Отрасли права и их институты — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Отрасли права и их институты

2018-01-29 134
Отрасли права и их институты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отрасль права – это часть системы права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, с присущим ей особым методом правового регулирования.

Отрасль права имеет свой особый предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – качественно однородная группа общественных отношений, регулируемые правовыми нормами данной отрасли права. Предмет правового регулирования является основанием или критерием построения системы правовых норм в отрасли права, подотрасли либо правового института.

Метод правового регулирования – юридические средства и способы обеспечения предписаний правовых норм. Он показывает, какими приемами и средствами регулируются правовые отношения. Метод правового регулирования характеризуется следующими качествами:

- порядком установления субъективных прав и юридических обязанностей;

- степенью их определенности и «автономности» действий субъектов;

- правовыми средствами и способами обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей.

Отрасли права могут относиться к частному и публичному праву, а также к «материальному» и процессуальному.

Автономный метод правового регулирования предоставляет самим участникам правоотношений самостоятельно определять тот или иной вариант поведения в рамках, установленных нормами права. Данный метод характеризуется относительной свободой поведения сторон и их равным положением в правовых отношениях.

Императивный метод характеризуется использованием властных правовых предписаний, которые устанавливают порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений.

Каждая отрасль права характеризуется как общими методами правового регулирования, так и частными, вытекающими из особенностей регулируемых общественных отношений.

 

Современное российское право, в зависимости от предмета и метода правового регулирования, подразделяется на следующие отрасли права:

1) Конституционное право – отрасль публичного права, регулирующая отношения, устанавливающие основы конституционного строя, конституционный правовой статус личности, форму государственного устройства, принципы организации и деятельности государственных органов, основы местного самоуправления. То есть речь идет об отношениях, возникающих между обществом, личностью и государством. Принципы и положения, заложенные в конституционном праве, являются общими для всех других отраслей права.

2) Административноеправо – отрасль публичного права, регулирующая отношения, устанавливающие принципы организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, систему этих органов, их структуру и полномочия. Кроме того, административное право устанавливает, какие общественно-опасные деяния являются административными правонарушениями, определяет меры административных взысканий и устанавливает систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

3) Гражданскоеправо – отрасль частного права, регулирующая имущественные отношения и связанные с ними некоторые личные неимущественные отношения. При этом имущественные отношения, регулируемы гражданским правом, подразделяются на вещные – связанные с обладанием имуществом (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления) – и обязательственные, связанные с переходом имущественных благ от одного лица к другому. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, правомочия собственников, регулируют права и обязанности участников гражданских правоотношений, определяют способы защиты права собственности, других имущественных и неимущественных прав и законных интересов субъектов гражданского права.

4) Уголовноеправо – отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с совершением преступления и применением мер уголовного наказания. Данная отрасль права содержит исчерпывающий перечень уголовно-наказуемых деяний и видов наказаний, рассматривает обстоятельства, исключающие преступность деяния, определяет смягчающие и отягчающие уголовную ответственность обстоятельства.

5) Процессуальноеправо – отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с осуществлением гражданского и уголовного процессов. Уголовно-процессуальное право регулирует отношения, связанные с деятельностью органов дознания, следствия и суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел. В частности, нормы уголовно-процессуального права определяют права и обязанности участников процесса, порядок вынесения судебного приговора и его обжалования и опротестования. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения в сфере гражданского судопроизводства, связанные с порядком рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений, а также порядок обжалования, опротестования и реального исполнения принятого решения.

Кроме указанных в системе норм права можно выделить следующие отрасли: трудовое право, семейное право, финансовое право, земельное право, коммерческое право, банковское право и др.

Отрасли права подразделяются на подотрасли и правовые институты.

Подотрасльправа – часть отрасли права, регулирующая относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений присущим ей методом правового регулирования.

В конституционном праве такой подотраслью является избирательное право, в гражданском праве – жилищное, авторское, наследственное и т.д.

Правовойинститут – элемент отрасли права, включающий совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

Правовые институты делятся на отраслевые и межотраслевые.

Отраслевые институты представляют собой однородные группы юридических норм внутри одной отрасли права: институт правового статуса личности, институт государственной службы, институт дипломатического права, институт обязательств.

Межотраслевые институты объединяют в себе правовые нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Институт избирательного права включает в себя нормы государственного, административного и уголовного права.

 

Системазаконодательства – совокупность всех нормативно-правовых актов, действующих в государстве. Система законодательства строится с учетом отраслевого принципа. Но существуют нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы разных отраслей права.

Систематизациязаконодательства – упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в единую согласованную систему с целью облегчения пользования нормативными документами.

Выделяют два метода систематизации права: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация – упорядочение, не затрагивающее содержание инкорпорированных правовых актов, производимое без учета отраслей права. Инкорпорация, например, может быть проведена в хронологическом, алфавитном или предметном порядке. Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям. Они располагаются в определенной последовательности – например, в сборниках.

Кодификация – деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При этом нормативный материал не просто собирается, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения.

Консолидация – вид систематизации, при котором объединяют два или несколько нормативно-правовых актов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный акт (без изменения ранее существовавших правовых норм).

 

Источники права

Источникиправа – внешние формы выражения правовых норм, через которые их нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность.

Основными источниками официального выражения и закрепления норм являются:

1. Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые органами государственной власти и управления, либо всенародным голосованием;

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права;

3. Юридический прецедент (судебный и административный);

4. Правовой обычай;

5. Нормативный правовой договор;

6. Доктрина, или юридическая наука.

 

Нормативный правовой акт является наиболее распространенным и основным источником права, содержащий нормы права, установленные или признанные государством. Как основной источник права НПА относится к романо-германской правовой системе.

Нормативно-правовойакт – это официальный письменный документ, создаваемый в результате нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления или всенародным волеизъявлением, в котором содержатся нормы права.

Признаки НПА:

- имеет государственно-властный характер;

- создается в результате нормотворческой деятельности гос. Органов;

- государство обеспечивают реализацию предписаний НПА;

- государство осуществляет принудительное воздействие на субъекты правоотношений, нарушающих установленные правовые предписания;

- является односторонним актом выражения государственной воли (в отличие от судебных прецедентом и нормативных договоров).

НПА может быть принят лишь с соблюдением определенной процедуры.

НПА имеет заранее установленную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии системы законодательства.

Все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой. Подзаконные акты издаются в соответствии с законами и не противоречат им.

НПА имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. Например: вступление в юридическую силу (с момента опубликования), распространение действия на территорию государства и конкретных участников правоотношений.

В НПА содержатся правила поведения общего характера, обладающие государственной обязательностью.

Индивидуальные юридическиеакты – акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, предписывающие определенные юридические последствия для конкретных субъектов правоотношений. Разновидность индивидуальных юридических актов – правоприменительные акты, представляющие собой решения по конкретному юридическому делу, адресуемые конкретным физическим или юридическим лицам (решение суда, приказ о назначении и др.). Они имеют однократное применение и обязательные только для тех лиц, которым они адресованы.

Общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет перед законами и иными источниками внутригосударственного права. Конституция РФ признает (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы. Предусмотрено прямое действие норм международного права в случае противоречия их нормам национального права.

Юридический прецедент играет роль источника права в тех случаях, когда в силу неопределенности или противоречивости нормативных предписаний суд создает новые нормы права вследствие обнаруженных пробелов в праве при отсутствии соответствующего нормативно-правового акта. Акты судебной практики обобщаются высшими судебными органами. Принцип прецедента означает, что суд руководствуется накопленной практикой.

Священные религиозные книги являются источниками права в традиционалистских правовых системах. В этом случае их нормы признаются государством в качестве обязательных.

Правовой (юридический) обычай – один из наиболее древних источников права. Это исторически сложившееся, укоренившееся в результате постоянного и единообразного применения правило поведения и благодаря этому ставшее устойчивой нормой поведения, санкционированное затем государством. Таким образом, правовой обычай сохраняет значимость только тогда, когда закон отсылает к нему, отводя ему определенную сферу правового регулирования. В законодательстве должна содержаться ссылка на него, тем самым придавая ему юридическую силу.

Нормативный правовой договор устанавливает права и обязанности участников правоотношений, а иногда и общеобязательные правила поведения, адресованные субъектам права на неопределенное время. Примером может быть международный договор – соглашение между государствами, устанавливающее общее правило поведения в виде взаимных прав и обязанностей.

НПД характеризуется следующими признаками:

- содержит нормы общего характера;

- добровольность заключения;

- равенство сторон правоотношений;

- согласие сторон по всем существенным аспектам договора;

- эквивалентный, чаще всего возмездный характер;

- взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

- законодательное обеспечение договоров, придающее им юридическую силу.

Доктрина(юридическая наука) – изложение правовых принципов, правил поведения в трактатах и трудах авторитетных представителей юридической науки и практики. В формальном смысле в современном российском законодательстве не признается, но используется.

V. Применение права

Реализация норм права – процесс фактического осуществления предписаний юридических норм в правомерном поведении граждан, должностных лиц и иных субъектов права.

Применение норм права – это властная специальная юридическая деятельность, осуществляемая компетентными органами государственной власти и должностными лицами по реализации предписаний юридических норм в четко установленном процессуальном порядке к конкретным правоотношениям индивидуального характера.

Таким образом, речь идет об особой форме реализации права, связанной с деятельностью органов государственной власти, должностных лиц. Другими словами, применение права – это государственно-властная деятельность, осуществляемая по конкретным индивидуальным делам, которая завершается принятием конкретного решения компетентным органом государственной власти. Государство через систему своих органов определяет, в каких случаях правоприменение обязательно, каковы его границы в сфере регулирования и охраны общественных отношений, каков круг субъектов, применяющих право, и др.

Правоприменительная деятельность имеет свои характерные особенности:

- это властная, специальная юридическая деятельность, субъектами которой могут быть только компетентные органы гос. власти, органы местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения (если они уполномочены государством);

- право на правоприменительную деятельность субъекта сливается с его обязанностью осуществлять эту деятельность в силу возложенных полномочий;

- данная деятельность всегда связана с решением конкретного дела, жизненного случая, то есть носит индивидуальный характер;

- данная деятельность осуществляется в строгой процессуальной форме, в рамках полномочий, предоставленных соответствующим субъектом.

Правоприменительная деятельность органов государственной власти основывается на ряде принципов, самые важные из которых: принцип законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых решений.

 

Применение норм права осуществляется компетентными органами государственной власти в форме оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности.

Оперативно-исполнительная деятельность – организация выполнения предписаний юридических норм. Обычно она реализуется путем принятия индивидуально-правовых актов: издание приказов, выдача документов, подтверждающих различные факты и др.

Правоохранительная деятельность – действия компетентных органов государственной власти, направленные на охрану общественных отношений, регулируемых юридическими нормами.

Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных стадий, на каждой из которых решаются конкретные задачи:

1. Установление фактических обстоятельств юридического дела.

2. Установление юридической основы дела (правовая квалификация).

3. Толкование правовых норм.

4. Устранение (преодоление) пробела в праве.

5. Принятие решения дела по существу.

6. Исполнение решения и контроль за правильным осуществлением действий тех, кто должен реализовать решение.

Акты применения права – официальная форма выражения правоприменительной деятельности. Они должны: 1) строго соответствовать нормативным правовым актам, на основе которых принимаются; 2) издаваться в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица; 3) иметь определенные внешние атрибуты, придающие им официальный характер (наименование, время и место принятия, наименование органа, издавшего акт, и др.).

Правоприменительные акты классифицируют:

- по субъектам, осуществляющим применение права (органы фед.власти, органы судебной власти, органы исполнительной власти и др.);

- по предмету правового регулирования (конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и др.);

- по форме правоприменительной деятельности (регулятивные – исполнительные, правоохранительные – связанные с реализацией санкций или мер).


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.