Производственный процесс на транспорте (транспортный процесс), продукция транспорта и ее особенности — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Производственный процесс на транспорте (транспортный процесс), продукция транспорта и ее особенности

2018-01-30 3826
Производственный процесс на транспорте (транспортный процесс), продукция транспорта и ее особенности 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Производственный процесс на транспорте (транспортный процесс) – это перемещение грузов и пассажиров в пространстве.

Транспортный процесс состоит из трех основных элементов: погрузки, движения и разгрузки.

Погрузка включает в себя подачу транспортных средств к нуж­ному месту, организацию фронта работ, накопление, формиро­вание и сортировку груза, оформление документов, сопровожда­ющих перевозку. Главным документом при перевозках является товарно-транспортная накладная, на основе которой грузоотпра­витель списывает со счетов своего предприятия материальные цен­ности, передавая их на период перевозки работникам транспорта. Все риски, связанные с сохранностью товара, с этого момента переходят от грузовладельца к перевозчику. Перевозчик не явля­ется владельцем груза, но на период перевозки отвечает за него материально.

Движение является основной функцией транспорта, и заключается в непосредственном перемещении грузов и пассажиров. Усложнив­шееся движение транспортного потока требует большего внима­ния и от составителей маршрутов, и от исполнителей (водителей, машинистов, капитанов) для сокращения времени в пути и га­рантированной безопасности перевозки грузов или пассажиров.

Разгрузка – это подача транспортного средства в зону разгрузочных работ, расформирование и сортировка груза, оформление документов на прибывший груз. По товарно-транспортной накладной груз пере­дается грузополучателю, который принимает на себя материаль­ную ответственность. Все риски за груз переходят с перевозчика на грузополучателя.

Погрузочно-разгрузочные работы могут осуществляться грузо­владельцами или, при желании и возможности, работниками транспорта, которые часто не хотят зависеть от условий грузовла­дельцев, для сокращения времени на погрузочно-разгрузочные работы и общего времени производственного процесса. Эти опе­рации – наиболее сложные и трудоемкие, влияющие на время задержки транспортного средства, а следовательно, на уменьше­ние его производительности.

Осуществление транспортного процесса сопровождается боль­шим потоком информации, включающим в себя: путевой лист на транспортное средство с указанием груза, маршрута; товарно-транспортные накладные на груз; информацию по организации движения на маршруте, оперативную информацию при сбойных ситуациях и т. д.

Влияние случайностей (стохастики2) делает производственный процесс на транспорте неустойчивым и заранее трудно прогнози­руемым. Например, сильный ливень может значительно снизить запланированную скорость движения транспортного средства, вплоть до его остановки.

Характеристика транспортной продукции обусловлена особен­ностями транспортного процесса.

1. Транспортная продукция имеет нематериальный характер. Так как производственный процесс на транспорте – это процесс перемещения грузов и пас­сажиров, который и является продукцией транспорта.

2. Транспортная продукция производится только во время движения транспортного средства с грузом или пасса­жирами. Транспорт продолжает и завершает процесс производства про­дукции до момента доставки ее в сферу потребления. Процесс производства продукции считается завершенным лишь тогда, ког­да продукция доставлена в сферу потребления, и соответственно процесс производства транспортной продукции прекращается сразу после того, как груз (пассажир) доставлен в нужное место. Этим обусловлена одна из самых больших проблем транспорт­ной отрасли – невозможность создания запаса «продукции транс­порта». Без запаса, который снимает часть риска сбоя (по разным причинам) при доставке груза или пассажира, практически рабо­тать нельзя, поэтому этот запас создается путем дополнительных резервных транспортных средств.

Например, при перевозках пассажиров в транспортном пред­приятии всегда существуют 1–3 резервных единицы подвижного состава, готовых при выходе с линии транспортного средства за­менить его в кратчайшие сроки.

3. Продукция транспорта воздействует на размеры общественно­го производства, так как является необходимым условием обслу­живания процессов производства отраслей экономики.

Стоимость транспортной продукции входит в окончательную стоимость перевозимой продукции, так как грузовладельцы осу­ществляют оплату транспортных затрат, которые они затем, при продаже, добавляют к себестоимости своей продукции. Считается, что характер груза не влияет на стоимость транспортной продукции. Однако нужно помнить, что более дорогой или с особыми свой­ствами товар (например, скоропортящиеся продукты питания) требует при транспортировке больших затрат, так как необходим специализированный транспорт, эксплуатация и обслуживание ко­торого стоят дороже обычного транспортного средства. Примером подобного удорожания может служить перевозка драгоценных ме­таллов или денежной массы, которая должна осуществляться в специализированных бронированных транспортных средствах с охра­ной в пути.

4. На транспорте предметами труда служат перевозимые грузы, которые не являются собственностью транспорта, но на время перевозочного процесса перевозчик несет за них полную матери­альную ответственность.

5. Транспорт должен развиваться быстрее обеспечиваемых им отраслей экономики. Как уже отмечалось, без опережающего развития транспорта практически невозможно функционирование отраслей экономи­ки, т. е. сначала должна быть построена вся транспортная инфра­структура для «накопления» транспортной продукции, а затем начата работа отрасли. В противном случае производимый товар не достигнет сферы потребления, что равносильно для общества его отсутствию. Для отрасли это будет означать омертвление вло­женного капитала без возможности дальнейшего развития.

6. С уве­личением объемов перевозимых грузов (пассажиров) возникает необходимость перехода на другой вид транспорта. Например, при возрастании перевозок нефти и нефтепродуктов по железной до­роге ее необходимо заменить на трубопроводный транспорт или при росте населения в городе свыше 1 млн. человек необходимо строительство метрополитена, обладающего большими провозны­ми способностями, чем наземные виды городского транспорта.

7. Поскольку транспортная продукция производится только в период движения транспортных средств с грузом или пассажира­ми, то ее количество зависит от времени простоев при погрузочно-разгрузочных операциях, т.е. уровня механизации и автомати­зации перегрузочных и складских процессов, а также использова­ния прогрессивных технологий перевозки (контейнерной, пакет­ной, интермодальной и т.п.).

8. Нематериальный характер транспортной продукции изменяет состав ее себестоимости3. Если в отраслях экономики значительные затраты идут на приобретение сырья, из которого производится продукция, то в транспортной отрасли при отсутствии сырья по­чти 50 % себестоимости уходит на заработную плату водителей, выполняющих транспортную работу. В эти же 50 % входит та часть износа транспортного средства, которая в будущем будет исполь­зована на приобретение нового транспортного средства.

9. Производство транспортной продукции проходит вне транспортного предпри­ятия. А так как транспортные средства обладают повышенной мобильностью, то контроль за производством транспортной про­дукции затруднен и не всегда есть возможность осуществления об­ратной связи, т.е. воздействия на процесс производства продук­ции.

Выходом из этого положения можно считать широкое разви­тие информационных оперативных систем, особенно мобильной телефонной связи.

10. Развитие транспорта и производство его продукции в значи­тельной степени зависят от политики в экономике. Так, при ры­ночных отношениях, когда временной фактор зачастую важнее экономического, более значимым становится применение авто­мобильного транспорта за пределами эффективного расстояния.

Совокупность предприятий и организаций всех форм собственности, осуществляющих свою деятельность на городском наземном, автомобильном, речном, морском и воздушном видах транспорта, а также в дорожном хо­зяйстве называется транс­портно-дорожным комплексом.

Совокупность всех видов транспорта, объединенных транспортными узлами называется транспортным комплексом России.

Взаимодействие различных видов транспорта осуществляется в транспортных узлах, где перерабатывают грузопотоки и обслужи­вают пассажиров, перемещают грузы с одного вида транспорта на другой.

Транс­портные узлы – пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними. Круп­нейший транспортный узел в РФ и в СНГ – Москва. Если в насе­ленном пункте сходится несколько железных дорог, он является железнодорожным узлом.

Транспортные узлы могут быть федерального и регионально­го уровней (для местных грузопотоков). С 60–70-х гг. XX в. поня­тие «узел» как пункт соединения нескольких видов транспорта преобразовалось в понятие «терминал» – место стыка двух или более транспортных путей со сложным комплексом инженерно-технических сооружений. Комплекс сооружений вклю­чает в себя развитое складское хозяйство, услуги экспедицион­ного сервиса и коммерческого и административного оформле­ния груза (в том числе таможенную очистку4). Терминал может предоставить услуги по упаковке, сортировке, маркировке, хра­нению скоропортящихся грузов при соответствующих темпера­турах, складированию на таможенных складах и др. Сейчас на­метился новый подход к размещению перевалочных пунктов – создание не просто терминалов, а логистических транспортно-распределительных систем, или центров дистрибуции (распре­деления грузов).

Транспортная сеть формируется под влиянием таких факторов, как:

1) размещение и развитие хозяйства;

2) расположение городов;

3) направление и мощность внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей;

4) размещение курортов и крупных объектов туризма и др.

Классификация транспорта.

 

По назначению транспорт подразделяется на транспорт общего пользования (обслуживающий сферу обращения и население), транспорт необщего пользования (ведомственный) (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий), а также транспорт личного пользования (легковые автомобили, велосипеды, яхты и т. д.).

Общее пользование – это использование всех видов транс­порта, кроме промышленного, любым предприятием с любой формой собственности, а также городского транспорта – населе­нием.

Транспорт общего пользования – транспорт, удовлетворяющий потребности организаций всех видов деятельности и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспортом общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров или грузов.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своей организации.

К ведомственному относят промышленный транспорт, об­служивающий конкретное предприятие и находящийся на балан­се этого предприятия. В нынешних рыночных условиях после лик­видации производственных министерств понятия общего и не об­щего транспорта оказались не строго разграниченными.

Личное пользование – это применение какого-либо транспортного сред­ства (автомобиля, велосипеда, яхты, самолета и т.д.) отдельной личностью (семьей).

По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных или искусственных путей сообщения. Основные виды транспорта группируются по геосферам:

1) наземный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, электропроводный);

2) водный (морской, речной, озерный);

3) воздушный;

Основные виды транспорта: железнодорожный, морской, реч­ной, автомобильный, воздушный, трубопроводный промышленный, городской, косми­ческий транспорт, транспорт энергии и информации – образуют единую транспортную систему Российской Федерации.

Под единой транспортной системой подразумевают совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологиче­скими, техническими и нормативно-правовыми взаимоотноше­ниями. Каждый вид транспорта имеет свою сферу эффективного использования.

Разнообразие видов транспорта в нашей стране обусловлено ее большой территорией, множеством естественных водных путей, регионов с неблагоприятными климатическими зонами, разно­образием ландшафтов и т.п.

Такие виды транспорта, как промышленный и городской, в свою очередь, также являются совокупностью различных видов транс­порта, объединенных территориальным признаком. Каждый вид транспорта эффективен в определенной сфере использования.

Железнодорожный транспорт – наиболее развитой и техниче­ски оснащенный вид транспорта в нашей стране. На его долю приходится основная транспортная работа (в тонно-километрах). По железной дороге перевозят массовые недорогие грузы на сред­ние и дальние расстояния, а также пассажиров – на средние расстояния и в пригородной зоне. В рыночных условиях из-за срав­нительно невысоких скоростей железнодорожный транспорт стал терять свое значение в мире (кроме России), однако повышение технических скоростей до 240–320 км/ч в ряде стран Европы, Японии и др. и экологическая чистота электрифицированных же­лезных дорог вернули к нему былое расположение. Многие стра­ны мира сейчас интенсивно развивают железнодорожный транс­порт с учетом новых научных достижений.

Автомобильный транспорт развивается ускоренными темпами, особенно в рыночных условиях, как наиболее массовый вид транс­порта для перевозки пассажиров и грузов любой стоимости, в том числе дорогостоящих, на короткие и средние расстояния, а также обеспечения розничной торговли, малого бизнеса, систем произ­водственной логистики. Он может быть единственным видом транспорта в сельскохозяйственных регионах при перевозке пас­сажиров и грузов. Автомобильный транспорт имеет самую широ­кою сферу использования: в городе, пригороде, в межрегиональ­ном, междугородном и международном сообщении как самосто­ятельный или для подвоза-вывоза к магистральным видам транс­порта.

Этот транспорт широко используется в качестве туристско-экскурсионного (как самостоятельный или при взаимодействии с дру­гими видами транспорта).

Развитие современных технологий, например контейнерной, расширяет сферу применения (дальность) автомобильного транс­порта. Эффективна и перевозка на значительные расстояния при международном сообщении, которая ускоряет доставку экспорт­но-импортных грузов. Для сравнения: в США возят грузы на даль­ние расстояния (несколько тысяч километров) – от западного до восточного побережья и обратно – большегрузными дизельными тягачами автомобильного транспорта с прицепами длиной 40–50 фу­тов (12–15 м) с рефрижераторными установками. Эффективность достигается благодаря большим объемам перевозки и обратной загрузке.

Внутренний водный или речной транспорт уступил свое лидиру­ющее положение другим видам транспорта. Используется речной транспорт для массовых перевозок недо­рогих грузов (доля гравия, песка, нерудных строительных матери­алов составляет более 85 %; нефти и каменного угля – 11%). Осо­бая роль отводится речному транспорту при обслуживании отда­ленных районов нашей страны (Сибирь, Дальний Восток), в ко­торых нет других видов транспорта. Он широко используется как круизный, а также для перевозки пассажиров на средние и даль­ние расстояния.

В международном сообщении речным транспортом задейство­вано 500 портов стран Европы, Африки и Азии. Широко развиты связи со Скандинавскими странами, Голландией, Грецией, Тур­цией, Англией, Германией и др. Роль речного транспорта возрос­ла после распада СССР, когда Россия потеряла более десяти круп­ных морских портов.

Внутренние водные судоходные пути – естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства. Протяженность внутренних водных судоходных путей определяется как сумма длин рек, каналов, путей на озерах, водохранилищах, по которым осуществляется движе­ние судов и буксировка плотов.

Внутренние водные судоходные пути с гарантирован­ными габаритами судового хода – пути, на которых обеспечиваются в течение всей навигации или ее части установленные габариты судового хода.

Морской транспорт относится к старейшим видам транспорта. Используется, в основном, как межконтинентальный в междуна­родном сообщении (среднее расстояние перевозки 4000 км) и в малом и большом каботаже, т.е. в районах одного или нескольких морей. Применяется, прежде всего, для перевозки массовых недо­рогих грузов (в том числе сырья) и как круизный. Перспективы его развития наиболее тесно связаны с политикой государства в международных отношениях.

Особая роль морского транспорта для нашей страны состоит в возможности обслуживания территорий, прилегающих к Север­ному морскому пути, не имеющих других транспортных путей.

Воздушный транспорт используется главным образом как пас­сажирский на средних и дальних расстояниях. Для перевозок гру­зов его применение ограничено. Отличается от остальных видов транспорта возможностью осуществлять специфические виды де­ятельности.

Трубопроводный транспорт выполняет транспортировку жидких (в основном нефти и нефтепродуктов) и газообразных грузов на любые расстояния, реже – твердых грузов.

Магистральные газопроводы – трубопроводы, предназна­ченные для передачи газа в больших объемах на дальние расстояния от места добычи или производства до газораспре­делительных станций. Протяженность газопроводов опреде­ляется как сумма линейных протяжений всех участков трубо­проводов в однониточном исчислении от входного коллектора головной насосной станции до входного коллектора газорас­пределительной станции пункта назначения и линейных протя­жений отводов от линейного крана до входного коллектора газораспределительной станции пункта потребления.

Магистральные нефтепроводы – трубопроводы, предназ­наченные для транспортировки нефти из районов ее добычи (от головных перекачивающих станций, расположенных на территории данного нефтяного промысла, месторождения) в организации по переработке нефти, нефтебазы, в железно­до­рож­ные, реч­ные и морские пункты налива, а также ответвления (отводы) от неф­тепроводов, предназначенные для подачи нефти в отдельные организации. Протяженность нефтепроводов опреде­ляется как сумма линейных протя­жений всех участков трубо­проводов в однониточном исчислении, включая отводы.

Магистральные нефтепродуктопроводы – трубопроводы, предназначенные для транспортировки нефтепродуктов из районов их производ­ства (от головной или транзитной перекачивающей, насосной или компрессорной станции) до пунктов их потребления (перева­лочной базы, пункта налива в вагоны-цистерны, автомобили-ци­стерны, танкерные суда, населенного пункта, отдельной организации). Протяженность определяется аналогично магистраль­ным нефтепроводам.

Промышленный транспорт обслуживает производство, на ба­лансе которого он состоит, и осуществляет перевозки по терри­тории предприятий, в цехах, между цехами, а также связывает производство с магистральными видами транспорта для ввоза-вывоза сырья и готовой продукции.

Городской транспорт осуществляет транспортное обслуживание населения города и пригорода, перевозя пассажиров к местам ра­боты, отдыха и т.д., а также грузы, необходимые для жизнедея­тельности людей.

Транспорт энергии и информации обеспечивает потребности жиз­недеятельности общества в энергии и информации, создает условия эффективного разви­тия отраслей промышленности.

Космический транспорт превратился в самостоятельную отрасль и используется не только в научных целях познания мира, но и осуществляет целый ряд работ для обеспечения жизнедеятельно­сти и обороны страны. Космические аппараты стали применяться для передачи информации, например спутниковая связь «Ком-стат» широко используется при автомобильных перевозках.

Современ­ная структура транспортной сети сложилась под влиянием техни­ко-экономических особенностей различных видов транспорта и экономико-географических особенностей нашей страны. В соста­ве транспортной системы каждый вид транспорта имеет свои раци­ональные сферы применения (табл. 1).

Таблица 1. Протяженность путей сообщения, (на конец года; тыс. километров)

 

                   
Жeлезнодорожные пути общего пользования1                  
Автомобильные дороги – всего                
в том числе:                  
общего пользования                  
необщего пользования             1852  
Из общей протяженности автомобильных дорог – дороги с твердым покрытием – всего                
в том числе:                  
общего пользования                  
в том числе:                  
федерального значения                  
из них магистральные              
регионального или межмуниципального значения                  
местного значения          
необщего пользования             1252  
Трамвайные пути1 3,1 3,0 3,0 2,8 2,8 2,7 2,7 2,6 2,6
Троллейбусные линии1 4,6 4,6 4,8 4,9 4,9 4,9 4,9 4,9 4,8
Пути метрополитенов1, км                  
Магистральные трубопроводы – всего                  
в том числе:                  
газопроводы                  
нефтепроводы                  
нефтепродуктопроводы                  
Внутренние водные судоходные пути                  
в том числе с гарантированными габаритами                  

 

1 Эксплуатационная длина.

2 Без субъектов малого предпринимательства.

В процессе производства и потребления продукции между раз­личными отраслями народного хозяйства и экономическими рай­онами складываются транспортно-экономические связи, определя­ющие объем, направление и структуру грузопотоков. В свою оче­редь, направление и мощность транспортно-экономических связей зависят от особенностей географического положения отдельных районов, себестоимости производства и перевозок.

Значение каждого вида транспорта в единой транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузо- и пассажирообороте. Размер грузооборота зависит от уровня экономи­ческого развития страны или района, размещения производитель­ных сил, комплексности развития района, концентрации производ­ства, порайонного баланса производства и потребления (табл. 2).

Таблица 2. Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте Российской Федерации (%)

Вид транспорта Удельный вес в грузообороте Удельный вес в пассажирообороте
1980 г. 1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г 1980 г 1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г.
Железнодорожный 54,73 55,65 42,83 34,36 39,45 40,98 39,46 38,62 42,29 43,29
Морской 12,62 11,16 8,62 8,41 2,88 0,18 0,14 0,08 0,04 0,01
Внутрен­ний водный 5,39 5,38 3,63 2,55 1,87 0,96 0,86 0,68 0,25 0,23
Трубопро­водный 25,68 26,18 43,73 53,76 55,07 - - - - -
Автомо­бильный 1,58 1,58 1,15 0,88 0,66 39,43 40,08 38,16 41,64 42,64
Воздуш­ный - 0,05 0,04 0,04 0,07 18,45 19,46 22,45 15,78 13,83

Основное звено транспортной системы России – железнодорож­ный транспорт – обеспечивает около 40% грузооборота и 43% пассажирооборота. Это обусловлено соответствием главных магистра­лей основным транспортно-экономическим связям, а в также тех­нико-экономическими преимуществами железнодорожного транспорта перед другими видами транспорта. В общем грузообо­роте наибольший удельный вес трубопроводного транспорта, а в пассажирообороте – автомобильного и железнодорожного. Соотношение ви­дов транспорта меняется в разных районах и при перевозке различ­ных грузов.

Каждо­му экономическому району соответствует своя структура грузовых перевозок.

Структура грузооборота зависит от специализации экономичес­ких районов, сочетания в них отраслей хозяйства, размещения крупных сырьевых и топливных баз, степени развития перерабаты­вающей промышленности на привозном топливе и сырье.

Регионы с межрайонным значением топливных и сырь­евых баз (Северный, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский) обладают активным транспортным балансом, т.е. отправление гру­зов превышает их прибытие.

Районы, где развита преимущественно обрабатывающая промышленность (Центральный, Волго-Вятский, Северо-Западный), имеют пассивный транспортный баланс – при­бытие грузов превышает их отправление.

Преимущественная сфера использования каждого вида транс­порта основана на его технико-экономических особенностях, раз­мещении транспортной инфраструктуры на территории страны или города, стоимости и времени перевозок. Поэтому в отдельных случаях имеет место однозначное применение конкретного вида транспорта для перевозок грузов определенной группы или на определенные расстояния.

Например, для трансконтинентальных перевозок массовых грузов используется морской транспорт как основной при подвозящем железнодорожном, речном или автомо­бильном транспорте; перекачка газа осуществляется с помощью трубопроводов; воздушный транспорт чаще применяется при пе­ревозке пассажиров на дальние расстояния, а для перевозки пасса­жиров в крупных городах отдается предпочтение метрополитену.

Немаловажное значение имеет стоимость или значимость гру­за, а также технология его перевозки. Так, при доставке грузов в контейнерах увеличивается эффективное расстояние перевозки на автомобильном транспорте до 400–500 км, скоропортящихся гру­зов – до 600–900 км (обычно это эффективная сфера работы железной дороги).

Своеобразие транспортной инфраструктуры, желание умень­шить стоимость перевозки, а в рыночных отношениях еще и по­высить скорость доставки, приводят к необходимости выбора ва­риантов взаимодействия различных видов транспорта для обслу­живания конкретного грузо- или пассажиропотока (т.н. смешанное (мультимодальное) сооб­щение). В вопросах вза­имодействия различных видов транспорта автомобильный транс­порт играет особую роль, так как только он способен осуществ­лять доставку «от двери до двери», что позволяет ему работать с любым другим видом транспорта. Кроме того, время доставки бла­годаря его технологии бывает наименьшим. Но из-за высокой се­бестоимости и экологичности участие автомобильного транспор­та в смешанном сообщении необходимо обосновать с помощью сравнительных расчетов.

Установлено, что на расстояния до 200 км автотранспорт мо­жет доставить груз в 12 раз быстрее, чем в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении, и в 5 раз быстрее, чем в пря­мом железнодорожном сообщении; на расстояния до 500 км – быстрее соответственно в 7 раз, однако конкретные условия требуют дополнительных расчетов.

Смешанное железнодорожно-речное сообщение. К речным портам (пристаням) прокладывали железнодорожные пути и образовывали перевалочные пункты. Имеет наиболее давнюю историю, так в 1916–1917 гг. был создан проект организации перевозок грузов с Дальнего Востока и из Сибири в европейскую часть страны по железной дороге, затем водным транспортом до Тюмени, далее железной дорогой до Пермского узла, а оттуда по Каме и Волге до мест назначения. Уже в плане ГОЭЛРО была отмечена необхо­димость строительства речных портов для передачи грузов с вод­ного транспорта на железнодорожный.

Развитие смешанного железнодорожно-речного сообщения свя­зано с ограничениями прямой доставки из-за географического расположения рек, освобождением производственных мощностей железнодорожного транспорта в сезон работы речного транспор­та, использованием железнодорожным транспортом в межнави­гационный период складов речного транспорта, сокращением транспортных расходов в случае прямых перевозок одним видом транспорта.

До 90 % всех перевозок в смешанном железнодорожно-водном сообщении составляет уголь; с перевалкой идет по рекам 30% соли и 25 % хлебных грузов. Наибольшее распространение этот вид сообщения получил при завозе грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющие прямых связей с обшей железнодорожной сетью; а также при значительной загрузке отдельных участков железной дороги (высоком показате­ле грузонапряженности). Подобные перевозки могут быть дешевле (если это подтверждено сравнительными расчетами), несмотря на дополнительные перевалки груза.

Смешанное железнодорожно-автомобильное сообщение стало интен­сивно развиваться благодаря централизованной системе вывоза-за­воза грузов с железнодорожных станций крупными автотранспорт­ными организациями, особенно при контейнерных перевозках. Это­му развитию способствовало и создание терминалов, выполняющих распределительные функции (центров дистрибуции), а также раз­витие логистического подхода к системам доставки по принципу «точно в срок». Разнообразие технологий работы и автономность автомобильного транспорта позволяют ему, особенно в смешан­ном сообщении с железнодорожным транспортом, использовать различные транспортные схемы, прежде всего прямую перегрузку из вагонов. Создание центров дистрибуции при ликвидации мелких предприятий железнодорожного транспорта и при правильной ко­ординации работы с автомобильным транспортом позволяют пос­леднему перевозить грузы по близлежащим регионам. Расстояния перевозки и места расположения центров дистрибуции должны быть обоснованы соответствующими расчетами.

Автомобильно-водное сообщение связано с вывозом грузов авто­мобильным транспортом из портов и с пристаней (с судов или складов), нерудных строительных материалов непосредственно с причалов их добычи, овощей в контейнерах, загружаемых на по­лях и затем перевозимых водным транспортом.

Морской транспорт взаимодействует с речным, железнодорожным и автомобильным видами транспорта. Взаимодействие с реч­ным транспортом осуществляется двумя способами: перегрузкой на речные суда непосредственно или через склады и с помощью судов «река–море», т. е. более прогрессивной интермодальной тех­нологии. Взаимодействие с железнодорожным транспортом осуществляется при прокладке непосредственно на территории пор­та железнодорожных путей для ускорения процессов прямой пе­регрузки или через склад. Автомобильный транспорт осуществля­ет подвоз или вывоз грузов, в основном с территории складов, а также пассажиров – непосредственно с территории порта, особенно при круизном обслуживании.

Воздушный транспорт взаимодействует главным образом с автомобильным, так как объемы перевозимых грузов незначительны. Железнодорожные ветки и автобусные маршруты пассажирского транспорта могут подходить близко к зданиям аэровокзалов.

В связи с тем, что 80 % грузовых потоков смешанного сообщения начинаются и заканчиваются на промышленных предприятиях, встает вопрос о взаимодействии (интеграции) магистрально­го транспорта с промышленным.

В городах метрополитен взаимодействует с железнодорожным транспортом (строятся общие станции пересадки), а автомобиль­ный транспорт – с железнодорожным, авиационным, морским и речным, подвозя пассажиров непосредственно к зданиям вок­залов (терминалов), часто по специальным маршрутам. В городе автомобильный транспорт кроме самостоятельной работы может выполнять роль подвозящего, т.е. взаимодействующего с другими видами городского транспорта.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.