Техника безопасности при проведении занятий с использованием химических веществ — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Техника безопасности при проведении занятий с использованием химических веществ

2018-01-29 187
Техника безопасности при проведении занятий с использованием химических веществ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе проведения работ с применением некоторых химических веществ, выделяются газы и пары повышенной токсичности, загрязняется воздушная среда лабораторий, что может привести к отравлениям или развитию профессиональных заболеваний. Поддержание необходимых санитарно-гигиенических условий в лаборатории обеспечивается вентилляционными устройствами.

Наибольшее распространение получили вентиляционные системы в виде вытяжных шкафов и осуществляются по ГОСТ 22360-77. Шкафы бывают следующих типов: ДС - демонстрационно-стационарный, ДП - демонстрационный передвижной, ДН - демонстрационный настольный, ЛС - лабораторный стационарный, ЛН - лабораторный настольный. Любой шкаф оборудуется двумя выводами парогазовых продуктов - в верхней и нижней части - для отвода газов, отличающихся по плотности от воздуха. Можно включать тот или иной вывод или оба вместе.

Для обеспечения работы вытяжного шкафа выполняют следующие требования:

1. Ненужные в данный момент секции держат закрытыми, но не опуская полностью все створки;

2. Под тягой не должно быть лишних предметов, которые могут нару­шить циркуляцию воздуха;

3. Включают шкаф за 10 минут до эксперимента, а выключают через 10 минут после окончания выделения вредных веществ;

4. Не допускается залезать с головой внутрь шкафа в ходе эксперимента.

Действенность вытяжки качественно определяют по пламени спич­ки, поднесенной к щели створки шкафа приподнятой на 5 см. Пламя должно срываться и гаснуть. ПДК вредных веществ в помещении не бу­дет превышена если в рабочем проеме вытяжного шкафа обеспечивает­ся соответствующая нормируемая для разных веществ скорость подсоса воздуха, которая колеблется в пределах 0,35-2 м/сек.

Вытяжной шкаф должен быть в исправном состоянии, без щелей. При внезапной остановке вентилятора шкафа необходимо немедленно закрыть все створки шкафа и полностью открыть шиберы отводов. Если по ходу эксперимента образование ядовитого газа в ближайшие 2 минуты прекратить невозможно, нужно, используя средства индивидуальной защиты органов дыхания принять меры к ликвидации выделения газа. При аварии меры ликвидации следует проводить не менее чем двум работникам совместно.

При снижении эффективности работы шкафа ниже нормы опыты с вы­делением токсичных газов можно проводить в приборах с твердыми или жидкими поглотителями с адсорбентами - селикогель, аскарит, влюмогель (кроме активированного угля).

Более эффективным способом изоляции физиологически активных газов является аспирация. При этом разряжение внутри системы обеспечи­вает нужную чистоту воздуха в помещении. Аспирация может быть с выбросом очищенных газов в атмосферу лаборатории, так и без выброса. При аспирации без выброса газ собирается над водой или солевым раст­вором, а затем его выпускают вне помещения или под тягой.

Техника безопасности при работе с веществами повы­шенной токсичности и легковоспламеняющимися жидкостями. Порядок хранения реактивов. Классифика­ция по группам хранения.

Все используемые реактивы в школах делятся на восемь групп:

1. Реактивы, обладающие свойствами взрывчатых веществ (их использу­ют в научно-исследовательских лабораториях институтов).

2. Реактивы, выделяющие в обычных условиях при взаимодействии с во­дой легковоспламеняющиеся взрывоопасные газы (литий, натрий, кар­бид кальция).

3. Самовозгорающиеся при неправильном хранении реактивы (в школах не применяют).

4. Легковоспламеняющиеся жидкие реактивы (диэтиловый эфир, бензин).

5. Легковоспламеняющиеся твердые реактивы (фосфор красный, магний, сера).

 

6. Воспламеняющие реактивы (перманганат калия, дымящаяся азотная кислота, нитраты).

7. Соединения, физиологически активные в малых дозах (нитрат и хло­рид бария, хроматы и дихроматы, фенил).

8. Прочие вещества, малоопасные и практически безопасные (алюминий, хлорид натрия, оксид магния).

Вещества разных групп несовместимы. Так при смешении групп 4 и 5 с 6 вещества могут воспламеняться, группа 7 придает токсичность дру­гим группам. Поэтому группы 2-7 хранят отдельно (на разных полках). Вещества 8 группы разрешается хранить со всеми остальными, кроме 7 группы. Вещества 7 группы из-за высокой токсичности нужно хранить в на­дежном сейфе.

Все реактивы следует хранить в лаборантской. В помещении класса (под замком) могут размещаться вещества 8 группы хранения. При недо­статке места вещества групп 2,5 и 6 можно разместить в одном шкафу на своей полке (сверху вниз - размещая 5,6,2).

Для упорядочения работа с реактивами составляется картотека по природе веществ, алфавиту и т.д., с указанием расположения реактивов, даты, наличия и их расходов. На каждое вещество заполняется своя кар­точка.

При пользовании реактивами следует хотя бы по внешним признакам убедиться соответствия этикетки и содержимого упаковки. На этикетке обозначается степень очистки реактива, его огнеопасность, ядовитость, взрывоопасность. Запрещено хранение веществ без этикетки или с надпи­сями карандашом по стеклу, последнее допустимо только для временного пользования. Отработанные реактивы запрещается сливать прямо в кана­лизацию. Для слива в кабинете необходимо иметь несколько сосудов (до Зл каждый с соответствующими этикетками). Набранные отходы нейт­рализуют и затем сливают в канализацию. Отходы легковоспламеняющихся жидкостей ЛВЖ и ГЖ сжигают по мере накопления. Реактивы из тары без этикетки подлежат обязательному уничтожению. Если идентифициро­вать вещество не удается, то твердые вещества поверяют на раствори­мость в воде. При растворении вещества раствор проверяют на токсичность и при отрицательном результате жидкость выливают в сосуд для отрабо­танных растворов. При токсичности раствора его предварительно обез­вреживают. Нерастворимые в воде вещества без этикеток выбрасывают с твердыми отходами.

Техника безопасности при типичных лабораторных операциях.

Приготовление растворов проводят преимущественно в фарфоровой лабораторной посуде. Жидкость большей плотности вливают в жидкость меньшей плотности небольшими порциями при непрерывном помешивании. Работать надо в защитных очках. При взятии навески твердого вещест­ва на чашку весов необходимо постелить полиэтиленовую пленку или по­ставить фарфоровую чашечку. Вещества берут пластмассовыми или фарфо­ровыми ложечками. Нельзя засыпать вещество через край, т.к. при этом образуется пыль. Если при растворении вещества выделяется тепло, то для приготовления раствора заливают половину рассчитанного объема воды и всыпа­ют навеску. Перемешивают стеклянной палочкой с резиновым кольцом на конце, и добавляют порции вещества навески. Очередную порцию вводят после растворения предыдущей навески. После остывания жидкости раствор доводят до нужного объема. Если при приготовлении раствора тепло поглощается, то раствор готовят на подогретой воде. Растворы приготовляют на отдельном рабочем месте. При выделении едких паров операции проводят в вытяжном шкафу, в проветриваемом по­мещении или на открытое воздухе. Эти жидкости берут из сосудов пи­петкой с резиновой грушей. Случайно пролитое или рассыпанное вещест­во сразу утирают и после того продолжают операцию растворения.

Работа со стеклом. Так как стеклянная посуда очень хрупкая, то возможно внезапное/повреждение сосудов с различными растворами. Силь­но нагретые стеклянные сосуда на вид не отличаются от холодных и мо­гут быть ожоги при неосторожном обращении. При манипуляции со стек­лянными изделиями недопустимы повышенные физические усилия. При на­личии повреждений пользоваться посудой запрещено. Обрабатывают посу­ду на специально отведенном рабочем месте, пробки в колбы вставляют винтообразным движением, нагретые сосуды запрещается ставить на ме­таллические предметы и кафель. Нельзя обогревать сосуд выше уровня жидкости. Узкие сосуды при нагревании нельзя наполнять более чем на 1/3. Сосуды с горячими жидкостями переносят обернув полотенцем.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.