципу рефлекса, но. суть «психического», сущность психической феноменологии понятие рефлекса никак не объясняет,

Понятие рефлекса отражает механизм связи, общий принцип соединения разных структур мозга, физических органов и нервной системы, внешнего и внутреннего, объективного и субъективного.

Принцип рефлекса свидетельствует также о соединении фи­зического и психического, материального и духовного в «неслиян-но-нераздельный» феномен.

Рефлекс символизирует «замок», пристегивающий, соединяю­щий одну реальность с другой; мы понимаем, что именно там, под крышкой этого замка, совершается тайна «неслиянной нераздель­ности» мира видимого и невидимого. Но тайна остается и сегодня тайной. И если Л.М. Веккер, утверждая, что сущность онтологи­ческой альтернативы в области психофизической проблемы со­стоит в нахождении адекватного материала для воспроизведения психических структур в физической реальности, и предлагает в качестве этой реальности состояния субстрата мозга, запечат­левающие в форме нервных ходов свойства объекта [38], то, на наш взгляд, это не является решением данной онтологической аль­тернативы, т.к. состояния физического взаимодействия нервного субстрата с объектом так и остаются телесной реальностью, а тайна взаимодействия разных реальностей остается тайной, и материал «ткани» психического образа все так же непонятен. Более или менее сегодня в психологии и смежных с ней науках -нейрофизиологии, психофизиологии, нейропсихологии — понятно, как функционируют рецепторные звенья рефлекса и эффекторные, исполнительные звенья, осуществляющие те планы, намерения, которые возникают в «центральном» звене рефлекса — экстерио-• ризацию, — но что и как происходит в этом «центральном» звене — высших корковых зонах мозга — неясно.

 

Физиологической науке известно, что высшие корковые зоны мозга — «центральное» звено — являются субстратом речи, планирования, принятия решений, генератором тормозя­щих влияний на низшие, подкорковые структуры мозга [145,198].

Джеме В. писал, что сущность духовной человеческой природы должно видеть в чувстве усилия, которое человек способен проявить; кто не способен к проявлению усилий воли, тот не заслуживает, по его мнению, имени человека [58].

Волю с сознанием в истории психологии связывали мно­гие психологи и философы.

В «Психологическом словаре» воля определяется как «спо­собность человека действовать в направлении сознательно по­ставленной цели» [148].

В.И.Селивановым воля определяется как сознательная регуляция поведения.

А. Ц. Пуни определяет волю как деятельную сторону разума и моральных чувств, позволяющую человеку управлять собой.

Таким образом, воля и сознание — это психические фено­мены, близкие по своей сути.

Третий психический процесс, выполняющий функцию ре­гуляции, внимание, тоже часто связывали с сознанием, осо­бенно в начале XX в.

И. Гербарт понимал под вниманием особую силу, сужаю­щую поле сознания, концентрирующую сознание на объекте.

В. Вундт — внимание проявляется в перемещении данного содержания в центр поля сознания.

И. Шпайх — внимание — это максимальная интенсивность активности сознания.

Джеме В. связывал внимание с волей: волевое усилие есть усиление внимания, напряжение внимания — основной воле­вой акт. Активность доли, по мнению В. Джемса, заканчивает­ся в тот момент, когда она оказала достаточную поддержку объекту мысли, который обычно плохо удерживается в созна­нии [58].

Многие исследователи отрицают самостоятельность вни­мания как психического процесса и называют его либо сквоз­ным процессом, проникающим в другие психические процес­сы [39], либо условием осуществления всякой организованной деятельности, либо формой организации психической дея­

 

тельности, когда одни формы деятельности усиливаются, а другие ослабляются [124].

Современные экспериментальные исследования выявили активационную природу внимания. Механизм внимания — это активация таламической структуры [198].

В психологии выделены три вида внимания: непроизволь­ное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание называют эмоциональным, в основе его лежит ориентировочный рефлекс «Что такое» и вы­зывается оно появлением неожиданного стимула во внешней среде. Общая реакция активации на новизну сопровождается включением ретикулоталамической формации мозга, активи­рующей кору, вегетативную, нервную, гуморальную системы.

В зонах мозга образуется доминантный очаг возбуждения, обеспечивающий высокую продуктивность данных зон в дан­ный момент времени.

Избирательность внимания — избирательный характер воз­буждения определенных зон мозга, связанных со стимулом или деятельностью, -- обеспечивается развитием тормозного про­цесса вокруг доминантного очага возбуждения.

Произвольное внимание характеризуется наличием осоз­нанной цели, и механизм этого вида внимания другой — в осно­ве его лежит волевое усилие по поддержанию доминантного очага возбуждения.

Послепроизвольное внимание называют эмоционально-волевым.

Если в основе непроизвольного вида внимания лежит про­цесс активации, возбуждения, в основе произвольного — тор­можение, то послепроизвольное внимание имеет стойкий про­цесс, очаг возбуждения и столь же устойчивую вокруг него зону торможения, поддерживающую доминанту.

Эмоции. Среди психических процессов, образующих струк­туру субъекта деятельности, мы не рассмотрели один из важ­нейших — эмоции.

Как мы видели выше, эмоции иногда относят к регуля-торной функции психики. Этот аспект эмоционального про­цесса связан со способностью эмоций влиять на состояние человека, а через состояние и на продуктивность деятельно­сти. Поэтому эмоциональный процесс можно включать в структуру субъекта деятельности. Своеобразие эмоции как

 

психического процесса — пристрастное отражение действи­тельности. Эмоция отражает функцию личностной оценки, поэтому эмоциональные процессы полярны. Благодаря оце­ночной функции, эмоцию часто включают и в структуру ха­рактера или личности. Что же такое эмоции? Эмоция — это отражение в сознании субъекта его состояния, детерминиро­ванного параметрами «пользы» и «угрозы» объективной дей­ствительности; это субъективная реакция на воздействие внутренней и внешней среды. Так, ИзардК. приводит дан­ные, что эмоция на воображаемую тревогу выше, чем в реаль­ной ситуации [76]. Важнейшей чертой эмоций является их до-минантность по отношению к другим психическим процес­сам, т.к. они охватывают весь организм, подготавливая его к выполнению биологически важной деятельности, проявляя тем самым важную функцию энергетического обеспечения целостного поведения [55]. Таким образом, эмоция ~ это «мост» между психическим и соматическим.

Условием возникновения эмоции является потребность как движущая сила, а движущей «переменной» — ситуация, позволяющая или препятствующая удовлетворению этой по­требности.

Простейшей формой эмоций является эмоциональный тон ощущений. Сегодня в психологии достаточно хорошо ос­мыслены физиологические механизмы эмоциональных явле­ний. Как следует из теорий Линдсли, Кэннона-Барда, Гель-горна и др., эмоциональный тонус зависит от общего уровня активации мозга.

В психофизиологических теориях состояния активации разных зон мозга, как правило, отождествляются с эмоциями человека, а мерой интенсивности'эмоциональных реакций в этом случае считается величина вегетативных сдвигов различ­ных физиологических функций — пульса, кровяного давления, дыхания, КГГ, ЭЭГ, ЭМГ.

Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию энергетических ресурсов — в ситуациях стресса, фрустрации, угрозы; либо, в благоприятных ситуациях, демобилизацию, расслабление и покой. В активационных теориях эмоций соб­ственно субъективная реальность, как правило, объявлялась эпифеноменом.

 

Несмотря на тенденции выделять зоны преимущественно­го «представительства» тех или иных эмоциональных состоя­ний, имеется немало данных, свидетельствующих об.отсут­ствии жесткой связи определенного типа эмоций с конкрет­ными морфологическими структурами мозга.

Также отсутствует «специфическое» физиологическое со­провождение эмоций, полярных по качеству.

Э. Гельгорн, виднейший исследователь психофизиологии эмоциональных состояний, писал, что он убежден в том, что «психические» и «вегетативные» эффекты — это разные выра­жения одного и того же нервно-гуморального процесса [50].

Эмоциональное явление — это сложный процесс и созна­тельного переживания, и органического ощущения, и актива-ционного состояния» и выразительного движения [40]. Интен­сификация соматических процессов при эмоциональном на­пряжении и вместе с тем субъективная интимность — это со­ставляет, по мнению Л.М. Веккера, специфику эмоции как психического процесса [39].

С.Л. Рубинштейн рассматривал висцеральные сдвиги как дополнительный усилитель исходного отношения субъекта — без них вместо страха была бы только мысль об опасности [152].

В связи с этим можно рассматривать эмоциональный про­цесс как процесс энергетического усиления психической дея­тельности, как регуляторный процесс.

Эмоции, чувства являются доминантными процессами по отношению к другим психическим процессам и реакциям. По­знавательные процессы не бывают объектом непосредствен­ного психического отражения. Эмоция же не просто осознает­ся, осмысливается, но и непосредственно переживается. Ко­рень «жизнь» здесь не случаен. Определение наличия или от­сутствия угрозы из внешнего мира осуществляется, конечно, Включением интеллектуальных операций, поэтому эмоция, в информационной теории П.В.Симонова, отражает силу по­требности и вероятность ее удовлетворения, исчисляемую на­личием информации о способах удовлетворения этой потреб­ности [158].

С чего начинается психика? Вероятнее всего, с ощущения своего бытия — все ощущения имеют эмоциональную окраску.

 

У зародыша можно предполагать генерализованное мироощу­щение комфорта в материнской утробе. Таким образом, пси­хика начинается с эмоции — переживания.

Этот первый кирпичек, фундамент психики — первичное генерализованное эмоциональное отражение среды. После рождения младенец познает и дискомфорт — первая диффе­ренциация «хорошо — плохо».

Особенности ухода за младенцем формируют фундамент мироощущения всей его будущей жизни.

- Я - о'кей, Я - не о'кей [19].

Эти символические формулы мироощущения становятся эмоциональной основой личности.

Итак, эмоция — это глобальное отражение мира — через состояние, всего организма — отражение мира во всей его це­лостности без дифференциации на свойства. Затем из аффекта вырастает интеллектуальная дифференциация.

Итак, если эмоция — это отражение в сознании субъекта состояния активации мозга и организма (реактивности орга­нов), то возникает вопрос — где отражается эта более или ме­нее интенсивная импульсация нейронов? Где «орган» созна­ния?

Эмоция как энергетический процесс, регулирующий пси­хическую деятельность, включается в структуру субъекта дея­тельности. С другой стороны, особенности эмоционально-во­левой регуляции поведения..всегда отражали темперамент и выражали характер, а через содержание эмоциональной жизни и направленность личности.

Порог эмоциональной возбудимости, эмоциональная ус­тойчивость, интенсивность чувств — все это проявления тем­перамента человека. Многими авторами эмоциональная сфера считается составляющей личности. Что отражают понятия темперамента, характера, личности?

В завершение описания структуры психических процессов субъекта деятельности можно предложить схему, обобщаю­щую это описание.

Психические процессы в этой схеме можно сгруппировать в триаду таким образом:

I. Психические процессы, выполняющие функцию инте-риоризации отражения внешней действительности: ощущения

 

как отражение-свойств объективной реальности; восприятие как отражение предмета, объекта, вещи; мышление как отра­жение отношений между объектами и явлениями.

II. Сопутствующие психические процессы, «инструмен­тальные», процессы — средства для реализации функции отра­жения и удержания отраженной информации (движение, речь, внимание) и удержания отраженной информации внешнего мира в целях ориентации в нем (память, аперцепция), и эк-стериоризации человеком себя в мир, и преобразования мира (моторика, речь, воображение).

III. Психические процессы, выполняющие функцию эсте-риоризации и регуляции: воля, речь и опосредованно — эмо­ция; непосредственным «инструментом» воли является про­цесс произвольного внимания.

Интегральными качествами подсистемы «субъект деятель­ности» можно назвать «трудоспособность» как готовность че-

 

ловека к труду, деятельности и «интеллект» как организацию познавательных процессов.

Подсистема «субъект деятельности» в системе индивиду­альности тесно сопряжена, с одной стороны, с подсистемой «индивида», а с другой стороны — с подсистемой «личность».


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.