Советская медицина в послевоенные годы. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Советская медицина в послевоенные годы.

2018-01-29 1921
Советская медицина в послевоенные годы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Война нанесла нашей стране громадный экономический ущерб. В послевоенные годы интенсивно развивалась санитарно-эпидемиологическая служба, и вскоре количество ЭС удвоилось по сравнению с довоенным уровнем. Усилилась работа по охране источников водоснабжения, почвы и атмосферы.

В 1946 году Народный комиссариат здравоохранения СССР был преобразован в Министерство здравоохранения СССР. В целях обеспечения преемственности в оказании медицинской помощи населению и повышения ее качества больницы стали объединять с амбулаторно-поликлиническими комплексами. В поликлиническую практику внедрялся диспансерный метод. Широко развернулось больничное строительство. В связи с увеличением в послевоенные годы заболеваемости туберкулезом осуществлялась профилактическая противотуберкулезная вакцинация. В 1946 году в Москве началось флюорографическое обследование населения. Разворачивались при диспансерах подвижные рентгено-флюораграфичекие станции. А в 1948 году была установлена обязательная вакцинация детей против туберкулеза. Вводились новые антибактериальные препараты. К 1950 году сеть медицинских учреждений не только достигла довоенного уровня, но и превысила его. В стране насчитывалось 265 000 врачей, 719 000 средних медицинских работников. В сельской местности функционировало свыше 63 тысяч фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. К 1960 году была ликвидирована малярия. Успех работы был обусловлен эффективностью комплексных мер борьбы, основу которых составляло выявление и лечение больных и паразитоносителей. Немалое значение имела деятельность противомалярийных станций и институтов малярии. В практику здравоохранения вошли новые эффективные вакцины против полиомиелита и кори, новые средства лечения пневмонии и других инфекционных заболеваний.

Начало 1960-х годов отмечено большими достижениями в области космической медицины. Медицина космическая – область медицины, изучающая особенности жизнедеятельности организма человека при действии факторов космического полета и космического пространства с целью разработки средств и методов сохранения здоровья и работоспособности членов экипажей в космических кораблях и станциях. Плодотворные результаты наземных исследований позволили обосновать возможность безопасного полета человека в космос.

По инициативе Министерства здравоохранения СССР в 1967-1969 гг. развернулась реформа медицинского образования. Суть реформы заключалась в ранней профилизации будущих врачей (субординатура в рамках медвузов) и последующей специализации (интернатура на базе крупных лечебно-профилактических учреждений). К началу 1970-х гг. в результате интенсивной подготовки врачебных кадров страна вышла на первое место по количеству врачей на 10 тысяч населения. Одновременно развивалась и совершенствовалась система усовершенствования врачей.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Функции государственной медицины до 1918 года.

2. Деятельность земских врачей.

3. Организация фабрично-заводской медицины.

4. Деятельность частнопрактикующих врачей.

5. Создание единой государственной медицины (1917-1918 гг.).

6. Основные принципы Государственной медицины.

7. Создание Наркомздрава. Деятельность Н.А. Семашко.

8. Основные достижения медицины ВОВ.

9. Достижения послевоенной медицины.

Лекция № 10. Этика и деонтология. Исторический аспект.

План лекции

1. Определение понятий.

2. Изучение вопросов медицинской этики в Российских медицинских факультетах (середина XIX в.).

3. Присяга врача Советского Союза.

4. Клятва врача России.

5. Врач и общество. Международное сотрудничество в области здравоохранения.

 

Решение важнейших задач – повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской этики и деонтологии.

Этика – ( от греческого ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) – наука об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. Под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. Принципы профессиональной этики, в том числе и этики медицинской, взаимосвязаны с социально-экономическими условиями так же, как и общие этические нормы. В каждую историческую эпоху в соответствии с господствующей в данном обществе классовой моралью принципы медицинской этики имели характерные особенности – стремление облегчить страдания и помочь больному человеку.

Деонтология – (от греческого deon, deon [os] должное, надлежащее + logos учение) – совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Термин «деонтология» был введен в обход этики в начале 19 века английским философом-утилитаристом Бентамом. Врачу принадлежит ведущая роль в осуществлении деонтологических принципов. Имеется ввиду поведение врача, его умение вести прием, тщательность и полнота обследования, убедительность заключения. Поэтому деонтологических требованием к врачу является его постоянное повышение своего мастерства. Врачебная профессия немыслима без постоянного пополнения знаний. Все действия врача, касающиеся распознавания и лечения, должны быть строго продуманы и научно обоснованы.

Медицинская деонтология – часть врачебной этики изучает следующие вопросы:

отношения врач-больной,

– отношения врач-родственники больного

– отношения врач-коллектив,

– отношения врача и общества,

– права и обязанности врача,

– ответственность врача перед законом,

– врачебные ошибки и врачебное преступление,

– вопрос о врачебной тайне.

Врач и больной – ответственность за больного и его здоровье – главная черта нравственного долга врача. Доверие к врачу одна из гарантий успешного лечения. Деонтология медицинская требует, чтобы лечащий врач в процессе наблюдения поддерживал моральное состояние больного, в то же время неосторожное слово врача, его равнодушие или безответственное отношение к больному может оказаться этиологическим фактором ятрогенного заболевания. При всем разнообразии подходов сотрудничество врача и больного состоит из четырех главных компонентов: поддержки, понимания, уважения, сочувствия.

Врач и родственники больного – вопрос о взаимоотношениях врача и родственников больного один из наименее разработанных и наиболее трудных разделов медицинской деонтологии. От родственников врач узнает об условиях и особенностях развития больного, о его поведении, а в случаях болезни – о ее проявлениях, о предполагаемых причинах. В задачу врача входит оказывать психологическое воздействие на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного. Родственникам врач дает советы, делает назначения лечебного и профилактического характера.

Врач и коллектив – в создании оптимальной обстановки в лечебном учреждении, высокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают медсестры. Немаловажную роль играют и санитарки. Отношения между врачами, сестрами и младшим медперсоналом должны быть безукоризненными и основываться на абсолютном взаимном доверии. Непозволительно к сестрам обращаться на «ты» и делать им замечания в присутствии больного. Недружелюбие и заносчивость руководителя, угодливость подчиненных исключают возможность исправления ошибок и прогресса в работе. В связи с развитием здравоохранения возникает ряд новых вопросов, связанных с соблюдением врачебной тайны. Вследствие увеличения числа лиц имеющих доступ к информации о больном (врачи различных специальностей, регистратор, статистик, другой медперсонал и др.) эта проблема выходит за рамки только врачебной. Кроме того, возросшая образованность пациентов обуславливает их повышенный интерес к диагнозам, прогнозу болезни. Необходимо учитывать оба обстоятельства, ибо врачебная тайна предполагает неразглашение сведений о болезни не только окружающим, но и самому больному. Врач и средний медперсонал, которые имеют возможность знакомиться медицинской документацией должны сохранять в тайне не только сообщенные больным сведения, но и сам факт перенесенного больным заболевания. Нельзя упоминать фамилии больного в научных трудах и в докладах, а также демонстрировать фотографию больного, не маскируя его лицо. Надо беречь пациента от тех сведений, которые могут нанести вред его психике и способностью бороться с болезнью. Несоблюдение врачебной тайны медработником влечет за собой меры общественного воздействия, а в особых случаях и привлечение к уголовной ответственности. К этическим вопросам относятся также врачебные ошибки. Под врачебными ошибками обычно понимают последствия добросовестного заблуждения врача без элементов халатности, небрежности и профессионального невежества. Многие из них вязаны с недостаточным уровнем знаний и малым опытом врача, несовершенства методов исследования, аппаратуры и т.д. Врачебные ошибки, в том числе и такие которые приводят к летальному исходу, предаются гласности в системе органов здравоохранения. Такие ошибки обсуждаются на врачебных конференциях, заседаниях научного общества врачей, лекциях в медицинских институтах и академиях.

Для описания различных типов взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами американский философ Роберт Витч выделил четыре базовые модели: инженерную, пасторскую (патерналистическую), коллегиальную контрактную (договорную).

1. «Инженерная модель» - врач относится к пациенту как к «безличностному механизму». Задача врачевания сводится к исправлению «поломки» механизма. Смысл врачевания сводится к манипулированию с телом человека. Инженерная модель строится на представлении о медицинской деятельности как о сфере прикладного применения объективного научного знания о природных механизмах жизнедеятельности человеческого организма. Объективное знание определяет выбор метода лечения.

2. «Патерналистская модель» - отношения между врачом и пациентом напоминают отеческое отношение родителя к ребенку или священника к прихожанину. Оно мотивировано стремлением помочь страдающему человеку и избежать нанесения ему вреда. Его моральными характеристиками можно полагать любовь к ближнему, благотворительность, милосердие и справедливость.

3. «Коллегиальная модель» - больной в рамках этой модели предстает как равноправный в своем взаимодействии с врачом. Для того чтобы играть свою роль, пациент должен получить от врача достаточное количество правдивой информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития заболевания и возможных осложнениях. Пациент становиться в состоянии, принимать участие в выработке конкретных решений, касающихся своего лечения, по сути дела действуя, как коллега лечащего врача.

4. «Контрактная модель» - пациент добровольно устанавливает отношения с врачом на тех условиях, которые считает для себя выгодными и возможными. Если условия не соблюдаются то пациент вправе считать для себя договор недействительным, лишить врача тех полномочий, которые последний получил в силу договора, и потребовать компенсации.

5. «Модель информированного согласия» - любое медицинское вмешательство (в том числе и привлечение человека в качестве испытуемого в биомедицинском исследовании) должно как обязательное условие включать специальную процедуру получения добровольного согласия пациента или испытуемого на основе адекватного информирования о целях предполагаемого вмешательства, его продолжительности, ожидаемых положительных последствиях для пациента или испытуемого, возможных неприятных ощущениях (тошнота, рвота, боль, зуд т.д.), риске для жизни, физического или социопсихологического благополучия. Выбор альтернативного метода лечения.

Рассмотренные модели можно классифицировать как монологичные или диалогичными.

«Монологичная модель» - общение между врачом и пациентом выстраивается как монолог знающего специалиста с невежественным слушателем.

«Диалогичная модель» - при которой взаимодействие врача и пациента разворачивается как диалог равноправных партнеров, обсуждающих общую проблему с разных сторон и как бы дополняющих познания друг друга.

 

 

1. Изучение вопросов медицинской этики в Российских медицинских факультетах (XIX в.).

 

Развитие медицинской этики в России прошло тот же путь, что и в других государствах. «Изборник Святослава» (11 век) содержит указание, что монастыри должны давать приют не только богатым, но и бедным больным безвозмездно. Свод юридических норм Киевской Руси «Русская правда» (11-12 вв.) утвердил положение о праве на медицинскую практику и установил законность взимания врачами с заболевших платы за лечение. В 16-17 вв. врач иностранец, приезжающий в Россию, должен был начать свою практику в пограничном городе и кого-либо вылечить. Требования к врачу сформулированные Петром I в Морском уставе рассматривались в отрыве от врачебных прав.

В 19 веке в условиях развивающегося капитализма в России очень много для пропаганды гуманной направленности врачебной деятельности сделали русские ученые М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, И.Е. Дядьковский, С.П. Боткин. Значительную роль в развитие этики медицинской сыграла земская медицина. Эта уникальная в истории медицины система оказания медпомощи неимущим слоям населения выдвинула многие тысячи преданных своему делу врачей и фельдшеров.

То, что теперь составляет предмет медицинской этики, в 19 веке именовалось врачебной этикой. Содержание этого понятии было весьма расплывчатым: отдельные авторы включали в него вопросы, относящиеся к правам врача, сословным обязанностям, сословному этикету и даже врачебной политике.

Принимая «диплом доктора медицины и права врача» выпускники медицинских факультетов российских университетов подписывали «Факультетское обещание». Его текст был принят в1845 году с утверждением «Врачебного устава». Большое место в нем отводилось отношениям между врачами, быть справедливым к своим товарищам, помогать страждущим, свято хранить вверяемые семейные тайны, способствовать всеми силами процветанию науки, в течение жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое вступаю.

«Факультетское обещание» не влекло каких-либо административных или юридических последствий. На первом месте были корпоративные обязательства: четь врачебного сословия, справедливость в отношении «сотоварищей-врачей» и польза больного. Оно существовало в неизменном виде до 1917 года.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.